baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей…



Из истории звонкой коллекции

Иркутский музей связи знакомит своих посетителей с необычной коллекцией — в ней собраны «колокольчики-бубенчики», да-да, те самые, о которых пели на Руси в ямщицких и народных песнях…

Тройка, поддужные колокольчики, бубенцы — вроде бы уже далекие, но такие близкие и родные нашему сердцу понятия. Ведь езда на лихой тройке под звон колокольчиков и бубенцов — исключительно русское, национальное явление, которое стало символом России, олицетворением русской удали.

Колокольчики против рожка…

Более частыми и регулярными стали поездки курьерской и почтовой службы — и возникла потребность в специальных сигнальных средствах. В XVI-XVII веках, чтобы не было задержек при смене лошадей, ямщики, подъезжая к яму, громко свистели. На такой свист работники станций выводили свежих лошадей, и ямщик продолжал свой путь без длительных остановок. Свистом же ямщики погоняли лошадей и давали сигнал всем встречным освободить дорогу.

Петр I по европейскому образцу решил ввести в качестве звукового сигнала почтовый рожок. Но новшество не приживалось. Российские почтари упорно не хотели им пользоваться. Дело доходило до курьезов: почтовое начальство пыталось даже насильно приучить к рожкам. Ямщиков наказывали, штрафовали, били батогами, но никакие, даже самые суровые меры результата не давали.

Полковник Вебер в 1718 году был очевидцем случая, когда один из ямщиков, отказываясь сигналить на рожке, «уморил себя из злости крепкой водкой, предпочитая скорее умереть, чем приставить к губам немецкий инструмент». Таким образом, рожки в русский почтовый обиход так и не вошли ни в XVIII, ни в последующем XIX веке, оставшись только на эмблеме российской почты.

Появление колокольчика, миниатюрной копии церковного колокола, столь любимого в народе, датируют второй половиной XVIII века, когда в почтовом ведомстве была узаконена почтовая тройка. Под дугой русской почтовой упряжки, а дуга характерна именно для русской упряжки, колокольчик обрел свое заслуженное место и стал называться поддужным, а также почтовым, или ямским. Основную функцию — заблаговременно оповещать о приближении почтовой тройки — колокольчик выполнял исправно: при быстрой езде звон был слышен за несколько верст.

Ямщикам, курьерам и пассажирам приходилось преодолевать огромные расстояния по бескрайним российским просторам. Приятный звон колокольчика, радуя слух, скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на много дней. По поверьям, колокольчик отпугивал нечистую силу и хищных животных.

…а бубенчики против колокольчиков

Бубенцы стали использоваться чуть позже. Дело в том, что звон колокольчиков полюбился и ямщикам, и ездокам. А дальше, на почве этой всенародной любви, начал назревать новый конфликт. Езда троек со звоном, принявшая массовый характер, нередко вносила сумятицу в работу почтовой службы. И вправду не поймешь: курьер ли мчится по дороге или веселый барин решил покататься?

Многочисленные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном привели к тому, что в XIX веке правительство не раз издавало постановления, запрещавшие использовать колокольчики частным лицам. Однако подобные запреты научились обходить. С середины XIX века на шеи всех трех лошадей стали надевать кожаные арканы (ошейники) с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов. Устройство бубенца в виде глухого полого шара не позволяло, в отличие от колокольчика, извлекать сильный звук. Поэтому на бубенцы запреты не распространялись, и их можно было применять в неограниченном количестве. За тихий воркующий звук (не то звон, не то рокот) бубенцы в народе называли по-разному: воркунцы, позвонцы, ширкуны, глухари, балабончики, гормотунчики…

«Ямская гармонь» — это не то, что вы думаете

К концу XIX века, с появлением железных дорог, запреты на применение колокольчиков утратили свою силу. На тройках стали одновременно подвешиваться как бубенцы, так и колокольчики. Этот ансамбль был по своему звучанию совершенно неповторим и вошел в историю под названием «ямской гармони». Без звона колокольчиков не обходился ни свадебный «поезд», ни катания на тройках на Рождество, Новый год, Пасху, ни другие народные праздники.

Старейшим в России центром производства ямщицких колокольчиков считается Валдай, стоящий посередине Московско-Петербургского тракта, главной и самой оживленной дороги Российской империи. Согласно легенде, первые валдайские колокольчики стали отливать из обломков вечевого новгородского колокола, отправленного в Москву по царскому приказу. На одном из склонов Валдайских гор колокол сорвался с воза и разбился вдребезги. Из его обломков и были отлиты первые валдайские колокольцы…

«Однозвучно звенит…»? Многозвучно!

У нас на выставке представлен свадебный колокольчик с надписью «Сей колокол лит в Валдае. Кого люблю того дарю». Такой колокольчик жених дарил своей невесте в день свадьбы. Но, помимо Валдая, колокольчики отливали в Касимове, Слободском, Тюмени, Вологде, Павлове, Рязани, в селе Пурехе, Нижегородской губернии, — словом, там, где проходил основной почтовый тракт. Соответственно, и колокольчиков было превеликое разнообразие.

Колокольчик привлекает не только своим звучанием и красотой формы, но и оригинальным орнаментом и различными надписями на «юбочке» (такие колокольчики особенно ценны для музеев и коллекционеров). Это могло быть имя мастера, время и место изготовления, но еще интереснее — фраза, представляющая собой поговорку, напутствие, потешку, загадку или известную песенную строку.

Самая распространенная колокольная надпись — «Дар Валдая». На самом деле подписей сотни и сотни: что ни мастер — свой «слоган», как сказали бы сегодня. Эти строчки, отлитые в бронзе, необычайно милы, добродушны, бесхитростны: «Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей», «Звеню потешаю еду поспешаю», «Кто колокол купит, тот счастлив будет», «В знак памяти дарю сей колокольчик», «Сдалеча весточку собою подавай». Были и такие надписи: «Прощай милыя моя еду дальныя края», «Не гонись за рублем а гонись за славой» — и многие, многие другие.

На небольшой выставке из коллекции Спартака Михайловича Арбатского, представленной в нашем музее, вы сможете познакомиться со всем многообразием украшений конской упряжи, которая всегда отличалась богатым декором. Это и красавица-дуга с резьбой и художественной росписью, и мелкие металлические бляшки, литые, разной формы, — для украшения седелки, шлеи, уздечки; это и кисти, и, конечно же, колокольчики и бубенцы… В общем, все то, без чего невозможно представить себе русскую «птицу-тройку»!

Елена Поспехова, хранитель фондов Иркутского музея связи, специально для «Байкальских вестей»

Источник
просмотров: 1094
 Форум


 Другие статьи

Музей истории средств связи Иркутской области

Музей истории средств связи Иркутской области был открыт 4 ноября 1977г. С 1991г. музей располагается в памятнике истории и культуры начала ХIХ в. доме купца, мецената, почётного гражданина и городского головы Иркутска Василия Николаевича Баснина (1799-1876). Дальше...


Иркутский музей получил награду

В старом купеческом доме на улице Свердлова, иначе его называют домом Баснина, расположился небольшой, но очень уютный музей связи. Он был открыт 4 ноября 1977 года, и мы уже не раз рассказывали о нем. В залах представлены экспонаты, рассказывающие о развитии почтовой, телеграфной и телефонной связи, радиосвязи, радиовещания, телевидения и современных средств связи. Открыта «Баснинская гостиная», где проводятся музыкальные и литературные вечера, встречаются ветераны. Музей удостоен российской золотой медали в категории «Корпоративные музеи» и номинации «Музей для всех». А недавно он получил еще одну значимую для его сотрудников награду. Дальше...


Помогите сохранить «звонкую коллекцию»! Иркутский музей связи ищет меценатов

С огромным удовольствием хочу пригласить вас к нам в музей связи. В эти дни у нас демонстрируется небольшая выставка из частной коллекции Спартака Михайловича Арбатского — относится эта коллекция, конечно же, к почтовой связи. Дальше...


В Музее связи Иркутска подведены итоги конкурса «Экспонат для музея»

Музей связи Иркутска подвел итоги конкурса «Экспонат для музея». 27 декабря победителям были вручены призы. Об этом «Байкальской Службе Новостей» сообщила директор музея Виктория Чебыкина. Напомним, конкурс был объявлен в честь 120-летия со дня первого телефонного звонка в Иркутске и проходил с 15 ноября по 15 декабря. Для участия в нем необходимо было передать в дар музею любой предмет, имеющий отношение к истории развития связи. Цель конкурса - пополнение коллекции иркутского музея и оказание помощи в сборе экспонатов для регионального Музея связи Сибири, который открывается в Новосибирске Дальше...




 Поиск Google  

 
Web tmidea.ru
 Разделы  

Байкальский край
Краеведение
Музеи
Школа 75
Авиазавод
прокуратуры
Краеведческий
Тальцы
Байкальский музей
Музей истории города Иркутска
Железнодорожный, г. Слюдянка
Музей минералов г. Ангарска
Бамовец в поселке Якурим
усадьба Трубецких
Национальный музей УОБАО
Иркутский минералогический музей
музей ВСЖД
дом-музей декабриста Волконского
Музей связи
поселка Александровского
ГУФСИН по Иркутской области
Краеведческий музей в Осе
Школа 80
Боханский краеведческий музей
Музей трудовой и боевой славы Иркутского завода тяжелого машиностроения
Краеведческий музей Мишелёвской школы
Нижнеудинск. Историко-краеведческий музей школы № 10.
Историко-краеведческий музей шк. № 2
Дом музей Вампилова
Музей Усадьба Сукачева
музей истории железной дороги в Култуке
Музей Русской Америки
Музей занимательной науки - Экспериментарий
Музей часов
Художественный музей
Музей городского быта в Иркутске
Иркутский музей авиации
Музей чая
Гулаг
Геология
Биология
Флористика
Археология
Архитектура
Орнитология
Звери, птицы

 Музей связи

1. В Музее связи Иркутска подведены итоги конкурса «Экспонат для музея»
2. Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей…
3. Помогите сохранить «звонкую коллекцию»! Иркутский музей связи ищет меценатов
4. Иркутский музей получил награду
5. Музей истории средств связи Иркутской области

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


457 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым