baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



улица Советская. (троллейбусное путешествие)



Три с половиной века создавался город на Ангаре, и каждый век оставил о себе память, каждая улица – своеобразная страница летописи города, его экономической и социальной истории.
Улица Советская – одна из основных магистралей города. Все, кто прилетает в Иркутск, проезжает по ней, чтобы попасть в исторический центр города.
Начинается она в районе Иркутского аэропорта.
 
Я ждал автобус в городе Иркутске,
Пил воду, замурованную в кране,
Глотал позеленевшие закуски
В ночи в аэродромном ресторане.
Я пробуждался от авиагрома
И танцевал под гул радиовальса,
Потом катил я по аэродрому
И от земли печально отрывался.
И вот летел под облаком атласным,
Себя, как прежде, чувствуя бездомным,
Твердил, вися над бездною прекрасной:
Все дело в одиночестве бездонном.
Не следует настаивать на жизни
Страдальческой из горького упрямства.
Чужбина также родственна отчизне,

Как тупику соседствует пространство.
 
Так написал в «Инструкции опечаленным» Иосиф Бродский. Будущий Нобелевский лауреат был в нашем городе в 1962 году, пролётом в Якутию, где работали в геологической партии его друзья. Автобиографические записки поэта умалчивают о том, дождался ли он автобуса и пришлось ли ему побывать в центре города. Скорей всего, не пришлось, потому и осталась одна строка «Я ждал автобус в городе Иркутске», зафиксировавшая его пребывание на иркутской земле.
У нас резерв времени не ограничен ожиданием рейса, поэтому мы предлагаем дождаться троллейбуса № 4 и совершить небольшое путешествие по улице Советской. Она начинается с первой (после аэропорта) остановки троллейбуса – «Завод 403 ГА».
В районе, прилегающем к аэропорту, находятся предприятия, учреждения и учебные заведения, связанные с авиацией. Среди них – старейший в России авиаремонтный завод, ныне ОАО «Иркутский авиаремонтный завод № 403 ГА». Это предприятие было создано на базе ремонтных мастерских общества «Добролёт» в сентябре 1928 года. После технического рейса Иркутск – Якутск – Иркутск был произведён ремонт первого самолёта «Добролёт», который вёлся под руководством будущего конструктора вертолётов Н.И. Камова. В начале 1934 года по заданию правительства коллектив мастерских готовит самолёты Л-42, ПС-4, предназначенные для спасения челюскинцев и вывоза их из ледового лагеря экипажами Слепнёва, Доронина, Водопьянова, работавших в то время в Иркутском авиапредприятии и ставших первыми Героями СССР.
За годы Великой Отечественной войны коллектив завода отремонтировал 38 самолётов и 1584 двигателя, построил 35 самолётов Ш-2. В послевоенные годы завод успешно развивался, став монополистом по ремонту самолётов «АН» всех модификаций: в Иркутск ремонтировать «Аннушки» присылали все авиапредприятия от Камчатки до Смоленска, выполнялись заказы на ремонт самолётов из зарубежных стран.
Перестройка, изменения в системе авиаперевозок отразились на объёмах производимых ремонтных работ, они значительно уменьшились, сократился штат работников завода. Но производственные мощности предприятия и основной профиль деятельности завод сохранил.
Напротив завода 403 ГА находится Иркутский авиационный технический колледж (ул. Советская, 139).
ИАТК – старейшее среднее специальное учебное заведение гражданской авиации на территории Восточной Сибири – был открыт в 1947 году как школа авиационных механиков. В настоящее время колледж продолжает готовить специалистов по технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей, а также специалистов по экономике и бухгалтерскому учёту на авиапредприятиях. Особенностью этого учебного заведения является государственное обеспечение: учащиеся получают здесь бесплатное образование, спецодежду, общежитие. Колледж имеет современную материально-техническую базу, оснащён всем необходимым для организации учебного процесса. Рядом с колледжем – клуб «Орбита», где работают кружки, проводятся вечера, КВН, концерты, дискотеки и другие мероприятия.
В 1949 году в районе аэропорта была открыта городская библиотека (ныне библиотека № 4 МУК «ЦБС г. Иркутска»). По нынешнему адресу (ул. Советская, 186) библиотека находится с 1999 года. Ежегодно её посещает 2,5 тысячи жителей микрорайона: школьники, студенты, работники авиапредприятий, пенсионеры. Здесь работают клубы «Мама, папа, я – читающая семья», «Друзья книги», проводятся встречи с иркутскими писателями, лектории по истории города.
Остановка «Ипподром»
Ипподром не располагается непосредственно на улице Советской, от троллейбусной остановки нужно спуститься вниз, к реке Ушаковке. Ипподром – один из центров спортивной жизни города. Иркутские летописи XIX века зафиксировали немало фактов состязания иркутских конников-спортсменов. По договорённости с городскими властями 12 мая 1900 года коннозаводчики получили в аренду участок городской земли в 27 десятин 1800 сажен на левом берегу Ушаковки. Были сделаны беговые дорожки (круг равнялся 1600 метрам), сооружены хозяйственные постройки, и в этом же, 1900 году, прошли первые скачки.
За прошедшие 100 с лишним лет ипподром не утратил своей значимости, здесь проходят праздники и состязания, на которые привозят лошадей со всей области, из республики Бурятия и Красноярского края. Иркутяне любят посещать спортивные бега и скачки, различные праздники. В 2005 году на Иркутском ипподроме французские кинематографисты сняли несколько главных сцен фильма «Серко».
Остановка – «Типография»
Название своё остановка получила по зданию Иркутского Дома печати (ул. Советская, 109), в котором располагаются редакции газет «Восточно-Сибирская правда», «СМ Номер Один», «Копейка», «Иркутская неделя» и др., типография ОАО НПО «Облмашинформ». Совсем недавно здесь же открылся торгово-развлекательный центр «Ладога», где расположены торговые павильоны, кафе, детская комната, зал боулинга.
На противоположной стороне улицы располагается Иркутский военный авиационный инженерный институт. Это учебное заведение имеет давнюю историю.
В начале ХХ века тогдашнее правительство России в преддверии первой мировой войны решило основать в Иркутске кадетский корпус и юнкерское училище – кузницу кадрового офицерства. Корпуса были заложены в Нагорной части города, на её восточной окраине, что оканчивалась улицей Омулевского, среди оврагов и березняка, протянувшегося до Пивоварихи. В 1912-1914 годах строительство велось ускоренными темпами. Война 1914-1917 годов сократила объём работ из-за нехватки рабочей силы и средств, а после Октябрьской революции строительство прекратилось. В 1918-1920 при Колчаке строительство было возобновлено, а затем здания были законсервированы и оставались без надзора, подверглись разрушению. В 1928 году на КВЖД произошёл советско-китайский конфликт, обострились отношения с Японией. Всё это потребовало от Советского правительства принятия энергичных мер по укреплению восточных рубежей страны. В 1929 году Иркутск посетил нарком обороны К.Е. Ворошилов, а после его визита было решено недостроенные корпуса передать для первой на всей территории от Урала до Владивостока авиационно-технической школы, которая приказом №55 ВВС РККА была учреждена в Иркутске 1 мая 1931 года. Уже 1 октября 1931 года в школе состоялся первый выпуск. 97 первых выпускников – авиационных техников – пополнили ряды Красной Армии.
Питомцы школы, ушедшие в строевые части, делом доказывали свою самоотверженность и мужество. В июле 1934 года газета «Красная Звезда» писала о том, что выпускник иркутской школы 1932 года Е.Н. Моторин за смелость и отвагу при спасении людей и самолётов награждён орденом Ленина. Важным этапом в истории училища стала Великая Отечественная война.
С первых дней войны Иркутская военная школа авиационных техников стала направлять в действующую армию большое количество офицеров, сержантов. В боях за свободу и независимость выпускники училища проявили массовый героизм  и показали немало примеров беззаветной стойкости и отваги. Они с честью  выполнили свой священный долг перед Родиной и вписали много ярких страниц в летопись боевой славы нашей авиации, в историю училища.
Выпускниками Иркутского военного авиационного училища были генералы А.Г. Барсуков, ВВ. Гладилин, Е.М. Дворянский, А.Г. Назаров, А.С.Шаракшанэ. На всех постах, куда бы ни направляла их   Родина, они проявляли высокое воинское мастерство, мужество, самоотверженность.
Або Сергеевич Шаракшанэ – доктор технических наук, много сделал для изучения проблем и создания систем противоракетной и противокосмической обороны.
В 1975 году авиационно-техническое училище награждается орденом Красной Звезды. Сейчас в институте 4 факультета: летательных аппаратов, авиационного вооружения, авиационного оборудования, авиационного радиоэлектронного оборудования. На этих факультетах на контрактной основе проходит подготовка военных авиационных техников и инженеров.
Рядом с ИВАИИ находится торговое представительство ООО «Эльдорадо-Забайкалье» и магазин бытовой техники «Эльдорадо».
Следуя далее маршрутом троллейбуса №4, мы пересекаем улицу Ядринцева, одну из старейших улиц этой части города. Улица возникла в конце XIX века и названа в честь Николая Михайловича Ядринцева (1842-1894), писателя, путешественника, общественного деятеля, автора известного труда «Сибирь как колония», издателя газеты «Восточное обозрение». «Восточное обозрение» − газета, которая в 1882 году начала выходить в Петербурге, а с 1887 года издавалась в Иркутске, где Н.М. Ядринцеву удалось собрать вокруг газеты видных литераторов, журналистов, политических ссыльных.
Что примечательно, эта улица – одна из немногих в городе, практически сохранивших своё название с дореволюционных времён: первоначально она называлась Ядринцевской. На пересечении улиц Ядринцевской и Советской расположено недавно построенное здание Сибирского института (ныне академия) прав, экономики и управления (СИПЭУ), где ведётся и довузовская подготовка. Повышенный уровень обучения в колледже  даёт возможность выпускникам поступить на 3 курс СИПЭУ по выбранному профилю. А выбор профессий отвечает современным потребностям страны. Это – туризм, гостиничный сервис, рекламная деятельность, обеспечение управления и архивоведение, налоги и налогообложение, делопроизводство, государственное и муниципальное управление.
Рядом со зданием СИПЭУ (на ул. Ядринцева, 1 ж) находится один из лучших отелей города – «Звезда».
Остановка «23 школа» (ул. Советская, 172).
Средняя школа № 23 открылась 1 сентября 1936 года. Для того времени – это было специальное, неплохо оснащённое здание. Все  годы школа была известна в городе интересными внеклассными мероприятиями, здесь собран значительный материал об истории школы и её выпускниках. К сожалению, здание школы обветшало, в настоящее время решён вопрос о его сносе и постройке на этом месте нового здания школы с тем же номером.
Остановка – «Улица Омулевского»
Не только гости города, но и большинство иркутян полагают, что эта улица, находящаяся на пересечении с ул. Советской, названа в честь обитателя озера Байкал – омуля. Это глубокое заблуждение. Как и улица Ядринцева, она возникла в конце XIX века и увековечила имя Федорова Иннокентия Васильевича, писателя, который жил в Иркутске с 1842 по 1857 год. Омулевский – его псевдоним. Большая часть произведений писателя посвящена Сибири, а в «одном из лучших губернских городов Восточной Сибири» − Ушаковске – читатели шаг за шагом легко узнают старый Иркутск. Омулевский любил Сибирь, Иркутск, сибиряков, немало поэтических строк посвятил сибирской природе, сибирякам. Одно из лучших его стихотворений «Сибиряк» − свидетельство тому:
Смелость, сметливость, повадка
Рыскать по стране,
Чистоплотность, ум, приглядка
К новой стороне;
Горделивость, мысли здравость,
Юмор, жажда прав,
Добродушная лукавость,
Развесёлый нрав;
Политичность дипломата
В речи при чужом,
Откровенность, вольность брата
С истым земляком;
Страсть отпетая к природе –
От степей до гор,
Дух, стремящийся к свободе,
Любящий простор;
Поиск дела, жажда света,
Юной жизни кровь,
Без предела и завета
К родине любовь;
Страсть отстаивать родное,
Знать: да что, да как?
Стойкость, сердце золотое, −
Вот наш сибиряк!
 
 остановка – «Улица Советская»
Между остановкой Омулевского и Советской находится одно из старейших медицинских учреждений города – Ивано-Матрёнинская городская детская клиническая больница (Советская, 57). Она была построена на средства иркутского купца первой гильдии Ивана Ивановича Базанова (1813-1883 гг.) и названа в честь его самого и жены его – Матрёны Михайловны. И.И. Базанов известен своей благотворительной деятельностью. Он построил и содержал воспитательный дом и детский сад, учительскую семинарию, значительные средства вкладывал на строительство городского театра, юнкерского училища, каменной колокольни Вознесенского монастыря и др. Его благотворительное дело достойно продолжали наследники. Согласно завещанию они организовали фирму «Наследники Ивана Ивановича Базанова» и ассигновали на строительство 300 тыс. рублей единовременно, а затем Ю.И. Базанова и В.П. Кельх ежегодно передавали определённую сумму на содержание больницы. Проект и план детской больницы составил и руководил строительными работами городской архитектор Владимир Александрович Рассушин. 8 сентября (нов. стиль) 1895 года здание больницы было освящено, и больница открыта. Первоначально в ней было 30 бесплатных мест, а амбулаторно ежегодно лечились тысячи детей. Ивано-Матрёнинская больница считалась образцовой. Современники писали о ней: «В немногих больших городах мы найдём специальные детские больницы… таких больниц, как Ивано-Матрёнинская больница Базановых, мало даже в Европе. Лица, видевшие берлинскую больницу и больницу Св.Ольги в Москве, находят, что иркутская во многих отношениях имеет преимущества перед ними».
Помимо основного корпуса на территории больницы была выстроена каменная часовня, а на противоположной стороне улицы – двухэтажное каменное здание и деревянный дом для персонала. И в наши дни Ивано-Матрёнинская больница – ведущая детская больница города, многопрофильное детское медицинское учреждение со многими отделениями, оснащёнными современным диагностическим оборудованием. Ивано-Матрёнинская больница – ведущая база в подготовке практических врачей и научных работников в области педиатрии. Несколько лет назад на территории больницы была возведена часовня, названная в честь блаженной Ксении Петербуржской, заступницы и исцелительницы всех страждущих. Храм этот, небольшой по площади – один из самых посещаемых иркутянами.
На пересечении улиц Советской, Депутатской и Декабрьских событий находится здание, где располагается ООО «Сибирский научно-исследовательский, конструкторский и проектный институт алюминиевой и электродной промышленности». (ул. Советская, 55). СибВАМИ – правопреемник Иркутского филиала института ВАМИ, образованного 10 апреля 1959 г. Это коллектив высококвалифицированных специалистов: здесь работают 2 доктора, 15 кандидатов наук, три лауреата Премии Правительства РФ в области науки и техники.
За последние годы ими было опубликовано более 500 научных трудов, в том числе 18 монографий, учебников и справочников, получено 120 патентов на изобретения. Научно-исследовательские, конструкторские, проектные работы в области производства алюминия, кремния, фтористых солей и электродной продукции активно внедряются на Иркутском алюминиевом заводе и других предприятиях страны.
На пересечении улиц Советской и Депутатской находится памятник − танк Т-34. Он занял своё место на постаменте 9 мая 1967 года и установлен в честь первой танковой колонны, построенной на личные средства комсомольцев Иркутской области. Колонна состояла из 12-ти танков Т-34, собранных в Иркутске, и воевала на фронтах Великой Отечественной войны в составе 206 стрелкового полка. На квадратном постаменте надпись: «Колонна танков «Иркутский комсомолец» − танк Т-34 № 4100855». Установилась традиция – утром 9 Мая здесь собираются ветераны и молодёжь и следуют по улицам города к Вечному огню, мемориалу в честь иркутян, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
Памятник – танк стоит на месте основного здания загородной усадьбы Сукачева. Усадьба Владимира Платоновича Сукачёва в настоящее время Дом-музей, памятник федерального значения, единственное в Восточной Сибири, своеобразное «дворянское гнездо». Владимир Платонович – коренной иркутянин, сын потомственного дворянина и дочери крупнейшего сибирского золотопромышленника Н.П.Трапезникова. С именем Владимира Платоновича связано множество добрых дел, которые он сделал для Иркутска. Он трижды избирался городским головой, и в эти годы Иркутск оправился после страшного пожара 1979 года, был построен понтонный мост через Ангару, здание театра, музея ВСОРГО, 5 бесплатных школ на окраинах города, появился телефон, на улицах зажглись электрические фонари. Он вошел в историю города и как основатель картинной галереи, доступной для всех, кто жил, либо приезжал в Иркутск.
Галерея располагалась в здании на территории загородной усадьбы. От этой усадьбы до наших дней сохранилось из 17 построек только шесть, да и те претерпели существенные изменения. Усадьба Сукачёвых – определенный синтез городского и сельского быта. При усадьбе был разбит парк, в котором Сукачёвы высаживали растения из разных уголков Европы и Азии. Парк украшали беседки, гроты, арки, катальная горка. Для девочек работала в усадьбе школа. Семья Сукачевых открывала парк для иркутян: в нём наряжали ёлку на Рождество, проводя праздники для детей бедняков. Летом в парке отдыхали девушки из Института благородных девиц, не имевшие возможности уехать на каникулы. В настоящее время в усадьбе проводятся реставрационные работы. 16 мая 2001 года в первом (гостевом) отремонтированном доме открылась выставка, на следующий год закончено восстановление служб с конюшнями. В том же году в парке, рядом с отжившими свой век деревьями, посажены маньчжурские орехи, дуб и 50 молодых берёзок. В усадьбе можно познакомиться с экспозициями, рассказывающими о семье Сукачёвых, принять участие в праздниках, воссоздающих атмосферу, царившую здесь. Усадьба является филиалом Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва. Департамент по культуре и архивам Иркутской области предполагает создать здесь архитектурно-ландшафтный комплекс – музей под открытым небом.
Улица Советская, 94. Здесь находится основная общеобразовательная школа-интернат с углублённым изучением музыки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Иркутяне её называют кратко: «школа музыкантских воспитанников». Открыта школа была в 1943 году для мальчишек, чьи родители погибли на фронте. Школа находилась в ведении Министерства обороны и готовились в ней музыканты военных оркестров. В 1962 году школа была передана в ведение Министерства образования, в ней стали обучаться и девочки. В 60-х годах почти все выпускники школы поступали в Новосибирскую консерваторию и пополняли после её окончания симфонические оркестры различных городов Сибири. Ныне в школе обучается 200 учеников, они в основном сироты и дети малообеспеченных родителей. Большинство выпускников поступает в музыкальные военные учебные заведения, в оркестр Сибирского военного округа. Коллектив школы гордится успехами своих выпускников, талантливых ребят, которых воспитала и продолжает воспитывать школа.
 Остановка «Заводская».
Иногда изменения в жизни происходят настолько стремительно, что городская топонимика не успевает зафиксировать эти изменения. Здесь находился завод «Эталон», производивший измерительные приборы и точную аппаратуру. В годы перестройки завод прекратил свою деятельность. В корпусах завода расположены в настоящее время ООО «Административно-коммерческий центр «Эталон –инвест», офисы различных фирм, мебельный центр.
 Прекратил свою деятельность другой ранее известный в городе Иркутский завод карданных валов. В середине 70-х годов это предприятие было рентабельным, высокоавтоматизированным для того времени, его продукция поставлялась не только в СССР, но и в 21 зарубежную страну. Ныне по этому адресу (Советская, 58) располагаются торговые центры «Престиж» и «На Советской», отель «Глория».
Остановка – «Театр кукол»
Театр расположен на углу улиц Советской и Байкальской и официально прописан по адресу: ул. Байкальская, 32. Этот адрес он обрёл в 1987 году, переехав в отремонтированное здание бывшего кинотеатра «Мир». До этого времени с момента своего открытия (1936) театр не имел постоянного помещения. Театр «Аистёнок» пользуется заслуженной популярностью не только у маленьких зрителей, в его репертуаре есть спектакли для взрослых. Театр неоднократно принимал участие в региональных фестивалях театров кукол Сибири и Дальнего Востока, выезжал на гастроли по области, городам России, а также за рубеж.
За театром кукол «Аистёнок» располагается Иерусалимское кладбище. Троллейбус следует вдоль его ограды. Иерусалимское кладбище – уникальный историко-мемориальный объект. На нём покоится прах иркутян, тех, кто внёс большой вклад в развитие культуры, архитектуры, просвещения, науки в XYIII-XIX вв. Кладбище было открыто в конце XYIII века, в 1858 году обнесено оградой. Кроме православной части, занимавшей основную территорию кладбища, существовали также католическое, лютеранское и еврейское кладбища.
Иерусалимское кладбище расположено на горе, которая называлась Иерусалимской. Название кладбища дало имена улицам, располагавшимся вблизи него. До пожара 1879 года была лишь одна улица – Иерусалимская (ныне Коммунаров), после пожара появилось несколько Иерусалимских улиц ( к конце XIX века отмечено на  карте города 10 улиц), и им были присвоены имена 1-я, 2-я и т.д. Улица, по которой мы путешествуем, стала называться 1-ой Иерусалимской.
5 ноября 1920 года на городском торжественном собрании, посвящённом 3-й годовщине Октябрьской революции, был обнародован декрет о переименовании улиц. 44 иркутские улицы получили новые названия. 10 Иерусалимских улиц стали называться Советскими. До начала 90-х годов прошлого века во всех атласах и картах-схемах города стояло название «1-я Советская», в середине 90-х годов числительное из названия исчезло.
На Иерусалимском кладбище сохранились захоронения и памятники декабриста И.В. Поджио, видного публициста и краеведа М.В. Загоскина.
В 1932 году Иркутский горсовет решил превратить Иерусалимское кладбище в парк культуры и отдыха, надгробные памятники были вывезены, уничтожены, а парк культуры и отдыха (ЦПКиО) был открыт лишь в 1957 году.
До середины 90-х годов на территории парка работали аттракционы и танцплощадка. В середине 90-х годов большинство аттракционов прекратили работу, и парк стал использоваться для спокойного отдыха, а также размещения детского городка «Чипполино». В планах администрации города – размещение на территории бывшего парка памятных знаков, рассказывающих о тех людях, которые похоронены на кладбище и их деяниях на пользу нашего города.
Троллейбусное путешествие по улице Советской закачивается, как и улица Советская, у входа в парк, на пересечении улиц 25 Октября и Кожова.
Троллейбус следует далее по маршруту по ул. Седова в центр города.
Завершая путешествие, отметим, что в истории одной улицы отразилась смена времён; отразилось, что порой новой время, берущее своё, отвергает прежние ценности. Но всё же иркутяне не должны забывать от историческом и культурном прошлом своего города, должны хранить старину и развивать добрые традиции, связующие имена и судьбы.
                  
ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПРАВКИ ИСПОЛЬЗОВАНА
СЛЕДУЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА:
 
Гольдфарб С. Иерусалимский некорополь. // Гольдфарб С. Истории старого города. Иркутск, 2007. – С.216-217.
Иркутск в панораме веков. Очерки истории города. – Иркутск: Вост.-Сиб. издательская компания, 2002. – 511 с.
Козлов И.И. Путеводитель по Иркутску. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1982. – 191 с.
Октябрьский округ. 60 лет / сост. Р.Г. Михеева. – Иркутск: Изд-во ИП «Макаров С.Е», 2001. – 128 с.
Фатьянов А.Д. Владимир Сукачев. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1990. – 352 с.: ил.
Материал подготовлен:
Ольга Викторовна Борейко, заведующая библиотекой №4
Римма Григорьевна Михнеева, главный библиограф Центральной городской библиотеки им. А.В. Потаниной
18.09.2008. 

просмотров: 4320
 Форум
Ваше имя: где живете:
       e-mail:           www:


Введите код:




 Другие статьи


 Поиск Google  

 
Web baikalarea.ru
 Разделы  

Байкальский край
Иркутск
Иркутяне
Улицы
1-я Красноказачья
1 Советская
Фотогалерея
2 Железнодорожная
3 Железнодорожная
3 Июля
4-я Железнодорожная
5-й Армии
30-й дивизии
Академическая
Алексеева, переулок
Бабушкина
Байкальская
Баррикад
Безбокова
Белобородова
Богдана Хмельницкого
Бограда
Бульвар Гагарина
Бульвар Постышева
Валентины Терешковой
Верхняя Набережная
Вилюяйская
Гоголя
Горная
Горького
Грибоедова
Грязнова
Декабрьских Событий
Дзержинского
Желябова
Жуковского
Звездинская
Каландаришвили
Канадзавы
Карла Либкнехта
Карла Маркса
Касьянова
Киевская
Кожзаводская
Кожова
Коммунаров
Коммунистическая
Красноармейская
Красного Восстания
Красных Мадьяр
Култукская
Лапина
Ленина
Лермонтова
Леси Украинки
Ломоносова
Марата
Маяковского
Можайского
Мухиной
Некрасова
Нижняя Набережная
Новокшонова
Образцова академика
Октябрьской революции
Партизанская
Пискунова
Площадь Кирова
Подгорная
Поленова
Полины Осипенко
Постоловского
Профсоюзная
Пушкина
Рабочая
Рабочего штаба
Российская
Рябикова бульвар
Свердлова
Седова
Софьи Перовской
Станиславского
Степана Разина
Сурикова
Сухе-Батора
Театральная
Тимирязева
Трилиссера
Урицкого
Флюкова
Франк-Каменецкого
Фридриха Энгельса
Фрунзе
Фурье
Халтурина
Хасановский пер.
Цесовская Набережная
Чайковского
Челнокова
Черемховский переулок
Чернышевского
Чехова
Чкалова
Ширямова
Шпачека
Якоби
Терешковой
Ярославского
Польских повстанцев
Старокузьмихинская
4-я Советская
Депутатская
Володарского
Ярослава Гашека
Ядринцева
Шмидта
Шевцова
Уткина
Улан-Баторская
Ударника
Сурнова
Николаева
Районы
Новые стройки
Общественные места
Примечательные места
История
Культура
Генплан
Мегаполис
Парки, зеленые зоны
Памятники
Памятники архитектуры
Монументальные сооружения
Церкви
Кладбища
Организации
Иркутск день за днем
События
Иркутску 350 лет

 1 Советская

1. улица Советская. (троллейбусное путешествие)

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


84 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым