baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



Кругобайкальская железная дорога – потенциальный музей-заповедник. Которого может не быть



 «Подвиг, запечатленный в камне». «Рукотворное ожерелье Байкала». «Музей инженерной мысли». «Легенда Транссиба». «Транссибирский тупик». «Памятник на берегу», «Золотая пряжка на стальном поясе России». Так образно и точно называют эту Старую Дорогу железнодорожники, ученые, краеведы.

Сибирский писатель В.Г. Распутин видит в ней нечто сказочное, сравнивая эту дорогу с полкой чудес.
Этот удивительный природно-культурный объект расположен в Слюдянском районе Иркутской области, протянулся по южному берегу Байкала. Говоря сегодня о Кругобайкальской дороге, имеется в виду ее только западная часть, протянувшаяся почти на 100 километров, от истока реки Ангары, из-под мыса Баранчук, до Слюдянки, состоящая на государственной охране федерального значения как комплексный памятник истории, культуры и природы. Исторически же вся «Золотая пряжка» в начале прошлого столетия сомкнула «стальной пояс России» на отрезке в 244 версты (сегодня – 260 км), между станциями Байкал и Мысовая.
За последние два-три десятка лет это достопримечательное место приобрело известность далеко за пределами Сибири, России как историческая, по сути – музейная железная дорога. Благодаря разнообразию и насыщенности природными и культурными объектами, Кругобайкалка привлекает к себе людей с различными интересами: просто отдохнуть на природе, провести туристские, спортивные, театральные и другие культурные мероприятия, всевозможные конференции и симпозиумы. Ее постоянно посещают натуралисты и краеведы, геологи, экологи и биологи, археологи и историки, архитекторы, ландшафтники и другие специалисты различных областей знаний.
И еще, Кругобайкалка – это не только любимое многими место отдыха с увлекательными и познавательными туристическими маршрутами. Это также уникальная, не имеющая аналогов во многих отношениях и до конца еще неосмысленная естественная инженерно-архитектурная, природно-ландшафтная лаборатория, доступный и благодатный полигон не только для научных исследований, но и достойный пример для обучения будущих архитекторов, ландшафтников, дизайнеров, железнодорожников, строителей и пр.
Идея музеефикации «Золотой пряжки» давняя. Какой конкретно ей будет придан юридический статус – «музей-заповедник», «музейно-туристический комплекс» или другой подобный – отдельный вопрос. Сегодня же КБЖД остается действующим, тупиковым звеном в составе Восточно-Сибирской железной дороги. Кроме того, западный, предгорный участок КБЖД (Байкал–Култук) входит в границы государственного Прибайкальского национального парка. В административно-территориальном делении он относится к поселкам Байкал и Маритуй. Далее, проходя по берегу Култукского залива, она подпадает под юрисдикцию муниципальных образований Култука и Слюдянки.
* * *
Из-за особо сложной геологической ситуации, чрезвычайно пересеченного характера местности, на предгорном участке Байкал–Култук в начале XX века за оба строительных периода появилось около 800 капитальных инженерных сооружений. Выполнены они по специально разработанным для этой дороги проектам с безупречным качеством из природного камня, металла и железобетона, которые сохранились до нашего времени практически все, притом, – в первозданном виде, без существенных искажений и утрат.
Мысы, скальные прижимы пронизаны 39-ю тоннелями. Для защиты железнодорожного полотна от горных обвалов и камнепадов построено 16 отдельно стоящих и еще порядка 40 пристроенных к тоннелям галерей. Водотоки долин, распадков и ложбин – их здесь примерно 230 – пройдены водопропускными сооружениями – мостами, виадуками, трубами – всего около 470 единиц, которые, в свою очередь, в 15% случаях дополнены самостоятельными водорегулирующими конструкциями – различными искусственными руслами, лотками. Берега, полотно, скальные выемки укреплены и защищены более чем 200 капитальными (каменными на растворе) стенками различного назначения – подпорными, предохранительными, одевающими, камнеулавливающими, берегоукрепительными, волнобойными и пр. Кроме того, почти одна треть всей линии дороги имеет каменное мощение откосов полотна и нагорных склонов, выполненного методом сухой кладки.
Для обеспечения бесперебойного движения поездов на участке Байкал–Култук было организовано пять станций и столько же блокпостов (сначала – разъезды), где расположены пассажирские и производственные здания, жилые дома и хозяйственные постройки железнодорожников. А на участках между ними станциями и блокпостами – на полотне, в долинах, по берегам и на косогорах – установлены многочисленные линейные (путевые) здания – сторожевые дома, казармы и полуказармы. Практически все архитектурные (гражданские) постройки, были выполнены из традиционного и абсолютно комфортного для проживания в Сибири местного строительного материала – дерева. На сегодня вдоль дороги сохранилось не более 200 таких зданий и сооружений, что составляет 30-40% от построенных в начале XX столетия.
Сами по себе интереснейшие инженерные и архитектурные объекты, пожалуй, не были бы столь значительными, не будь они встроены человеческим гением в береговой рельеф озера. Безупречное сочетание рукотворных объектов с живописными, разнообразными байкальскими ландшафтами делает Старую Дорогу неповторимой.
Ныне предгорный участок дороги Байкал–Култук составляет чуть больше 85 километров – от 71/72 километрового столба в начале станции Байкал до столба 157/158 км за речкой Безымянка, недалеко за станцией Култук. С фрагментом же от Култука до Слюдянки – 97 км. Остался также незатопленным небольшой отрезок Иркутск-Байкальской ветки в истоке реки Ангары (?3-4 км), стыкующийся с КБЖД. Вместе с ним дорога-памятник протянулась по берегу Священного Моря на все 100 километров.
Юридический статус
Территориально Кругобайкальская дорога входит в береговую зону уникального памятника природы – озера Байкал, внесенного ЮНЕСКО в 1996 году в Список всемирного наследия под номером 754. То есть, косвенно КБЖД входит в состав природного объекта высшей номинации. Но и без этого Старая Дорога достойна включения в качестве самостоятельного объекта в Список международных непреходящих ценностей.
На Западном участке Кругобайкальской дороги (Байкал–Култук) сохранился практически весь инженерный комплекс в первозданном виде. По колоссальной насыщенности только техническими сооружениями «Золотую пряжку» Транссиба можно смело номинировать в Книгу рекордов Гиннесса.
Кругобайкальская железная дорога, западная ее часть, в конце прошлого столетия совершенно заслуженно взята под государственную охрану, притом – трижды. Первый раз, в 1980 году Западный участок от станции Байкал до Култука стал памятником истории, науки и техники местного (областного) значения с формулировкой-обоснованием «…является памятником технических достижений России того времени». Второй раз – в 1982 году тот же отрезок Байкал–Култук был объявлен историко-архитектурной и ландшафтной заповедной территорией (заповедным местом) так же регионального значения. И в третий раз, в 1995 году, комплекс КБЖД объявляется памятником федеральной категории охраны – участок от станции Байкал, теперь уже до станции Слюдянка включительно, внесен в Перечень объектов исторического и культурного наследия, в раздел «Памятники архитектуры и градостроительства».
В 1996 году сотрудниками Центра по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области в рамках правительственной программы по уточнению состава памятников федерального значения был составлен Список объектов, входящих в ансамбль Кругобайкальской железной дороги, охватывающий ее Западный участок от станции Байкал до станции Слюдянка. Всего в Список включено 804 позиции, в которых отражены отдельные объекты и комплексы. В действительности же только инженерные сооружения в структуре КБЖД представлены, как уже отмечалось, порядка 800 объектами. В Списке некоторые из них сгруппированы в локальные инженерно-технические комплексы. То же и с архитектурными постройками. Поэтому позиций в Списке меньше, чем общее количество исторически ценных зданий и сооружений. Фактически сохранившиеся отдельные кругобайкальские историко-культурные объекты (инженерные, архитектурные) вместе составляют более 1000 единиц.
Кроме того природно-ландшафтные объекты учитываются природоохранными организациями в отдельных, постоянно обновляемых списках, так как ежегодные экспедиции приносят новые открытия. В официальных списках природных и природно-ландшафтных памятников Иркутской области, озера Байкал числится несколько десятков объектов, расположенных в зоне КБЖД. Ряд из них – «Шаман-камень», «Ворота Байкала – исток Ангары», «Белая Выемка», «Слюдянские озера», «Мыс Шаманский» и некоторые другие – в те же 1980-е годы взяты под государственную охрану в качестве самостоятельных памятников природы областного (регионального) значения. Здесь встречаются типичные, редкие и эндемичные представители растительного и животного мира, в том числе исчезающие и внесенные в различные Красные книги – России, Иркутской области, Республики Бурятия, Монголии, других регионов.
Предпосылки к музеефикации и туристическому использованию
Несмотря на досадные утраты и искажения в архитектурном комплексе Старой Дороги, она продолжает оставаться неповторимым историко-культурным, природно-ландшафтным ансамблем. Кругобайкалка стоит особняком в ряду культурного наследия не только железнодорожного, не только российского, но и мирового.
Сегодня по КБЖД практически не осуществляются грузовые и пассажирские перевозки (за исключением незначительного объема туристических). Изъятие дороги из производственно-транзитного оборота сказалось и на местных жителях, из-за безработицы они оставляют обжитые места. Поселки пустеют, здания, в том числе памятники деревянной архитектуры, продолжают незаконно разбираться. Это одна сторона. Есть и другая, более оптимистичная.
Снятие военизированной охраны с тупикового участка КБЖД в конце 1950-х годов дало возможность для его свободного посещения. В 1960-х дорогу открывают первые путешественники, в 1970-1980-е ее пропагандируют как культурную и национальную достопримечательность, начинается ее туристическое освоение, поначалу самостийное, потом организованное. С начала 1990-х здесь появилось более десятка стационарных ведомственных и частных баз отдыха и турбаз, сегодня эта тенденция продолжает развиваться. Кроме того, «Золотая пряжка» входит в международные маршруты «на колесах» по Транссибу, сюда постоянно «заглядывают» на день-два российские и зарубежные турпоезда.
Кругобайкальская дорога обладает следующими основными ценными характеристиками, присущим только ей, что делает ее неповторимым историко-культурным, музейным объектом с еще не до конца осмысленным колоссальным рекреационным и туристским потенциалом в масштабах не только Сибирского, Байкальского региона, но и всей России:
• Непревзойденное по скорости и качеству строительство дороги с необходимой обслуживающей инфраструктурой. Напомним, что первый путь дороги был построен всего за 2,5 года! Помимо всего прочего, мы имеем дело со своеобразным памятником организационной мысли и управления (по-современному – менеджмента) в строительстве;
• Наличие сохранившегося в первозданном виде цельного инженерно-архитектурного комплекса, состоящего из огромного количества разнообразных объектов, объединенных стилистическими, временными, географическими и ведомственными рамками, имеющих своеобразный облик и выполненных с безупречным качеством из разного строительного материала;
• Рукотворные объекты безукоризненно вписаны человеческим гением в естественный береговой рельеф. При этом создан не имеющий аналогов культурный ландшафт, отвечающий критериям ЮНЕСКО;
• Сочетание инженерно-архитектурного комплекса дороги с большим количеством различных и самоценных памятников природы – геологических, ботанических, ландшафтных, а также объектов археологического наследия (их здесь выявлено 18);
• Размещение Старой Дороги на берегу уникального природного объекта всемирного наследия – озера Байкал с неповторимыми ландшафтами;
• Наличие значительного туристического ресурса для развития сети стационарных гостиниц, баз отдыха и палаточных городков непосредственно на самой территории КБЖД;
• Расположение КБЖД в глобальном российско-зарубежном туристском континентальном коридоре Европа–Россия–Сибирь–Байкал–Восток. Это дает возможность в первую очередь включения КБЖД в транзитные железнодорожные туристские маршруты по линии Транссиба (что уже успешно осуществляется);
• Нахождение Старой Дороги в непосредственной близости от города-столицы Приангарья – Иркутска, который за последнее время превращается в туристский региональный центр, что дает возможность организации быстро окупаемых однодневных, коротких туров (это направление в последние годы набирает обороты);
• Доставка посетителей историческими способами – железной дорогой или морем. К счастью полотно железной дороги не превратили в автомобильное шоссе, поэтому здесь исключен экологически проблемный для природы автомобильный туризм.
Это, конечно, не все ценностные показатели Кругобайкалки как рекреационного и туристского объекта, можно и дальше их выявлять и определять. Но уже этого достаточно, чтобы сделать заключение: ее создатели оставили нам в наследство абсолютно уникальный инженерно-архитектурно-ландшафтный комплекс, у которого должно быть достойное будущее, и мы обязаны транслировать «Золотую пряжку» следующим поколениям в первозданном виде.
В российской и зарубежной практике наработан достаточный пакет законодательной, нормативной и методической документации в отношении исторических и природных, заповедных территорий, объектов градостроительного наследия, что позволяет принимать в отдельных случаях взвешенные проектные решения. В основной набор таких инструментов входят:
• комплекс предпроектных научных исследований;
• определение предметов охраны объекта наследия;
• историко-архитектурные и историко-градостроительные опорные планы;
• установление зон охраны объектов наследия, исторических ландшафтов и зон регулирования хозяйственной деятельности;
• функциональное и ландшафтное зонирование территорий;
• правила землепользования (зонирования);
• специальные градостроительные регламенты;
• разработка научных обоснований для принятия проектных решений, определение проектного метода;
• выполнение специальных разделов по охране и сохранению культурного наследия при разработке градостроительной и другой проектной документации;
• и наконец, историко-культурная экспертиза нормативной, проектной, землеустроительной документации.
Ни один из этих нормативно-правовых, проектных документов для КБЖД не разработан.
Только на основании перечисленных предпроектных, обосновывающих научных, экологических и градорегулирующих материалов, документов должны выполняться проекты генеральных планов, проекты планировки, проекты реставрации-реконструкции, музейно-экспозиционные планы, схемы туристического и хозяйственного использования, освоения исторически ценных, природоохранных территорий и прилегающих к ним земель.
Заключение
Если рассматривать Кругобайкальскую железную дорогу в качестве уникального достопримечательного места, как не имеющий аналогов в России, во всем мире ансамблевый памятник природы и культуры, а не только лишь как производственно-технический или коммерческий объект, становится очевидным, что дальнейшая судьба «Золотой пряжки» Транссиба должна быть не утилитарно хозяйственной, однобоко туристской, но музейно-рекреационной, музейно-туристической.
По большому счету, Кругобайкальская дорога с конца 1950-х годов, после превращения ее в тупиковую ветку, сама по себе стала своеобразным «естественным» музеем под открытым небом. Сегодня территория КБЖД вместе с ее природным окружением имеет огромный музейный, рекреационный и туристский потенциал. Беда в том, что при этом отсутствуют необходимые для подобных территорий, специально разработанные для нее нормативные, градорегулирующие и проектно-градостроительные документы. Сложности добавляет то, что юридически территория КБЖД с природным окружением одновременно относится по факту или потенциально к разным категориям земель, целевое назначение которых противоречит друг другу (как тут не вспомнить пословицу: «у семи нянек дитя…»). Во-первых, к землям целевого (хозяйственного) назначения – транспорта и поселений. Во-вторых, к землям особо охраняемых территорий и объектов – природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения. В-третьих, к землям лесного фонда. Кроме того, не надо забывать, что зона КБЖД входит в береговую, водоохранную зону самого чистого и самого глубокого водоема в мире – озера Байкал – памятника природы всемирного наследия.
За свой «тупиковый» период Кругобайкалка оказалась в крайне сложном положении с точки зрения возникших противостояний: Природа и Человек; Памятник-заповедник и действующая железная дорога; Потенциальный музей под открытым небом и технократический подход при первых попытках ее освоения; В большинстве безработные и социально незащищенные местные жители и возрастающие туристские потоки, в том числе транзитные…
Наиболее действенным шагом, радикальной мерой сохранения и развития этой уникальной во всех отношениях территории может стать выделение ее в самостоятельную административно-хозяйственную единицу с созданием на ее базе музея, то есть учреждения культуры, притом, учитывая юридический охранный статус и особую историко-культурную значимость – федерального подчинения. Не просто железнодорожного музея или музея железнодорожного транспорта, но комплексного, грандиозного железнодорожного, историко-культурного природно-ландшафтного музея-заповедника под открытым небом «Кругобайкальская железная дорога» с разными режимами пользования внутри территории. И, что очень важно, в исторических границах, от истока Ангары до Слюдянки, включая памятники природы вдоль дороги между реками Култучной и Слюдянкой, то есть, на протяжении порядка ста километров.
Для более полного осмысления методики проектирования территории Кругобайкальской железной дороги необходимо выработать индивидуальный метод, комплексный подход к предпроектным научным исследованиям, к проектированию этого неординарного объекта, этого золотого фонда Великой железнодорожной державы, коей была и остается Россия. Эти методы исследования, проектирования, освоения должны основываться на принципах градостроительного регулирования и музейного строительства, накопленном отечественном и мировом опыте проектирования подобных ценных и сложных культурно-природных территориальных образований.
А.К. Чертилов
Доклад для Круглого стола «Сохранение историко-ландшафтных и топонимических памятников региона: современное видение проблемы и пути решения»
Иркутск, 30.06.2012


Источник
просмотров: 1547
 Форум
Ваше имя: где живете:
       e-mail:           www:


Введите код:




 Другие статьи


 Поиск Google  

 
Web baikalarea.ru
 Разделы  

Байкальский край
Кругобайкалка
ледокол Ангара и паром Байкал
История
Фотогалерея
Километры
Пресса
Байки
SOS

 Пресса

1. Кругобайкальская железная дорога – потенциальный музей-заповедник. Которого может не быть

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


66 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым