baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



Быть или не быть памятникам деревянного зодчества Иркутска в "Тальцах"



Научно-популярный журнал "Тальцы" от 08 Ноября 2008
Категория: Иркутск : Город

Содержание предлагаемой статьи нуждается в нескольких пояснительных словах. Известно, что идея создания музеев свозимого типа (скансенов) зародилась в Норвегии и впервые осуществилась в Швеции. Всё — в ХIХ веке, как определенное осознание уже тогда негативных последствий урбанизации и разрушения сельской общины. Дальнейший рост количества музеев под открытым небом (сейчас, по некоторым данным, их около 4 тыс.) служит доказательством их популярности и научной востребованности.

Последующее развитие научно-практической мысли рождает урбоскансены — музеефицированные образования городской застройки и быта. Скандинавы и здесь первопроходцы. Неужели они столь благодушны, что позволяют разрушить историческую среду города в угоду теоретической новомодности и реконструктивным преобразованиям? Неужели во всегда развитом юридическом пространстве просвещенного Запада не нашлось места для защитной ниши? Неужели реализация подобных проектов осуществляется у них, в отличие от нас, с завидной легкостью, беспрепятственно и без финансовых проблем? Тема многомерная, нуждается в специальном рассмотрении, выходящем за пределы данной статьи, которое может быть результативным при наличии в нем сравнительной онтологии (сущности) национально-государственных основ и культурной самобытности.

Имея задачей ответить на вопрос «быть или не быть городской зоне в „Тальцах, мы остановимся только на тех аспектах и обстоятельствах, которые озвучили его в культурномпространстве Иркутска как pro et contra (за и против). И для большей конкретности воспользуемся формой изложения в виде вопросов и ответов.

— Насколько нова для Иркутска сама идея перемещения памятников с целью их новой организации в заранее отведенном месте?

— Здесь необходимы и исторический экскурс, и относительно недавний опыт. Перемещение объектов как принцип хозяйственного решения возникающих проблем и в Иркутске, и в других городах применялось издавна. Уже в ХIХ веке в Иркутске дома, которые еще могли служить, переносились, освобождая место для часовни Христа Спасителя, для Ремесленного заведения Трапезникова, наконец, многочисленные переносы были осуществлены при строительстве Транссиба в Глазковском предместье. Вероятно, это происходило и раньше, когда места, занятые жильем, освобождались под деревянные церкви. В советское время, в 1938 году, училище «Детский сад» — постройка «теремного стиля» — «переехало» с улицы Ленина на задворки закрытой к тому времени Харлампиевской церкви, то есть сохранилось не как памятник, а в силу той же хозяйственной рачительности. Подобные дома как перенесенные можно встретить и сейчас на улицах Лыткина, Баррикад, Амундсена и даже на лыжной базе ИСХИ. Переноса каменных построек или их незначительной передвижки, как в Москве, Иркутск не знал, что объясняется не столько слабой технической оснащенностью, сколько изначально весьма различной строительной технологией из камня и дерева.

В 1970-е годы проектируется и начинает строиться историко-мемориальный комплекс «Декабристы в Иркутске». И по замыслу, и по осуществлению это уже скансен, а точнее,урбоскансен смешанного типа, так как наряду с реставрацией памятников на родном месте около пятидесяти объектов предполагалось снять с родных гнезд. В начале 1980-х годовразрабатываются Историко-архитектурный опорный план и Проект зон охраны памятников истории и культуры. Эти документы предлагали оставить ряд фрагментов и городских улиц, сохранивших деревянную застройку ХIХ – начала ХХ века. Казалось бы, что ранее разработанный проект комплекса декабристов несколько изменится, а средовый подход станет основным принципом регенерации-реконструкции исторического центра Иркутска…

— Изменился общественный строй, на арену вышли другие приоритеты. Памятники обветшали, а поддерживающий ремонт, не реставрация, почти прекратился. Памятники чащестали гореть, не исключаем и поджоги. На академическую реставрацию средств нет и охотников мало, капитальный ремонт без искажения и утрат зачастую невозможен. Многие из исторических объектов превысили допустимую для жилья степень износа. И при этом общий список стоящих на госохране и выявленных объектов-памятников за последние годызначительно вырос. Не является ли все это причиной, подтолкнувшей к идее строительства городской зоны в «Тальцах»?

— Причинно-следственная связь, конечно, имеет место. Нуждается в пояснении и само преддверие к вопросу. Ясно, что за действиями объективного и субъективного характерастоят два основных фактора. Первый — реестр, охраняемый правовым порядком, непомерно раздут. Позиция: «чем больше охраняем, тем больше останется» — себя не оправдала.И, может быть, даже усугубила ситуацию — памятники, заслуживающие сохранения, то есть опорные при разработке градостроительной проектной документации и бюджетныхпрограмм, сравнялись с рядовыми объектами исторической среды, обреченными безропотно уступить место современной архитектуре, без которой Иркутск и в былые, самые далекие времена не жил и не развивался.

Второй фактор — развитие самого музея «Тальцы». Развитие не только этнографической музейной экспозиции, но и фонда недвижимых объектов, повышающих фасадную и архитектурно-пространственную содержательность музейного комплекса.

— Не стремятся ли «Тальцы» решить свои проблемы за счет памятников Иркутска?

— Укажем еще на одну важную особенность предполагаемой зоны. Ее полное название — городская коммерческая экспозиционная зона. Коммерческая деятельность в музее неможет быть превалирующей. Иначе просветительные, воспитательные и научные задачи размоются игровым интересом. Есть опасность и других побочных эффектов. Перенос исторических объектов на территорию музея предполагается выполнять за счет предпринимателей на основе конкурсной продажи освобождаемой земли и нового строительства. Приэтом правовое сопровождение и организация конкурсов остаются прерогативой местного самоуправления. За музеем остается прикладной профессиональный надзор.

Конкретизируя ответ, продолжим тему, которая рассматривалась выше. Настало время определить оптимальный количественный и качественный состав памятников деревянного зодчества Иркутска.

— Задача трудная и психологически, и профессионально. Существуют ли методики выполнения ее?

— Конкретных методик нет, нет даже опыта выполнения подобных работ. Придется пересмотреть, критически оценить инструктивные и методические материалы, по которымразрабатывались опорные планы первых поколений, когда и памятники были в лучшем состоянии, и казалось, что возможности для сохранения значительных массивов историческойзастройки и правомерны, и практически реальны.

Исполнителям придется как бы резать по живому — становится очевидным, что не все памятники, которые предлагались к постановке на охрану, то есть наиболее ценные из так называемых выявленных, и даже некоторые из стоящих на государственной охране могут не пройти через фильтр жесткого отбора. А отбор должен быть трезвым и профессионально ответственным. Уверен, исходя из собственного опыта проектирования зон охраны памятников истории и культуры Иркутска и Улан-Удэ, что достойных объектов вполне хватит и для города, и для «Тальцов».

— Если задуманное осуществится, пострадает ли сама историчность Иркутска?

— Иркутск был и останется городом историческим. Первожитель Иркутска, попади он в ХVIII век, удивился бы многому. Иркутск начала ХХ века в сравнении с началом или даже серединой ХIХ столетия претерпел значительные изменения. О нашем динамичном времени говорить излишне, но и в нем чуткое сердце без особых на то усилий увидит и ощутит неразрывную до конца связь времен. Осознаем, что затронутый аспект нуждается в развитии, когда соотношением видимого и невидимого нащупывается первопричина естественнойэволюции и последствий узкопрофессиональных и групповых амбиций, которые с того момента, как они о себе заявляют, вынуждены рядиться в благородную одёжку.

— «Тальцы» — музей архитектурно-этнографического профиля. Его объектно-архитектурная и собственно этнографическая экспозиции находятся в развитии, конца которым невидно и никогда не будет. Такова методологическая основа деятельности любого музея, частного и государственного, малого и большого. Не разумней ли будет сосредоточить усилия в этом направлении, а не распыляться на городскую зону?

— Имея в виду гибнущие памятники в городе (процесс объективно-субъективный, а значит, неостановимый до разумной черты без приложения серьезных усилий), можноограничиться словами: статус-кво (сложившееся положение) обязывает. Но это будет неполным ответом, это только одна сторона медали. Другая обязывает к следующему. Иркутянехорошо знают Музей истории города. Он живет и плодотворно развивается как музей зального принципа, когда экспозиция онтологично никак не связана ни с интерьером, ни сэкстерьером самого здания. Музей истории города Иркутска давно вынашивает идею своего филиала — музея архитектуры города, который разместился бы в историческом здании, к примеру, в деревянном особняке иркутского городского архитектора А.И. Кузнецова на Троицкой улице, ныне — 5-й Армии. «Тальцы» не собираются дублировать эту тему, хотя она в принципе неисчерпаема и разноакцентна. Одно из зданий будущей городской зоны можно «отдать» для сменных выставок художников, работающих в стиле русского реализма и в жанре городского пейзажа. Для разнообразия вполне приемлемо, но главное все-таки не это…

— Вероятно, главное — отразить, предоставить возможность ознакомиться, воочию увидеть быт горожанина в максимально достоверной полноте и в многообразии семейнойкультуры и культуры сословных отношений?

— Именно так. Согласитесь, что это правомерно хотя бы потому, что больше соответствует музею этнографического профиля.

— Продолжим предыдущий вопрос. Этнография как наука изучает духовные и материальные особенности быта, нравов, культуры какого-либо народа. Эту задачу по-своему содержательно исполняют музеи под открытым небом. Экспозиционная структура «Тальцов» уже сейчас, как видится, вполне адекватно отражает «народное представительство» в соответствии с ранее проведенным историко-культурным зонированием Иркутской области. Какие новые или дополнительные задачи возьмет на себя в этом плане городская зона?

— Действительно, в «Тальцах» уже нашли место национальные зоны коренных народов, разделявших свою судьбу с русским народом в условиях исторического освоения Сибири: бурятская, эвенкийская и тофаларская. Переселенческая историко-культурная зона в перспективе, как намечено, представит традиционную культуру и быт белорусов, украинцев,татар, голендров, поляков — народов, переселившихся в Прибайкалье в конце ХIХ века, но в основном в начале ХХ по столыпинской реформе. Другие зоны: ангаро-илимская (почти осуществлена), верхоленская, трактовая и витимская — призваны отразить русскую аграрную и промысловую направленность и отчасти промышленную, а также аспект админист-ративного управления на местах.

В сущности — и это надо подчеркнуть — представленные или намеченные к представлению культуры являются культурами изначально народными, культурами сельского оседлого или кочевого быта и строительного обустройства, в которых заведомо заложены национальные черты и особенности.

— Значит ли это, что народная культура не угасает в городской среде, а живет и развивается как бы по-новому?

— Разумеется, городская культура также не лишена преемственности и самобытности. Поэтому основным культурологическим содержанием городской зоны станет русскаяархитектурно-строительная и бытовая культура в условиях именно города. Дерево — живое, теплое, оно ответней и нравственному чувству, и родовой памяти, и небезучастно к новым потребностям.

Городская среда наиболее динамична. Ее дома в сравнении с сельскими наиболее многообразны в объемном решении, в планировке, но там и здесь всегда органичны в своемдекоративном убранстве. Без них и сопутствующих хозяйст-венных построек наш музей будет неполным.

— И все это, наряду с сельскими постройками соседних первородных зон музея, станет под одним небом, под одной крышей. Осуществление такой идеи становится настолько увлекательной и ответственной задачей, что без высоких слов, пожалуй, не обойтись?..

— Городская зона нужна не столько в интересах прикладной науки и престижности самого музея, но более в интересах отражения полноты народной культуры, ее познавательной сравнительной наглядности. При переносе и реставрации памятников совсем не просто сохранить высокое исполнительное ремесло, без чего любви к Отечеству становится меньше.

— В какой атмосфере приходится работать коллективу музея «Тальцы»?

— Пока в дискуссионной и в целом доброжелательной. Но и не только. Нельзя объяснить одним прохладным отношением к намеченной зоне инструктивно высказанное требование о незамедлительной разработке Генерального плана развития музея, а следовательно — и самой городской зоны. Можно понять нынешний ЦСН и Комитет по наследию, к сожалению, поддержавший это требование, но проясняющих возражений не избежать. Программа «Основные направления развития Архитектурно-этнографического музея „Тальцы» не может и не должна иметь ту часть содержания, которая требуется для непосредственной разработки Генплана. Да и сам Генплан — это не только чертеж. И для того, чтобы последний наполнился конкретным, неформальным содержанием, нужна долгосрочная кропотливая работа… и не только архитектурного профиля. По самым скромным прикидкам разработка Генплана лишь городской экспозиционной зоны потребует затрат, соотносимых с переносом и реставрацией не менее десяти, а то и более, крупных объектов. В принципе, время на разработку может быть сокращено — властной волей и адекватным финансированием, да времена не те. И выходит: либо смириться и ничего не делать, пусть памятники городского зодчества гибнут, либо идти путем эскизного проектирования, как живут сейчас многие российские музеи под открытым небом.

— Есть ли еще трудности и какие препятствия предвидятся?

— Они еще скажутся. Работа над зоной только обозначилась, но уже ощутимы импульсы непонимания, прорастающие, к примеру, на правозащитном поле. Научные аспекты изучения и управления наследием и здравый смысл инициативы, связанные с решением практических вопросов, сталкиваются с юридической казуистикой. Конкретику здесьопускаем.

В народе говорят: есть дело, будут и препоны. И хороших дел без трудностей не бывает. Они преодолеваются трудом, трудом праведным… И добрым вспоможением. Так было, так и будет.

И в заключение о вопросительной интонации в заглавии статьи. Городской зоне в “Тальцах” — быть. А какой — покажет время.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Барановский Е.Ю. Проектирование историко-мемориального комплекса «Декабристы в Иркутске» // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. — М., 1978.

2. Зойнер К. Коммерциализация заповедников и музеев // Материалы Международной научно-практической конференции «Музей под открытым небом в современных условиях». — Архангельск, 1995.

3. Ивановская Н.И. Музеи Норвегии и России: опыт и перспективы взаимодействия // Скандинавские чтения 2000 года: Этнографические и культурно-исторические аспекты. — СПб., 2002.

4. Сотникова С.И. Музеелогия. — М., 2004.

5. Тихонов В.В., Нефедьева А.К. Основные направления развития Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»: (Программа). — Иркутск, 2006.

6. Хомутинников И.В. Иркутск на пути обновления // Градостроитель. — 2006. —  1/35.

7. Шахеров В.П. Иркутск — исторический город. Был и будет? // Градостроитель. — 2006. —  1/35.

Валерий Трофимович Щербин,
архитектор-искусствовед,
г. Иркутск

Журнал "Тальцы" !2 (29), 2006 год


просмотров: 1673
 Форум


 Другие статьи
Пассаж на Пестеревской

Иркутский пассаж - это тандем двух вполне самостоятельных каменных корпусов, вытянутых на всю глубину квартала и соединенных легкой прозрачной конструкцией. Изначально в облике всей постройки контрапунктом и мелодическим акцентом всей фактурно-пластической полифонии была стеклянная мелкосетчатая режь переплетов, тектонично вполне увязанная с гоизонтальныти члениниями камнных уличных фасадных крыльев. Утрата пассажного шарнира, уже в начале 1920-х гг., сделала, по существу, незаурядный памятник общего архитектурно-градостроительного решения практически рядовым в исторической застройке Иркутска.Эта характерность, неосознанно отмеченная многими, исчезает при предметном накомсте с помятником. Дальше...




 Поиск Google  

 
Web tmidea.ru
 Разделы  

Байкальский край
Иркутск
Иркутяне
Альков Леонид
Антипов Александр
Баранов Юрий
Белый острог
Бержинский Игорь
Болсун Елена
Болтенков Вадим Иванович
Бородин Леонид
Бриль Николай
Брюханенко Эдгар
Брянский Валентин
Вампилов
Ведищева Аида
Верещагин Глеб Юрьевич
Вержуцкий Борис
Волков Сергей
Воронов Сергей
Воропай Николай
Гайдай
Герасимов Михаил
Говорин Борис Александрович
Горбунов Геннадий
Григорьева Елена Ивановна
Гурулев Альберт Семенович
Данилов Юрий
Демин Анатолий
Дятлов Виктор
Ераков Николай Петрович
Есиповский Игорь
Жеребцов Гелий
Загурский Николай Матвеевич
Задорожная Елена
Зубарев Сергей
Зуев Эдуард
Кашин Николай Павлович
Кейко Александр
Кербель Борис Михайлович
Козьмин Алексей
Козьмин Феликс
Колчак
Кондратенко Роман Исидорович
Копылов Вадим Георгиевич
Корзун Евгений
Коровин Сергей Александрович
Косенко Павел
Красовский Григорий
Креславский Михаил
Круглов Виктор
Кузьмина Евдокия Константиновна
Лапенков Владимир
Леви Кирилл
Летников Феликс Артемьевич
Лисысянь Игорь
Локхид Оверенд
Любимов Александр
Макаров Борис
Мацуев Денис
Машкин Геннадий Николаевич
Медведев Герман Иванович
Мелентьев Лев Александрович
Михаил Фомин
Михасенко Геннадий
Молокова Лидия Михайловна
Намдаков Даши
Наумов Игорь
Ножиков Юрий Абрамович
Параничев Юрий
Перевозников Сергей
Писарский Борис
Поздняков Константин
Потапов Владимир
Почекунин Валерий
Пржевальский Николай Михайлович
Рак Владимир
Романов Антон
Ротенфельд Борис
Савельев Николай
Сага Александр
Самсонов Юрий
Сергеев Марк
Сериков Лев
Сибиряков Александр
Синявский Борис Леонтьевич
Скаллер Григорий
Смольков
Таевский Дмитрий
Тарасюк Раиса Ефимовна
Тен Сергей
Тишанин Александр
Устинов Семен
Федоров Алексей
Фефелов Игорь
Филиппов Ростислав Владимирович
Фролов Д.Н.
Хомич Альбина
Хэнк Бирнбаум
Шаповалов Андрей
Шаповалов Владимир
Шахеров Вадим Петрович
Шевченко Валерий
Шерман Семен
Шмидт Сергей
Шпрах Владимир
Щапов Афанасий Прокопьевич
Щербин Валерий
Библиотека
Эмдин Сергей
Юрченко Александр
Язев Сергей
Якубовский Владимир
Янковская Лидия
Боровский Виктор Митрофанович
Меерович Марк
Грачев Михаил
Истомин Геннадий
Мезенцев Дмитрий
Матисон Анна
Битаров Александр
БЫЧКОВ Игорь Вячеславович
Кондрашов Виктор Иванович
Чертилов Игорь
Улицы
Районы
Новые стройки
Общественные места
Примечательные места
История
Культура
Генплан
Мегаполис
Парки, зеленые зоны
Памятники
Памятники архитектуры
Монументальные сооружения
Церкви
Кладбища
Организации
Иркутск день за днем
События
Иркутску 350 лет

 Библиотека

1. Быть или не быть памятникам деревянного зодчества Иркутска в "Тальцах"
2. Пассаж на Пестеревской

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


1162 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым