Россия — это сплошная импровизация
— В 16 ЛЕТ вы стали лауреатом Международного фонда «Новые имена», и вас пригласили из Иркутска в Москву — учиться при Консерватории. Легко ли решились полностью изменить свою жизнь?
— Очень тяжело. В Иркутске — налаженная жизнь, я был старостой двора, играл форвардом в местной футбольной команде… А в Москве мне пришлось бы жить совершенно одному, без друзей, без родственников. Поэтому война с родителями шла капитальная, но в итоге они применили гениальный психологический ход. Сказали, что если я перееду в Москву, то смогу ходить на все матчи «Спартака» и смотреть их живьем, а не по телевизору. Тут я и начал собирать чемоданы.
— И каково жилось шестнадцатилетнему сибиряку в Москве времен 1991 года? Ведь могли и в историю попасть, свернуть с пути истинного…
— Еще как мог! Но, слава богу, «Новые имена» меня сразу взяли под тотальную опеку, выделили большую стипендию и, главное, — предоставили практику в главных московских залах. Так что я много занимался и мечтал о лучшем.
Трюки форте и пиано
— ПРИНЯТО считать, что перелом руки для пианиста — фактически конец карьеры. А вы ломали руки, пальцы вывихивали, и это виртуозности явно не убавило…
— Помню, в Японии у меня журналисты спрашивали: а что, дескать, нужно такое сломать, чтобы играть потом, как вы играете? Я долго смеялся, они тоже, но факт остается фактом: я дважды руку ломал и как-то вывихнул мизинец. Один раз я в хоккей играл, и в меня клюшкой «засандалили»… Но, как видите, все разработал!
— Какую манеру исполнения предпочитаете — экспрессивную?
— Зависит от конкретного произведения, конечно. Бывает и такое удовольствие, когда держишь трехтысячный зал на одной ноте, взятой пианиссимо. Но уж если я вхожу в раж, то экспрессии не занимать… Однажды на концерте в парижском зале «Champs-Elysees» я так разошелся, что у рояля сломалась ножка, и я с большим треском загремел на пол вместе с инструментом. Самое смешное, что на следующий день французские журналисты дружно написали: «Денис Мацуев завершил концерт специально заготовленным трюком»!
«Умца-дрица» из Чайковского
— КАК вы относитесь к тому, что сейчас классику все чаще мешают с попсой, чтобы побольше рядовых слушателей потянулось к искусству?
— Двояко отношусь. С одной стороны, XXI век — век синтетический, и если есть интересные задумки, как скомпоновать классику и рок, скажем, или джаз и хип-хоп, то это замечательно. Главное — не опуститься ниже определенной планки, за которой и Чайковского можно превратить в «умца-дрица». Потому терпеть не могу Ванессу Мэй: то, что она делает, ужасно. Милая девушка, но весьма посредственно владеет инструментом. А недавно Юрий Башмет играл нечто такое на электроальте — вот это был нужный уровень!
— Известно, что вы большой любитель джаза и первый пианист, сыгравший джаз в Большом зале Консерватории. Легендарный джазист Алексей Козлов сейчас будет преподавать технику джазовой импровизации бизнесменам, потому что считает, что без искусства импровизации в современной жизни ничего не добиться, особенно в России.
— Да уж, Россия — это сплошная импровизация! Но в этом и есть наш шарм, наша неповторимость. Мне миллион раз предлагали остаться за рубежом, но я всегда отказывался и буду отказываться. Я своим примером доказываю, что можно быть международно известным, ездить в мировые турне и при этом жить в России и любить свою страну. И вовсе не потому, что играю на правительственных концертах. Просто, где бы я ни был, мне везде неуютно, все слишком зажато в рамки. А российская публика — замечательная. Приятно, что на концерты ходит много молодежи. Причем не консерваторской, а самой обычной — в свитерах и джинсах.
— Но ведь гастролировать по России, особенно с классическим репертуаром, — это в большинстве случаев чистая благотворительность!
— Да, частенько это так или почти так. Но это не останавливает ни меня, ни моих коллег по цеху. И сейчас я готовлю два больших художественных фестиваля. Один — у меня дома, в Иркутске, который состоится в сентябре этого года на берегу Байкала. Приедут все наши мэтры — Спиваков, Образцова, Федосеев. Я хочу познакомить сибирскую публику с мировыми звездами искусства, и тем приятнее, что все те, к кому я обратился, согласились приехать с первого раза.
Дарья ЧИСТЯКОВА
Аргументы И Факты
13.08.2004
просмотров: 953
Пианист Денис Мацуев отдаст премию Шостаковича на благотворительность
Известный российский пианист Денис Мацуев, которому в четверг была вручена премия имени Шостаковича, учрежденная Международным благотворительным фондом Юрия Башмета, решил потрать премиальные деньги на благотворительность. Дальше...
Жизнь Дениса Мацуева сняла на кинопленку иркутянка Анна Матисон
Он очень молод, но настолько талантлив, что в 34 года его называют достоянием России. Вот и родной город официально выразил Денису Мацуеву свою признательность – на творческом вечере в музыкальном театре пианист получил из рук мэра Владимира Якубовского нагрудный знак и удостоверение почетного гражданина Иркутска. Так он стал самым молодым человеком, получившим это звание. Дальше...
Денис Мацуев: Я не стал ни москвичом, ни парижанином…
Известный пианист, заслуженный артист России Денис Мацуев стал почетным гражданином Иркутска. Он единственный, кто в этом году удостоился высшей городской награды. Такое решение было принято иркутской думой 21 мая.
Сам музыкант заявил, что очень счастлив и горд этой новостью. Скорее всего, отличительный знак будет вручен Денису Мацуеву осенью нынешнего года, когда пианист и президент международного музыкального фестиваля «Звезды на Байкале» приедет в Иркутск. Дальше...
В Иркутске Денис Мацуев возвращается в мир своего детства
3-й музыкальный фестиваль «Звезды на Байкале» закончился, а организаторы уже продумывают программу 4-го. Праздник музыки проходит в Иркутске раз в 2 года, осенью в наш город съезжаются лучшие исполнители классической музыки и джаза. Вот и на этот раз здесь побывали такие именитые артисты как Владимир Спиваков, Георгий Гаранян, Гарри Гродберг. Неделю в музыкальном театре шли с аншлагом концерты этих звезд. На иркутской сцене выступило больше 300 музыкантов Дальше...
Мацуев помнит иркутские ранетки
— Наш город всегда славился богатыми культурными традициями, подготовленным, воспитанным слушателем. Иркутская публика заслужила этот праздник. Концерт классической музыки — это не шоу-бизнес и не развлечение. Это тяжелая работа. И наша публика к ней готова.
Так считает идейный вдохновитель фестиваля Денис Мацуев — наш земляк, звезда фортепианного искусства, один из самых востребованных в мире пианистов
Дальше...
Денис Мацуев: «Пусть это сумасшествие продолжается как можно дольше»
– 85 процентов моего успеха принадлежит родителям, которые посвятили мне свою жизнь, – говорит музыкант. – В 1990 году, когда нужно было принимать решение об отъезде из Иркутска, я это не понимал и категорически не соглашался уезжать. В Иркутске была моя футбольная команда, и в музыке я особенно себя не видел. Решающим аргументом в пользу переезда было то, что появится возможность смотреть «Спартак» вживую в Лужниках. Родители поехали со мной, по сути, в неизвестность, хотя в Иркутске были далеко не последними людьми. Папа работал в театре. Он потрясающий организатор: занимался ритмикой, сценическим движением, в театральном училище ставил спектакли. Мама была ведущим педагогом в пединституте, музыкальной школе. И всё это в 1991 году бросив, они сняли на проспекте маршала Жукова в Москве однокомнатную квартиру, где репетировали со мной на пианино «Тюмень». Риск был громадный: в профессии концертирующего пианиста никто не может гарантировать успех, в ней многое зависит от удачи.
Дальше...
 |
Биография
Денис Мацуев родился 11 июня 1975 года в Иркутске в семье музыкантов. Мать (Ирина Дмитриевна) была преподавателем фортепиано в педагогическом институте, а отец (Леонид Викторович) — великолепный пианист, композитор, организатор и, как бы сейчас сказали, менеджер — заведовал музыкальной частью иркутского драмтеатра, ставил спектакли в театральном училище, писал к ним музыку, а когда надо, и сам играл на рояле, был значимой фигурой в родном городе. Именно отец и мать стали первыми наставниками будущего виртуоза. Дальше...
Денис Мацуев
«Мы имеем дело с виртуозом «великой русской школы», который возвращает нас к эпохе великого Эмиля Гилельса: технические навыки Мацуева без преувеличения фантастичны, а его исполнение Рахманинова воистину пронизано «русской душой».
Брюс Моррисон («Gramophone», март 2008)
Дальше...
|