Константин Поздняков: Креатив – это искра между правым и левым полушариями
За последние два десятилетия понятие «дизайн» проникло во все сферы нашей жизни. Произошло оно от английского design – проектировать, конструировать. Однако, несмотря на то, что слова такого в советском государстве не было, задачи по созданию эстетического облика предмета, среды или наглядной агитации были, и выполняли их художники. Становление рыночной экономики позволило сформироваться профессиональному цеху дизайнеров, но это не отменяет принадлежность дизайна к сфере искусства.
В этом году иркутское региональное отделение Союза дизайнеров России отмечает свой первый серьезный юбилей – десять лет. На сегодняшний день членами организации являются около 90 авторов, среди которых есть и представители других творческих союзов: архитекторов, художников и фотохудожников, что еще раз подчеркивает проникновение дизайна во все сферы. О том, чем живет сегодня иркутский дизайн, и о его проблемах газете «Областная» рассказал председатель региональной организации и арт-директор творческой группы «Полиграф-Пресс» Константин Поздняков.
– Константин Викторович, какие цели ставят перед собой Союз дизайнеров России и его региональное отделение?
– Прежде всего пропаганда лучших достижений дизайна, помощь молодым авторам и, главное, формирование общей дизайнерской культуры в нашем регионе. Посмотрите, что происходит в Иркутске. Город буквально замусорен некачественной рекламой. На мой взгляд, сегодня на муниципальном и областном уровне нужно внедрять систему лицензирования дизайн-групп и агентств, которые делают наружную рекламу. Либо создавать комиссию из представителей Союзов дизайнеров, архитекторов, фотохудожников и художников, которая бы определяла, может ли данная реклама в городе висеть.
– Но ведь такая процедура в Иркутске уже есть.
– Да, вывески и наружная реклама согласовываются в мэрии, но при этом практически не берется в расчет их эстетический и профессиональный уровень. Самое печальное, что такая ситуация характерна для всех городов России. Чиновники живут по своим законам, а художники по своим, ведь в такой сфере как реклама есть еще и коммерческий интерес.
– И все-таки, что именно не так в нашей наружной рекламе?
– Дело в том, что сегодня любой, кто взял в руки мыльницу, – фотограф, каждый, кто умеет работать на компьютере, – дизайнер. И именно этот уровень – даже не дизайна, а верстки – на наших рекламных щитах. Нет культуры подачи информации. Даже оформление городских праздников проводится по тендеру, где выигрывает не качество, а цена.
– А появление такой комиссии не приведет к цензуре?
– Я думаю, это может усугубить коррупцию как побочный эффект, но потребность в таком контроле сегодня назрела.
– По каким же критериям можно оценивать качество рекламы?
– Понятно, что все, что касается музыкального слуха и художественного взгляда – это удобный вопрос для спекуляции. Но есть законы, которые определяют, профессионально сделана работа или нет. Это, например, законы верстки и употребления шрифтов. Наиболее правильным считается использование в рекламе одного или двух шрифтов, а мы видим примеры, когда их пять-шесть. Еще существует понятие согласованности шрифтов. Это вопрос того, есть у дизайнера вкус или нет. Может ли девушка носить широкополую шляпу с мини-юбкой и кедами? Очень редко такой вариант бывает гармоничен. И для таких рискованных экспериментов нужно иметь безупречное чувство вкуса. Это исключение из правил и вопрос таланта автора, а не оправдание для рекламы, которую элементарно трудно читать.
Есть и законы фотографии: композиция кадра, согласованность цветов. Этим элементарным правилам учат в специальных учебных заведениях, стыдно их не знать. Потому что, прежде всего, реклама должна быть «смотрибельна» и производить эстетически положительное впечатление.
– А насколько наши заказчики способны воспринимать смелые решения в дизайне и рекламе?
– Вы знаете, мне кажется, в Иркутске дизайнерской революции среди заказчиков не произошло. Когда они смотрят работы веселые, смешные, креативные, но сделанные для других, они их принимают. А когда дело касается своих заказов, все гораздо сложнее. Многие отождествляют рекламу своего товара с собой. Например, человек ездит на «Мерседесе», но производит продукты для малообеспеченных слоев населения, и ему почему-то хочется, чтобы его реклама была такой же крутой, как он. Но это же неправильно!
У нас были случаи, когда фирма покупала работу через два года после создания. Бывает, что очень продвинутый руководитель не покупает рекламу, а мы признаем ее чуть ли не лучшей за все время нашей профессиональной деятельности. Однажды глава фирмы «Samsung» сказал: «Мне не нравится наш логотип, но раз он работает, то нет смысла его менять». Это подход мудрого корейца. А у нас почему-то иначе – если руководителю не нравится, ему неважно, работает это или нет. У нас в этом плане очень странная ментальность. А может, руководителю и не должно нравиться, но если реклама тех агентств, к которым он обращается, работает и товары продаются, стоит рискнуть и довериться профессионалам?
– Может быть, поэтому в Иркутске так мало интересно оформленных ресторанов, кафе, магазинов, даже в сравнении с соседними регионами?
– Это связано еще и с тем, что многие фирмы экономят на дизайне.
– Но ведь хорошее решение не всегда дорогое.
– Безусловно, но наши предприниматели считают, что лучше они сами сделают дизайн. То есть, в большинстве случаев, скопируют с западных журналов и воспроизведут из китайских материалов кем-то уже опробованные решения.
– Но ведь талантливые дизайнеры у нас, тем не менее, есть?
– Работы лучших авторов можно было оценить на выставке «Байкал Арди», которая на прошлой неделе состоялась в Сибэкспоцентре. Наши дизайнеры и на мировом уровне смотрятся неплохо. Подтверждение тому – награды, которые иркутяне завоевывают на столичных и международных конкурсах.
Иркутские дизайнеры выигрывают именно своим нестандартным подходом. При минимальных затратах они побеждают силой креатива. Поэтому наш дизайн далеко не провинциальный. Пример тому и многие слоганы, которые мы придумывали для рекламы наших производителей. В частности нечто похожее на «пиво твоего круга» для Иркутскпищепрома мы видим сегодня у мировых брендов, вспомните рекламу автомобиля «Ауди». Хорошие идеи витают в воздухе, просто нужно иметь чутье.
– Скажите, насколько среди молодежи популярна профессия дизайнера?
– Популярна, потому что хорошие дизайнеры будут востребованы всегда. Другое дело, что мы работаем в сфере бизнеса и зависим от его тенденций. И если идет мировой кризис, то он затрагивает и рекламу. В этом году активность заказчиков, по крайней мере в элитной нише рекламы, заметно упала. Может быть, это связано еще и с тем, что у нас почти не осталось региональных производителей, за исключением Свирского аккумуляторного завода «АкТех», мебельной фабрики, Иркутского масложиркомбината «Янта» и еще нескольких. Нет производства, нет брендов и, как следствие, нет промышленного дизайна.
Но самая большая проблема, на мой взгляд, в том, что новая система образования разделяет гуманитариев и математиков в школе. А что такое креатив? Это прежде всего взаимодействие правого и левого полушарий, из которого возникают неожиданные решения. Это и есть талант – искра между логическим и творческим мышлением. У нас же воспитывают людей, способных думать либо правым, либо левым полушарием. Но ведь есть некоторые профессии, в которых нельзя существовать без сочетания того и другого, например, та же журналистика, фотография, компьютерный дизайн. Потом человек и рад бы добрать недостающие знания, а поезд, как говорится, уже ушел.
Но есть и исключения из правила. Чего, например, стоит слоган на случайно попавшей ко мне визитке сантехников – «Все течет – все меняется». Какое чувство контекста! Знают ли эти сантехники такое слово – «контекст»? Не уверен. Но активная работа левого и правого полушария налицо.
Елена Орлова
просмотров: 735
|