Где быть Амурским воротам?

Неожиданный поворот темы был  предложен на обсуждении проекта регенерации 130-го квартала в областном  отделении ВООПИиК. По мнению члена президиума этого общества Александра Всеволодовича Дулова,  предложенный проект не даёт 130-му кварталу права называться историческим, поскольку не учитывает фактора двух мемориальных элементов – Лютеранского кладбища и Амурских ворот. Эти архитектурные объекты – свидетельства столь важных событий в жизни города, что знать и помнить о них иркутянам необходимо.

Лютеранском кладбище – его также называют немецким, протестантским -находилось на современной стрелке улиц Седова и 3-го  Июля, где уже несколько  десятилетий стоит камень с надписью, анонсирующей строительство на этом месте памятника декабристам. На этом кладбище был похоронен первый губернатор Иркутска Карл Карлович фон Фрауендорф. В памяти иркутян он остался благодаря своему выдающемуся вкладу в развитие города и региона. Напомним, что самостоятельной административной единицей  Иркутская губерния стала в октябре 1764 года согласно императорскому указу, до того времени Иркутская провинция была частью Тобольской губернии. К. К. фон Фрауендорф приезжает в Иркутск в 1765 году и живёт здесь всего два года. Но и за столь короткий срок успевает проявить себя как настоящий градостроитель. При нём город начал благоустраиваться. Иркутские улицы стали приобретать названия, обозначавшиеся соответствующими табличками на зданиях. На улицах появились тротуары из досок. Он находил время преподавать математику и фортификацию в навигацкой школе, и при нём это учебное заведение стала одним из самых значимых в городе. Карл Карлович руководил и лично занимался планировкой города. При Фрауендорфе была начата работа по составлению первого настоящего плана города. Он активно работал и в губернии, вовлекая бурят в земледелие и огородничество. К сожалению, его изображение до наших дней не сохранилось, поэтому поставить памятник невозможно, но хотя бы мемориальным знаком память его запечатлеть необходимо. Идея установки мемориальной доски для обозначения былого месторасположения несуществующего сейчас Лютеранского кладбища была поддержана и одним из авторов проекта Еленой Ивановной Григорьевой. Сложнее будет поставить здесь в знак памяти часовню, как предлагает оформить это место эксперт Восточно-Сибирского управления Росохранкультуры А.К. Чертилов, поскольку в России во всех христианских конфессиях принято строить часовни в местах захоронений. Для часовни требуется фундамент, а по целому ряду соображений, в том числе и этического характера, поставить культовое здание сейчас будет непросто.

Ещё более  сложный вопрос – установка Амурских ворот. Напомним, что Амурские ворота появились в 1858 году после подписания генерал-губернатором Н.Н.Муравьевым Айгунского мирного договора, по которому граница с Китаем прошла по Амуру, и Россия добавила к своей площади значительную территорию. В ознаменование этого события иркутяне на въезде в город со стороны Байкала установили Амурские ворота, через которые должен был проехать Муравьев. Триумфальную арку воздвигли у Заморской заставы, откуда начиналась дорога на Байкал. Амурские ворота стояли в створе улиц Заморской, которая с того времени стала называться Амурской (ныне ул. Ленина) и Зимне-Байкальской (ныне 3-го Июля).

Это не только интересный памятник в архитектурном отношении, но и свидетельство крупной роли, которую сыграл Иркутск в присоединении Приамурья. Это уникальный символ  Иркутска и его истории. В конце концов, этот символ важен даже с точки зрения развития туризма, пропаганды Иркутска на всём протяжении Азиатско-Тихоокеанского региона. Никто из участников обсуждения и не сомневался, что памятный знак восстановить надо. Но вот где?

А.В.Дулов  считает, что поставить этот знак нужно возле Лютеранского кладбища, где он будет очень эффектно замыкать панораму улицы Ленина. Е.И.Григорьева уточнила, что в непосредственной близости от Лютеранского кладбища и уж тем более на самом кладбище Амурские ворота не стояли. Их историческое местонахождение приходится на транспортную развязку. Архитекторы  «примеряли» Амурские ворота на  маленький скверик в начале исторического треугольника возле Крестовоздвиженской церкви. Но отказались от этого варианта расположения по нескольким причинам. Во-первых, есть точка зрения, что строить там не нужно, потому что это место захоронения. Во-вторых, Крестовоздвиженская церковь уже доминанта, а ставить ещё одну доминанту, даже небольшого размера, не самое удачное решение. В-третьих, с этого маленького скверика начинается пешеходный путь, а суть Амурских ворот – триумфальная арка. Начинать пешеходный путь с триумфальной арки даже как-то не очень исторически достоверно. Более логично разместить её на проезжей магистрали. Елене Ивановне возражает главный архитектор отдела мониторинга и научных исследований объектов культурного наследия Центра по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области Александр Николаевич Прокудин: «Я не знаю ни одной исторической фотографии, на которой под Амурскими воротами проезжала бы хоть одна телега. Они их объезжали справа или слева. Я акцентирую на этом внимание, потому что Амурские ворота – это всё-таки знак. И как знаковый момент они существенно отличались от ворот в подлинном значении этого слова, например, от Заморских ворот на улице Карла Маркса или Мельничных ворот. То есть от тех ворот, которые появлялись на границе и серьёзно влияли на формирование планировочной структуры – к воротам сходились улицы, так как это произошло на пересечении улиц Маркса, Ленина, Большаковского переулка и Марата. В случае Амурских ворот этого не произошло, они всего лишь знак, который появился уже на сложившейся структуре». В качестве возможного месторасположения ворот предлагается несколько вариантов. Наиболее мягкий предложен начальником службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Виталием Владимировичем Барышниковым, который считает, что они могут быть восстановлены в деревянном исполнении в квартале 130 – а, расположенном чуть выше исторического квартала. На этом месте ещё в 1999 году городская Дума рекомендовала разбить сквер. 

С ним  спорит профессор кафедры мировой  истории и международных отношений  Иркутского госуниверситета Болеслав Сергеевич Шостакович: «Если не ставить  Амурские ворота там, где они исторически стояли, тогда мы опять создаём некий миф, искусственный муляж, совершенно непонятны ворота, ведущие в никуда. Если они будут стоять в каком-то скверике, то это будет декорация». Самое острое градостроительное решение было озвучено Е.И.Григорьевой: «Есть мнение некоторых специалистов, что снос углового дома на пересечении улиц Тимирязева и Ленина, градостроительной ошибки 1961 года, поможет транспортникам наконец-то решить проблему постоянной пробки на пересечении автомагистралей, а заодно и восстановит справедливое отношение к Крестовоздвиженской церкви  как к доминанте. Дескать, тогда  в центре на своём историческом месте как раз и можно будет восстановить Амурские ворота». Но, как заметила Елена Ивановна, лично она не поддерживает такой вариант разрешения вопроса как маловероятный.  Архитектор Александр Всеволодович Яковлев согласился, что не стоит уповать на то, что угловой дом когда-нибудь лет через двести снесут. Поэтому Амурские ворота нужно восстанавливать именно сейчас и именно в этом квартале.  Он настаивает, что для этого подходит мемориальный сквер на месте бывшего Лютеранского кладбища.

 Алексей  Константинович Чертилов, поддерживая  идею восстановления Амурских  ворот, категорически не согласился  с тем, что это надо делать, пользуясь територией квартала. В качестве главного аргумента Алексей Константинович привёл абсолютную несовместимость значимости этого знака, памятность которого нельзя переоценить, и значимость обывательской застройки. Также как архитектор, он поддержал мнение разработчиков проекта о том, что нельзя допускать соединение двух архитектурных доминант, так как это приведёт к композиционному разночтению. «Самое лучшее место для таких памятных ворот это, конечно, их родное место. Мы специально проделали полупроектную или предпроектную работу, проконсультировались с транспортником-градостроителем Михайловым и пришли к общему заключению: даже сегодня Амурские ворота можно восстановить на их исконном месте, потому что треугольник, в котором они стояли, транспортом не задействован».

И пока у архитекторов нет однозначного ответа на вопрос, где быть Амурским воротам, Болеслав Сергеевич Шостакович, подчернув, что он не проектировщик, предложил свой вариант, который  «хоть и затратный, но всё же в  меньшей степени, чем снос дома»: сделать в том месте, где будут стоять ворота, подземный проезд.

Пока  вопрос с Амурскими воротами остаётся открытым.  

Светлана  Тимохова

Строим  вместе ! 1, 2010

 

Читать полностью
просмотров: 1351