baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



Две стихии героя



Автор: Юлия СЕРГЕЕВА

«Я – человек странный, может, не надо со мной интервью?» – сказал пилот «Мира-2» Евгений Черняев. Он консервировал атомную подводную лодку «Комсомолец», спускался под лёд на Северном полюсе, больше всех в мире провёл погружений на «Титаник». А ещё – чинил видеокамеры, таксовал на трассе, собирал детали по авиационным свалкам. «Обычная» жизнь Героя России. «У меня две стихии – это электроника и вода», – говорит он. И хранит дома камень из-под кормы «Титаника». Черняев уверен, что Россия должна иметь приоритет в океанах. Почему-то пилот «Мира-2» это хорошо понимает. А чиновники – не очень.

Мы на барже «Метрополия». Аппараты уже приехали в Калининград, в контейнеры носят последнее оборудование. «Погодите, сейчас комбинезон закину в ящик и скажу, чтобы контейнеры отправляли», – Евгений Черняев пробежал мимо. Трёхлетняя экспедиция «Миры» на Байкале» завершена. Получается, что эту уникальную команду мы не увидим на Байкале очень долго – до этого «Миры» были здесь в 90-х. 

«Я на авиационные свалки частенько ездил»

Можно сказать, что пилот «Мира-2» появился на свет благодаря культу личности. На его отца, подполковника инженерных войск, прошедшего всю Великую Отечественную войну на японском фронте, написали донос – он был очень прямым и открытым человеком. Командир сказал: «Увольняйся в запас, второй раз не спасу». А не ушёл бы на «гражданку», не встретил бы маму Евгения. В войну молодая аспирантка пединститута попросилась на фронт добровольцем. Выучилась на шофёра, всю войну под Москвой служила в отряде прожектористов ПВО. А после войны закончила аспирантуру и преподавала в МАИ математику. Их сын Женя родился в 1955 году в бараке на Соколе. 

Он – электронщик, видимо, от Бога. Когда в пятом классе Женя попросил у отца радиоприёмник, тот предложил купить набор деталей, который стоил в пять раз дешевле. «Мне же интересно было, – вспоминает Евгений Черняев. – Отец мне и будильники для сборки покупал, я с ними возился». А началось всё с часов Буре. Женя их починил в четвёртом классе. Отец сильно удивился, что парень ничего не сломал, и подарил часы сыну. «Я долго возил их с собой как ценность, – говорит Евгений Черняев. – Но дети однажды, когда я уезжал, разорвали цепочку, стекло выбили и балансир повредили». 

«Мы не поддерживаем приоритет России в океане, нынешние работы – просто выживание»
Автор фото: Дмитрий ДМИТРИЕВ

 

– После восьмого класса я поступил в Московский радиомеханический техникум. После первого курса устроился от Института физики земли в экспедицию на Каспий. Там не хватало людей. А я к тому времени и по радиоделу был подкован, и всю механику мог делать. Поэтому, когда группа менялась, меня оставляли. Так я целое лето там проработал, в Баку и Махачкале. 

А рядом с техникумом у нас в подвалах было опытно-конструкторское бюро океанологической техники Института океанологии, ОКБ ОТ. Вот в 1973 году я туда и поступил радиомонтажником. 

Из КБ он вскоре попал в лабораторию морских измерительных приборов. «Я дорвался до очень интересной работы. Начал запускать новые установки, приволок из дома все детали, какие у меня были. Я ведь раньше на авиационные свалки частенько ездил. На них много хорошего валялось. Если в дыру забраться да хорошенько поискать, очень дефицитные детали можно было найти», – рассказывает он. И вот когда приборы начали «жужжать и крутиться», Евгения Черняева сразу взяли на ставку инженера с окладом 120 рублей. Студента третьего курса вечернего отделения техникума, зарабатывавшего в КБ 55 рублей! «А потом оказалось – это не так просто, – вспоминает Черняев. – Со мной работали дипломированные инженеры, аспиранты физтеха. Я попал под колпак, был гадким утёнком, который без образования что-то ещё и делает. Но это хорошая школа. Нельзя было ошибаться, надо было десять раз подумать, прежде чем слово сказать».

Он думал. И делал. И вот через три года Евгению Черняеву «в руки» попали глубоководные аппараты. В ОКБ ОТ строили свои аппараты «АРГУС», «ОСМОТР», да ещё из Канады пришли разоборудованные «Пайсисы». «Нам надо было разбираться и монтировать электронику из импортных деталей, – рассказывает Евгений Черняев. – А я с импортными приборами уже работал. Люди-то шли, просили отремонтировать заграничную технику. Я подбирал отечественные детали, вставлял – работало». 

«Несерьёзно для страны»

А дальше как в кино. Пока Черняев оборудовал «Пайсисы», оказалось, что не хватает людей в экипаж. И ему предложили сначала быть бортинженером, а потом и пилотом.

– Помните, как начинали на Байкале?

Аппараты «Мир» уже уехали с Байкала в Калининград. В ближайшие годы глубоководные аппараты на Байкал не вернутся
Автор фото: Дмитрий ДМИТРИЕВ

 

– Конечно. Я не в первый раз погружался. Мы начинали осваивать «Пайсисы» на Чёрном море, когда я был бортинженером. А тут, на Байкале, уже прошла первая стажировка пилотом. Совсем рядом живёт капитан, который в 1977 году буксировал «Пайсисы» к точке погружения. Я его очень зауважал тогда. Он один полностью обеспечивал своё маленькое судно. Был и матросом, и мотористом, и электриком. Обеды готовил. Вкусно, между прочим! Я ему: «Да когда же ты успеваешь?». А он в ответ: «Ну, как же я на своём судне вас не покормлю?». В 1977-м мы погружались только около Листвянки, баржа была речного типа. Для балластировки баржи привезли и вручную загрузили больше двадцати тонн камней с гор. Но всё равно не рисковали далеко ходить.

– А на «Миры» вы как попали?

– Я в этом проекте был с самого начала, с постройки. Финская фирма, строившая сферы для «Миров», вообще не имела отношения к глубоководным аппаратам. Зато мы десять лет уже работали на «Пайсисах». Но у них была уникальная технология изготовления металлических корпусов. Вот такое уникальное стечение обстоятельств. Металл, из которых отлиты сферы аппаратов, – финское ноу-хау. Если бы сферы были изготовлены из титана, то они были бы на два сантиметра толще. К сожалению, технология уже ушла – фирмы больше нет. После нас у финнов были другие заказы на ГОА, но ничего не получилось. Интеллект-то у «Миров» – наш. Прошло 23 года, и наши аппараты считаются на данный день лучшими в мире. 

– Почему?

– Два других шеститысячника, существующих в мире – японский «Шинкай» и французский «Наутил», – сильно уступают по многим параметрам. Два «Мира» к тому же работают параллельно, в связке. За рубежом парных аппаратов нет. Более того, по их технике безопасности двум аппаратам запрещено совместно работать под водой. Мы ещё с 1977 года начали работать двумя «Пайсисами» на Байкале. Да и судно-носитель «Академик Мстислав Келдыш» у нас самое большое, оно позволяет делать погружения при плохой погоде. Никто в мире не может позволить себе такое судно. Но, к сожалению, сейчас аппараты отделили от «Келдыша», его отдали на три года в бесприбыльный фрахт. 

«Сначала льдина газогидрата бесшумно взрывается, а потом это всё перед глазами у тебя мельтешит. Тысячи белых кусочков отрываются и летят даже не вверх, а во все стороны, спиралями. Очень необычно!»
Автор фото: Дмитрий ДМИТРИЕВ

 

В следующем году запланированы работы на Женевском озере, что даст возможность аппаратам «жить». Но поймите, для «Миров» это несерьёзно. Несерьёзно прежде всего для нашей страны. Мы не делаем научные исследования в океане, не поддерживаем приоритет России, это просто выживание. Уже около трёх лет Россия не работает в океане, и мы начинаем отставать от других стран и в этой области. 

– Вероятно, работа «Миров» просто слишком дорога. 

– Когда «Миры» работали на «Келдыше», они не только обеспечивали себя и ремонт «Келдыша», но и оставались деньги Институту океанологии. Зачем гробить уникальные вещи? Когда случилась трагедия с «Комсомольцем», мы из тропиков пришли в Норвежское море, нашли и обследовали все обозначенные цели. Потом за семь экспедиций произвели консервацию лодки. Сэкономили огромные средства, потому что первоначально объект хотели поднимать. Ещё в двух экспедициях делали радиоактивный мониторинг. Когда произошла авария «Курска», мы Джеймса Кэмерона высадили в Сент-Джонсе, прервав работу на «Титанике», и пошли сразу на место аварии. Так вот, если что-то подобное произойдёт и спросят, где аппараты и кто это разорил, что мы скажем? 

– Но Михаил Слипенчук говорил, что в следующем году вы отправитесь в океан. 

– Вопрос: а на чём? «Келдыша»-то нету. Мы бы и сейчас могли работать в океане – заказы есть. Туристы хотят погружаться, Джеймс Кэмерон «стоит в очереди». 

– Кэмерон? А он снова зачем?

– В своё время премьера «Титаника» была в Калининграде, где базируются «Миры». Мы там встретились, он мне и говорит: «Женя, пойдём аппарат посмотрим». На палубу вышли, а он как кинется, руки распахнул, давай «Мир» целовать, обнимать. Он просто заболел этим делом. С ним интересно, но трудно работать. Специально для него сделаны видеокамеры, эксклюзивное оптоволокно, самая современная, лучшая техника, которую нам надо было установить и освоить! В общем, мне понятно, что Кэмерон  всегда будет следить за нашей работой и пытаться придумывать какие-то проекты.

За 23 года с момента создания «Миров» ни один глубоководный аппарат в мире не превзошёл их по техническому совершенству
Автор фото: Дмитрий ДМИТРИЕВ

 

– Основная претензия к «Мирам», что они занимаются чем угодно, но не наукой. 

– Чья претензия? Первый раз слышу. Не меньше 50% наших погружений – научные, для российских океанологов. Конечно, учёным приходится подстраивать свои программы под те районы, где заказаны работы. Даже за время перестройки, когда аппараты просто выживали, были написаны сотни научных статей и монографий после наших погружений. А фирме «Метрополь» мы очень благодарны, потому что если бы эти три года мы не работали на Байкале, аппараты бы встали.

«Я лично золота не видел»

– Кто задаёт вам точки поиска?

– По-разному. Конечно, заказчик имеет приоритет. К примеру, мы занимались поисками в тропиках, в Атлантике некоего деревянного судна. Там до этого искали затонувшую американскую космическую капсулу, и локатор «выхватил» много объектов. В том числе и эту шхуну. Человек, который оплатил поход туда, сильно рисковал. Глубина пять тысяч метров, всё дно состоит из частых гряд высотой 30–50 метров. Поэтому локатором судно фактически невозможно обнаружить. Мне очень повезло, что я на гребне гряды нашёл маленькую металлическую деталь и потом рядом в углублении саму шхуну. Хотя это оказался не галеон с золотом, там были очень интересные предметы. На шхуне была дыра в полу, и наугад туда запускаешь черпачок и вытаскиваешь. Я поднял много серебряных и несколько золотых монет конца 18 века, октан, секстан, тарелки, чашки, золотую табакерку с сохранившейся внутри газетой. Даже деревянные пистолеты с металлическими стволами. С нами там работали американские археологи, определившие, что шхуна затонула примерно в 1812–1820 годах. 

– Ну а на Байкале всё-таки нашли вы или нет золото Колчака?

– Я лично золота не видел. Дело в том, что вместе с нами идут наблюдатели, которые по одному, два раза спускались до этого. Очень часто камни обманывают, и когда ты идёшь, смотришь под углом, легко ошибиться. Они мне говорят: «Вот, там бутылка!». Я отвечаю обычно: «Когда бутылка будет, не ошибётесь!». Ну, блеснуло в глазу у наблюдателя, ну, сказал он, что похоже на золото. Это ещё ничего не значит. Предметы там были, я тарелку поднял, ещё какие-то вещи. Тарелка, кстати, оказалась более-менее современной, её никто и брать не стал. Я её домой отвезу. 

– Вы тоже собираете находки?

– Если мы что-то поднимаем, отдаём или учёным, или специалистам, или заказчику. Но предметы, которые оказались не нужны исследователям, я могу взять себе. У меня есть камень из-под кормы «Титаника». Он чем интересен – та часть, которая находилась в осадке, вся ржавая, видно, что там осадок просто пропитан ржавчиной «Титаника». 

– Вернётесь ещё на Байкал? 

– Хотим. Но как вернуться? Это же деньги. «Метрополь» потратил огромные средства, чтобы сюда привезти аппараты. Всё происходило очень быстро, оборудовали комфортное судно-носитель из ржавой угольной баржи без дверей, без окон. По всему Байкалу ходили, сделали массу интересных для науки погружений. Поднятые образцы будут обрабатываться ещё несколько лет.   

– Есть другое мнение насчёт науки. 

– Спросите у лимнологов. Если бы это всё было пустым, мы бы не работали второй и третий сезоны. Понимаете, если бы мы уехали ещё в 2008 году, мы бы вообще мало что увидели, кроме красот дна. Байкальское дно тектоническое, удивительные обрывы, часты землетрясения, осыпи, по которым скатываются валуны. Очень красиво. Но наука – это другое, тут быстро ничего не происходит. И часто первоначальные версии рушатся. Мы  в первый год работы вообще ничего не нашли. А в итоге – искали выходы газа, а нашли газогидраты, причём залежи, только в 2009 году. Мы ещё в Атлантике вели поиски газогидратов и находили только маленькие включения в грунте. А здесь что-то удивительное – огромные ледяные холмы. Я спускался метров шесть по холму, сбоку проковырял, осадок осыпался и открылась фактически стена стеклянная, ледяная. Это просто фантастика! А в этом сезоне мы загрузили много новых приборов, чтобы исследовать эти, уже найденные газогидраты. Кстати, кажется, «факелы» на Байкале, которые лимнологи считали выходами газа, могут быть также и всплывающими кусками газогидрата.  

– Как это?

– Когда льдина газогидрата отрывается от дна, она на малых глубинах просто взрывается. Вот тебе и факел. Где-то на 400 метрах давление падает, льдина начинает испускать газ. А выше её просто разрывает от выделяющихся пузырей. Я два раза наблюдал за этим. Очень красочно. Сначала бесшумный взрыв, а потом всё это у тебя перед глазами мельтешит. Тысячи белых кусочков отрываются и летят даже не вверх, а во все стороны, спиралями.  Очень необычно! В общем, у лимнологов сейчас предостаточно материалов для работы. 

«Неуютно мне в костюме»

Пока мы разговаривали, по палубе с суровым видом прохаживалась маленькая девочка. «Анюта, ты куда?» – Герой России отправил дочку к маме. На руках у Татьяны ещё одна крошечная дочка – Алёна. Аня у Евгения Черняева – четвёртый, Алёна – пятый ребёнок. В Москве ещё трое – Сергей, Любаша и Настя. Да ещё два внука. «В прошлом году, когда Алёна родилась, мама с ней на ручках дома осталась, – говорит Евгений Черняев. – А мне надо помогать в экспедиции обрабатывать данные. Любаша со мной ездила». В 2010 году Таня уже отправилась вместе с дочками на Байкал. Она – сотрудник лаборатории, имеет два высших образования – географическое и режиссёрское (ВГИК). «Мы с нею и фильмы о погружениях  делаем вместе, – рассказывает Евгений Черняев. – Я сам озвучку к некоторым делал, даже музыкальные ритмы подбирал». На «Кинопоиске» Genya Chernaiev значится как «актёр, играющий самого себя». Вместе с Анатолием Сагалевичем в фильмах Кэмерона «Призраки бездны: «Титаник» и «Чужие из бездны» «Миры» дали ему возможность увидеть многих випов. «Своих» он видит сразу.

Фраза «Мне Макаревич с детства нравился» в устах Евгения Черняева звучит немного странно – лидер «Машины времени» всего на два года старше пилота «Мира-2». Наверное, нравится всё-таки с юности. У них, похоже, одна «болезнь». 

– Я тут, на Байкале, с ним погрузился, – говорит Евгений Черняев. – Он хороший человек. Ну, это сразу видно: люди, которые так к воде относятся, не могут плохими быть. И я видел, когда мы погружались, что ему страшно интересно было. Он нам тут на барже концерт устроил, сказал: «Я уже и не помню, когда вот так просто под гитару пел». Долго пел. 

... Прочитав эту статью, вы, наверное, подумаете: «Вот повезло, ездит по миру, общается с интересными людьми. Ещё и зарплату за это получает». Я тоже так думала. Оказалось, обычная жизнь у него. С обычными проблемами. Хорошо, когда случаются проекты, а так – стандартный институтский оклад. И всё. Хотя сейчас лучше, чем, к примеру, в 90-е. 

– Я в своё время и таксовал даже. Когда только перестройка начиналась, был со мной такой случай. Пришли как-то из экспедиции, а нам говорят: «Деньги позже». Мы животы подвязали, ждём, дело к Новому году. И вот 29 декабря мне в голову стукнуло, что бухгалтерия не работает. Всё, до следующего года денег не будет. А у меня ни копейки в кармане, и хлеба дома нет. В баке было немного бензина, я выскочил и поехал таксовать. В первый раз. Еду, вижу – женщина голосует. А я мимо. Понимаю, что надо тормозить, а нога не поворачивается. Бензин сейчас кончится, заглохнет машина, и я останусь без копейки зимой на трассе. И тут – строитель в телогрейке. Остановился, он до поворота доехал, отдал какие-то копейки. На три литра бензина хватило. Вижу – приезжие, небольшого росточка. Человек семь, наверное. Всемером набились ко мне! В общем, как сейчас помню, 16 тысяч заработал тогда и детям Новый год устроил. 

– Ощущаете себя Героем России?

– В общем, приятно, что отметили, но мы до этого сделали очень много. И консервацию «Комсомольца», и многое ещё. Уникальные проводили операции, в мире таких не повторяли. Да, спуск на Северном полюсе был беспрецедентный. 

– Часто эту звёздочку носите?

– Когда меня приглашают на торжества. На самом деле, её же без костюма – никак. А мне постоянно что-то делать надо. Или с машиной что-то случается, или ещё что. Я вообще уже один костюм порвал. Неуютно, в общем, мне в костюме. 


просмотров: 2354
 Форум
Ваше имя: где живете:
       e-mail:           www:


Введите код:




 Другие статьи
Миры остались зимовать. Вопрос о продолжении экспедиции остается открытым

Легендарные батискафы «Мир-1» и «Мир-2», успешно законсервированные после второго сезона погружений на Байкале, останутся зимовать в Иркутске. Такое решение принял организатор экспедиции – Фонд содействия сохранению озера. Более того, его руководство заявило о том, что готово финансировать работу глубоководных аппаратов на Священном море в 2010 году. Пока вопрос о продолжении экспедиции рассматривается в недрах академии наук, ученые подводят предварительные итоги исследований. Дальше...


Дорогой аттракцион

Глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2» завершили второй экспедиционный сезон на Байкале. Когда вы читаете эти строки, они уже законсервированы, в балластные системы закачан антифриз и аппараты ждут отправки на зимовку на авиационный завод. На них в этом году «ныряли» Владимир Путин и Андрей Макаревич. «Мы понимаем, что всё, что мы сделали, если бы не было науки, было бы дорогостоящим аттракционом», – заявил глава Фонда содействия сохранению Байкала Баир Цыренов. Правда, о научных результатах журналистов попросили узнать «года через два». Пока же экспедиция стоимостью 8,5 млн. долларов запомнилась скандалом вокруг «рекордной» глубины озера. А ещё тем, что были заново «переоткрыты» открытия, сделанные учёными ещё в 90-е годы. Дальше...


Миры на Байкале завершили сезон

Второй сезон экспедиции «Миры» на Байкале» успешно завершен. Всего в период с 15 июня по 30 августа было совершено 69 погружений, сделан ряд важных научных открытий. Дальше...


Глубоководный аппарат «Мир-1» достиг глубины 1640 метров

Глубоководный аппарат «Мир-1» у острова Ольхон достиг рекордной отметки – глубины 1640 метров. Как сказано в сообщении Фонда содействия сохранению озера Байкал, пока с уверенностью говорить о рекордных показателях преждевременно, так как данные приборов, рассчитанных на морскую воду, необходимо расшифровать с учетом погрешностей на работу в пресноводной среде. Дальше...


Андрей Макаревич погрузился в Байкал на «Мире»

Известный музыкант, народный артист России Андрей Макаревич 3 июля 2009 года совершил погружение в Байкал на глубоководном обитаемом аппарате «Мир-2». Об этом сообщает Фонд содействия сохранению озера Байкал. Дальше...


БАЙКАЛ МОЖЕТ ГОРЕТЬ ИЗ-ЗА ГАЗОГИДРАТОВ

В ходе погружения глубоководных обитаемых аппаратов "Мир" в районе грязевого вулкана Санкт-Петербург было сделано важное научное открытие. Впервые были обнаружены поля газовых гидратов в приповерхностном слое донных отложений. В открытии участвовал иркутянин Николай Гранин, заведующий лабораторией гидрологии и гидрофизики Лимнологического института СО РАН. Дальше...


"Миры" уже месяц ныряют в Байкал

Прошел месяц с начала второго этапа международной научной экспедиции "Миры" на Байкале", организованной Институтом океанологии им. Ширшова Российской Академии Наук при финансовой поддержке группы компаний "Метрополь". За это время экспедиционный флот исследовал южную часть озера и переместился из Иркутской области в Республику Бурятия. Глубоководные обитаемые аппараты (ГОА) "Мир-1" и "Мир-2" провели 30 погружений, 28 из которых – экспедиционные, а 2 – технические, в погружениях приняли участие 44 наблюдателя. Всего за месяц ГОА "Мир-1" провел под водой 90 часов 11 минут, а ГОА "Мир-2" – 109 часов 50 минут. Дальше...


Очередь на дно Байкала. Два туриста теперь оплачивают одного ученого.

К концу первой недели июля "Мир-2" достиг максимальной глубины Байкала - 1637 метров и почти 15 километров прошел по дну. А это, по признанию организаторов, "одно из важнейших заданий сезона погружений-2009". Дальше...


Залежи "топлива будущего" обнаружены на дне Байкала

Открытие на Байкале. "Миры" обнаружили на дне озера залежи газовых гидратов. Эксперты считают их топливом будущего. Ранее ученые только предполагали, что в глубинах Священного моря есть это полезное ископаемое. Дальше...


Отснятые «Мирами» кадры включат в экспозицию Байкальского музея ИНЦ СО РАН

Кадры, отснятые во время погружений глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир», осенью 2009 года войдут в состав экспозиции Байкальского музея Иркутского научного центра СО РАН. Об этом сообщает пресс-служба президента и правительства Республики Бурятия. Дальше...



Дно Байкала представляет собой сплошное плато

Ученые проанализировали результаты первых погружений глубоководных обитаемых аппаратов "Мир". Как выяснилось, во многих исследованных точках дно озера плоское и являет собой огромное плато. В ходе погружения глубоководных обитаемых аппаратов "Мир", учёные смогли опуститься на глубину 1580 метров. Дальше...


«МИРЫ» ОБНАРУЖИЛИ НЕФТЬ И НЕОБЫЧНОГО ЧЕРВЯ

В ходе погружения батискафов «Мир-1» и «Мир-2» на дне Байкала удалось обнаружить место, из которого в озеро попадает нефть. Оно находится на глубине около 850 м южнее выхода из Баргузинского залива — самого крупного залива Байкала. По предварительным данным, у восточного берега Байкала есть и другие места, из которых поступает нефть. Эти места участники экспедиции попытаются найти в ходе дальнейших погружений Дальше...


Загадки Священного моря

Лучше один раз увидеть, чем пять раз взять пробы драгой. «У нас есть масса вопросов, на которые невозможно ответить без помощи глубоководных аппаратов «Мир», – признаются ученые Лимнологического института СО РАН. Сейчас у них горячая пора – обработка и анализ результатов экспедиции на Байкале. Почему губки на дне озера бирюзового цвета? Как ракообразные живут на нефтяных выходах? Зачем голомянки, обитающие в толще воды, прячутся в норках? Пока лимнологи строят гипотезы, аппараты «Мир-1» и «Мир-2» готовятся к следующему «полевому» сезону в специально оборудованных ангарах на территории Иркутского авиазавода. Дальше...


«Миры» в Байкале вышли на след «золота Колчака»

«Глубоководные аппараты «Мир» вышли на след «серебряного обоза» и «золота Колчака», - утверждает ученый, краевед, историк, писатель и журналист Алексей Тиваненко. Участники экспедиции «Миры на Байкале» обнаружили огромный кусок каменного угля, возможно, имеющий отношение к топке паровоза эшелона, перевозившего золотой запас Российской империи, «золото Колчака», в годы Гражданской войны. Тогда, во время крушения, поезд упал на глубину 1300 метров. Дальше...


Новый Байкал

Учёные обнаружили в озере неизвестные ранее организмы
Учёные очень мало знают о Байкале. Это доказали первые научные погружения глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2». «Там были совершенно удивительные вещи, которые изменили наши взгляды на то, что происходит на дне озера», – заявил заведующий лабораторией Лимнологического института СО РАН Дмитрий Щербаков. Одно погружение – необычная голубая губка. Второе – уникальные съёмки грязевых вулканов и рождения «топлива будущего» – газовых гидратов. На глазах рушатся «кабинетные» гипотезы и поднимаются со дна Байкала новые. Это и называется «живая наука». Дальше...


"Миры" ищут на дне Байкала золото

Золото адмирала Колчака на дне Байкала ищут "Миры". Плавучая платформа с аппаратами отправилась на поиски исторических артефактов. Дальше...




 Поиск Google  

 
Web baikalarea.ru
 Разделы  

Байкальский край
Байкал
Достопримечательности
Природа
Реки
Бухты
Мысы
Экспедиции, походы
Миры - глубоководные погружаемы аппараты
Нейтринный телескоп
Большая Байкальская Тропа
История
Экология
Туризм и отдых
Судоходство
Заповедные зоны
Острова
остров Ольхон

 Миры - глубоководные погружаемы аппараты 17 

1. Две стихии героя
2. "Миры" ищут на дне Байкала золото
3. Новый Байкал
4. «Миры» в Байкале вышли на след «золота Колчака»
5. Загадки Священного моря
6. «МИРЫ» ОБНАРУЖИЛИ НЕФТЬ И НЕОБЫЧНОГО ЧЕРВЯ
7. Дно Байкала представляет собой сплошное плато
8. Отснятые «Мирами» кадры включат в экспозицию Байкальского музея ИНЦ СО РАН
9. Залежи "топлива будущего" обнаружены на дне Байкала
10. Очередь на дно Байкала. Два туриста теперь оплачивают одного ученого.
11. "Миры" уже месяц ныряют в Байкал
12. БАЙКАЛ МОЖЕТ ГОРЕТЬ ИЗ-ЗА ГАЗОГИДРАТОВ
13. Андрей Макаревич погрузился в Байкал на «Мире»
14. Глубоководный аппарат «Мир-1» достиг глубины 1640 метров
15. Миры на Байкале завершили сезон
16. Дорогой аттракцион
17. Миры остались зимовать. Вопрос о продолжении экспедиции остается открытым

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


66 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым