Алексей Федоров: Карьера политика меня не интересует
Президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Алексей Федоров в среду прочитал лекцию студентам Сибирско-Американского факультета менеджмента Иркутского государственного университета. Главный авиастроитель страны, в частности, рассказал, что всемирно известные российские брэнды, такие как Туполев, Сухой, Илюшин, постепенно начнут уходить в историю, а отечественный авиапром займется созданием самолетов нового поколения, которые должны будут существенно потеснить на мировом рынке Boing и Airbus.
Студентам САФа Алексей Федоров признался, что стал авиастроителем случайно. Когда он пришел в приемную комиссию Иркутского политехнического института, то еще точно не знал, на какой факультет подаст документы.
– В приемной комиссии мне понравилась презентация механического факультета, на которой был изображен самолет. И я подал туда документы на отделение самолетостроения. На третьем курсе я понял, что это именно то, что мне надо. Почему не раньше? Потому что первые два курса носили общеобразовательный характер. Я на самом деле уже в институте полюбил эту профессию, и до сих пор не жалею, что сделал такой выбор, – отметил Алексей Федоров.
Он также посвятил студентов в тонкости раз-вития авиационной промышленности. В начале 1980-х годов советский авиапром производил до 30% всех самолетов в мире – почти половину боевых машин и порядка 20% гражданских. В 1990-х годах доля России на мировом рынке снизилась до 1%. Тогда же стало ясно, что структура авиастроительной отрасли в том виде, в каком она существовала до распада СССР, несостоятельна в рыночных условиях. Россия оказалась неготовой включиться в мировой глобальный рынок. Тогда государство и бизнес стали предпринимать первые попытки создания интегрированных структур в авиапроме.
– Но все, что создается государством, централизованно сверху, как правило, или неудачно, или очень тяжело рождается. Поэтому кризис углублялся. Ситуацию, сложившуюся в отечественном авиапроме к 2000 году, сложно назвать даже критической, она была фактически предсмертной. Никаких шансов остаться на глобальном рынке самолетостроения без серьезных структурных преобразований у нас не было, – отметил Алексей Федоров.
В 2001 году в большей мере по инициативе бизнеса началась подготовка предложений по созданию крупной единой авиастроительной корпорации. И этот вопрос, по словам президента ОАК, обсуждался очень долго. Он отметил, что чиновники питали иллюзии, будто в России существует мощный внутренний рынок, и надо сохранить конкуренцию среди предприятий.
– На самом деле, абсолютно верные слова, что без конкуренции двигаться вперед невозможно. Но стратегическая ошибка была в том, что эту конкуренцию хотели создать на внутреннем рынке. Это при том, что наши вооруженные силы тогда практически не покупали боевые самолеты, а авиакомпании начали использовать поддержанную западную технику.
После долгих обсуждений вопрос был вынесен на уровень президента и принято решение создать Объединенную авиастроительную корпорацию. Алексей Федоров рассказал, что у чиновников было желание создать компанию со 100-процентным участием государства, но в этом случае было бы сложно говорить о выходе на мировой рынок. Ведь для этого компания должна быть открыта для инвестиций и мобильна с точки зрения слияний и поглощений. Форма в таком случае может быть только одна – государственно-частное партнерство. Алексей Федоров признался, что новую структуру намеренно не назвали Российской авиастроительной корпорацией, понимая, что возможно ее расширение, в том числе за счет приобретения зарубежных активов.
Капитал ОАК в настоящее время выглядит следующим образом: 90% акций принадлежит государству, 10% – частному бизнесу. Стоимость –
4 млрд. долларов. К середине 2008 года ее планируются увеличить до 6 млрд. долларов, а к 2025 году – выйти на 25–30 млрд. долларов.
– Наша задача – попытаться вернуться в пул крупнейших мировых игроков по производству и разработке гражданских самолетов. В этом сегменте рынка мы ставим перед собой чрезвычайно сложную задачу – занять не менее 10%, – сообщил Алексей Федоров.
В заключение он сказал, что авиация, как и космонавтика, без поддержки государства существовать не может. После чего предложил студентам задавать свои вопросы.
– Какими основными чертами должен обладать современный менеджер?
– Главное, что должно быть у менеджера, это внутренний драйв, целеустремленность. Нужно понимать цель, которую ты перед собой ставишь, и жестко ее преследовать. Надо идти до конца. Падая, спотыкаясь, но идти.
– Какое будущее у иркутских авиастроителей?
– В этом году НПК «Иркут» должна выйти по объему продаж на 1,3 миллиарда долларов. Это практически половина всего ОАК. Большие надежды мы связываем с запуском в Иркутске производства Як-130, который должен занять нишу учебно-тренировочных и боевых самолетов. Ну и пассажирский самолет МС-21. Это очень большая перспектива на десятилетия. И я просто уверен, что будущее у иркутских авиастроителей очень неплохое. Говорить, что мы гарантированно добьемся всех целей, которые я вам сегодня озвучил, было бы неправильно с моей стороны. Никто никаких гарантий дать не может. Но шанс есть, и бороться за этот шанс нужно.
– Когда появится истребитель пятого поколения?
– Я думаю, в ближайшие два-три года состоится первый полет такого самолета. Но боевой комплекс, который включает все системы вооружения, новые радары и так далее, появится не ранее 2015 года.
– Чем, на ваш взгляд, российский менедж-мент отличается от европейского и американского?
– У американского и европейского менеджмента гораздо более длинная история. И в этом плане зарубежные управленцы, безусловно, имеют преимущество. С другой стороны, я считаю, что свои преимущества имеют и российские менеджеры. Ведь любая система имеет плюсы и минусы. В системе западного менеджмента есть достаточно много минусов. Они работают в определенных рамках, за которые выйти не могут. Я убежден, что у российских менеджеров, особенно молодых, гораздо больше мотиваций для достижения своих целей. Здесь сказывается и тот факт, что наше государство, в отличие от Европы и Америки, дает очень мало гарантий.
– Как вы считаете, чего сегодня больше в российской экономике – собственно экономики или политики?
– В 1990-х годах, наверное, было больше экономики, но она была довольна примитивная, пещерная. Сейчас, конечно, больше политики, во многом экономика подчиняется именно ее интересам. Думаю, вы это и сами видите.
– Мы получаем образование менеджеров. Но мы не имеем опыта работы в какой-либо отрасли. Потребуется ли нам получать дополнительное образование?
– Я думаю, все правильно у вас происходит. В советской России, к сожалению, не учили управленцев, хотя это отдельная профессия. Нам приходилось учиться на собственном опыте, собственных и чужих ошибках. То, что вы учитесь азам менеджмента, не имея привязки к конкретной отрасли, это нормально. Вы просто должны будете определиться, в какой сфере работать. Но для того, чтобы управлять конкретной компанией, вам придется изучить этот бизнес.
– Собираетесь ли вы уходить в политику?
– То, чем я сейчас занимаюсь, это именно то, к чему я всегда стремился. Лучшего места я не вижу для себя. На самом деле меня не интересует ни карьера чиновника, ни политика. Эта работа не для меня. Мне очень интересно то, чем я сейчас занимаюсь.
Екатерина Еременко
26 октября 2007 г.
Источник
просмотров: 540
|