АнгарЛАГ ("Ангарстрой").
Сергей ПЛЮЩЕНКОВ.
Строительство !120 НКВД СССР: организационный момент.
В разгар Великой Отечественной войны Государственный Комитет Обороны принял постановление "О строительстве железнодорожной линии Комсомольск - Советская Гавань", предписывающее НКВД СССР сдать ее в эксплуатацию в 1945 году.
Столь сжатые сроки сооружения магистрали в труднодоступных горно-таежных районах были обусловлены военно-стратегической необходимостью. На дальневосточных рубежах вполне реальным было столкновение с Японией. Несмотря на неимоверные трудности, Управление строительства ! 500 справилось с поставленной задачей и в конце 1946 года новая рельсовая дорога была включена в состав общесоюзной транспортной сети.
На повестку дня встал вопрос о форсировании строительно-монтажных работ на западном участке БАМа, временно законсервированном. ГКО своим постановлением от 30.08.1945 года "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали" обязал НКВД СССР приступить с 1946 года к строительству БАМа от станции Тайшет до Советской Гавани. Новая стройка получила порядковый номер - 120.
Для обеспечения работ в Иркутскую область было откомандировано 6000 офицеров инженерно-технической, интендантской и административной служб, в распоряжении которых находилось свыше 50 тысяч военнопленных японцев. В декабре 1945 года первая партия военнопленных прибыла в Братск на автомобилях по Тулунскому тракту для возведения жилья и административных зданий управленческого городка, через три года перебазировавшегося в Заярск-I.
В апреле 1947 года с Дальнего Востока прибыло ядро командного состава строительства N 120, в том числе начальник М. В. Филимонов и главный инженер Н. А. Мирзоев. Последний проработал в "Ангарстрое" не один десяток лет и оставил о себе добрую память как высококвалифицированный специалист, талантливый организатор и просто незаурядный и порядочный человек.
Как и на Дальнем Востоке, колонны - основные структурно-производственные единицы АнгарЛАГа - располагались в глухой малообжитой местности. Они представляли из себя "раскорчеванные от леса площадки, огороженные частоколом-забором. Никаких бараков, палаток, тем более кухонь, пекарен, амбулаторий, бань и прочих помещений, крайне необходимых людям, не было". Все это предстояло построить самим заключенным.
Кроме инженерно-технического персонала с Восточного строительства были переправлены техника, инвентарь и необходимое оборудование, что позволило обойтись без неизбежных в любом большом деле организационных издержек и потерь времени.
Уже с весны 1947 года началось строительство железнодорожной магистрали Тайшет - Лена на территории Заярского района. К 25 ноября 1950 года была завершена укладка главного пути на участке Братск - Усть-Кут. Высокие темпы работ объясняются прежде всего использованием богатого опыта стройки N 500 и удовлетворительной обеспеченностью материально-технической базы Управления Ангарского строительства. Ведь низкий уровень технического оснащения новостроек был нормой для Советского Союза в 30-х - 50-х годах, об этом не следует забывать.
За время своего существования АнгарЛАГ носил следующие наименования:
- с февраля 1947 г. по июнь 1948 г. - Управление Ангарского ИТЛ Западного Управления Байкало-Амурской железнодорожной магистрали ГУЛЖДС МВД СССР;
- с июня 1948 г. по март 1953 г. - Управление Ангарского ИТЛ ГУЛЖДС МВД СССР;
- с апреля 1953 г. по август 1954 г. - Управление Ангарского строительства "Ангарстрой" ГУЖДС Дальнего Востока и Сибири МПС СССР;
- с августа 1954 г. по июль 1957 г. - Управление Ангарского строительства "Ангарстрой" ГУЖДС Востока и Сибири Минтрасстроя;
- с июля 1957 г. по март 1963 г. - Управление Ангарского строительства ГУЖДС Урала и Сибири Минтрасстроя;
- с марта 1963 г. по 1964 г. - Управление Ангарского строительства ГУЖДС Урала и Сибири государственного производственного Комитета по транспортному строительству СССР.
Почтовый адрес - п/я "ВП - 120".
Историческая справка по "Ангарстрою" была напечатана в "Карте" N 7-8.
(Сергей Плющенков "Западный БАМ: факты без комментариев", стр. 23 - 24).
Источник
просмотров: 1364
Правда об Ангарлаге
Родился я, вырос и по сей день живу на севере Иркутской области. Мало ли нас, уроженцев больших и малых селений родного края, считающих себя патриотами, но никогда не задумывающихся над вопросом: откуда же мы пошли? Нас все больше занимает будущее: куда идем? Однако будущее невозможно без постижения загадок прошлого. А прошлое должно быть ясным, а не извращенным домыслами и недомолвками, порожденными прошедшими режимами. Именно эта цель — раскрыть своим землякам и всем жителям Иркутской области исторические факты — руководила мною, когда я взялся за задачу восстанавливать историю так называемого АнгарЛага — Ангарского исправительно–трудового лагеря Дальше...
Студенты-историки Братска приняли участие в экспедиции к месту расположения Ангарлага
Студенты-историки гуманитарно-педагогического факультета Братского государственного технического университета приняли участие в экспедиции к месту расположения Ангарлага – одного из самых известных лагерей ГУЛАГа на территории Иркутской области. Экспедиция организована Братским отделением Российского общества «Мемориал» при содействии ОАО «Братские тепловые сети». Дальше...
|