baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



Вся жизнь - через окошко объектива



Кажется, в трех просторных залах Выставочно-информационного центра областного краеведческого музея, где размещена выставка фотографии Эдгара Брюханенко, тесно. Тесно от времени, от событий, которые его буквально переполняют, от людей самых разных профессий, которые запечатлены на крупноформатных фотографиях.

Ведь в экспозицию отобрано 228 кадров из более чем пятидесяти тысяч снимков, которые автор сделал за 55 лет работы с фотокамерой в руках. Отобрано тщательнейшим образом: выбор пал на самые выразительные, самые звездные, как говорит автор, дорогие сердцу кадры, принесшие признание, дипломы, премии.

Любопытно, что именно сюда, в это самое здание, где некогда размещалась редакция "Восточно-Сибирской правды", привез ровно 55 лет назад свои первые снимки начинающий фотограф Брюханенко. Сегодня он - ветеран отечественной фотожурналистики, автор недавно вышедшей из печати книги "Есть только миг", рассказывающей о творческом пути, о многочисленных любопытных командировках, встречах с людьми... А кроме того, книга вместила в себя целую панораму фотоматериала - три сотни работ.

Три века истории

Экспозиция выставки - это полвека нашей истории. Не случайно она так и названа: "Фотохроника: из века ХХ в век XXI".

- Я всю жизнь проработал в ТАСС, - говорит Эдгар Дмитриевич, который охотно выполняет функции гида по своей выставке. - И, могу сказать, я осуществил свою мечту - выпустить книгу и организовать выставку. В книге я рассказываю, как разрабатывал свои темы, где и в каких условиях добывал материал, находил сюжетные повороты, с какими людьми был знаком. А выставка - это уже результат, то, что отсылалось в Москву и расходилось по десяткам и сотням изданий - газет, журналов, буклетов.

ТАСС во времена Советского Союза - это главное агентство страны, информационный орган при Совете Министров СССР, от его имени делались важные правительственные заявления. Помните? "ТАСС уполномочен заявить..." С московской редакцией корреспондентам, работавшим в разных регионах страны, связываться в то время было непросто. Это сегодня электронная почта могла бы мгновенно доставить фотоматериалы хоть в Москву, хоть в Нью-Йорк. Тогда они посылались по фототелеграфу, а то и с летчиками - нарочной авиапочтой с грифом "Правительственное". Отправлялись негативы и контрольные отпечатки.

- А если нужна была особая срочность - мы давали пилотам деньги на такси, и тогда уж те довозили наши пакеты из аэропорта в Москву, прямо на Тверской бульвар, в редакцию. Чтобы такая почта терялась? Нет, такого не было, - рассказывает Эдгар Дмитриевич.

Герои - от оленеводов до космонавтов

Кто были те герои, которые удостаивались чести (а это так и было - не к каждому приезжал фотокорреспондент ТАСС!) попасть в объектив работника центропрессы? Ошибочно думать, будто в советское время жизнь сплошь лакировалась и приукрашивалась, а достижения непременно преувеличивались. Нет, попадала в поле зрения и простая жизнь - жизнь рыбаков и оленеводов на далеком севере, служба пограничников на дальневосточной заставе, труд алюминщиков и строителей. Брюханенко снимал и лесные пожары, и праздник Нептуна на Енисее, на его фотографиях - первая бамовская свадьба и россыпь добытых алмазов, сотни налепленных вручную пельменей и пригоршни янтарно светящейся лососевой икры.

Все гидроэлектростанции Ангарского каскада, от начала перекрытия реки до сдачи в эксплуатацию, первые очереди ИркАЗа и города Шелехова, куда он приехал с первыми орловскими комсомольцами на строительство первенца сибирской алюминиевой промышленности. ЛЭПы и трубопроводы, старательские артели золотодобытчиков и бригады таежных первопроходцев, охотники и космонавты, герои БАМа и строители Усть-Илимска, Братска и Саянска...

Сибирь, без преувеличения, бурлила стройками; в стране, несмотря на весь "расцвет застоя", как думают сейчас, строилось промышленных предприятий, дорог, нефтепроводов, жилых домов побольше, чем сейчас. На крупные строительные объекты приезжали космонавты Алексей Леонов, Владимир Джанибеков, монгольский космонавт Гуррагча... Приезды Брежнева и, позднее, Горбачева в Иркутск тоже были событиями, и хотя с самыми высокими гостями приезжали свои фотографы (например, Брежнева снимал только Мусаэльян) - они тем не менее тоже попадали в объектив Эдгара Брюханенко. Делать такую съемку было сложнее - охрана и "сопровождающие в штатском" оттесняли, не разрешали снимать, - но все же удавалось сделать кадры, которые становились уникальными.

Стоп, кадр!

Что было сложнее - снять высокопоставленное лицо вопреки официальному разрешению или запечатлеть, скажем, лесоруба, который своей пилой "Дружба" подрезает ствол сосны и она вот-вот рухнет? А он снимал, и порой, как рассказывает сам Эдгар Дмитриевич, приходилось самым натуральным образом рисковать. Он забирался на высоченные опоры ЛЭП и конструкции строящихся мостов; он излазил скалы, снимая перекрытие Ангары где-нибудь на Падунских порогах; он снимал панорамы с вертолетов и замерзал во льдах, подкрадываясь к осторожным нерпам; в перерыве между съемками он ел сырую ряпушку с рыбаками в море Лаптевых на 50-градусном морозе и утверждает, что это вкуснейшая из рыб. Он снимал горе незажившее - мемориальное кладбище в Пивоварихе и горе кровоточащее - катастрофу самолета "Руслан", упавшего на городской квартал. Он снимал знаменитого кулинара Владимира Круглова и знаменитого писателя Валентина Распутина... Легче сказать, чего он не коснулся, чего не запечатлел.

Слова "порнография" тогда не знали

Но вот, перелистывая на выставке его книгу, я наткнулась на невозможное: кадры с обнаженной натурой. Как, в то время? Это какой же год?

И в связи с этим Эдгар Дмитриевич рассмеялся и рассказал целую историю.

- А вот как я впервые снял "обнаженку"! Я учился в девятом классе и устроился на работу в фотографию - она находилась в предместье Марата. Надо было помогать маме, она нас с сестрой воспитывала одна. И вот однажды вечером, когда фотограф уже ушел, а я перемывал ванночки, в дверь постучали. Вошли две женщины, симпатичные, закутанные в меха. И говорят:

- А мы хотим сфотографироваться!

- Но фотограф уже ушел! Приходите завтра! - начал я.

- Нет, мы хотим по-другому... Ну, без одежды. Вот, как в журнале...

И достают мне какой-то немецкий журнал, где - мама родная! - кадры голых женщин. Сегодня любого подростка этим не удивишь, но тогда-то! Это был шок для меня! Я сначала ничего не мог понять, потом, поняв, долго не мог согласиться, наконец отговорился: "Приходите завтра..."

И они пришли. И тут же побросали свои шубки и уставились на меня - мол, что делать? Как позировать?

Я справился со смущением и начал фотографировать. А, думаю, была не была! К тому же они предлагали мне хорошие деньги - я за месяц бы столько не заработал. Когда потом отпечатал фотографии, сам удивился - у меня получилось "как в том журнале". И заказчицам моим понравилось. Через пару дней они привели ко мне двух своих знакомых - и я сделал новую "фотосессию". А потом сдуру показал такую фотографию пацанам в школе - и меня разоблачили. Я умолял, чтобы не говорили маме, и был готов к любому наказанию. В конце концов все сошло мне с рук, но "обнаженку" я больше никогда не снимал, принципиально! Просто учителя тогда, наверное, не придали этому значения, а слова "порнография" тогда и вообще не знали...

Как я снимал доярок

- Правда, был еще такой любопытный случай, - вспоминает Эдгар Дмитриевич и снова смеется. - Это я доярок снимал. Мне нужно было рассказать, как в одном колхозе налаживается быт тружеников, вот и баню новую построили, с душевыми кабинками, и сантехнику новую поставили... И мне нужно было все эти удобства снять, чтобы люди поверили.

Я стал размышлять, как бы все это поинтереснее подать. Ну не дождик же из-под душа я должен был снимать! Поделился своими соображениями с председателем хозяйства, он вызвал к себе в кабинет доярок "помоложе и посимпатичнее" и велел им выполнять все, что скажет "фотокорреспондент из Москвы".

И мы отправились в душевую. Девчата сначала стеснялись, но все же я уговорил их раздеться выше пояса и показать обнаженное плечико, мокрую спинку... Я снимал, они смущались и хохотали, и брызги летели во все стороны. Когда я закончил фотографировать и отвернулся, чтобы протереть камеру, девчата расхрабрились окончательно. Поворачиваюсь - а они уже стоят в чем мама родила и говорят дерзко, с вызовом:

- А теперь нас вот так сфотографируйте!

Ну что мне оставалось делать?!

Когда Евтушенко был в опале...

Такими веселыми съемки бывают, конечно, не всегда. Но то, что практически всегда работа фотокорреспондента бывает интересной, проверено. Вот одна из дружб Эдгара Дмитриевича - дружба с Евтушенко. Она началась с того, что однажды, будучи в командировке в Зиме, Брюханенко запечатлел его родные места, родственников - дядю Андрея и тетку Женю Дубининых, учительницу, школу, - он решил, что сделает фотоочерк "На родине поэта". Поэта, которого сам боготворил - ведь поэма "Братская ГЭС" была не только на слуху, но и в сердце каждого сибиряка. Евгений Евтушенко был символом времени и свободомыслия, его с восторгом слушали многотысячные залы и стадионы.

- Но мой материал пришел в Москву, когда Евтушенко был в опале, - вспоминает Эдгар Дмитриевич. - Я ожидал, что мои фотографии понравятся, а мне их вернули с кислой миной - мол, ничего особенного... Но времена менялись, прошло месяца два-три, и вдруг - телеграмма из Москвы: срочно пришлите материалы о Евтушенко! Оказывается, поэт уезжал в Америку, и официальной пропаганде понадобилось "приподнять" его, а может - сделать вид, что и у нас литераторы могут свободно мыслить и свободно творить. А еще через годы мы встретились с Евтушенко уже во время его поездки по Лене на "Микешкине", в городе Усть-Куте. Евтушенко был молод, высок, красив, его встречала толпа народа. Когда я протянул ему руку, здороваясь, и назвал свою фамилию, он воскликнул: "Вы посмотрите на этого человека! При моей жизни он умудрился сделать фотоочерк о моей родине - обычно такие материалы делают уже после... Прекрасные снимки, их напечатали, когда я был в Америке..."

А потом, кстати, выяснилось, что в каком-то смысле они с Евтушенко коллеги - в Иркутске экспонировалась фотовыставка поэта, и Брюханенко писал о ней рецензию...

И вот теперь - своя выставка, юбилейная: Эдгару Дмитриевичу 75, и он так радовался каждому, кто заходил посмотреть на итог его полувековой работы. Вот только осталась обида - городское управление культуры своим вниманием обошло... А он так надеялся, что огромная экспозиция, запечатлевшая историю области и всего региона, заинтересует не только "просто посетителей", частных лиц. Ведь части экспозиции, подобранные по темам, могли бы стать частью фондов музеев истории Иркутска, Братска, Усть-Илимска, Шелехова. Могли украсить офисы крупных предприятий. Неужели таким сокровищам не найдется более достойного места, чем в домашнем архиве автора?! Решать это - представителям власти области и города, а нужно - всем нам, нашим детям, внукам.

Любовь Сухаревская

23.12.2005

© Байкальские Вести

Источник
просмотров: 775
 Форум

Ваше имя: где живете:
       e-mail:           www:


Введите код:




 Другие статьи
БРЮХАНЕНКО Эдгар Дмитриевич

БРЮХАНЕНКО Эдгар Дмитриевич родился в 1932 году в Москве. Окончил курсы фотохроники при ТАСС. 38 лет работал собкором ТАСС по Восточной Сибири. Первый свой снимок напечатал в газете «Советская молодёжь». Автор трёх книг – «Забайкалье», «Легенды о Байкале», «Есть только миг». Дальше...


Странник в краю мгновений

НА ЕГО СНИМКАХ запечатлено всё, чем жила Восточная Сибирь во второй половине двадцатого века. Он был свидетелем, как вставала из руин избитая войной страна. На его глазах закладывались первые камни в будущие города Братск, Байкальск, Шелехов, Саянск, Ангарск. Он видел, как эта страна развивалась. Под контролем его вездесущего объектива созидались такие глыбы, как Братская и Усть-Илимская ГЭС, БАМ, Иркутский алюминиевый завод… За 38 лет работы в Телеграфном Агентстве Советского Союза он отснял десятки кило метров плёнки, многократно исколесил область вдоль и поперёк, провёл тысячи часов в самолётах, поездах и машинах. Они его мчали туда, где разворачивались самые главные события. А потом фоторепортажи с этих событий печатали сотни газет и журналов всех стран мира. Одна только «Восточно-Сибирская правда» опубликовала не меньше двадцати тысяч снимков! Он фотографировал Фиделя Кастро и Никиту Хрущёва, Михаила Горбачёва и Бориса Ельцина. Легче сказать, кого и что не снимал иркутский фоторепортёр Эдгар Брюханенко. Он всегда был на переднем крае самых важных для региона событий. Дальше...




 Поиск Google  

 
Web baikalarea.ru
 Разделы  

Байкальский край
Иркутск
Иркутяне
Альков Леонид
Антипов Александр
Баранов Юрий
Белый острог
Бержинский Игорь
Болсун Елена
Болтенков Вадим Иванович
Бородин Леонид
Бриль Николай
Брюханенко Эдгар
Брянский Валентин
Вампилов
Ведищева Аида
Верещагин Глеб Юрьевич
Вержуцкий Борис
Волков Сергей
Воронов Сергей
Воропай Николай
Гайдай
Герасимов Михаил
Говорин Борис Александрович
Горбунов Геннадий
Григорьева Елена Ивановна
Гурулев Альберт Семенович
Данилов Юрий
Демин Анатолий
Дятлов Виктор
Ераков Николай Петрович
Есиповский Игорь
Жеребцов Гелий
Загурский Николай Матвеевич
Задорожная Елена
Зубарев Сергей
Зуев Эдуард
Кашин Николай Павлович
Кейко Александр
Кербель Борис Михайлович
Козьмин Алексей
Козьмин Феликс
Колчак
Кондратенко Роман Исидорович
Копылов Вадим Георгиевич
Корзун Евгений
Коровин Сергей Александрович
Косенко Павел
Красовский Григорий
Креславский Михаил
Круглов Виктор
Кузьмина Евдокия Константиновна
Лапенков Владимир
Леви Кирилл
Летников Феликс Артемьевич
Лисысянь Игорь
Локхид Оверенд
Любимов Александр
Макаров Борис
Мацуев Денис
Машкин Геннадий Николаевич
Медведев Герман Иванович
Мелентьев Лев Александрович
Михаил Фомин
Михасенко Геннадий
Молокова Лидия Михайловна
Намдаков Даши
Наумов Игорь
Ножиков Юрий Абрамович
Параничев Юрий
Перевозников Сергей
Писарский Борис
Поздняков Константин
Потапов Владимир
Почекунин Валерий
Пржевальский Николай Михайлович
Рак Владимир
Романов Антон
Ротенфельд Борис
Савельев Николай
Сага Александр
Самсонов Юрий
Сергеев Марк
Сериков Лев
Сибиряков Александр
Синявский Борис Леонтьевич
Скаллер Григорий
Смольков
Таевский Дмитрий
Тарасюк Раиса Ефимовна
Тен Сергей
Тишанин Александр
Устинов Семен
Федоров Алексей
Фефелов Игорь
Филиппов Ростислав Владимирович
Фролов Д.Н.
Хомич Альбина
Хэнк Бирнбаум
Шаповалов Андрей
Шаповалов Владимир
Шахеров Вадим Петрович
Шевченко Валерий
Шерман Семен
Шмидт Сергей
Шпрах Владимир
Щапов Афанасий Прокопьевич
Щербин Валерий
Эмдин Сергей
Юрченко Александр
Язев Сергей
Якубовский Владимир
Янковская Лидия
Боровский Виктор Митрофанович
Меерович Марк
Грачев Михаил
Истомин Геннадий
Мезенцев Дмитрий
Матисон Анна
Битаров Александр
БЫЧКОВ Игорь Вячеславович
Кондрашов Виктор Иванович
Чертилов Игорь
Улицы
Районы
Новые стройки
Общественные места
Примечательные места
История
Культура
Генплан
Мегаполис
Парки, зеленые зоны
Памятники
Памятники архитектуры
Монументальные сооружения
Церкви
Кладбища
Организации
Иркутск день за днем
События
Иркутску 350 лет

 Брюханенко Эдгар

1. Вся жизнь - через окошко объектива
2. Странник в краю мгновений
3. БРЮХАНЕНКО Эдгар Дмитриевич

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


91 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым