baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



Блуждания по Китою



Китой — это любимое место отдыха для ангарчан. Там расположены дачи (более 5 тысяч), а у ангарских предприятий — базы и дома отдыха (несколько десятков)! Иркутянам Китой практически незнаком — тут и Байкал рядом, и Ангара с водохранилищем, и брат ее Иркут. Получается так, что иркутяне «дальше собственного носа» ничего не видят... Вот мы и решили расширить географический кругозор и начать обследовать притоки Ангары, те, что ниже по реке. Начнем с Китоя, а в дальнейших наших планах — Белая (Малая и Большая), крупные притоки Белой (в первую очередь Урик) и Ока. Все это крупные сибирские реки, вокруг которых издавна живут люди. Нам интересно, какие и куда есть дороги, какие населенные пункты, инфраструктура. Понятно, что наши исследования будут простираться лишь до тех мест, куда можно добраться на обыкновенном автомобиле 2WD — то есть практически на любом. Каких-либо «трофи»-рейдов пока не планируется.

Cтартуем от Сквера им. Кирова в пасмурное утро, и хотя по прогнозу была «переменная облачность и кратковременный дождь», небо уже полностью затянуто серой пеленой. Остается еще надежда на «кратковременный дождь». Через 20 минут после старта заправляемся на объездной дороге Ново-Ленино и выезжаем на федеральную трассу М53. Через несколько минут проходим Вдовино — последний «бастион» Иркутска, именно здесь стоит дорожная стела с надписью «Иркутск» — расстояние от центра города по одометру 26 километров. Через 12 километров мерного движения со скоростью 100 км/ч — развилка Ангарск-Красноярск». Здесь начинается объездная дорога вокруг города Ангарска, мы уходим влево — по федеральной. Пытаемся не пропустить указатель дороги на Савватеевку, которую мы наметили по карте. Ага, вот он! Двухуровневая развязка, как и положено на федеральной трассе. Сворачиваем направо для подъема на виадук, чтобы уйти с трассы на юг — по Китою. Развязка с дорогой на Савватеевку находится на расстоянии 56 километров от центра Иркутска.

Дальше наш путь поднимается в гору, и через пару холмов видим следующую развилку «Савватеевка-Одинск», расстояние от трассы 4 км, от Иркутска — 60 км. Здесь, у развилки, есть приличная АЗС желтого цвета, по-моему ОМНИ. Мы сворачиваем направо — на Одинск, эта дорога (как мы усмотрели по карте) выходит на берег Китоя. Дальше спуск вниз и всего через два километра, за красивым березовым лесом видим живописную долину речки Оды. Мост через Оду, и сразу за мостом опять развилка. Направо указатель «Одинск», налево ничего. Едем в Одинск — нужно посмотреть, что это за место.

Одинск оказался довольно неуютным селом прямо на берегу Китоя. Берег неприятен — глина, ил, размывы. Улицы в деревне грязные, всюду валяются ржавые остатки сельскохозяйственной техники (тонны металлолома!) и мусора. Напоминает знакомые по фильмам места недавних боев... Кажется, вот сейчас увидим башню подбитого танка... Но в конце деревни опять встретили огромную помойку... Возвращаемся к мосту через Оду (от Одинска около 1,5 километров) — здесь красиво. Движемся дальше по тракту. Через три километра какой-то сворот влево на грунтовку — едем проверять. Шесть километров по горбатой гравийной дороге, и упираемся в садоводство — впечатление неприятное — какой-то глухой распадок в сыром осиновом лесу. Возвращаемся назад на асфальтовую дорогу и налево — дальше от Одинска вверх по Китою. Здесь дорога идет через густой лес и далеко от реки. Вдруг указатель направо — «Одинск», просто деваться от Одинска некуда, это дорога с протвоположной стороны, но нам туда не надо!

Через 7 километров пути отворот влево — «Кафе, вкусно и недорого», расстояние от М53 — 14 км, от Иркутска — 70 км. Едем влево и через километр упираемся в закрытую территорию, на которой видны солидные здания. У ворот охрана. Вопрос «Вы к кому?» сразу насторожил. Достаю удостоверение и спрашиваю: «Здесь база отдыха?», а сам думаю: «Видимо, военный объект», — все как-то сурово обставлено. В общем-то, я был близок к истине — объект серьезный! Мне отвечают: «Здесь 7-я вещательная радиостанция. Радиосеть России. А базы отдыха дальше!». Ясно. Вот откуда до моего приемника долетают «Маяк» и «Эхо Москвы». Возвращаемся на дорогу и налево — в глубинку.

После радиостанции сразу несколько своротов вправо — пытаемся проникнуть на берег Китоя. Несколько раз уперлись в ворота неработающих баз отдыха — все ворота на замке. По виду напоминают пионерские лагеря. Один раз удалось выехать на берег. Ужасно! Кругом кучи мусора, кострища, доски и битые стекла. Вернулись на дорогу удрученные.

Едем дальше, по обочинам стоят машины. Из леса выбирается массивная женщина с ведрами, полными маслят! Через несколько сотен метров такая же картина — из леса к машине вышел человек с полным ведром грибов. Вот где неизвестные иркутянам грибные места! Через пару километров от радиостанции развилка — налево показывает большой щит-стрелка ООЦ «Космос», расстояние от Иркутска — 72 км, а наша дорога продолжается прямо — вдоль Китоя. Решили, что вернемся на обратном пути смотреть, что такое ООЦ.

Через километр или меньше — отворот вправо к реке и сразу несколько указателей баз отдыха. Первая из них — «Сосновая», принадлежит предприятию «Ангарский Трамвай». Довольно убогие деревянные лачуги. Сторож — он же начальник, крепкий мужичина, радушно приглашает отдохнуть и попариться в баньке. По его словам, баньку он истопит так, «что уши будут заворачиваться», и всего за 100 рублей... Прошли на территорию, на площадке базы «культурно отдыхает» группа «пьяных хулиганов», звучат блатные песни, слышится мат... Штурман говорит: «Чего ты тут смотришь-то, давай, поехали отсюда подальше». И то верно, лучше мы уедем, пока «уши не стали заворачиваться». Тихонько едем через лес в сторону реки. Упираемся в лесной тупик с голубыми воротами, на которых написано: «База закрыта, посторонним вход воспрещен. На территории злая собака». Справа от закрытой базы стрелка-указатель как в подростковой игре «Зарница». На стрелке написано «Огонек», и дальше — гравийная дорога среди густых тальников. Подъезжаем к воротам. Навстречу идет симпатичный «дяденька» кавказской национальности. Радушно распахивает ворота, ведет по территории, рассказывает, показывает.

«Огонек» — частная база. Симпатичные деревянные домики на 4 и на 6 мест, отличная баня из белого кругляка. За баней есть приличный выход на берег протоки с чистой и быстрой водой, мангал. На территории довольно обширная парковка, есть корпуса городского типа — панельные. Всюду чистота, порядок. За домик — 700 рублей в сутки, за место в корпусе (номера 2-х местные) — 250 рублей. Баня — 200 рублей. Понравилось — тихо, уютно, недорого и хозяин радушный.

Возвращаемся назад к трассе и вдруг замечаем еще один отворот от этой же ветки лесных дорог — устремляемся туда и видим указатель «Зеленый мыс». Проехали несколько сотен метров и уперлись в красивые цветные ворота. База отдыха «Зеленый мыс» принадлежит Нефтеперегонному Заводу ЮКОС. Злую собаку прогоняет улыбающийся сторож. Приглашает осмотреть базу. Красиво — большие клумбы цветов, площадка для парковки и бетонированные дорожки. Все окрашено в радостные цвета. Особенность: все жилые корпуса имеют свои имена по названиям цветов: «ландыш», «эдельвейс», «фиалка» и т.п. Корпуса есть разные — большие и маленькие. Очень понравилась баня — просторные тамбур, раздевалка и зал, отличная парилка из белого дерева, бассейн. И еще прелесть этой бани в том, что у нее оборудован прекрасный выход к реке — площадка под навесом, рядом стоит мангал и оборудован трап, идущий прямо в реку. Распарившись, можно по ступеням спуститься и окунуться в реке! База очень понравилась. Есть даже конференц-зал. Можно проводить «корпоративки». Цены фантастические — за койко-место 100 рублей, баня — 200 рублей. Номера в корпусах есть различные 1,2 и 4-местные. Летом здесь хорошо. Однако для зимы она не приспособлена — нет отопления и горячей воды.

Выезжаем на дорогу и движемся дальше. Через километр — отворот вправо с указателем «База отдыха. Автомобилист». Сворачиваем. Выходит сторож и говорит: «Ничего нет — вчера последние кровати увезли!», поворачивается и уходит. Ни ответа, ни привета... Едем дальше по трассе, через несколько сотен метров опять поворот направо. Поглядим, что там? Конечно, база отдыха! Вывески нет, но забор очень солидный. Зеленый. На сигнал машины выходит суровая женщина и спрашивает: «Кто вы такие и что вам нужно?». Объяснили, что корреспонденты, что едем «вверх по Китою». Уходя сказала, что сейчас доложит о нас руководству. Ждем довольно долго, наконец появляется начальник. Официально представился и пригласил пройти на территорию. Сразу сказал: «Фотографировать запрещено. База принадлежит предприятию Энергострой Иркутскэнерго». Ну что же, не будем фотографировать. Так все расскажем. Словами. Называется база «Китойские зори» (или «Зори Китоя»?). На территории очень красиво — дорожки уложены плиткой, аккуратные газоны и клумбы. Домики, обшитые деревянной черепицей. В каждом домике по два двухместных номера гостиничного типа — с ванной комнатой, c душем и туалетом. Есть отопление и горячая вода, база работает зимой. Есть очень хорошая столовая и штатный повар. Зал для проведения торжеств. Баня тоже хороша — с выходом на реку. На берегу оборудована прекрасная костровая площадка с лавочками, бетонным полом и ограждением для костра. У костровой площадки есть электрическая розетка, чтобы можно было включить магнитофон или проигрыватель! Место очень приятное. Цены «вызывают энтузиазм», как и на других китойских базах — за место в обычном номере (с душем и горячей водой!) — 250-300 рублей в сутки, в VIP-номере (2-спальная кровать, огромное зеркало, диван, два кресла, две комнаты — спальня, гостиная и кухня с холодильником, плиткой и микроволновкой) — от 1200 руб. в сутки. Есть лыжи — зимой тоже можно отдыхать с пользой! База «Китойские зори» очень понравилась.

Дальше баз нет. Дорога идет вдоль берега Китоя. Редколесье, слева низины, заболоченная пойма. Несколько раз выезжаем на самый берег — всюду кучи мусора, какие-то доски... В одном месте встретились руины корпусов былых баз отдыха. За 4 километра движения вдоль реки не нашли ни одного чистого и красивого места на берегу. В конце этого пути дорога упирается в грандиозное по размеру садоводство «Ясная Поляна». Это целый город дач. За садоводством есть выезд на берег, как это ни странно, чистый — вот здесь не противно было бы и просто посидеть у костра. Дорога по берегу Китоя закончилась, расстояние от Иркутска 92 километра, от федеральной трассы 36 километров. От «Ясной Поляны» поворачиваем назад. Где-то мы пропустили дорогу, уходящую от Китоя в сторону и ведущую на Якимовку и Тальяны. Поедем искать.

Когда, возвращаясь, проехали базы «Зеленый мыс» и «Огонек», заметили среди редколесья и зарослей кустарника баскетбольные кольца. Это все, что осталось от базы? Рядом разглядели неприметную дорожку в заросли — к реке, мы ее вообще не заметили, когда ехали вверх по реке. Сворачиваем и подъезжаем к длинному корпусу «советского образца». У шлагбаума мужчина в кожанке собирает грибы — маслят здесь море! Спрашиваем, что за база. Отвечает: «Частная». Спрашиваем, кто хозяин. Отвечает: «Я». Разговорились — пригласил осмотреть места. Вот тут-то мы и познакомились с самыми интересными людьми за всю нашу дорогу по Китою. Оказалось, что молодая семья Евдокимовых решилась на радикальный шаг в жизни. Они продали городскую ангарскую квартиру и купили две, расположенные рядом, заброшенные и разрушающиеся базы отдыха, принадлежавшие АНХК и выводимые с баланса комбината. Сергей — в прошлом офицер милиции, воевал в горячих точках. Елена — до нынешнего года работала управляющим филиала Сбербанка. Вот это да! Банкир! До руководства филиалом работала в ревизионном отделе Иркутского Тербанка СБ РФ. Таких смелых людей, как Евдокимовы, я не встречал в жизни.

Как же все это было? В феврале 2004 года было принято решение — жизнь нужно изменить. Еще год потребовался на «дозревание», и вот результат — бывшие одноклассники оказались в лесу, на берегу Китоя. Месяцы тяжелейшей работы — своими руками вымыта вся грязь, выбиты подушки и матрацы, выстираны занавески, восстановлена баня, скважина, создано минимальное жизненное пространство. Впереди неизвестность и необозримый труд. База еще не закончена, продолжается ремонт, идет обустройство, а «квартирные» деньги идут на убыль — неотвратимо приближается время, когда должен заработать механизм самоокупаемости. Беспокойство растет, но паники нет. А как светлы глаза этих людей! А ведь свет в глазах — отражение чистоты помыслов. Как они светятся верой в доброе будущее! Воля к добру, воля к созиданию — вот то, что ведет таких ребят по жизни. А вокруг китойские протоки, трехвековые сосны, а за протоками волшебные «архиереевские» острова, где, по преданиям, здоровье возвращается к больным, счастье к несчастным, а пороки покидают падших.

Пока гостили у Евдокимовых, начал накрапывать дождик. Уезжать неохота... Говорят, что искали партнеров — другую семью, но не нашли. Мне что ли бросить все? Сели в машину, и «штурман» сказал: «Единственный луч света по всему Китою!»

Возвращаемся и поворачиваем направо, где стоит указатель ООЦ «Космос». Дорога уходит от Китоя на Восток, слева за лесом видны антенны 7-й радиостанции, справа густой сосновый лес. Через 200-300 метров дорога разветвляется, направо стоит указатель ООЦ «Космос», налево указателя нет — дорога уходит через поле к другому лесу, за которым антенны радиостанции. Едем вправо — смотреть ООЦ. Что бы это значило? Дорога идет через густой и красивый сосновый лес, опять встретили грибников. Опять полные ведра! Через пару километров в лесу широкая асфальтированная площадка и огороженная территория базы с большими корпусами. Все красиво и грандиозно. Это и есть ООЦ «Космос». Зашли «в контору» — в первом, попавшемся нам на пути, открытом кабинете за письменным столом сидит солидная женщина. Спрашиваю: «Вы директор?». Замотала головой отрицательно, показывает в окно: «Вон он — директор, а я бухгалтер». Пошли на двор, директора ловить. Он нам все и объяснил. Оказалось, что ООЦ — это «образовательно-оздоровительный центр». Принадлежит одному из ПТУ Ангарска, системы профтехобразования. Детский лагерь. Сейчас реконструируется в коммерческую базу отдыха. К зиме база будет готова. Создана лыжная база, закуплено 200 пар лыж и оборудования. Куплен снегоход «буран» для пробивки лыжни. Пожелали успехов в труде и едем дальше! То есть не едем дальше, а возвращаемся к развилке у поля, где видны антенны.

Поворачиваем направо — видимо, это и есть дорога на Якимовку-Тальяны. Начался проливной дождь. Будем идти до конца. Маршрут должен быть пройден при любой погоде. Около 10 километров дорога идет по пойменным лугам, слева в паре километров сопки — там пойма заканчивается, справа — перелески у самого берега реки, в которых мы уже побывали. На 11-м километре пути от развилки отворот направо к реке и указатель «Чебогоры». До Чебогор 1 километр. Деревенька невзрачная, но знаменита тем, что здесь есть скважина, из которой качают минеральную воду «Чебогорская». Ее дарят (bonus) на заправках ОМНИ. Я пробовал — хорошо утоляет жажду. Гидрокарбонатно-кальциевая — можно пить как угодно, без ограничений.

За Чебогорами мы выехали на берег Китоя — широкий и, видимо, глубокий плес с неспешным течением. Есть удобные подходы к воде. Здесь можно порыбачить — есть, где помахать удилищем или «пошвырять» спиннинг. У самой деревни — грязь и обычные обломки сеялок-веялок...

Возвращаемся на дорогу. Через 2 километра после Чебогор, прямо у дороги, совсем маленькая деревенька Якимовка, в нее мы не заехали, так как дороги стали слишком «жирными» от дождя. Дальше за Якимовкой закончился асфальт, закончилась связь БВК, и дорога пошла в гору. Ощущение такое, что закончилась цивилизация — дальше глухая тайга. Дорога — жуть, грейдерная гравийка, через которую «проглядывают» коренные скальные лбы. По таким дорогам ходовая часть автомобиля бьется нещадно...Вот она романтика! Наш TownAce — это уже «журналистский уазик». Дождь как из ведра. Штурман у меня задорный, говорит: «Куда мы поперлись?». «В Тальяны», — говорю. Подъем на перевал тянулся около 5 километров, затем долгий спуск, долина, ключ, дома — заимка Николаевская. А место это называется Широкая Падь. Тут жили древние кеты (или хеты), есть стоянки — археологические памятники. Белеют стога сена, укрытые от дождя светлой пленкой. Впереди еще один перевал, потом еще и третий. Тягуны, пожалуй, больше пяти километров, дорога — хуже не бывает.

Протряслись 33 километра по камням, и сопки расступились — спускаемся с горы в долину междуречья Тойсука и Большого Тальяна. Облачность ниже сопок — седые «космы» окружают каждую горку. Здесь высотки больше тысячи метров над уровнем моря. В сердце междуречья — Тальяны. Перед самыми Тальянами жуткая непролазная грязь — боюсь забуксовать, держу ровные обороты, как на лодке! «Просочились» в деревню. На центральной площади пара магазинов и видавший виды мотоцикл «Урал». Магазин в деревне — центр коммуникаций, а продавщица обычно самый коммуникабельный человек. Зашли в магазин и спрашиваем у симпатичной рыжеволосой продавщицы: «Ну что у вас в Тальянах интересного ? Мы тут впервые...». Да ничего, говорит, интересного нету. Пилорама вот есть. Частные артели-лесозаготовители есть. Леспромхоз умер давно. Мужики работают где попало, в основном за тридевять земель ездят на заработки, а кое-кто и тайгой живет... Света постоянно нет, продукты в холодильниках пропадают... Фотографироваться наотрез отказалась. Почему? Говорит: «Люди потом скажут — чего светишься, как дура? А я что скажу?».

Поехали смотреть Тальяны. Кто-то из моих творческих друзей когда-то сказал про Тальяны: «Необычайной красоты деревня. Неповторимый колорит русской глубинки!». Почему называется Тальяны? Потому что тут три речки таких: Большой Тальян, Средний Тальян и Малый Тальян. Большой Тальян, вбирая в себя оба малых, впадает в Тойсук — правый приток Китоя. В центре деревни очень красивые пешеходные мостики через Большой Тальян. Тойсук — очень красивая чистая речка. Типичная «харюзовая», я бы сказал. Закоулки деревни очень уютны, кругом в палисадниках разлапистые елки, кусты калины, рябины. На одном из домов вывеска «Слава великому советскому народу!», а на заборе правила пользования лесом. То ли там лесник живет, то ли просто человек с юмором? Время в Тальянах как будто остановилось в 60-х или 70-х годах. На улицах встретили ЗИЛ-157, ГАЗ-63, ГАЗ-51 и ГАЗ-69. И все какие-то красивые, ухоженные, как новые. Современных ни одного. На наш Town прохожие — в кирзовых сапогах, кожанках и кепках, в зубах «беломор» — смотрят как на диковинку... Один даже был в галифе и на мотоцикле (вроде бы) ИЖ-56! Помните, как был одет «кунак» в фильме «Кавказская пленница»? Вот так и в Тальянах народ одевается. Какая-то особая глубокая ностальгия захлестнула... Теперь будет всегда хотеться вернутся в Тальяны. А дальше ехать некуда — только лесовозно-тракторные дороги на деляны.

Возвращались уже в сумерках. Обратно я решил воспользоваться принципом «больше скорость — меньше ям» и погнал по «грейдеру» с «гребешками» 70-80 километров в час. Пролетели перевалы в два раза быстрее, «чем туда», вроде как японская машина на «саморезах» сделана — раскрутиться от тряски не должна по дороге. И точно не раскрутилась!

Подведем итог. Правый берег Китоя, куда можно подъехать на машине, почти весь занят базами отдыха. Дико, почти нигде не отдохнешь, зато базы все недорогие, есть несколько хороших, берег на них ухожен и расчищен. Те же места побережий, что не заняты базами, чрезвычайно замусорены людьми и занесены продуктами паводков — обломками и корнями деревьев и человеческих строений, унесенных из верхних деревень. Эх, Родина... А ведь когда-то по Китою было чисто... Если бы не семья Евдокимовых и не романтические Тальяны, то у меня впечатление от прогулки по правому берегу Китоя было бы негативным.

Дмитрий ТИМОФЕЕВ

Автомаркет+Спорт N 30

Источник
просмотров: 1989
 Форум


 Другие статьи

Блуждания по Китою 2. Левый берег

В предыдущей публикации мы рассказали вам о правом береге Китоя — одного из крупнейших левых притоков Ангары. Сегодня продолжим рассказ, теперь уже об автомобильном маршруте по правому берегу. Как и в предыдущий раз, мы постарались проехать как можно дальше — где есть проходимые для обычного автомобиля дороги. Дальше...


Китой

Китой — один из крупнейших левых притоков Ангары. Название реки, предположительно, обусловлено названием древнего тюркcкого племени — кеты, обитавшего в этих местах в незапамятные времена. Есть исторические упоминания о том, что племя называлось «хеты», а древние буряты называли эту реку «хетя». А еще один источник говорит о том, что в переводе с одного из древних наречий «китой» означает «волчий проток». Дальше...




 Поиск Google  

 
Web tmidea.ru
 Разделы  

Байкальский край
Прибайкалье
Регионы
Ангарск
Шелехов
Братск
Усть-Илимск
Нижнеудинск
Тайшет
Деревни, поселки
Старообрядческие поселки
Памятники природы
Горы
Пещеры
Реки
Ангара
Ушаковка
Лена
Иркут
Китой
Белая
Утулик
Урик
Мамакан
Скальники
Природные явления
Прибайкальский национальный парк

 Китой

1. Блуждания по Китою
2. Китой
3. Блуждания по Китою 2. Левый берег

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


499 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым