Динамика населения водоплавающих и околоводных птиц в дельте Селенги за последние 30 лет

Фефелов И.В., Тупицын И.И.

Динамика населения водоплавающих и околоводных птиц в дельте Селенги за последние 30 лет // Структура и функционирование экосистем Байкальской Сибири: Матер. регионал. науч.- практ. конф. 24 окт. 2002 г.- Улан-Удэ, 2003.- С. 95-97.

Изучение птиц, связанных с водой, и ряда других компонентов биоты в дельте Селенги с 1973 по 2002 гг. позволило выявить ряд закономерностей динамики орнитонаселения.

Наступление засушливой климатической фазы в степной зоне Азии в 1970- х гг., как показано многими авторами, привело к выселению на север птиц степных водоемов. В это время возросли значимость дельты Селенги как местообитания водных птиц и численность пролетных гусеобразных, произошло обогащение орнитофауны Прибайкалья (появление на гнездовье черной и белощекой крачек, чегравы) и увеличение численности ряда видов, характерных для степного биома (черная кряква, азиатский бекасовидный и большой веретенники, поручейник, погоныш-крошка и др.). Одновременно из-за маловодья в дельте сократились оптимальные местообитания гнездящихся уток и других птиц (болотный лунь и др.).

Повышение обводнения после окончания многолетнего минимума привело к совершенно иным, отчасти противоположным, процессам. В 1990-х гг. обилие и число мест обитания "степных" водоплавающих и околоводных птиц в Прибайкалье вновь уменьшились, закрепиться здесь смогли только единичные локальные группировки. Одной из причин следует считать низкую успешность размножения из-за резких колебаний уровня воды в дельтах, что приводит к невозможности длительного автономного существования местных гнездовых группировок. Одновременно у большой выпи, большого кроншнепа, серого журавля в дельте Селенги имел место 2-3-кратный рост численности, которая впоследствии сохраняет высокие значения. Ю.И.Мельников (1998, 1999) считает это следствием антропогенного вытеснения птиц из других регионов. На наш взгляд, у ряда видов увеличение численности не могло бы произойти без одновременного увеличения биологической емкости дельтовых биотопов, связанного прежде всего с изменением гидрорежима.

Показан рост обилия гнездящихся уток в дельте в 1980-е гг., который, по нашим оценкам, был 2-3-кратным (Фефелов и др., 2001). Отчасти увеличение плотности в районе наших основных наблюдений в западном, несколько более возвышенном, секторе дельты связано с перемещением сюда гнездящихся птиц с отдельных островов центрального сектора, размытых наводнениями. Однако площадь размытых участков была недостаточно велика, чтобы полностью объяснить заметное повышение численности в западном секторе. В годы с экстремально низкой или высокой обводненностью плотность гнездования и численность уток были ниже средних многолетних значений, а после окончания маловодных периодов - достоверно выше.

Среди чайковых птиц численность таких K-стратегов, как серебристая и сизая чайки, имела максимум в начале 1990-х гг. Ее динамика во многом определялась внутрипопуляционными факторами и адаптивным взаимодействием с условиями обитания, поэтому слабо зависела от 11-летнего гидрологического цикла. Виды подвижные или тяготеющие к r-стратегии, как озерная и малая чайки, белокрылая и белощекая крачки, имели более изменчивую численность с преобладающими максимумами в начале-середине 1980-х гг., в соответствии с продуктивностью местных биоценозов и перемещениями птиц между сопредельными районами гнездования.

Не отмечено тренда численности для мелких воробьинообразных птиц, гнездящихся в пойменной части дельты (Журавлев, 1991), так как обилие этих наземногнездящихся видов определялось резкими перепадами уровня воды, характерными для данного периода. В то же время для кустарниковой части дельты отмечено некоторое сходство изменений численности гнездящихся птиц с продуктивностью фитоценозов - увеличение в 1986-1987 гг. и последующее снижение (Журавлев и др., 1990).

Повышение продуктивности водных сообществ и наземных фитоценозов дельты при переходах от маловодных периодов к многоводным вызывало рост численности доминирующих видов птиц в ущерб некоторым субдоминантам и редким видам. Это было показано на примере уток, серой цапли и некоторых чаек (Фефелов и др., 2001).

Сходные явления отмечены и у других групп организмов. Так, биомасса гидрофитов и большинства гелофитов (Батраева, 1988, 1990) в 1984-1985 гг. была выше, чем в 1972-1974 (Галкина, Косьянова, 1981) и 1988-1990 гг., а иногда и нарастала от 1984 к 1986 г. В 1986-1987 г. имел место пик продуктивности фитоценозов вследствие совпадения высокой воды с жарким летом; впоследствии этот показатель снизился до уровня 1972-1974 гг. со сходным уровнем воды. Численность насекомых на луговых островах после начала наводнений в середине 1980-х гг. вначале снизилась, а затем от 1986 г. к 1990 г. вновь возросла (Дубешко, 1995); на коренном берегу ситуация была противоположной. Обилие насекомых, обитающих на гидро- и гелофитах, не проявляло видимых закономерностей. В начале 1990-х гг. отмечено продвижение элодеи канадской от придельтового мелководья вверх по течению, вплоть до средней части протоки Хирельда; одной из причин, несомненно, является занос вегетативных частей с рыбацкими сетями, но, по-видимому, роль сыграл и перенос их в результате наводнений. На середину 1980-х гг. пришелся пик численности и расселения ро-тана в водоемах дельты; в последнее время его численность снизилась (Болонев и др., 2002). Дальневосточная квакша регистрируется в верхней дельте после периодов частых и сильных наводнений (Мельников и др., 2001; Фефелов, 2001). По-видимому, они способствуют занесению этих земноводных из участков, расположенных выше по течению Селенги, где вид обычен. Крайне интересен факт смены доминантов среди серых полевок в пойменной части дельты, по крайней мере, на островах западного сектора: после 1986 г. место полевки экономки здесь заняла восточная полевка ( Швецов, 1977; Дворядкин, 1986, 1992).

В 2001-2002 гг. уровень воды и его амплитуда были в целом невысокими, особенно в 2002 г., когда августовский уровень был даже ниже июньского. Численность уток и чайковых птиц в дельте была ниже, чем в начале и середине 1990-х гг. У чайковых почти двукратное снижение произошло за счет серебристой, сизой и озерной чаек; на некоторых участках (например, на о-ве Карга Бабья) их колонии исчезли под влиянием человека. Распределение гнездящихся уток напоминало ситуацию многолетнего минимума обводнения на рубеже 1970-х и 1980-х гг.: плотность гнезд на влажных лугах в средней дельте была в 3-5 раз ниже, чем в начале 1990-х гг., и лишь на кромке дельты в колониях чаек она была в 1,5-2 раза выше, чем в начале 1990-х гг., но ниже, чем в 1970-80-х гг. Таким образом, после окончания внутривековых или вековых минимумов увлажнения имеет место повышение продукционных возможностей именно у тех групп животных, которые населяют экотонную зону контакта воды и суши. Однако этот процесс является недолговременным и обратимым, следуя за гидрометеорологической цикличностью. Длительные сукцессионные явления также, по-видимому, присутствуют, в частности на вновь образовавшихся островах (Мельников, 1998), но в целом долговременные тренды развития биоценозов не характерны для дельт по вышеназванной причине. Эндогенные изменения фауны и численности местных гнездовых группировок птиц чаще всего маскируются процессами иммиграции и эмиграции.

Согласно данным 1898-1972 гг., западный и северо-восточный секторы дельты Селенги выдвигались в Байкал на десятки метров в год за счет выноса речного аллювия и формирования новых островов, а центральный сектор был более стабильным из-за отсутствия крупных проток ( Богоявленский, 1979). Сравнение космических снимков 1991 и 2000 гг. показало, что в последнее десятилетие выдвижение кромки дельты, как минимум, замедлилось. В западном секторе отмечено лишь локальное намывание новых берегов на немногих участках. Границы северо-восточного сектора практически не изменились, вероятно, из-за уменьшения стока по рукавам этой части. Прибайкальская часть центрального сектора подверглась сильному размыванию, ряд озер увеличился. В 2001-2002 гг., вероятно, происходил некий сукцессионный застой в фитоценозах дельты за счет сглаживания колебаний гидрологического режима. Это могло быть причиной наблюдавшегося снижения обилия уток, а возможно, и чаек. В случае, если тенденция фиксации границ дельты сохранится, следует ожидать стабилизации численности и разнообразия водоплавающих и околоводных птиц на достаточно низком уровне.

Дельта Селенги служит пунктом, наиболее важным в качестве кратковременного плацдарма расселения птиц в пределах огромных регионов. Ее роль выражается прежде всего в поддержании популяций мигрирующих птиц, так как они, в отличие от гнездящихся, меньше зависят от продолжительности существования неизменных условий в течение сезона. Исключение составляет лишь ряд гнездящихся видов (красноголовый нырок, болотный лунь и др.), которые настолько адаптированы к нестабильным условиям обитания, что способны к длительному сохранению локальных группировок в дельтах.

Читать полностью
просмотров: 454