Марина ВАХРУШЕВА: «Станция юннатов спасает Байкал»
Если вы думаете, что такой институт дополнительного школьного образования, как Станции Юных Натуралистов – это пережиток старого советского прошлого, то вы очень сильно ошибаетесь. О работе одной из таких организаций нам рассказала в эксклюзивном интервью Марина Евгеньевна Вахрушева – директор Станции Юных Натуралистов Иркутского района. Чем нынче занимаются юннаты, какую миссию несут такие Станции? А также о глобальных планах по постройке детского лагеря на Байкале, подобного Орленку на Черном море…
О деятельности Станции юннатов
- Марина Евгеньевна, что такое Станция Юных Натуралистов? Для чего они созданы?
- Наша Стация Юных натуралистов, да и вообще организации такого рода, занимаются эколого-биологическим просвещением детей и подростков, а также стимулируют творчество школьников в сфере экологии. Мы помогаем формировать экологическую культуру в Иркутской области, а также вносим практический вклад в решение экологических проблем нашего региона.
Еще одно из направлений нашей деятельности – издательство. К 20-летнему юбилею Станции вышло много изданий. Мы обобщаем опыт педагогов, методические разработки – и выпускаем книги. А недавно вышла брошюра о жизни станции, где обобщена вся ее история – ранее об этом не писалось. Данная брошюра распространяется по школам района, по библиотекам, по другим станции.
- А расскажите поподробнее о мероприятиях, которые проводит Станция Юных Натуралистов Иркутского района?
Одно из самых интересных мероприятий, организованных Станцией, - это Конкурс школьных экологических газет, который проходит раз в год. При этом учащиеся выпускают не стенгазеты, а настоящие газеты, отпечатанные в типографии, проходя все этапы создания издания: написание самых настоящих журналистских текстов, верстка, корректура, редактура, допечатная обработка… Кстати, конкурсные требования к таким газетам очень высокие: начиная от тематики, формата и заканчивая техническими параметрами. Тиражи, конечно, газет небольшие – но это и не главное. Главное, что дети учатся брать интервью, общаться с чиновниками и политиками, ходить на пресс-конференции – в общем, всему тому, что происходит в настоящей редакции газеты.
Дети в возрасте от 11 до 16 лет пишут в них о местных проблемах, а также об экологических проблемах в целом. При этом темы конкурса каждый год разные, была и «Байкал – участок Всемирного наследия», и «Устойчивое развитие Байкала». В основном мы обсуждаем Байкал – это родное, это рядом, и мы действительно можем чем-то помочь, поэтому дети очень любят описывать, как они путешествуют по Байкалу, помогают ему.
Кстати, конкурс является международным, и Иркутский район регулярно занимает призовые места по России. Важно, что на местном уровне итоги конкурса подводятся в Мэрии, на вручение дипломов и подарков приглашается мэр Иркутского района Игорь Викторович Наумов. И первое место – это поездка всей редколлегии в составе пяти человек и руководителя в Санкт-Петербург, второе – путешествие по Кругобайкальской железной дороге и третье – ценные призы.
В Санкт-Петербург уже ездили редколлегии из села Малое Голоустное, из Хомутовской школы !1, а по Кругобайкальской дороге – редколлегии из школы поселка Молодежный и Ширяевской школы.
- Какие еще мероприятия проводит Станция?
Недавно у нас прошло мероприятие под названием «Возродим леса Прибайкалья». Агентство хозяйства по Иркутской области призвало школьников принять участие в прополке сосны. Мы ездили в мегетский лесопитомник, где ребята пропололи полгектара саженцев молодого леса.
Надо сказать, что дети ездили по своему желанию. И вообще наши ученики очень активные, они отзываются на любое наше предложение, потому что им это интересно.
Точно так же мы чистим берег Байкала в поселке Листвянка и в Большом Голоустном, а также музей Тальцы и реку Тальцинку. За это потом детям организуют бесплатную экскурсию по музею.
А летом у нас работали экологические отряды по очистке ручьев местного значения, например, таких как река Оёчек в селе Егоровщина, река Куда, бегущая по всему району, или ручьи, которые бьют в Малом Голоустном.
- Какой вклад вы, как организация, вкладываете в решение проблемы мусора?
Все в нашей стране зависит от воспитания. Я считаю, что наши дети добрее, активнее, они готовы к трудностям, которые их поджидают в будущем, они будут думать о том месте, в котором живут, и что они оставят детям.
На байкальском побережье…
- Вы проводите мероприятия, связанные с Байкалом?
Конечно. Например, проводим «День Байкала». А также летний районный лагерь в Большом Голоустном в рамках экологической смены – «Озеро чудес». Туда приезжают именно те дети, которые занимаются очисткой озера Байкал, участвуют в научно-практических конференция. Там мы изучаем различные виды растений, которые растут на побережье.
Также ежегодно проводится Олимпиада по Байкаловедению, туры которой проходят в течение всего учебного года. Вопросы мы составляем совместно с Педколледжем и ИГУ. Нам помогают и сотрудники Байкало-Ленского заповедника, на базе которого проходит один из туров Олимпиады.
Двухдневные пресс-туры по Кругобайкальской железной дороге – это еще одно очень интересное мероприятие, связанное с Байкалом. Мы приглашаем на него профессиональных журналистов и фотографов, которые учат детей создавать и выпускать экологические газеты. На самом деле, обучающий процесс детей – штука сложная, ведь детям сложно объяснить, как, например, брать интервью. А ведь им приходится беседовать и с директорами, и чиновниками, и прочими различными руководителями.
- Насколько молодежь готова к поглощению информации об экологии? Насколько активно они принимают участие в различных экологических мероприятиях?
Здесь нужно отметить, что наши дети, живущие не в большом городе, а в районе, испытывают недостаток информации. Для них даже в музей съездить проблема. Поэтому наши дети очень активны и любознательны. Например, сейчас у нас проходит Олимпиада по Байкаловедению для начальных классов: если можно было бы приехать по желанию, то приехали бы почти все ученики изо всех районных школ! Но нам, к сожалению, приходится ограничивать эту инициативу всего тремя учениками от школы.
Зато наша Станция постоянно организуем для детей экскурсии в Лимнологический музей и встречи с интересными людьми: например, с Семеном Устиновым из Байкало-Ленского заповедника. А еще мы привозили наших детей на недавно прошедший Экологический форум в Иркутском районе, который посетили представители из Москвы и Красноярска. Главное – мы очень много общаемся. И через это общение мы учим детей бережному отношению и пользованию природными ресурсами. Мы пытаемся воспитать экологически грамотного гражданина будущего.
- У нас возможно более бережное отношение к своим же ресурсам?
Все это зависит от законов, принятых на местном уровне, но которые не исполняются в должной мере. Хотя есть подвижки. Я думаю, что, судя по нашей программе, власти уже повернулись к нам лицом, в частности, к школам. И сейчас издан учебник для учащихся 6-7 классов «Байкаловедение» Елены Кузевановой, который мы используем на факультативных занятиях. Это прорыв в рамках нашей Иркутской области.
- А вы обращаетесь к властям с просьбой, например, внести коррективы в законы?
Если говорить о непосредственных обращениях к власти – то нет, но 25-27 сентября у нас проходил Экологический форум, на котором рассматривался ряд вопросов, в частности, о создании областной экологический совет.
О росте экологической активности
- Сейчас экологическая активность стала больше или меньше?
Как сказать… Например, когда стоял вопросы о переносе трубы, мы собирали подпись под призывом «Нет трубе», проводили конкурс плакатов. И все вместе мы все-таки добились, чтобы ее перенесли. Это победа в нашу копилочку.
- А что еще есть в копилочке ваших достижений?
Наши дети участвуют в областных и всероссийских научно-практических конференциях. Сейчас с 4 по 7 ноября будет проходить экологический форум в Москве «Зеленая планета», и из всей области пригласили только наш район. Это для нас очень почетно.
- Как думаете, в будущем будут последователи экологических вещей?
Я не верю в то, что будут люди, чуждые к окружающей среде, потому что мы живем в этой природе, зависим от нее. Это не правда, что мы покоряем природу. Все чаще и чаще природа напоминает нам, что мы-то гораздо слабее. Поэтому всегда будут люди, которые будут защищать природу – мы видим это и по своей работе, и по своим детям.
- Что нужно еще предпринять, чтобы люди стали бережнее относиться к природе?
Продлевать дальше программу. Лично наша Станция делает все, что в наших силах. И мы никогда не скажем, что достигли какого-то потолка в своей работе: ведь дети взрослеют, одно поколение сменяется другим. И у нас всегда будут новые ученики.
Большой экологический лагерь
- А есть какие-то глобальные планы или мечты, которые вы как организация хотели бы осуществить?
Самое главное – хотелось бы, чтобы у нашей Станции появилось свое просторное помещение. А еще все наши педагоги мечтают о появлении большого стационарного лагеря, который бы располагался бы на берегу Байкала, в Голоустном, и назывался бы аналогично – «Байкал». Лагерь бы собирал детей не только Иркутского района, но и со всей области. Как, например, детские лагерь типа «Орленка» или «Океана».
Планируется, что лагерь будет работать круглый год. Там мы будем проводить олимпиаду по Байкаловедению, выездные семинары и все прочие экологические мероприятия.
Эта задумка очень серьезная, и мэр города Иркутска в этом деле нас поддерживает. При этом все возможности и условия для этого есть.
- Для этого уже что-то делается?
Недавно мы встречались с мэром Иркутска и начальником Управления образования – состоялся разговор о смете и о строительстве. Я думаю, что лагерь появится в ближайшие 3 года.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Марина Евгеньевна Вахрушева – с 1990 года преподаватель, а с 2002 года – директор Станции Юных Натуралистов Иркутского района. Это общеобразовательные школы сел и поселков Горохова, Никольск, Листвянка, Большая речка, Мамоны, Максимовщина, Большое и Малое Голоустное и другие муниципальные образования.
Станция Юных Натуралистов Иркутского района была создана в 1988 года. Она входит в состав областной структуры Станций юннатов – Эколого-биологический центр (ранее он назывался Областной станции юных натуралистов).. На данный момент в штате Станция насчитывается более 40 педагогов, работающих в школах на территории всего Иркутского района. Они ведут такие предметы, как Байкаловедение, цветоводство, лесоводство, растениеводство. Например, в Большом Голоустное есть кружок лесоводства «Кедр».
В 2007 году по инициативе Станции была принята Муниципальная целевая программа «Экологическое образование школьников Иркутского района на период 2007-2010 годы», направленная на развитие экологического образования школьников Иркутского района, в размере два миллиона рублей.
Цель Станции юннатов: воспитание экологически грамотного человека, который впоследствии будет принимать такие решения, которые не навредят окружающей среде. Помочь сформировать здравое экологическое мировоззрение у юных россиян.
КСТАТИ:
Необходимость образования в области окружающей человека среды, охватывающего все уровни образования и направленного на все слои населения, была обозначена уже в начале 1970-х гг. на конференции ООН по проблемам окружающей среды (Стокгольм, 1972). На конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., когда была принята программа перехода человечества к устойчивому развитию, было уже четко рекомендовано включить в образовательный процесс концепцию устойчивого развития. Образование в интересах устойчивого развития не просто сменяет экологическое образование, но берет его как основание для действия по осуществлению «Повестки дня на ХХI» и других решений Рио.
Массовые экологические мероприятия развивающего характера ориентированы на активное формирование системы экологических ценностей у учащихся, а также на развитие практических навыков в экологических исследованиях. В течение года проводится до 20 различных форм районных, областных, всероссийских мероприятий, пропагандирующих не только экологические знания и знание оз. Байкал, но и основные принципы устойчивого развития, идеи защиты и охраны природы. Часть из них носят традиционный характер, например, «Дни защиты от экологической опасности», «День Земли» и др.; другие – инновационный, например, «День Байкала», «Марш парков», «Экологический десант», новые виды конкурсов школьных экологических газет, «Энергосбережение в школе и дома» и др. они появились с целью внедрения идей устойчивого развития в экологическое образование. В массовых мероприятиях участвует до 2 000 школьников.
Станция Юных Натуралистов. Координационный центр: ул. Тимирязева, 32.
Михайлова Ольга // Киринга
14 октября 2008 года
просмотров: 1937
|