baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



Сказка и быль



Очередной исторический фильм — на этот раз «Адмиралъ» о судьбе и любви Александра Колчака и Анны Тимиревой — как обычно, вызывает разноречивые оценки.

Мнение зрителей, многие из которых восхищены любовной историей в декорациях Первой мировой и гражданской войн, контрастирует с претензиями специалистов, обращающих внимание на многочисленные «ляпы». Впрочем, без последних сейчас, кажется, не обходится ни один фильм, претендующий на показ исторических событий «как они были на самом деле». По сути дела, речь идет о квазиисторических сказках, которые с удовольствием смотрит зритель, способный заснуть на двадцатой странице самой точной и научно выверенной монографии.

При этом «ляпы» бывают двух видов. Первых вполне можно было бы легко избежать при минимальном уважении к фактам. Например, в одной из «военно-морских» сцен Колчак представляется как контр-адмирал и командир линкора «Слава» одновременно. Однако офицер в адмиральском чине не мог командовать кораблем (это, максимум, должность для капитана 1-го ранга), да и Колчак никогда «Славой» не командовал. Можно было бы заменить «Славу» на минную дивизию, и вопрос был бы снят. Равно как неясно, надо ли было «убивать» контр-адмирала Николая Подгурского, который скончался только в 1918 году, став жертвой не взбунтовавшихся матросов, а эпидемии испанки. Тем более что в марте 17-го на Балтике погибло множество офицеров, хорошо знакомых и Тимиреву, и Колчаку.

Второй вид «ляпов» — запланированный. Настоящая любовная история Колчака и Тимиревой существенно отличалась от ее кинематографической версии. Не было многомесячной разлуки Верховного правителя и скромной медсестры во время гражданской войны. Верховный правитель, конечно, был, но медсестры не было — Тимирева официально числилась переводчицей отдела печати при управлении делами Совета министров и Верховного правителя, то есть при Колчаке. Не было драматической встречи на вокзале в декабре 19-го, на исходе колчаковского правления — была де-факто семейная жизнь в Омске, по-своему счастливая, но вряд ли пригодная для показа на широком экране. Понятно, что авторы фильма знали об этом, но сознательно заменили прозу жизни красивой сказкой с печальным концом.

Еще одна особенность современного российского кинематографа — вторичность многих режиссерских решений. Этим страдает на только «Адмиралъ», начальные сцены которого вызывают в памяти оскароносный «Титаник». Вспомним не менее известный фильм «Девятая рота» — и очевидные параллели с классическим фильмом Кубрика «Цельнометаллическая оболочка». В массовой культуре подобные заимствования возможны и даже полезны, но произведения искусства мирового уровня так не создаются. Впрочем, российский кинематограф как производитель блокбастеров и раньше был неконкурентоспособен на мировом уровне, а нынешний финансовый кризис может еще больше сократить его амбиции. Это не означает, что у него нет перспектив вообще. Во-первых, отечественный кинозритель воспринимает и такой уровень качества. Во-вторых, в кинематографе есть сегмент, который способен выдержать конкуренцию с лучшими мировыми образцами — это авторское немассовое кино, не отягощенное высокими «нефтяными» бюджетами.

Но вернемся к фильму, многие недостатки которого объективно связаны с его масштабом. Очень трудно в рамки полуторачасового действа вместить жизнь Колчака — человека яркого и разностороннего; для этого требуется целый сериал. Поэтому в нем нет ни полярных экспедиций, ни Порт-Артура, ни серьезного увлечения восточными учениями и азиатской историей. Всего того, без чего нельзя понять не только личность Верховного правителя, но и ответить на вопрос, почему юная женщина бросила своего мужа (вполне достойного и храброго офицера, георгиевского кавалера) и ушла к его куда более эффектному сослуживцу, Колчаку-Полярному, как неофициально называли будущего Верховного правителя. В фильме нет того Колчака, ради которого можно было преступить устоявшиеся правила, бросить вызов мнению общества. В нем есть хороший волевой морской офицер, ради которого на такие жертвы не идут.

Означает ли все сказанное выше, что речь идет об абсолютно «проходном» фильме, профанирующем историю. Представляется, что нет. Фильм «вытягивают» каппелевские сцены, драматический Ледяной поход, героическая и безумная атака белых на позиции красноармейцев, показанная значительно более правдиво, чем классический сюжет из фильма «Чапаев» (там авторы использовали образ «цветных полков» деникинской армии, которых на Востоке России не было). Это строгие, абсолютно несентиментальные, запоминающиеся сцены.

Возможно, просмотр этого фильма пробудит интерес к таким незаурядным фигурам как Каппель, Войцеховский и их соратники, сделавшие все возможное и невозможное для того, чтобы спасти не только Верховного правителя, но и честь белого движения, опозоренную преступлениями необузданной атаманщины Семенова, Калмыкова и прочих антигероев. Первую задачу решить не удалось (испуганные большевики расстреляли Колчака, когда войска Войцеховского уже прорвались на подступы к Иркутску), вторая была выполнена вполне.

В заключении небольшое частное замечание. Для автора этих строк приятной неожиданностью стал образ колчаковского премьера Виктора Пепеляева, которого часто изображают карикатурной фигурой, жалким трусом (особенно на фоне Колчака, мужество которого не могли отрицать его враги). В фильме в полной мере использованы свидетельства современников, которые представляют Пепеляева обычным человеком, оказавшимся в трагической ситуации. Немного пафосным, как и другие либеральные политики его времени, абсолютно негероическим, религиозным (его предсмертные молитвы, понятные православному человеку, могли быть приняты врагами за слабость). И способным умереть с достоинством, попрощавшись перед гибелью со своим адмиралом.

Автор — вице-президент Центра политических технологий

Алексей Макаркин

17.10.2008

Ежедневный журнал
просмотров: 545
 Форум


 Другие статьи

«Никто не выжил, кроме коммунистов». Пространство Колчака на экране

Эпиграфом к своему отчету после просмотра нового исторического блокбастера «Колчак» я поставил бы высказывание одного исторического деятеля. «Русские после своей революции покончили со всеми, кто не был коммунистом… Просто расстреляли всех и каждого». Я вам потом скажу, чье это высказывание. Дальше...


В Иркутске построят дом Колчака, а потом взорвут

На два месяца Иркутск превратится в большую съемочную площадку. Со второй половины марта в столице Приангарья киностудия "Даго Ист Фильм Студия" и ОАО "Свердловская киностудия" по заказу Первого канала, а также Госкино России начнут работу над историческим художественным фильмом "Да, я адмирал Колчак!". Дальше...




 Поиск Google  

 
Web tmidea.ru
 Разделы  

Байкальский край
Иркутск
Иркутяне
Альков Леонид
Антипов Александр
Баранов Юрий
Белый острог
Бержинский Игорь
Болсун Елена
Болтенков Вадим Иванович
Бородин Леонид
Бриль Николай
Брюханенко Эдгар
Брянский Валентин
Вампилов
Ведищева Аида
Верещагин Глеб Юрьевич
Вержуцкий Борис
Волков Сергей
Воронов Сергей
Воропай Николай
Гайдай
Герасимов Михаил
Говорин Борис Александрович
Горбунов Геннадий
Григорьева Елена Ивановна
Гурулев Альберт Семенович
Данилов Юрий
Демин Анатолий
Дятлов Виктор
Ераков Николай Петрович
Есиповский Игорь
Жеребцов Гелий
Загурский Николай Матвеевич
Задорожная Елена
Зубарев Сергей
Зуев Эдуард
Кашин Николай Павлович
Кейко Александр
Кербель Борис Михайлович
Козьмин Алексей
Козьмин Феликс
Колчак
Памятник
Фильм
Произведения
Книги
Кондратенко Роман Исидорович
Копылов Вадим Георгиевич
Корзун Евгений
Коровин Сергей Александрович
Косенко Павел
Красовский Григорий
Креславский Михаил
Круглов Виктор
Кузьмина Евдокия Константиновна
Лапенков Владимир
Леви Кирилл
Летников Феликс Артемьевич
Лисысянь Игорь
Локхид Оверенд
Любимов Александр
Макаров Борис
Мацуев Денис
Машкин Геннадий Николаевич
Медведев Герман Иванович
Мелентьев Лев Александрович
Михаил Фомин
Михасенко Геннадий
Молокова Лидия Михайловна
Намдаков Даши
Наумов Игорь
Ножиков Юрий Абрамович
Параничев Юрий
Перевозников Сергей
Писарский Борис
Поздняков Константин
Потапов Владимир
Почекунин Валерий
Пржевальский Николай Михайлович
Рак Владимир
Романов Антон
Ротенфельд Борис
Савельев Николай
Сага Александр
Самсонов Юрий
Сергеев Марк
Сериков Лев
Сибиряков Александр
Синявский Борис Леонтьевич
Скаллер Григорий
Смольков
Таевский Дмитрий
Тарасюк Раиса Ефимовна
Тен Сергей
Тишанин Александр
Устинов Семен
Федоров Алексей
Фефелов Игорь
Филиппов Ростислав Владимирович
Фролов Д.Н.
Хомич Альбина
Хэнк Бирнбаум
Шаповалов Андрей
Шаповалов Владимир
Шахеров Вадим Петрович
Шевченко Валерий
Шерман Семен
Шмидт Сергей
Шпрах Владимир
Щапов Афанасий Прокопьевич
Щербин Валерий
Эмдин Сергей
Юрченко Александр
Язев Сергей
Якубовский Владимир
Янковская Лидия
Боровский Виктор Митрофанович
Меерович Марк
Грачев Михаил
Истомин Геннадий
Мезенцев Дмитрий
Матисон Анна
Битаров Александр
БЫЧКОВ Игорь Вячеславович
Кондрашов Виктор Иванович
Чертилов Игорь
Улицы
Районы
Новые стройки
Общественные места
Примечательные места
История
Культура
Генплан
Мегаполис
Парки, зеленые зоны
Памятники
Памятники архитектуры
Монументальные сооружения
Церкви
Кладбища
Организации
Иркутск день за днем
События
Иркутску 350 лет

 Фильм

1. В Иркутске построят дом Колчака, а потом взорвут
2. Сказка и быль
3. «Никто не выжил, кроме коммунистов». Пространство Колчака на экране

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


1153 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым