Товарный вид


Юлия Калинина , опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" !16 от 04 Сентября 2007 года.
 
Превратить «Золотое кольцо» в успешный национальный туристический проект не трудно. От властей требуется привести в человеческий вид инфраструктуру и сформировать комфортные условия для инвесторов. В свою очередь бизнес должен предложить потребителям туристический продукт и инфраструктуру принципиально иного класса. Впрочем, все это прямо относится и к другим туристическим маршрутам, которых в России предостаточно.

Бурлак Герасим, он же ведущий телепрограммы «Странник» телеканала Russia Today Мартин Эндрю, облачившись в обноски, подписывает договор с купцом. А затем по старой русской традиции отмечает это событие стопочкой медовухи и хлебом с солью. Очередная попытка российского иновещания завоевать симпатии зарубежной аудитории? Нет, всего лишь смелый маркетинговый ход, придуманный директором угличской турфирмы «Путник» Еленой Капустиной и ее командой.

Шоу-тур «Бурлаки на Волге» впервые был опробован «Путником» летом 2005 года. Купили даже самую настоящую баржу. Участников шоу одевают в бурлацкую одежду — косоворотки, порты, лапти — и нарекают русскими именами (кстати, факт переименования в Герасима вызвал у англичанина Мартина Эндрю особый восторг). Прежде чем начать тянуть лямку, новоявленные бурлаки выбирают «коренного» (идущего впереди), «кабальных» (работающих за еду), «косного» (бухгалтера) и принимаются торговаться с купцом. А сторговавшись, могут попытаться протащить расшиву на расстояние в три километра. Впрочем, развлечения здесь куда больше, чем усилий: программа перемежается играми, конкурсами и исполнением старинных песен. Завершается трудовой день обедом из блюд традиционной русской кухни.

— С иностранными туристами занятно работать, — улыбается Елена Капустина. — Например, во время торгов с купцом они на ломаном русском совершенно серьезно начинают возмущаться низкой, по их мнению, ценой. Поди объясни немцу или англичанину, что в бурлацкие времена пять рублей были огромными деньгами? А еще ведь требуется искать правильные, но при этом доступные переводы для специфических бурлацких выражений вроде «Не засаривай!» или «Засобачивай!». Да и в самой шоу-программе для иностранцев много странного. Понятно одно: умом Россию действительно не понять. Зато чем дольше они будут нас изучать, тем больше работы у нас будет!

Традиционно маршруты «Золотого кольца» ассоциируются с храмами и монастырями, красота и величие которых — бесспорный факт. Однако даже мы, граждане этой страны, патриотично переезжая из города в город, переходя от монастыря к монастырю, в какой-то момент понимаем, что интересный поначалу маршрут превращается в череду однотипных экскурсий. Может быть, отсюда это странное ощущение сладкой тоски и неизбывной истомы, с которым мы возвращаемся из таких поездок?

Нехватку нестандартных, по-настоящему захватывающих туристических программ ощущают не только туристы, но и предприниматели. «Эх, был бы в Ярославле комплекс русской старины, чтобы привозить туристов! — сетует директор Ярославского бюро путешествий и экскурсий Светлана Даниленко. — А то ведь иностранцев и отвести некуда! А в Испании туристов сразу везут на рыцарский турнир. У нас же — всё по церквям да монастырям, которых на маршруте аж 77. В итоге иностранцы воспринимают их исключительно как памятники архитектуры. Вот и стараемся придумывать что-то свое. Возим по детским садам да по валяльным фабрикам, приглашаем иностранцев в старинное село Диево-Городище. Показываем село, школу, приводим в дом к бабушке. Она рассказывает, как живет, приглашает в огородик, где для гостей накрыт стол с чугунком картошки. В селе есть камень, возле него проводим «посвящение в ярославцы» и выдаем значок. Вроде бы все это очень просто. Но вы не представляете, какими довольными туристы уезжают оттуда!»

За последние несколько лет на территории «Золотого кольца» такие нестандартные программы появляются все чаще. И именно региональные компании выдают на-гора принципиально новый турпродукт. Интерактивный, увлекательный, а значит, продаваемый. Туристы могут совершить путешествие в старинное село Кукобой, объявленное родиной Бабы-яги, стать участниками тура «По следам Ивана Сусанина», который проводится в Костромской области, или костюмированной шоу-программы «Смутное время» с перевоплощением туристов в русских ратников. Есть первые попытки освоить и событийный туризм, такие как «Праздник Огурца» в Суздале или фестиваль воздушных шаров в Переславле-Залесском. Вот только на этом перечисление заканчивается, почти не начавшись. Тем временем банальные — и, что греха таить, скучные для иностранцев — туристические поездки по «Золотому кольцу» преобладают.

— Разработка шоу-программ требует немалых вложений — как материальных, так и интеллектуальных, — комментирует Елена Капустина («Путник»). — Требуется работа с архивами, историческим материалом. Нужно приобрести реквизит, да и продвижение нового тура — дело дорогостоящее. А ведь есть еще и повседневные затраты. У нас это оплата стоянки баржи, текущий ремонт, замена износившихся костюмов. И вот что мы получаем в итоге: участие одного человека в туре «Бурлаки на Волге» стоит 1 350 рублей (если группа составляет приблизительно сорок человек), прибыль — около 15–20%. Мы сознательно не ставили перед собой цель быстро окупить затраты. Главное — поставить тур на поток.

— Долгое время «Золотое кольцо» было «приманкой» для иностранцев, которые осматривали церкви, золотые кладовые и монастыри. Но с тех пор подход не изменился, а ведь нужны идеи, нужны легенды! Причем создать их можно практически из чего угодно, ведь тот же Шервудский лес — чистой воды турпродукт, — говорит депутат областной думы, кандидат исторических наук, член правления ивановского областного краеведческого общества Андрей Кабанов. — В Иванове сейчас вообще нет серьезного турпродукта, развивается только событийный туризм. Почему-то все считают, что «у нас красиво» и поэтому все поедут. Но ведь это еще далеко не всё! Нужно думать о «фишках», придумывать легенды об Иванове. Может быть, это земля Иванов? Или поэксплуатировать идею Иванова как родины первого совета. Правда, Ленина у нас не было, но зато советские объекты типа столовых и бань остались. Можно развивать идею «города невест», да что угодно! Локомотивом развития туризма на «Золотом кольце» должна быть частная инициатива.

Ниши для подобных туристических продуктов на территории «Золотого кольца» есть. Вот только очевидно, что попытки предпринимателей сформировать более привлекательный для туристов (прежде всего зарубежных) продукт так и останутся частными экспериментами до тех пор, пока власти не решат проблемы с инфраструктурой и продвижением «Золотого кольца» как национального брэнда.

— Господдержки по продвижению туристических продуктов в России практически нет, так что мы вынуждены сами выпускать журнал для наших зарубежных турагентов, продвигать туры, а по сути — рекламировать Россию за рубежом, — говорит Олег Дьяченко, вице-президент компании «Интурист». — А ведь по-хорошему такой продукт должен разрабатываться на федеральном уровне. Частным фирмам устраивать объемные рекламные кампании по стране просто не выгодно. Недавно был снят фильм о Карелии, его показали несколько зарубежных каналов, и поток туристов в 2006 году увеличился на 40%. Турция тратит на рекламу только в России 10 миллионов долларов в год, а совокупный рекламный бюджет страны, ориентированный на Европу и Россию, составляет 130 миллионов долларов. Судите сами. Кстати, общемировой маркетинг «Золотому кольцу» не нужен. Нужна реклама, направленная на Китай и Индию, а также основные страны Западной Европы — Италию, Францию, Германию, Англию. Это увеличит объем въездного туризма.

У небольших региональных туристических компаний нет денег даже на маркетинг федерального масштаба, не говоря уже о продвижении своих услуг за рубежом. Теоретически заинтересованность в подобном продукте могли бы продемонстрировать богатые столичные туркомпании, занимающиеся въездным и местным туризмом, включая продажу туров по «Золотому кольцу». Но увы, проведенный «Бизнес-журналом» эксперимент принес печальные результаты. В десяти столичных туристических компаниях, занимающихся организацией туров по «Кольцу», мы получили до неприличия похожие и до неприличия же скучные предложения, отличающиеся разве что порядком посещения городов.

Вас привлекают «обзорные экскурсии по городу и посещение монастырей»? Вот то-то же. И только в одной фирме чуть ли не случайно вспомнили о Кукобое, «родине Бабы-яги».

— К сожалению, не все фирмы заинтересованы в развитии турпродуктов муниципальных образований, — признает Светлана Ухина, начальник отдела по туризму департамента культуры и туризма Костромской области. — Мы запрашивали у них информацию о маршрутах, которые они предлагают туристам. Так вот, в основном это обзорная экскурсия по Костроме, Ипатьевский монастырь и лосеферма. Тем временем тур в поселок Красное почему-то ограничивается золотым шопингом, а мастерские, в которых можно увидеть процесс изготовления ювелирных изделий, никто не показывает.

Светлана Ухина говорит, что некоторые турфирмы все-таки организуют индивидуальные туры по желанию заказчика. Но в этом-то и состоит фокус: для начала желание это должно у заказчика появиться. А откуда ему взяться у баварца Хельмута или итальянца Антонио?

— Московские фирмы готовы показывать «Золотое кольцо», однако преимущественно своими силами, пренебрегая знаниями и возможностями агентов на местах, — комментирует Елена Капустина («Путник»). — В результате туристов лишают возможности увидеть Россию изнутри. Я не против монастырей и церквей, которыми зачастую «пичкают» гостей московские операторы в каждом городе «Золотого кольца». Я за «дозирование». Думаю, всем уже ясно: очевидный минус брэнда «Золотое кольцо» — в однотипности туристического продукта, ведь в каждом городе гостям показывают практически одно и то же. Вот почему я призываю столичных коллег не отвергать возможность сотрудничества с местными, «домашними» турфирмами, способными показать оригинальность и неповторимость своего края.

Региональные игроки туристического рынка «Золотого кольца» больше других заинтересованы в модернизации маршрута на федеральном уровне. Однако Светлана Даниленко (Ярославское бюро путешествий и экскурсий) сетует по этому поводу: «Централизованно формированием маршрутов теперь никто не занимается, большинство туристов захватывает «Золотое кольцо» по кусочкам: Москва — Сергиев Посад — Углич — Ярославль, или Владимир — Суздаль, или Ярославль — Кострома — Владимир и так далее. Не хватает системного подхода».

— Туристы, в том числе иностранные, не проявляют большого энтузиазма по отношению к традиционным поездкам, — подтверждает заместитель директора департамента консалтинга Colliers International Марина Смирнова. — Чего не хватает? Не хватает «интриги», динамики и зрелищности. Однообразие получаемых впечатлений, долгий путь «домой» в гостиницу, пробки — и печальные «традиции», с которыми не жалко расстаться… Нужно создавать новый продукт, соответствующий вкусам и потребностям потребителя.

Вместо эффективного «Кольца» — бег по кругу. Да, предприниматели прилагают усилия, чтобы что-то сделать самостоятельно. Но в условиях довольно скудного потока туристов странно вкладываться в новые отели, рестораны, развлекательные комплексы и придорожный сервис. В итоге лишенный удобств автобус с утомленными трехчасовой пробкой на выезде из Москвы тайваньцами тормозит (а что делать!?) у обочины. «Мальчики налево, девочки направо». Русский экстрим? Он, родимый. С соответствующим вирусным маркетингом в итоге.

По тем же причинам практически не занята ниша зимних, нестандартных туристических продуктов и зимнего же событийного туризма. И это еще один фактор, сдерживающий развитие всех остальных атрибутов цивилизованного туризма мирового уровня. Только в Костромской области попытались выстроить зимний брэнд «Снегурочка». Все же остальные проекты «Золотого кольца» нацелены только на период с весны по осень.

Впрочем, на взгляд директора по исследованиям агентства Symbol-Marketing Татьяны Ефериной, прогноз развития туризма в зоне «Золотого кольца» выглядит вполне оптимистично. Главное — принять во внимание рост популярности развлекательного и экологического туризма среди иностранцев, а российскому потребителю предлагать деловой, оздоровительный, экологический и рыболовный (охотничий) туризм. «В последние несколько лет поток иностранных туристов в Россию постоянно увеличивается, — говорит Татьяна Еферина. — Но прежде всего им интересны Москва и Санкт-Петербург. Что же касается «Золотого кольца», то потенциально его привлекательность вполне сопоставима со столичными городами. Вот только возможности въездного и внутреннего туризма до сих пор используются крайне незначительно».

С какого конца распутывать клубок? По мнению Татьяны Ефериной, нужны внятная поддержка туризма со стороны властей всех уровней, модернизация инфраструктуры и квалифицированные кадры: «А пока «пассажирский подвижной состав не развит, нет современного транспортного узла в городах «Золотого кольца», услуги гостиниц остаются на «среднем» уровне, так же оцениваются и услуги ресторанов. По мнению туроператоров, которые рекрутируют иностранных туристов, сфера услуг маршрута не соответствует мировым стандартам».

Конечно, новые объекты — гостиницы и рестораны — появляются в городах «Золотого кольца». Острая нехватка номерного фонда в областных центрах ликвидирована. Однако теперь нужны гостиницы в малых городах «Кольца». А это, по понятным причинам, самые непредсказуемые инвестиции.

«В Костромской области нужно построить гостиницы в двух муниципальных образованиях, Буе и Нее, чтобы можно было разместить группу туристов хотя бы с одного автобуса, — говорит Светлана Ухина (департамент культуры и туризма Костромской области). — Мы даже публикуем проекты в различных каталогах и специализированной прессе, чтобы найти инвесторов». Но пока мало кто готов рисковать… А Елена Капустина («Путник») напоминает о недостатке жилья для приезжих в Угличе: мест мало, да и те преимущественно забронированы столичными туроператорами.

Впрочем, кое-кто из инвесторов готов запускать проекты прямо сейчас, не дожидаясь поддержки от государства. «Развитие инфраструктуры особенно актуально для небольших городов, где нет качественного питания и гостиничного сервиса — Ростова Великого, Переславля-Залесского, Мышкина, — соглашается гендиректор компании «Сити-Отель» Дамир Кафтаранов. Как следствие, туристы не задерживаются там больше чем на полдня, несмотря на уникальные памятники архитектуры и истории, действующие монастыри и восстанавливаемые храмы. Вся прибыль от туризма остается в соседних, более крупных городах, предлагающих адекватный уровень отелей и питания. У нас есть гостиница в Муроме. Так вот, могу подтвердить высокий интерес туристов к «Золотому кольцу». Среди иностранцев это третий по популярности маршрут после Москвы и Санкт-Петербурга. Но больше всего туристов из Москвы, старающихся выехать из мегаполиса на выходные дни. Именно поэтому мы планируем строительство гостиниц в Угличе, Рыбинске, Ростове Великом и Ярославле».

И все же крупные инвесторы и девелоперы пока мало интересуются такими проектами, ссылаясь на неритмичность и сезонность туристического потока. «Трудно говорить об интересе к городам «Золотого кольца» со стороны игроков гостиничного рынка. Инвесторы и девелоперы куда более активны в сегменте бизнес-отелей, гостиниц более высокой категории, которые в меньшей степени подвержены сезонности, — полагает Дмитрий Сазанчиков, директор по маркетингу GVA Sawyer. — По той же причине инвесторы неохотно идут даже на черноморские курорты — невзирая на то, что спрос в сезон сильно превышает предложение».

Опять замкнутый круг и необходимость каким-то чудом победить сезонность? Не факт. «Можно предположить, что это вопрос времени, — продолжает Дмитрий Сазанчиков (GVA Sawyer). — Сначала высокий интерес инвесторы и девелоперы проявляли только к Москве, но теперь выходят в регионы. Наибольший интерес вызывают, конечно, «миллионники» и города с населением свыше 500 тысяч. Но там нет необходимости строить большое число гостиниц высокого класса. Как только игроки «снимут сливки» на этих рынках, они могут обратить внимание и на другие сегменты. Вот тогда можно будет говорить об интересе девелоперов и инвесторов к городам с высокой туристической активностью. Кроме того, при грамотном освещении на мировом рынке привлекательности зимнего туризма в России можно будет решить проблему «низкого сезона».

И то верно, ведь сочетание «русская зима» известно всему миру.

Так что же в итоге требуется от властей? Кроме продвижения привлекательности туризма по России в целом и создания комфортных условий для инвесторов абсолютно все эксперты говорят о транспорте и дорогах.

Все остальное бизнес, похоже, готов взять на себя.

Читать полностью
просмотров: 667