baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



Иркутск Второй



“Добро пожаловать в поселок авиастроителей!”

Плакат на въезде в Иркутск-II.

Иркутск II своим рождением обязан Транссибу. К этому времени (1898 год) непосредственно на будущей территории «второго Иркутска» были небольшое боковское селение и скит знаменитого Вознесенского монастыря. Благодаря стройке, монастырь потерял значительную часть своих земель, отведенных под железную дорогу.

Из «Порт-Артура» вырос позднее пригород Иркутска, ставший микрорайоном Ново-Ленино. Обычно подобные участки самовольной застройки называют «Нахаловками». Но «Порт-Артур» - название, выбран-ное самими «нахаловцами» как вызов властям, неоднократно сносившим их непритязательные жилища. Вероятно, это название после поражения в русско-японской войне должно было вызывать неоднозначные ассоциации.

Близость станции к монастырскому скиту определила ее имя – Иннокентьевская (от святителя Иннокентия, с деятельностью которого был связан расцвет Вознесенского монастыря). Застройка Иннокентьевского выселка по ангарской стороне железной дороги велась непланомерно, но очень быстрыми темпами (в среднем - 1 тысяча жителей в год). К 1905 года сформировался тот прилегающий к железной дороге поселок, что и существует сегодня - 7 “линий”, 5 переулков. Еще больший его рост сдерживался болотистыми (пойма Иркута) местами, ограничительными мерами и - самовольными застройками “Порт-Артура” по другой стороне дороги.

Почти половина домохозяев поселка была занята на станции и в ремонтных мастер-ских, другие занимались извозом, торговлей и разными промыслами. А сам поселок уже функционировал как самостоятельный организм - с церковно-приходской школой, на-чальными училищами, кинематографом, больницей, рынком, постоялыми дворами и трак-тирами. И если вначале посельчане ставили вопрос о преобразовании поселка в посад с введением упрощенного городского общественного управления (а городская управа упорно не хотела брать на себя лишнюю обузу), то в 1915 году общим приговором уже потребовали переименования в город. Некоторое подобие противостояния «снялось» в результате движения по сложной цепочке: канцелярия Иркутского генерал-губернатора – министерство внутренних дел – губернское управление – городская управа. Заняла эта история год и 2 с половиной месяца. Решающую роль сыграли перспективы развития крупной промышленности, поскольку здесь имелись обширные и ровные площади (свыше 30% от площади тогдашнего Иркутска), что делало Иннокентьевский поселок вполне способным составить успешную конкуренцию городу. Перспективы были реализованы уже советской властью.

Безусловно, новая страница жизни Иркутска II связана с авиазаводом. Первая комсомольская стройка Восточной Сибири освоила территорию от Иннокентьевского поселка до Боково, от озер до Батарейной. За два года «с нуля» было возведено огромное производство, давшее в 1935 году отличный истребитель И-14 (лучше был только И-15, который в том же году выставлялся в Милане, но еще не пошел в серийное производство).

В данном случае переселенцы были более квалифицированными, чем строители Транссиба. Тогда Иннокентьевский поселок притягивал к себе иркутских бродяг и нищих, бывших ссыльных и каторжан, разорившихся крестьян и горожан. Но и на «ударной стройке» на самых тяжелых работах помимо специального набора, по крайней мере, до конца 40-х годов, был занят отряд заключенных.

Формируется новый центр II Иркутска: он смещается на север, ближе к Ангаре, но поселок попрежнему застраивается по временному принципу – бараками. Некий водораздел лег по ул. Мира («7 линии» - “на болоте”) и утвердился со строительством “каменных” домов (по названию - против деревянных).

Деревянные и каменные бараки представляли собой общежитие с длинным общим коридором, с отдельными – на семью – комнатами в 10-12 кв.м. Таких комнаток по одной стороне барака могло быть от 8 до 12. В каждой комнате была печь. Туалет размещался на улице. Чтобы скрасить существование, устраивали палисадники. Иногда при бараке были скудные земельные участки и непременно - деревянные кладовки. Такое жизненное “устройство” сохранилось и потом, когда кладовки стали кирпичными гаражами. Каменные бараки, переделанные под квартиры, сохранились там, где была Зона - ул.Крымская и ул.Шпачека.

Для 50-х годов характерен новый приток переселенцев, но уже местного - сибирского - “разлива”. Преимущественно люди ехали из Иркутской области, Красноярского края.

Послевоенное улучшение жизни сказалось прежде всего на изменении жилищных условий - стали переезжать в добротные дома, пусть и в коммунальные квартиры. Масштабы строительства были огромны, рабочих рук не хватало, каменщиками работали и женщины. Вновь «выручал» даровой труд заключенных – жилые дома по четной стороне улицы Сибирских Партизан, определившие её облик, построены исключительно зеками. Когда под жилье были “выбраны” все удобные места (в том числе Иннокентьевское кладбище), под строительство были отданы и участки запретной зоны - в продолжение взлетной полосы. И все же жилья не хватало. Последний барак был закрыт в 1971 году.

В Иркутске II хорошо видна поэтапность его строительства. Сталинский период: строгая планировка с продуманными дворами. Заметная стесненность - экономия территории - хрущевской поры, хотя продуманность сохраняется – дворы еще устраивают. И, наконец, бестолковая беспорядочность 80-х. Ради соблюдения показателей плотности застройки, дома ставились в непосредственной близости от проезжих улиц, подъезды домов «распадались» на разные стороны и поэтому новые дома оказывались бездворовыми. И хотя транспортные потоки были довольно удачно «разведены», с ростом количества лич-ных машин улицы становились все более опасными для детей, и интенсивное автомобильное движение стало «осаждать» жилые дома.

Расцвет благоустройства поселка связан с 50-летием завода, когда значительные суммы денег были получены из городского бюджета и от союзного министерства.

Новое жилье, новые детские сады, обновленные Дворец культуры и спортивный комплекс, фасады зданий, новая проходная, памятные стела и знаки, асфальтовые дорожки и различные насаждения по-настоящему украсили II Иркутск. Нынешний облик стал уже настолько привычен, что не всякий вспомнит: раньше перед основной территорией завода был совершенно одичавший “сквер” с затерявшимся где-то посередине памятником Ленину (в «брежневскую эпоху»- !).

Второй Иркутск всегда был относительно обособлен от Иркутска как такового. Еще в начале 60-х годов молодежь пешком ходила на танцы - около 10 км - в Парк Парижской Коммуны. Транспортное сообщение с “городом” (так называют в поселке центр Иркутска), было проблемой, за решением которой непременно обращались к первым лицам государства, посещавшим авиазавод, но так и оставалось проблемой, пока в 90-х го-дах не появились маршрутки. Сам завод долгое время был номерным, затем засекреченным Иркутским машиностроительным заводом и это определяло относительную закрытость поселка (архив Ленинского района, в котором расположен завод, до 1956 года во-обще не велся). Если Иркутск был не просто открытым городом, но одним из туристических центров, то Иркутск II был для иностранцев недоступен. Эти обособленность и закрытость сформировали гордость за поселок у большинства его жителей. Гордость была больше морального плана. Материальных преимуществ не было – кажется, все ездили в Ангарск, «где все было», за покупками.

Это чувство усиливали и братское единение в День Воздушного Флота, что не увидишь в ИВВАИ (военно-авиационный вуз в Иркутске), и объединяюще-сплачивающие события: гибель экипажа при исполнении полетного задания, поимка шпиона, рассекречивание завода, футбольный матч “Звезды”, гибель летчика на улице в столкновении с хулиганами, непременное посещение завода генсеками и президентами, фигуры высшего пилотажа прямо над жилыми кварталами - к приезду нынешних покупателей из Китая, Индии, Вьетнама...

В обиходе употребляли и употребляют понятные «своим» и непонятные «чужим» слова и выражения. Происхождение одних уже забыто или почти забыто: “переезд”, “пятьдесят трех”, “совхозка”, “на болоте”, “Парашютка”, “поперечный”, тридцать первый”, «ждановка». Этимологию других объяснит любой малец: “объект”, “четыре угла”, “Боковка”. Третьи фиксируют «прошлое»: Иннокентьевский рынок, магазин Иннокентьевский.

***

Кризисные 90-е не обошли ни завод, ни поселок. В особенно тяжелые периоды за-водчане избавлялись от акций завода (Иркутского авиационно-производственного объединения), уходили - на Ново-иркутскую ТЭЦ, на “Радиан”, на завод нерудных материалов, на железную дорогу, в “Агродорспецстрой”, в Лисиху... Те, кто оставался, фактически пережили скрытую безработицу. Долгое время висела угроза значительного сокращения кадров. Даже не было керосина на испытательные полеты. Зарплату выдавали китайским ширпотребом и консервами.

В результате произошло два заметных изменения в составе населения.

При благоприятной социальной инфраструктуре, при значительном количестве квартир-сталинок, улучшении транспортной ситуации II Иркутск стал весьма привлекателен для средних и “новых” слоев населения. Появление до 10 крупных автостоянок при достаточно разветвленной (и даже растущей системе гаражей) - наглядное тому подтверждение.

Значительное влияние обрели здесь выходцы из стран СНГ, прежде всего из Азербайджана, которые нашли в тихом II Иркутске благоприятные условия для проживания и активной торговой деятельности. Выходцы из Таджикистана находят жилье и занятия поскромнее, занимаясь строительными и погрузочными работами.

Уже с середины 70-х Авиазавод не был привлекательным (и уж во всяком случае - единственным) местом для работы. Сами работники завода зачастую не желали видеть своих детей продолжателями семейных традиций. Иное дело, что всё равно существовала некая предопределенность, которая приводила на авиазавод того, кто вырос во II Иркутске: жизненный уклад, профильные классы, профориентационная работа завода, трудовое обучение и обязательная практика, авиатехникум и авиастроительный факультет, имевшие высокую репутацию. Наконец: родные, друзья, знакомые…

Сейчас, когда положение значительно выправилось, когда на руки выдается приличная зарплата и вместо неясных надежд появились вполне ясные перспективы, завод опять будет определять положение дел в поселке. И заверченный в рыночной стихии II Иркутск еще «поживёт» со своим именем собственным. А люди, впервые попадающие сюда, всё также будут отмечать его уединенность.

Юрий Романов

25.08.2005

© Центр независимых социальных исследований

Источник
просмотров: 63
 Форум

Ваше имя: где живете:
       e-mail:           www:


Введите код:




 Другие статьи


 Поиск Google  

 
Web baikalarea.ru
 Разделы  

Байкальский край
Иркутск
Иркутяне
Улицы
Районы
Глазково
Академгородок
Зеленый
Университетский
Крылатый
остров Юность
Рабочее
Лисиха
Солнечный
Ново-Ленино
Светлый
Кировский
Синюшка
3-й поселок
Первомайский
Иркутск-II
Жилкино
Правобережный
Юбилейный
Байкальский
Центр
Квартал 130
Новые стройки
Общественные места
Примечательные места
История
Культура
Генплан
Мегаполис
Парки, зеленые зоны
Памятники
Памятники архитектуры
Монументальные сооружения
Церкви
Кладбища
Организации
Иркутск день за днем
События
Иркутску 350 лет

 Иркутск-II

1. Иркутск Второй

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


70 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым