baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



Как моряк Мишка познакомился с Мао Цзэдуном



Михаил Захаров родился в 1927 году в Черемхово. Кроме него в семье росли еще шестеро братьев и сестер. Он как раз посередке – чет-вертый. Мать работала учительницей. Отец организовывал колхоз в Каменке по заданию партии, потом был военкомом в Олонках. В Олонках же одним из первых услыхал весть о начавшейся войне. Бывалый солдат, успевший повоевать в Гражданскую, сразу понял, с какой бедой встретилась страна.

Не то, что его подрастающие дети, верившие, что «Красная армия всех сильней». До победы было долгих четыре года, ну а для подростка Мишки, которому судьба приготовила моряцкую долю, и того больше. Его демобилизовали после войны с Японией только в 1950-м.

Миша в свои 14 лет пошел в Черемховское ФЗУ, куда авралом набирали смену уходившим на фронт шахтерам Черембасса.

– На самом деле учебы никакой не было, – вспоминает Михаил Михайлович. – Мы просто вкалывали вместе со взрослыми в забое, грузили в вагонетки породу. За смену нужно было выполнить норму – 13 тонн. В забое сырость, угольная пыль. Многие болели, смертность была страшная: из 700 приехавших пацанов умерли 200. Худой я тогда был – страсть, а росту во мне было метр тридцать.

В начале 1943-го мать выхлопотала для своего «шахтера» перевод в Иркутское ФЗУ N 4, которое ковало кадры для Иркутского авиазавода. Тут тоже учеба больше напоминала практику – мальчишек поднимали в шесть утра и, спящих на ходу, отправляли в цеха завода.

– Попали мы во второй сборочный цех. Тогда только начинали Илы строить, – рассказывает Михаил Захаров. – Нас научили делать детали. От количества зависела пайка. Холодно зимой, в сварочный цех бежишь погреться, только сядешь – сразу засыпаешь. 200 граммов хлеба на сутки давали. Голодные были постоянно.

Зимой приехали в Иркутск набирать добровольцев. Мальчишки валом просились на фронт, но заводскому начальству строго-настрого было приказано не давать пацанам документов. Тогда под мобилизацию попали 1924 и 1925 годы. Весной объявили комсомольский набор.

– Мы опять проситься, – продолжает вспоминать ветеран, – говорят: если не комсомолец, нельзя. Один старшина из Владивостока подсказал: езжайте в Военный городок и ждите. Там будет стоять наш состав, вы спрячьтесь; когда можно будет, я флагом махну, вы в вагон и заскочите! Мы за поездами стояли, караулили. Когда проверка прошла, объявили посадку, заводчане уехали, старшина вынес морской флаг, махнул, наша орава – человек двадцать мальчишек – в вагоны позаскакивала. Так во Владивосток и поехали. Без аттестатов, еды и денег. Старушки на станции продавали пирожки, так мы на каждой остановке выпрыгивали, хватали их – и бежать. Так и добрались до места.

В июне зачислили шестнадцатилетнего паренька в учебный отряд Тихоокеанского флота на острове Русский. Стал он курсантом-связистом. Учили до мая сорок четвертого, а потом командировали в отдельную роту связи береговой обороны старшим экипажа из трех человек. Они с берега держали связь с командованием и кораблями.

– Перед самым началом войны с Японией я подал рапорт начальству и попросился в бригаду торпедных катеров в бухту Малый Улисс. Отсюда мы вскоре начали наш поход на японцев.

Служил Михаил Михайлович на торпедном катере «Комсомолец» радистом.

– Наши катера называли морской кавалерией. Оснащен он был двумя торпедами, двумя крупнокалиберными пулеметами, десятью глубинными бомбами и двумя баллонами, в одном из которых кислород, в другом – азот, чтобы создавать дымовую завесу, – поясняет Михаил Захаров. – Развивал скорость 53 узла, это 100 километров в час. Сам катерок маленький, в длину всего 18 метров, но летал по воде как пуля. Ну и болтанка на нем неимоверная, за это кавалерией его и прозвали. А воевали мы на нем так: если появились вражеские корабли, авиация о них сообщала, нас сразу в атаку бросали. Выходили сначала волновые катера, управляемые по радио. Они делали дымзавесу, а потом уже наши шли. Выныривали из дымзавесы, стреляли – и сразу ныряли обратно. Если снаряд попадал в торпедный катер, никого даже по костям было не собрать. Весь экипаж должен был сражаться как единый крепко спаянный организм: капитан у руля обеспечивал маневренность судна, боцман контролировал тактику боя, три моториста форсировали скорость, пулеметчик стрелял, а я держал связь с командованием.

Вспоминает ветеран самые тяжелые бои:

– Целая армада кораблей двинулась к Порт-Артуру через Цусимский пролив. Шли подлодки, бронекатера, тральщики. Весь форватер был усеян минами. Тральщики «выдергивали» их, срезая привязанные цепи, а торпедные катера взрывали. Сражения в портах Кореи – Сейсине, Юки, Расине, Одецине, Гензане – тоже были жаркими. У противника сильная береговая оборона. На десять километров от берега был пристрелян каждый квадратный метр. Чтобы дать возможность подойти нашим кораблям, авиация бомбила с воздуха вражеские артиллерийские позиции. Особенно крепко был защищен Порт-Артур, окруженный двумя полуостровами. Между ними небольшой проход. В нем – боны с горючим: сунься – сразу взлетишь на воздух. Теперь на сопке Перепелиная стоит памятник нашим морякам.

Довелось в 1945 году Михаилу Захарову увидеть Мао Цзэдуна и даже сделать замечание самому командарму. Вот как это произошло:

– Наши войска помогли Мао Цзэдуну. Это было в 1945-м. К нам в Порт-Артур пришла канонерская лодка, нас, матросов, выставили часовыми, пока велись переговоры. Мы ничего не знали – какие переговоры, о чем... Вышел какой-то китаец, потом узнали, что это был Мао. Он приехал попросить наших о помощи. Командование объявило сбор, 20-минутную готовность. Меня, как хорошего радиста, послали сопровождать командиров 39-й армии. Нас завезли на сопку, я настроил волну, смотрю: подъезжают машины, выходят одни генералы – даже полковников среди них не видно. Подвели ко мне какого-то грузного человека. На нем закрытый плащ без погон. Не понять, какого он звания. Мне говорят: «Радист, принимай», и подсаживают его. Тот велел настроить связь, я передал ему трубку, а он как начал в нее материть, поливать на чем свет стоит авиацию, не обеспечившую прикрытие. Я ему говорю: «Что вы делаете? Нельзя!» Меня генерал-полковник за шиворот с машины сбросил и шипит сквозь зубы: «Ну-ка пошел отсюда! Ты чего делаешь?! Ты кому указываешь?! Ему все разрешено. Это же командарм Иван Людников. Он сейчас скажет: «Расстрелять» – и тебя расстреляют!» Закончили переговоры, все стоят, ждут. А Людников вышел и говорит: «За хорошую связь медалью за боевые заслуги связиста наградить!» Все под козырек взяли.

Вернулся домой герой-морячок в звании старшины второй статьи только весной 1950-го. Отец к тому времени умер. Старший брат Борис, добровольцем ушедший на фронт, не вернулся домой – погиб, попав под обстрел на Смоленском направлении. Старенькая мать ютилась в крохотной каморке с младшими детьми и внуками. Тяжело было. Первое время Мишка спал в коридоре, на ветхом топчане. Пошел работать на автосборочный завод бригадиром-мастером. Потом на завод «Радиоприемник». Окончил машиностроительный техникум, курсы повышения квалификации в МВТУ им. Баумана, работал в Иркутском геологическом управлении главным инженером, потом – заместителем начальника специального конструкторского бюро. В 1989 году ушел на пенсию.

Сейчас ветеран живет с семьей младшего сына. Супруга Тамара умерла несколько лет назад. Погиб при исполнении служебного долга и старший сын – пожарный. Но Михаила Михайловича радуют внуки: младший из троих носит имя дедушки – Михаил. Три месяца назад появился у ветерана и правнук Юрочка. Так что бодрости духа Михаил Захаров, как настоящий моряк, по-прежнему не теряет.

08-05-2009


Анна Виговская


просмотров: 2911
 Форум
Ваше имя: где живете:
       e-mail:           www:


Введите код:




 Другие статьи
Менталитет детей природы

Литература и научные гипотезы, объясняющие методологические приемы изучения малочисленных народов Дальше...


Чай в Иркутской губернии в конце XIX - начале XX века

Тема чаепития с каждым годом приобретает все большую популярность, и не случайно русский писатель Ф. Соллогуб так выразительно назвал чай «отрадой русского человека во всех случаях его жизни». Иркутская газета «Восточное обозрение» еще в 1886 году писала: «Чаепитие в Сибири есть священнодействие. Не так важен обед, как чай… Хорошая хозяйка около самовара священнодействует». Дальше...


Иркутск и Кругобайкальская железная дорога

Трассирование Сибирской железной дороги до Иркутска хотя и имело свои трудности, но его невозможно сравнить с теми проблемами, которые встали при выборе направления магистрали от нашего города на восток. Ни один из вариантов не требовал стольких затрат, как Кругобайкальский. Особой страницей вписан в отечественную железнодорожную историю поиск дальнейшего развития этой стальной колеи. Самые различные проекты и изыскания трассы вокруг Байкала оставили свой след и в биографии Иркутска. Дальше...


Становление степного самоуправления в XVIII веке

В связи с проводимыми в современной России административными реформами все больший интерес вызывает история развития органов самоуправления. Особенно интересен этот вопрос в контексте национальной политики Российского государства. К сожалению, незнание истории часто приводит к неправильной и неадекватной оценке происходящего в наши дни. История - наставница жизни, говорили древние римляне. Поэтому хотелось бы ознакомить читателя с некоторыми моментами развития органов самоуправления в нашем регионе. Дальше...


Великий сыщик Российской империи

В этом году исполнилось 175 лет со дня рождения Ивана Дмитриевича Путилина, знаменитого русского сыщика, первого начальника Управления сыскной полиции Российской империи. Этот юбилей в нашей прессе по большей части остался незамеченным. Что и говорить, сегодня об этом человеке знает довольно узкий круг людей, включающий в себя специалистов в области сыскного дела, историков и просто эрудитов. Дальше...


В Сибири чеканили собственные деньги

Долгое время в Сибири ходили в обращении собственные, сибирские деньги. На самых законных основаниях. Дальше...


Первое китайское нашествие на Сибирь

Концепция завоевания Восточной Сибири господствовала в науке начиная с трудов автора известной "Сибирской истории" Фишера, тенденциозно подобравшего документы, описывающие вооруженные столкновения казачьих отрядов с коренными жителями Сибири. Такой взгляд грубо искажал действительный ход событий. Как могли, например, ничтожные по количеству участников отряды казаков, нередко насчитывавшие 20-30 человек, покорить или завоевать самую мощную в Восточной Сибири по численности населения народность - бурят? Трудно поверить, что отряд Петра Бекетова из 30 казаков или даже самая крупная казачья экспедиция XVII века Якова Хрипунова, насчитывавшая 130 человек, могли устрашить или завоевать ангарских бурят, сумевших собрать, по данным архивных документов, три тысячи воинов. Дальше...


Воинственные братские племена

конце XVI века к российскому государству были присоединены огромные пространства Сибири, простиравшиеся от Урала до Енисея. Однако на этом русские землепроходцы не остановились. Слухи о сказочных богатствах лежащих далее к востоку земель привлекли их внимание, и продвижение продолжалось. Отряды казаков и служилых, ватаги промышленных людей неуклонно двигались все дальше в неизвестные края — навстречу солнцу. Так же как и в Западной Сибири, на пути своего продвижения они ставили новые остроги, служившие опорными пунктами для закрепления и освоения края и продвижения вперед. Дальше...


Байкальский парусный спорт

Байкал — озеро. Это научный факт. Но его часто называли морем, и это — исторический факт. На древних картах совершенно однозначно отмечали: "Море Байкал". Были у наших предков на то веские основания. Недаром в одном из дошедших до наших дней древних описаний Байкала отмечено, что "прорва сия зело велика есть, и ежели вдоль ея под парусом пройти, так десять ден плыти надобно". Отметим эту немаловажную деталь — "под парусом". Русские казаки, едва познакомившись с Байкалом, стали строить парусные лодки. С тех пор трудно представить себе Байкал без парусов Дальше...


Кругобайкальский тракт

Исключительно важное значение для Сибири имел главный сибирский почтовый тракт, решение о строительстве которого было принято на основании Указа Сената 16 марта 1733 года "О проведении самого длинного тракта в мире, соединившего не только европейскую часть России, но и всю Европу с Азией и Китаем". За многовековую историю он носил название Главного, Большого, Сибирского и Московского тракта. Главный сибирский тракт заканчивался в Иркутске Дальше...



Александр Радищев и мореходы Тихого океана

Александр Николаевич Радищев — первый русский революционер. За публикацию крамольной книги "Путешествие из Петербурга в Москву" императрица Екатерина II отправила его в сибирскую ссылку. Из Иркутска через Качуг, Жигалово, Усть-Кут он был направлен в Илимск, куда прибыл 4 января 1792 года. В Илимске Радищев пробыл пять лет. За это время он дважды побывал в Иркутске. Ему принадлежит большая заслуга в изучении географии, геологии и ботаники приангарских и илимских земель. Он один из первых высказал мнение о промышленном значении Коршуновского месторождения железной руды, где теперь стоит город Железногорск-Илимский и крупнейший в стране горно-обогатительный комбинат. Дальше...


Самогонные аппараты изымали даже у иркутских профессоров

Бороться с пьянством в нашей стране начали еще при Андропове. Злостные алкоголики, которые уклонялись от добровольного лечения, подлежали направлению в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП) для принудительного лечения и трудового перевоспитания. Но санкции, очевидно, особенного действия не возымели. И вот в мае 1985 года появился Указ "О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма". Ряд ликероводочных заводов страны демонтировали, водку стали отпускать населению только по талонам. В городах и селах расплодились спекулянты и самогонщики. О том, как боролись с алкоголизмом в Иркутске, рассказал бывший участковый Кировского РОВД Юрий Большедворский Дальше...


Выстрел в ночи

И вспомнилось, как учились мы, дети послевоенной поры, в отдаленных деревнях бескрайней сибирской земли. Один только наш Тулунский район был величиной с небольшое европейское государство. Учились и ничего не требовали от родителей. Требовать-то было нечего -- кругом разруха да голодуха. Родители, в свою очередь, не шибко и заставляли нас учиться. Хотя тяга к знаниям была огромная. И большие расстояния до школы не пугали. И новехонькие автобусы для нас, сельских школьников, обком партии, как сейчас это делает областная администрация, не присылал Дальше...


В Иркутске открыт ценный археологический объект

Новый археологический объект был обнаружен в Иркутске в ноябре этого года. На площадке, выделенной под строительство здания Байкальского Банка Сбербанка РФ, найдены ценные артефакты, относящиеся к разным периодам истории: стояночный комплекс 5-6 тыс. лет до н.э., погребение 1,5 тыс. лет до н.э. и остатки мостовой XVIII- XIX века. Об этом на пресс-конференции 16 ноября сообщил начальник историко-археологической службы Центра по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области (ЦСН) Михаил Скляревский. Дальше...


Одиссея Джорджа Кеннана

Жизнь американского путешественника и публициста Джорджа Кеннана можно назвать примером поиска и служения истине. Его одиссея не только в том, что он совершил четыре путешествия по России и Сибири, забираясь туда, где ни до, ни после него не ступала нога иностранца, но и в его духовном движении. Убежденный сторонник существования ссыльно-каторжной системы и "симпатизант" российского самодержавия, он, своими глазами увидев эту систему и познакомившись с политическими ссыльными, стал "адвокатом русских революционеров". Его статьи о Сибири "мучили совесть американской нации", а главная книга его жизни "Сибирь и ссылка" много лет была запрещена в России Дальше...


Сто лет террору в Иркутске

В июле 1905 года в Иркутске был совершен первый в истории нашего города теракт. О воинах ислама тогда и не слышали — терактами занималась радикально настроенная по отношению к власти молодежь Дальше...


Император Николай II в Иркутске

Последний русский царь Николай II посетил Иркутск в конце июня 1891 года. Тогда он был еще наследником престола. Его отец Александр III отправил Николая в заморское путешествие на корабле Военно-морского флота России. Молодой цесаревич в компании с будущим английским королем Георгом и большой свитой посетил Ближний Восток, побывал в Индийском океане, сделал остановки в портах Юго-Восточной Азии и из Японии прибыл во Владивосток Дальше...


Мария Марковна Школьник

18 августа 1911 года газета «Сибирь» сообщила о побеге из больничного корпуса Иркутского тюремного замка политической заключенной Марии Школьник. Мария Марковна отбывала наказание в Мальцевской тюрьме Нерчинской каторги за покушение в 1906 году на черниговского губернатора А. А. Хвостова. Дальше...




 Поиск Google  

 
Web baikalarea.ru
 Разделы  

Байкальский край
История
Гражданская война
Байкал
Декабристы

 История 19 

1. Мария Марковна Школьник
2. Как моряк Мишка познакомился с Мао Цзэдуном
3. Император Николай II в Иркутске
4. Сто лет террору в Иркутске
5. Одиссея Джорджа Кеннана
6. В Иркутске открыт ценный археологический объект
7. Выстрел в ночи
8. Самогонные аппараты изымали даже у иркутских профессоров
9. Александр Радищев и мореходы Тихого океана
10. Кругобайкальский тракт
11. Байкальский парусный спорт
12. Воинственные братские племена
13. Первое китайское нашествие на Сибирь
14. В Сибири чеканили собственные деньги
15. Великий сыщик Российской империи
16. Становление степного самоуправления в XVIII веке
17. Иркутск и Кругобайкальская железная дорога
18. Чай в Иркутской губернии в конце XIX - начале XX века
19. Менталитет детей природы

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


82 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым