baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



Недалекая окраина



Анна СИРИНА, этнограф, кандидат исторических наук


 

"Вот слушай, Аня, - убеждал меня пожилой охотник. - Ты сейчас уедешь, интервью свое напишешь, а про нас все равно забудешь: забытая деревня, медвежий угол. Кто нам поможет, кроме Путина? Скажи ему от имени эвенкийского народа. Записочку от нас увезите. Ведь люди бедственно живут. Хоть бы солярку давали".

Президента России я вижу, как и большинство из нас, только по телевизору. Написала статью в специальный научный сборник (исследования проводились при поддержке Института Алексантери (Финляндия) и Юбилейного фонда Банка Швеции). Может, прочтут несколько ученых-специалистов. А так хочется, чтобы голоса людей из качугской тайги услышали читатели "Восточки".

Эвенки, которых до революции называли тутуро-очеульские тунгусы, живут в Качугском районе Иркутской области. Раньше в поисках дикого зверя и пушнины верхом на оленях они кочевали по хребтам юго-западного Прибайкалья, в верховьях Лены и ее притоков. Эта территория сегодня разделена внутриобластными районными границами и входит в Качугский и Жигаловский районы, а также принадлежит Байкало-Ленскому заповеднику. Мясо и рыбу давала тайга. Муку, чай, табак, ружья, котлы покупали и выменивали за пушнину у местных крестьян и купцов. Имели свое самоуправление. Государство не слишком вмешивалось в их повседневную жизнь. 

На заре советской власти государство стремилось перевести всех кочевников на оседлый образ жизни. "Начальство нас заманило сюды, - объясняет 83-летняя Евдокия Северьяновна Шорстова, жительница деревни Чинанга, - магазины построим, кино будет, все. Мы соблазнились. А че теперь-то - ни кина, даже без света сидим. Керосину нету, в блюдо нальют жир, туды фитильчик и вот этим пиликают. Вот до чего дожили мы".

Сначала оседали вокруг тех центров, где кочевали. Тогда еще сохранялись маленькие крошечные деревушки - Нюруткан, Муринья - из 2-3 домов и нескольких чумов, покрытых корой. "Мы в Нюруткане жили, оленеводством занимались, кочевали. На охоту, на белковку ходили. И по ягоды ходили на оленях, груз возили тоже летом на оленях. Зимой рыбачили. Заездки городили. Сети сами вязали", - вспоминает Евдокия Северьяновна.

Центром оседания в 1928 году сделали местечко Культбаза. Тунгусам дали новое имя - эвенки (по названию одной из групп этого народа). Построили для них деревянные дома. Облегчило переход к оседлости то, что здешние эвенки давно имели родственные и хозяйственные связи с русскими крестьянами, с бурятами. Современная деревня Вершина Тутуры, преемница старой Культбазы, расположена в нескольких десятках километрах от Качуга. Дороги нет - зимой ездят по зимнику, а летом -- на лошадях верхом.

Затем была другая общесоюзная компания: укрупнить маленькие населенные пункты. Много самобытных по укладу жизни деревень, выселков и заимок ушли в небытие. И эвенкам тоже пришлось переехать в деревушки побольше. Отдаленными стали охотничьи участки, богатая тайга. А потом колхозы сделали промысловыми хозяйствами. Стало больше техники, и домашнее оленеводство забросили. Тайга перестала радоваться кочевому человеку, круглогодично осваивавшему ее просторы. Последние домашние олени были здесь в середине 1960-х годов. "У нас оленей тут 30-40 было на всех. Они были общие. Их держали на вольном выпасе. Летом оленеводка отдельно была. Она следила за дымокуром для оленей, они ее знали. Как крикнет: "Хэй, хэй, хэй, модо-модо", - о-ох, бегут! - смеется Галина Иннокентьевна Скорнякова. Сразу соли даешь им на руке, вот они и ручные. Мы их доили. Молоко жирное, густое. Моя свекровка делала сметану, с коровьим молоком смешивала".

Сегодня бывшие тутуро-очеульские тунгусы, всего 273 человека, живут в деревнях Вершина Тутуры, Чинанга, Тырка. Все три деревни относятся к Вершино- Тутурской сельской администрации. Раньше эвенки жили и в деревне Чанчур, которая сегодня практически заброшена.

Деревня Чинанга в верховьях реки Киренги красива, как в сказке, окружена еловыми лесами. "Ой, летом хорошо у нас, черемуха цветет, тополь. А осенью выйдешь - желто и все равно красиво. И кто приезжает, говорят, вода у вас хорошая. Вот поверите, я четыре чайника выпиваю", - рассказывает пенсионерка Галина Иннокентьевна Скорнякова.

В Чинанге живут эвенки Скорняковы, Сафоновы, Шорстовы, Болдаковы. Раньше фамилий у эвенков не было, при крещении им давали русские фамилии. "Ну что, все у нас дружно так живут, тунгусы одни, русских несколько, - продолжает Галина Иннокентьевна. - Конфликтов нет. Димка -- русский, но он отунгусел, тунгусом стал. Вреда никому не делает. Все его уважают, что надо - помогут. Вот мой внук два воза дров ему привез. Но как? Человек-то не будет же замерзать, не-е-т. Да, друг другу здесь помогают".

Галина Иннокентьевна собирает на стол и, отвечая на мои расспросы, рассказывает о себе. Отец ее был тунгус (Галина Иннокентьевна продолжает называть эвенков тунгусами) из деревни Новоселова, с реки Киренги, а мать из русских старожилов, из деревни Бирюлька. Жили родители дружно. Замуж Галина Иннокентьевна вышла за тунгуса с Нюруткана. "Сейчас нет чистых тунгусов. Все смешанные, - рассказывает Галина Иннокентьевна. - А все равно себя считаем эвенками. Это не из-за льгот. Не знаю, видимо, по отцам".

У Галины Иннокентьевны семеро детей. Надо было их растить, день и ночь работала в колхозе, потом в промхозе. Ловили и солили рыбу, собирали ягоду, выделывали кожи, шили рукавицы. Вот руки-то теперь и болят. У бабушки девять внучат, один правнучек.

В 1992 году, после развала промхоза, эвенки Вершино-Тутурского сельсовета организовались в общину "Охотничье-промысловое хозяйство родовых общин эвенков Качугского района". Территория общины в 499 тысяч гектаров состоит из двух частей, разделенных границами Ленского промыслового хозяйства. Часть территории общины забрал Байкало-Ленский заповедник. Община занимается только охотой на пушного зверя. Остальное - кто как сможет. Насущные вопросы повседневной жизни она не решает. Это сразу же сказалось на занятости и заработках людей. "Раньше мы в промхозе работали, все-таки что-то зарабатывали - ягоду сдавали, рыбу. Заставляли еще всякие почки да листочки собирать и сдавать. Копейка шла. Заработаешь - получишь. А сейчас некуда сдать. Никто не принимает. Раньше бруснику, клюкву собирали, она же ценная. Кислицу, смородину сдавали. Сейчас хуже стало", - считает Галина Иннокентьевна.

Тайга разделена на охотничьи участки издавна, каждый свой участок знает, за ним присматривает. В 1950-х годах в Нюруткане снова появился соболь, а до этого добывали белку. Старые охотники рассказывают, что на пушных зверьков предпочитали охотиться с собаками по мелкому снегу. Председатель общины снабжает охотников, в основном в долг, под результаты будущего промысла, боеприпасами и снаряжением. По окончании сезона охоты общинники должны сдать ему добытую пушнину. На добычу соболя выделяют лицензии, промысел белки ведется без ограничений. Не все сдают пушнину в общину. Много шкурок, особенно белки, уходит "налево", приезжим скупщикам. Средства, затраченные на снаряжение, оружие, боеприпасы, горючее, из-за их дороговизны с трудом окупаются произведенной продукцией, и община не имеет прибыли. Она не считается серьезным партнером для коммерсантов на рынке пушнины, поскольку им выгоднее работать с крупными поставщиками, такими как Жигаловское промысловое хозяйство из Жигаловского района, которое за охотничий сезон готовит до 30 тысяч белок и 1500 соболей. Кроме объективных трудностей работы хозяйственных предприятий в тяжелый переходный период, обычная проблема общин - неумение самостоятельно хозяйствовать.

Эвенки - прирожденные охотники. Они добывают оленей, изюбрей, сохатых, коз. "У нас обычно люди с подходом охотятся, скрадом. Пришел, след увидел и пошел скрадывать по следу, если он свежий. Раньше на охоту на лыжах идешь, на спине у тебя дюлбоки - чехол для лыж из козьей шкуры. Их надеваешь, на них потихонечку идешь, и хоть там внутри скрипит, а уже на улице не слышно. Любого зверя так скрадываешь. И гоном охотились по насту, с собаками. Человека два-три".

Я люблю разговаривать с охотниками. Хороший охотник - человек бывалый, и биолог, и эколог, и философ местного масштаба. Он умеет подмечать взаимосвязи и закономерности в окружающей природе. И делать выводы. После военных испытаний 1985 г. местные люди заметили, что их лес изменился. Голубицы не стало, кусты брусники стали плесневеть. Перестали добывать рыбу валек, которая спустилась вниз по реке. Многие подмечают, что меньше стало зверя, диких оленей в местной тайге. Ю.Сафонов рассказывает: "Мало совсем зверя добыли. Изюбри, правда, есть. Или природа изменилась? Как ей не измениться, ведь люди сильно жадные стали. Нас природа казнит за жадность. Природа умеренно, постепенно дает, даром. А у нас стараются истребить, искоренить все, а на завтра не смотрят. Нас стеснили совсем. Приезжие люди ночью проехали, пролучили, истребили. Сейчас в наших угодьях машины, вездеходы бродят, следы оставляют, а дикий олень все обходит".

В Киренге водится "белая" рыба - хариусы, сиги, вальки, ленки, таймени. Пока рыбы хватает. Зная рыбные богатства Киренги, ездят сюда на рыбалку из Качуга, с Карама. Везут в обмен на рыбу картошку, на которую в Чинанге всегда есть спрос. Но все же перевылов сказывается, что очень беспокоит местных жителей. "Рыбы-то с чего в Киренге не стало? Рыбы в мае играют, икромет бывает. Все ловят и ловят, приезжают на машинах из Качуга. Надо бы как-то их предупредить, - просит Г.И.Скорнякова. - Мы-то жить хотим, у нас последнюю они выловят".

В деревню Чинанга почта приходит раз в месяц. Дети с первого класса уезжают учиться в интернат в деревню Бутаково. И деревня без детских звонких голосов и игр словно замирает. Зимой жизнь в деревне начинается еще до света, а прекращается с ранними зимними сумерками. Электричества в Чинанге нет уже семь лет. В начале перестройки сломался дизель, да так и не наладили его. А новый купить - нет денег ни у людей, ни у сельсовета, ни у районных властей. Освещаются керосиновыми лампами, телевизор не посмотреть. "Власти не заглядывают даже, не приезжают, не помогают. Раньше приезжали, когда промхоз был. Тогда-то хорошо жили. Начальство все ездило. "В чем нуждаетесь?" - спрашивали. А сейчас как живете, так и живете".

Правда, польза от современного телевидения не доказана. "Живем сейчас без лампы Ильича, как будто так и надо, - смеется мой собеседник, охотник и рыбак, как и все мужчины здесь. - Раньше свет горел, так надо на охоту, на рыбалку ехать, нет, надо сериал посмотреть. Посмотришь -- и в темноте едешь и себя же ругаешь: зачем я смотрел? Лицензию имеешь, пропадает, и все стараешься: вот посмотрю телевизор, потом пойду. Поздно выходишь. Сейчас света нету, так и привыкли. Боевики по телеку страшно было нам смотреть".

Нынешние времена в глазах моих собеседников не выигрывают в сравнении с прежними, советскими. "Для всех надо менять что-то. Хуже стало здесь - хуже стало там. Здесь же все взаимосвязано. Раньше кусок мяса стоил нормально, корову заколол - это деньги, можно много купить на них. А сейчас? Раньше мы и рыбы много добывали, по 3-5 моторов привозили. А сейчас кто его купит? 25 тысяч рублей мотор стоит, а раньше стоил 150 рублей. Я вон училище в Иркутске окончил в 1977 году на киномеханика, мне здесь платили 50 рублей, отправляли в город меня, но я деревенский, конечно я домой. Я на 28 рублей на полставки работал, получал зарплату. И кушать у меня было, и мука была, и масло сливочное даже покупал. Бабушка у меня 8 рублей колхозной пенсии получала, говорила - это много. Раньше можно было в Качуг срочно уехать - два раза в неделю летали рейсовые вертолеты. Билет на вертолет стоил 14 рублей. А сейчас уехать - проблема".

... На собрание общины пришли почти все жители деревни, и поднимали они не только хозяйственные, но и социальные вопросы, которые раньше решались сельскими и районными властями. Похоже, что прежняя структура власти больше устраивала жителей: "Раньше председатели сельского Совета и исполкома были по отдельности. А сейчас выберут мэра, и он сам назначать должен. Зачем тогда народ нужен? У нас закон такой стал, не мы это выдумали".

"Да нам надо всю деревню продать за этот дизель. Ты говоришь, что он 100 тысяч стоит. Какие-то деньги нам же выделяют, для народов Севера".

"В магазине ничего нет. Ни лекарств, ни продуктов. Ни керосину, ни солярки, ни известки. Ответ один у всех: денег нет. Начальство приедет, наобещает и ничего не сделает. Может, Путина увидите или напишете?.." Постоянно помогая, советская власть в чем-то избаловала людей. И сейчас им трудно отойти от иждивенческой психологии. Есть и другое - не совпадают ценности, которые сегодня исповедует государство, с теми, на которых выросли и продолжают жить местные люди.

К настоящему времени приняты федеральные законы "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока", "Об общине коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока". Но многие люди не слышали про официальные законы, не знают своих прав. Да и не работают пока официальные законы, бумажные они. Законы государственные меняются, зависят от обстоятельств, времени, выгоды. Но все более ясной становится необходимость знать их, чтобы защитить свои права, если интересы общины не соблюдаются государством или горнодобывающими компаниями.

А пока гораздо больше здесь, в тайге, уважают и полагаются на свои, неписаные, временем проверенные законы. "Закон у нас в тайге: Если я с зимовья пошел, надо оставить дрова, спички, керосину маленько. Дрова в первую очередь, дрова - это первая заповедь. На растопку или хоть на ночь. В тайге законов много". Закон жизни - не оставить человека в беде. Подумать о том, кто придет в тайгу после тебя, то есть подумать о дне завтрашнем. Небольшой запас дров, спичек и провианта поможет заблудившемуся человеку пережить холодную зимнюю ночь. Может быть, это будет кто-то из нас с вами?.. Законы тайги никогда не исчезнут, они постоянны, пока есть еще тайга, река, звери, птицы и рыбы. И человек.

"Восточно-Сибирская ПРАВДА"
18 сентября 2003

просмотров: 2171
 Форум
Ваше имя: где живете:
       e-mail:           www:


Введите код:




 Другие статьи
Сибирь нуждается в обустройстве

Поводом для заседания «Центра социально-консервативной политики – Байкал» стал автопробег «Великий путь Российской цивилизации», достигший Иркутска в рамках маршрута от Санкт-Петербурга до Владивостока. В ходе дискуссии «Сибирь – перекресток цивилизаций» собравшиеся в зале историки, политологи, предприниматели поделились своим видением исторического пути и предназначения необъятных просторов за «Уральским камнем». Дальше...


Удача охотника

Есть сведения, что в первом тысячелетии новой эры, на юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами образовалась некая общность, говорившая на селькупском и эвенкийском языках. Дальше...


Шоссе Энтузиастов

Где начинается и заканчивается Сибирь — вечный вопрос. И споры об этом идут не одно столетие. Согласно «Энциклопедическому словарю» Брокгауза и Ефрона, она простирается от Уральских гор до самого Тихого океана. А еще раньше к Сибири относили даже Аляску и Алеутские острова. Дальше...


Холодная Индия

Мы живем в мире с непредсказуемым прошлым. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочесть лишь одну цитату, которую приводит в своих работах томский исследователь древностей Николай Новгородов. Вот она: «В этом году Александр выступил против паропамисадов. Страна их лежит на Крайнем Севере, вся завалена снегом и недоступна для других народов по причине чрезвычайных холодов». О чем это? Не поверите — о походе Александра Македонского в Индию. Процитированные слова, как пишет Николай Сергеевич, принадлежат античному историку Диодору Сицилийскому, среди сохранившихся книг это наиболее раннее повествование о великом завоевателе — I в. до н. э. Дальше...


Дороги Льва Гумилёва

«Дело» трёх студентов истфака ЛГУ, обвинённых в феврале 1938 г. в создании «молодёжного крыла партии прогрессистов» (?!): египтолога Николая Ериховича, арабиста Теодора Шумовского и специалиста по кочевникам Льва Гумилёва, – изобретённое следователями Филимоновым, Бархударяном и их «коллегами», было «шито белыми нитками», мальчикам-студентам пытались приписать ещё и «подготовку теракта против Жданова», но, несмотря на пытки, они ни в чём не признались. Тем не менее Военный трибунал Ленинградского округа в составе судей Бушмакова, Матусова и Чуйкова (стране надо знать своих «героев») приговорил Гумилёва к десяти, а двух его товарищей к восьми годам заключения. Дальше...


Новое открытие Сибири Юрия Гончарова

Докторская диссертация в 33 года, в 40 лет – звание профессора. Для историка такая карьера – практически нонсенс. Доктор исторических наук, профессор Алтайского госуниверситета Юрий Гончаров преподаёт одновременно в трёх сибирских городах. Он знает, зачем сибирские купцы стирали кружева в Париже и как готовить затуран. Крупный специалист по истории семьи и быта сибирских городов в декабре работал в Иркутске. Юрий Гончаров собирал материалы для новой темы – «Сибирская женщина 19-го века». Дальше...


Черный янтарь Сибири

В древности этому камню приписывались мистические свойства, наши предки верили, что он может уберечь от сглаза, вылечить зрение и сделать своего владельца более смелым и решительным. Дальше...


Необъяснимые случаи массовых отравлений людей, нерп и рыб объяснены

21 февраля 2005 года в школе 8 поселка Заречный многие дети испытали головные боли, тошноту, падали в обморок. Трое девочек были доставлены в реанимацию, еще несколько поступили в детскую больницу. Брались пробы на предмет наличия в воздухе синильной кислоты, фенола, фтористого водорода, хлорциана и оксида углерода. Главными версиями случившегося были хулиганство, распыление газового баллончика. Однако, ученые докопались до истины — причина в газовом извержении недр в районе школы. Дальше...


Почему мы живём у разбитого корыта?

Несколько лет назад в нашей стране объявили "крестовый поход" против бедности. О том, как успешно мы её преодолеваем, сказано немало. Однако мнения о том, насколько это правда, существенно расходятся у разных слоёв населения. Пожалуй, самыми беспристрастными в этой ситуации остаются учёные, анализирующие процессы, происходящие в обществе: философы, социологи, историки. О социальном оптимизме, о бедности, о политтехнологиях и о многом другом мы беседуем с кандидатом философских наук, научным директором Центра независимых социальных исследований и образования (Иркутск) Михаилом Рожанским. Дальше...


Ломоносов ошибся: Сибирью прирастает Китай

Мы привыкли, что освоение Сибири всегда шло с Запада на Восток. Теперь дальние потомки русских первопроходцев с удивлением взирают на встречную волну новых колонистов. Это потягивается окончательно проснувшийся китайский тигр. Правой лапой он уже давно цепко прижал к себе Дальний Восток, а левой лапой пробует на прочность спящую и больную Сибирь. Дальше...



Алмазы сибирские

Об открытии якутских алмазов существует много былей и небылиц. До сих пор идут споры о первенстве и не утихают обиды. Написаны сотни статей, опубликованы исторические документы, но по-прежнему точки зрения на эти события не совпадают. Однако тот факт, что к открытию алмазных богатств Сибири имеют прямое отношение иркутские геологи, ни у кого не вызывает сомнений Дальше...


Горячие воды Восточной Сибири

О целебных свойствах минеральных вод люди знали издревле, но изучать их стали относительно недавно. У нас в Восточной Сибири одним из первых изучением источников занялся Н.С.Щукин (1792-1883 гг.) — представитель видной в Иркутске семьи, литератор. Известно также, что он окончил гимназию и переехал в Петербург. Учился в университете, а затем служил в Министерстве внутренних дел, но не порывал связей с Сибирью. Его очерки, записки, повести написаны на краеведческом материале. В нашей рубрике мы решили опубликовать его статью о минеральных водах. Хотя эта статья издана полтора века назад, она, несомненно, и сейчас будет представлять интерес для современного читателя Дальше...


Соединенные Штаты Сибири

Нынче каждый знает, что "могущество российское Сибирью прирастать будет". Но ломоносовский лозунг - типично колониальный лозунг: если метрополия крепнет не за счет собственных внутренних сил и резервов, а за счет чего-то постороннего, - это и есть колониализм. Точно так же можно было сказать, что могущество британское Индией прирастать будет, французское - Африкой, испанское - Южной Америкой... Дальше...


«Сибирские мифы, сибирские были»

На прошедшей недавно в Москве книжной выставке интеллектуальной литературы «Нон-фикшн» сибирская тема прямо не фиксировалась, но «азиатская Россия» как бы незримо присутствовала в большинстве презентаций, дискуссий и парадных мероприятий. Дальше...


"Белые пятна" Сибири

Заместитель директора Института земной коры СО РАН, доктор геолого-минералогических наук, профессор Кирилл Леви широко известен в научных и журналистских кругах не только как специалист по современной геодинамике, сейсмичности, но и как инициатор и руководитель уникальных проектов по составлению хронологии катастроф и опасных природных явлений не только Сибири, но и всего мира. В этом году выходит в свет очередная книга, посвящённая хронологии мировых катастроф, и уникальная карта освоения Сибири, на которой отражены события XVI-XVIII веков. Эта карта была опубликована в книге "500-летняя хронология аномальных явлений в Сибири и Монголии", изданной два года назад, и вызвала большой интерес не только у специалистов, но и у всех, кто любит историю. Именно поэтому было принято решение выпустить её самостоятельным изданием. Дальше...




 Поиск Google  

 
Web baikalarea.ru
 Разделы  

Байкальский край
Сибирь
Тункинская долина

 Сибирь 16 

1. "Белые пятна" Сибири
2. «Сибирские мифы, сибирские были»
3. Недалекая окраина
4. Соединенные Штаты Сибири
5. Горячие воды Восточной Сибири
6. Алмазы сибирские
7. Ломоносов ошибся: Сибирью прирастает Китай
8. Почему мы живём у разбитого корыта?
9. Необъяснимые случаи массовых отравлений людей, нерп и рыб объяснены
10. Черный янтарь Сибири
11. Новое открытие Сибири Юрия Гончарова
12. Дороги Льва Гумилёва
13. Холодная Индия
14. Шоссе Энтузиастов
15. Удача охотника
16. Сибирь нуждается в обустройстве

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


81 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым