baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



История Иркутского атвозавода



В 1952 году с его конвейера сходило 50 грузовиков в сутки, а потом стране понадобились радиоприемники

Удивительный и в то же время малоизвестный факт из местной истории: были времена, когда у нас в Иркутской области существовал и успешно действовал самый настоящий автозавод - с многоярусным конвейером, кузовным цехом и весьма приличной производственной мощности. По современной классификации его можно отнести к "отверточным" предприятиям, но эта стадия, судя по перспективным планам, была лишь начальной. Корреспонденту нашей газеты удалось встретиться с человеком, который начинал свою трудовую биографию слесарем на этом предприятии. А когда завод достиг своей проектной мощности, он работал уже технологом на автоконвейере. Это Рэм Михайлович Манн.

Про Иркутский автозавод сейчас мало кто знает. И совсем не потому, что информация эта какая-то секретная или закрытая. Нет. Именно как автозавод первоначально задумывалось и строилось одно из крупнейших в Иркутске производственных объединений - знаменитый завод радиоприемников. Но универсальному предприятию, специалисты которого могли разработать и запустить в производство многое - от доильного аппарата и электроплитки с электронным управлением до радиостанции на бронетранспортер, не суждено было пробиться сквозь волны рыночных отношений в конце 90-х годов прошлого столетия. Теперь предприятия не стало, и оказалось, что его история тоже никому не нужна. Кроме немногих заводских старожилов.

Рэм Манн - из них: полвека отдал родному заводу, в том числе 24 года в должности главного инженера предприятия. Прекрасно помнит, как все начиналось.

- В марте 1943 года я окончил наше маратовское ремесленное училище и был отправлен на авторемонтный завод слесарем, - вспоминает Рэм Михайлович. - Квалификацию набирал быстро. Тогда мне было всего 16 лет, но я мог уже самостоятельно делать капитальный ремонт автомобиля - двигателя, коробки, заднего моста, тормозной системы.

База располагалась в предместье Марата и занималась ремонтом автомобилей. Но не тем, что делают в нынешних автосервисах, устраняя последствия заурядных уличных дорожно-транспортных происшествий. Шла тяжелая война, и в Иркутск привозили разбитые военные грузовики прямо с фронта - без моторов, кабин, мостов. В основном это были самые распространенные в те годы ЗИС-5 и полуторка (ГАЗ-АА). Несмотря на устаревшую конструкцию, обе эти модели являлись основными транспортными средствами Красной армии в первые годы Великой Отечественной.

- Газиков к нам на ремонт почему-то мало приходило, - продолжает Рэм Михайлович. - Их восстановлением занимался один цех. В месяц там делали пять-шесть грузовиков ГАЗ-АА. А вот ЗИСов было больше, наш завод ремонтировал их до 15-20 штук в месяц.

Ближе к концу войны значительно возросли поставки в Советский Союз военной техники по ленд-лизу из стран антигитлеровской коалиции. Грузовые автомобили из Америки приходили в виде машинокомплектов, которые нужно было еще собирать. И их собирали. К примеру, на Горьковском автозаводе, несмотря на то что само предприятие летом 1943 года сильно пострадало от бомбардировок, шла сборка грузовых вездеходов "Шевроле", а на заводе имени Сталина на колеса ставили студебекеры.

Все началось на капустном поле

Совершенно точно, что квалификация мастеров авторемонтного завода из предместья Марата ни у кого не вызывала сомнений. Более того, в 1945 году вышло постановление Государственного комитета обороны о строительстве в Иркутске автосборочного завода.

Сразу после того постановления руководители ремзавода приступили к поискам места под новый завод. Директор Александр Ежевский, как рассказывает Рэм Манн, лично присмотрел возле поселка Мельниково большое колхозное поле, где выращивали капусту и картошку. Подъехал к нему, сорвал капустный кочан, отбросил в сторону и сказал дословно так: "Быть здесь заводу".

- Ранее строили не так, как сейчас, - рассказывает Рэм Михайлович. - Невероятно быстро строили, хотя еще война даже не закончилась. Все понимали, что завод и автомобили нужны стране. Не дожидаясь окончания строительства, мы уже приступили к сборке машин. К нам начали поступать студебекеры в упаковках. Вот с этих американских грузовиков, которые мы собрали первыми, и началась история автосборочного завода.

Сборка автомобилей велась на простейшем конвейере, который установили на ремзаводе в предместье Марата. Первый студебекер иркутской сборки вышел за заводские ворота 21 июня 1945 года. Этот день и стал днем рождения Иркутского автосборочного завода.

Кроме студебекеров, по многим параметрам в разы превосходивших советские полуторки и трехтонки, иркутским слесарям довелось собирать грузовики и других американских марок - "Додж", "Форд", "Шевроле". Есть данные, что только в 1945 году с маратовского конвейера сошло несколько сотен американских автомобилей. Удалось найти даже цифру - 1328 штук, однако очевидцы тех событий сомневаются в ее точности.

Про строящийся конвейер и штатовские грузовики

Но предместье Марата, как и планировалось, было лишь временным пристанищем автостроителей. Уже к концу лета 1945 года в районе поселка Мельниково были залиты первые ленты фундаментов под настоящий большой автозавод.

На следующий год работы на стройплощадке в Мельниково развернулись вовсю: уже обозначились стены главного сборочного корпуса, приступили к возведению деревообрабатывающего и литейного цехов, кузницы, котельной.

- Трудно ли было начинать с нуля, в чистом поле, когда в стране царила послевоенная разруха?

- Нет, ничего трудного, - утверждает Рэм Манн, очевидец и участник тех событий. - Это был колоссальнейший и невероятнейший энтузиазм везде - и в строительных организациях, и на производстве. На таком подъеме все работали, с таким желанием строили новое...

Но, несмотря на большую стройку, выпуск автомобилей в Иркутске не прекращался. С маратовского конвейера по-прежнему сходили, блестя свежей краской, штатовские грузовики. Более того, параллельно наши слесари освоили новый вид продукции - автоприцепы-роспуски, предназначенные для длинномерных грузов.

Работа под открытым небом

В 1948 году выпуск американских автомобилей в предместье Марата постепенно свернули. По сохранившимся данным, всего с того самого первого студебекера маратовские автомастера собрали 1928 "американцев", в том числе 755 студебекеров, 550 "Шевроле", 14 "Фордов".

К тому времени сам автосборочный завод с временных площадей переехал в новые высотные корпуса. Правда, к моменту переезда главный сборочный корпус не имел еще даже крыши, не было здания заводоуправления, и все это в преддверии зимы. Однако по размаху построенного в Мельниково было понятно, что сборочное предприятие - это только первый этап. В дальнейшем новому заводу явно планировалось будущее полнокровного автопроизводства.

В следующем году коллектив завода, который к тому времени насчитывал уже около 800 человек, ждала очередная задача: освоить не только работу на настоящем автомобильном конвейере, но и подготовиться к производству новой современной модели советского грузовика - ГАЗ-51.

В 1950 году Иркутский автозавод начал серийную сборку автомобилей ГАЗ-51. Причем это была не совсем "отверточная" сборка, ведь часть комплектующих к грузовику изготавливали в цехах завода. Из Горького в Иркутск в контейнерах и на железнодорожных платформах приходили различные части машины - рамы, задние, передние мосты, двигатели. К ним в цехе ! 3 нашего автозавода строили кузова и кабины. По технологии тех лет кузовные детали делались из дерева и затем обшивались металлом.

Основное действо разворачивалось в главном корпусе площадью 22 тысячи квадратных метров. Здесь шла непрерывная сборка. Несколько веток конвейера - подвесные, напольные - безостановочно перемещали в пространстве автодетали. Под потолком проплывали ряды колес. По полу на специальных креплениях двигались рамы, моторы, мосты. Тут же подавались кабины, шла покраска. Весь конвейер растянулся на 200 метров в длину.

Производство нового грузовика в Иркутске развивалось очень активно и успешно. В первый год его выпуска иркутяне собрали почти две тысячи ГАЗ-51. А уже на следующий год завод вышел на проектную мощность - 50 автомобилей в сутки.

- Полсотни автомобилей в сутки - по тем временам это огромная цифра, - говорит Рэм Михайлович. - Всего семь лет прошло после того постановления 1945 года, а завод работал на полную мощь. В 1951 году мы выпустили 9458 автомобилей и 7953 автоприцепа.

А на следующий год Иркутского автозавода не стало...

Стране понадобились радиоприемники

Семь лет прошло после Великой Отечественной войны. Промышленность активно восстанавливалась и развивалась. Особенно энергично - автомобильные предприятия, в том числе и Горьковский автозавод, который теперь и сам неплохо справлялся со сборкой своих автомобилей. Зато радиопромышленности в стране фактически не было, а народному хозяйству так требовались радиоприемники. Хотя если точно, то в первую очередь нужны были именно радиостанции для армии.

Возможно, как раз это стало причиной появления в 1952 году очередного судьбоносного постановления Государственного комитета обороны о перепрофилировании Иркутского автозавода.

И заводчане начали ломать свой автосборочный завод, возводя на его фундаменте завод радиоприемников.

- Рэм Михайлович, "ломать завод" - это вы условно?

- Нет, ломали по-настоящему. Там ведь такие огромные конвейеры были, под потолок, как на нормальном автозаводе. Все это выносили и отправляли в металлолом. А затем на этом месте начали осваивать производство больших радиостанций на колесной базе - на ЗИЛах, на ГАЗах, на бронетранспортерах. До 50 радиостанций в месяц выпускали. Но кузова для радиостанций, к примеру, на базе ГАЗ-51 делали уже в Ангарской ИТК-6.

Больше сначала Иркутскому заводу радиоприемников, а затем производственному объединению "Восток", не суждено было вернуться в автомобильную промышленность. Все поздние попытки выпускать те же пожарные машины, оснащая серийные грузовики спецоборудованием, не развились даже до уровня мелкосерийного производства.

А недавно не стало и самого радиозавода.

- Развалить этот завод - невероятнейшая глупость всех чиновников, от областного уровня от самого верха, - считает Рэм Манн, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, двух орденов "Знак Почета", почетный радист СССР. - На этом месте, в этих корпусах можно было создать замечательный автозавод, потому что все здесь приспособлено для того, чтобы изготавливать автомобили. Да и не только их. Заводской инженерно-технический персонал имел очень высокую квалификацию.

У нас был лучший в области инструментальный цех - 250 производственных рабочих, которые могли все. Даже авиационный завод нам заказывал пресс-формы. На заводе трудилось почти восемь тысяч иркутян.

Не так давно Рэм Михайлович не удержался и съездил на завод, которому посвятил более 50 лет собственной жизни. Обошел всю территорию предприятия, взглянул на развалины.

- Вышел из проходной, - теперь с улыбкой говорит он, - и со мной случилась настоящая истерика: стою и плачу. Народ идет мимо, удивляется. А я ничего с собой поделать не могу. Больше я туда не поеду...

Константин Куликов, для "Копейки".

номер от 17 января 2007 года

Копейка
просмотров: 911
 Форум


 Другие статьи

Вместо радиозавода

Через год в районе Синюшиной Горы на территории бывшего радиозавода откроется "Мегамолл"

Это будет крупнейший торговый и развлекательный центр не только в нашем городе, но и во всей Иркутской области. Главный принцип молла: покупатель может ничего и не покупать. В таких центрах гораздо важнее общение и отдых, чем приобретение товаров. Это негласный принцип настоящего шопинга, который, к сожалению, в Иркутске до сих пор не прижился. Все торговые центры нашего города рассчитаны на то, чтобы человек купил то, что ему нужно. И ушел (чем скорее, тем лучше!). Принцип молла противоположный: клиент со всей семьей должен остаться на день. А по возможности - и на ночь. Мужчина может пойти в спортбар, пока его жена наводит марафет в салоне красоты, а дети скачут на батуте. Дальше...




 Поиск Google  

 
Web tmidea.ru
 Разделы  

Байкальский край
Иркутск
Иркутяне
Улицы
Районы
Новые стройки
Общественные места
Примечательные места
История
Культура
Генплан
Мегаполис
Парки, зеленые зоны
Памятники
Памятники архитектуры
Монументальные сооружения
Плотина ГЭС
Дворец бракосочетания старый
Ледовый дворец
Цирк
Аэропорт
Торговый комплекс
Стадион Труд
Жилкинский мост
Телевышка
Центральный рынок
Авиационное училище
Дом на ногах
ИЗТМ
Мосты
Радиозавод
Кедр - иркутский водочный завод
Иркутский мост
Дворец бракосочетания
Железнодорожный вокзал
Гостиница Сибирь
детская музыкальная школа в Академгородке
Церкви
Кладбища
Организации
Иркутск день за днем
События
Иркутску 350 лет

 Радиозавод

1. Вместо радиозавода
2. История Иркутского атвозавода

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


846 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым