baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



Иркутский Сократ. Философ Феликс Козьмин рассказал, как «делать себя»



Его называют иркутским Сократом. Возможно, за то, что с юности увлёкся античной философией, которой и занимается по сию пору. А может, за внешнее сходство: невысокий, крепко сбитый, характерный «нос уточкой», убрать очки и бородку — ну просто вылитый древнегреческий мудрец, испивший отравленной цикуты и прославившийся в веках.

Феликс Евграфович Козьмин — не просто философ, культуролог, преподаватель университета. Он мастер «повивального искусства», майевтики — так называют редкую способность побуждать людей к духовному развитию. Главный его инструмент — мудрое слово.

О «человеке на корточках»

— Философия потеряла сейчас то прикладное значение, которое имела, например, в античные времена, перестала быть инструментом познания мира. Какой в ней смысл сейчас для современного человека?

— Как и в античности, философия во все времена кому-то служила: в средние века — религии, позже выполняла «идеологическую задачу». То её превращали в инструмент какой-то политической силы, то в орудие «победившего класса». В античности же она была личностной позицией человека, который пытается как-то в этом мире сориентироваться, выбрать свой вариант существования. И на сегодняшний день философия вернулась к тому же — стала личностной. Я немного увлекаюсь фотографией, так вот у меня есть один фотомотив — «человек на корточках». Смотрю: сейчас довольно часто люди присаживаются на корточки. Это так похоже на публичное отправление нужды… В такую позицию садятся, к примеру, наркоманы под кайфом или преступники — располагаясь таким образом, легче падать, не расшибёшься. Мне кажется, что «человек на корточках» — образно говоря, это состояние атомизации, бесцельности существования.

Если у тебя есть цель — ты двигаешься, выходишь из состояния прострации. Философия пытается каким-то образом помочь человеку это сделать. Нужен целостный взгляд на мир, а исходя только из своего «я», это сделать невозможно — нужно опереться на опыт предшественников. Недавно слушал интервью Бориса Гребенщикова, в котором он говорит, что «читать не обязательно — осёл в библиотеке умнее не станет». Но, собственно, как ещё мы можем приобщиться к мудрости? Хорошо: он может в Тибет слетать, пообщаться там. А среднестатистический человек не может себе такого позволить. Ему-то что делать? Только приобщаться к мудрости через книги. Просто общения для этого мало.

Читать — что у доменной печи стоять

— Приобщаться к мудрости через текст, поглощать то, что придумали другие — это ведь лёгкий способ подняться из состояния «на корточках».

— Ну, чтение настоящего текста, который меняет тебя, — очень тяжёлая работа, как у доменной печи стоять. Поэтому, может, люди утратили вкус к серьёзной книге. Образно говоря, есть река жизни, а есть река забвения. И чем больше ты пьёшь из реки забвения, тем ты больше дуреешь. И тексты забвения тоже встречаются. Одна современная писательница говорит: «От того, что люди не читают классическую литературу, они хуже не становятся». Но ведь и лучше не становятся! Тебя научили читать, привычка есть, вот и поглощаешь тоннами литературу, в которой и «жизнь-то не ночевала». А вот Достоевского спокойно на ночь не почитаешь, и в этом смысле ты попадаешь в крепкие руки, прикасаешься к жизни, приобретаешь стойкость. Эти алмазы трудно добывать, но они того стоят.

Настоящий текст — един.ственный вариант, с помощью которого можно выйти из забвения. Другое дело, что в современном мире он стал опасен. Потому что текст — документ, который может привести тебя либо к славе, либо к концентрационному лагерю. У нас в стране за слово можно было «загреметь» в места не столь отдалённые.

Известность как критерий

— Но сейчас произошло обесценивание текста, он стал не опасен — в этом море слов трудно найти крупицу истины.

— У меня был знакомый, который говорил так: если о человеке знает только папа и мама — ты можешь пройти мимо него, если о человеке говорит его работа, коллеги — уже стоит к нему присмотреться, но если человек что-то сделал, написал, стал известным, а если ещё и в мировом масштабе, — он стоит твоего пристального внимания. Такой критерий избирательности — а как, собственно, этот человек из безвестности вышел? Это интересно. Также и с текстами. Нужно искать своё. Вот, к примеру, Адабашьян говорит: «Я каждый год перечитываю роман Толстого «Война и мир». В чём причина таких возвратов? Это попытка не потерять некий «уровень высоты».

— А у вас есть книга, с которой вы сверяете свою жизнь?

— Есть автор, к которому я возвращаюсь все время — Пауль Тиллих. А ещё — Мамардашвили, Бибихин, Аверинцев, Лосев.

Мода на усилия

— Основной «предмет», которым занимается философия, как известно, человек. В чём вы видите главную проблему наших современников?

— В утрате коммуникации — с внешним миром, с собой. Человек воткнул наушники, врубил плеер — и всё, он отрезан от мира. Он заместил чем-то своё собственное существование, он не общается с самим собой. Идет утрата внутреннего мира. И человек начинает реагировать, как амёба — точечно, поверхностно… Каждый из нас пытается выжить во внешнем мире, и больше шансов у глубокого человека — он более стойкий, у него есть стержень. Если у тебя есть идеалы, тебя не собьёт с пути ни харизматичный вождь, ни кто другой. Есть у меня знакомый, который говорит: «Ну почему сейчас нет войны? Так бы пошёл воевать — там всё ясно: есть цель, есть враг, есть вождь…». Но ведь навязанные другими цели могут быть не только ложными, но и саморазрушительными.

Должна быть мода на усилия, на работу над собой. К примеру, греки имели моду прославляться какими-то положительными деяниями. Вот мода на такую позитивную известность личностного характера — это очень хорошо.

— Вы ведь увлекаетесь фотографией, у вас было несколько выставок в Иркутске. С чем связано это хобби?

— Я ещё в школе фотографией занимался, семью, друзей снимал по-любительски. А года три назад понял, что необходимо это делать как-то по-другому. Есть такие вещи, которые можно выразить только визуально. И это касается именно человеческих состояний. Фотоаппарат позволяет мне снова и снова видеть людей, мимо которых мы часто проскакиваем. Ведь фотография — изъятие человека из беспамятства, из реки забвения.

— О вас говорят: наш иркутский Сократ. Так вас назвал один знаменитый француз. Глядя на вас, не могу не согласиться с этим сравнением.

— Ну, или «маленький Сократ», «микро-Сократ». Когда меня сравнивают с ним, я всегда напоминаю: Сократ плохо кончил.

Сам себе скульптор

— Так ведь чаша цикуты — был его свободный выбор.

— Конечно. Сократ — это рубежная фигура античной философии, и не случайно вся она делится на досократовскую и послесократов.скую. Почему он актуален во все времена? Потому что Сократ говорит о том, что человек должен делать сам себя. Отец у него был скульптор, и как скульптор отсекает от глыбы мрамора всё лишнее, получая шедевр, так и человек должен сформировать себя, построить себя согласно какому-то нравственному идеалу. И без золотого правила нравственности — поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой, — всё рассыпается. Безнравственность делает человека мёртвым. Что значит делать себя? Постоянно преодолевать в себе страхи, лень, незнание, выходить из какого-то неактуального состояния. Такого человека не собьёшь с ног никакими социальными катаклизмами. Сократ говорил и о другой стороне вопроса — о майевтике, «повивальном искусстве» — способности натолкнуть человека на какое-то развитие, помочь ему родиться во второй раз. Вообще, человек рождается трижды: первый раз — как тело, второй — как существо, обладающее способность к социальному взаимодействию, и третий раз — как личность с идеалами. Сейчас «общим местом» стал призыв «полюби меня таким, какой я есть». А если человек ленив, некоммуникабелен, недоразвит — мы всё равно должны любить его? Не думаю. Ты встань сначала на дорогу развития, начни бороться за себя, меняйся — и тебя будет за что любить.

— Говорят, что когда вы были в Париже, то простояли в Лувре рядом с картиной Джоконды больше часа.

— У нас там было мало времени — всего три дня. Ясно, что за такое время невозможно много увидеть. Особенно в Лувре. Поэтому я выбрал для себя то, что хотел посмотреть. Я пришел в зал Леонардо да Винчи и стал смотреть на Мону Лизу. Ведь каждая достойная вещь требует того, чтобы в неё всмотрелись. Она не открывается мгновенно. И у меня было ощущение, что не я на неё смотрю, а она на меня — я у неё в гостях и она меня изучает. У меня ещё один раз такое ощущение было в Ферапонтовом монастыре с иконой Николая Угодника кисти Дионисия. Было чувство, что перед тобой не просто картина, а что-то цельное, обладающее жизненной силой.

— Многие считают, что можно измениться, переезжая с места на место. Отчасти именно поэтому идёт этот пресловутый «западный дрейф». У вас не было желания уехать из Иркутска?

— В наше время совершенно необязательно переезжать куда-то. Для духовного общения и интеллектуального развития можно обойтись книгами, Интернетом. Можно и здесь стать великим человеком и там, куда ты уехал, ничего не добиться. Все зависит от того, стал ли ты личностью, поднялся ли «с корточек», выпрямился ли. Собственно, к этому и нужно стремиться, а не к смене географии.

Екатерина Вырупаева

19.06.2008
просмотров: 879
 Форум

Ваше имя: где живете:
       e-mail:           www:


Введите код:




 Другие статьи


 Поиск Google  

 
Web baikalarea.ru
 Разделы  

Байкальский край
Иркутск
Иркутяне
Альков Леонид
Антипов Александр
Баранов Юрий
Белый острог
Бержинский Игорь
Болсун Елена
Болтенков Вадим Иванович
Бородин Леонид
Бриль Николай
Брюханенко Эдгар
Брянский Валентин
Вампилов
Ведищева Аида
Верещагин Глеб Юрьевич
Вержуцкий Борис
Волков Сергей
Воронов Сергей
Воропай Николай
Гайдай
Герасимов Михаил
Говорин Борис Александрович
Горбунов Геннадий
Григорьева Елена Ивановна
Гурулев Альберт Семенович
Данилов Юрий
Демин Анатолий
Дятлов Виктор
Ераков Николай Петрович
Есиповский Игорь
Жеребцов Гелий
Загурский Николай Матвеевич
Задорожная Елена
Зубарев Сергей
Зуев Эдуард
Кашин Николай Павлович
Кейко Александр
Кербель Борис Михайлович
Козьмин Алексей
Козьмин Феликс
Колчак
Кондратенко Роман Исидорович
Копылов Вадим Георгиевич
Корзун Евгений
Коровин Сергей Александрович
Косенко Павел
Красовский Григорий
Креславский Михаил
Круглов Виктор
Кузьмина Евдокия Константиновна
Лапенков Владимир
Леви Кирилл
Летников Феликс Артемьевич
Лисысянь Игорь
Локхид Оверенд
Любимов Александр
Макаров Борис
Мацуев Денис
Машкин Геннадий Николаевич
Медведев Герман Иванович
Мелентьев Лев Александрович
Михаил Фомин
Михасенко Геннадий
Молокова Лидия Михайловна
Намдаков Даши
Наумов Игорь
Ножиков Юрий Абрамович
Параничев Юрий
Перевозников Сергей
Писарский Борис
Поздняков Константин
Потапов Владимир
Почекунин Валерий
Пржевальский Николай Михайлович
Рак Владимир
Романов Антон
Ротенфельд Борис
Савельев Николай
Сага Александр
Самсонов Юрий
Сергеев Марк
Сериков Лев
Сибиряков Александр
Синявский Борис Леонтьевич
Скаллер Григорий
Смольков
Таевский Дмитрий
Тарасюк Раиса Ефимовна
Тен Сергей
Тишанин Александр
Устинов Семен
Федоров Алексей
Фефелов Игорь
Филиппов Ростислав Владимирович
Фролов Д.Н.
Хомич Альбина
Хэнк Бирнбаум
Шаповалов Андрей
Шаповалов Владимир
Шахеров Вадим Петрович
Шевченко Валерий
Шерман Семен
Шмидт Сергей
Шпрах Владимир
Щапов Афанасий Прокопьевич
Щербин Валерий
Эмдин Сергей
Юрченко Александр
Язев Сергей
Якубовский Владимир
Янковская Лидия
Боровский Виктор Митрофанович
Меерович Марк
Грачев Михаил
Истомин Геннадий
Мезенцев Дмитрий
Матисон Анна
Битаров Александр
БЫЧКОВ Игорь Вячеславович
Кондрашов Виктор Иванович
Чертилов Игорь
Улицы
Районы
Новые стройки
Общественные места
Примечательные места
История
Культура
Генплан
Мегаполис
Парки, зеленые зоны
Памятники
Памятники архитектуры
Монументальные сооружения
Церкви
Кладбища
Организации
Иркутск день за днем
События
Иркутску 350 лет

 Козьмин Феликс

1. Иркутский Сократ. Философ Феликс Козьмин рассказал, как «делать себя»

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


85 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым