baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



Ледовая переправа



Автор: Валентина РЕКУНОВА

Ранним апрельским утром 1904 года маленький поезд, украшенный флагами, вышел со станции Култук и, немного покачиваясь, отправился по направлению к Мурино. За паровозом были только один товарный вагон и платформа, заполненная публикой. Часом позже от станции Танхой отошёл паровоз без флагов, но с прекрасным вагоном, в котором расположились чины высшей администрации Сибирской и Кругобайкальской железных дорог. На станции Мурино поезда встретились.
 

В апреле 1904-го иркутский коммерсант Кальмеер настойчиво предлагал «железнодорожные тужурки», товарные и пассажирские поезда загружались на ледокол «Байкал», а госпожа Минеева готовила к навигации пароход «Верхоленец»

Участок Култук – Танхой строился с двух сторон, и на Мурино пришлась стычка пути. Сотни людей ждали этого дня как праздника; на торжество разослали многочисленные приглашения, заказали молебен, парадный обед, переходящий в ужин. Даже в меню заложен был шутливый железнодорожный «акцент»: «Закуска «Циркулярная» соседствовала с «Пирожками, предусмотренными договорами» и «Контрагентским бульоном». «Дичь контролёрская» конкурировала со «Стерлядью разварной технической».
Скомканное торжество

Однако настроение у всех было хмурым, как небо в этот слякотный и холодный день. Сама смычка прошла спешно и буднично: молча прибили последний рельс и разошлись по вагонам. Танхойский поезд немедленно отошёл, но на ближайшем мосту застрял и простоял три часа. Тут уж железнодорожных чинов прорвало, и они все разом заговорили. О том, что участок, ввиду войны, сдали раньше срока и, конечно, с большими недоделками. О том, что уютный мирок, образовавшийся здесь с прокладкой дороги, выветрится, едва только уедут господа инженеры. Но всего более говорили о Порт-Артуре, пересказывая подробности телеграмм о гибели броненосца «Петропавловск».

Казалось, эта остановка на мосту для того только и случилась, чтобы все могли наконец-таки выговориться. Но к концу третьего часа последние восклицания утонули в мягких диванных подушках – и именно в этот момент поезд тронулся. Явились столы с приличествующей случаю закуской, и на подъезде к Култуку публика была уже совершенно готова к спичам и танцам.
От Бернатовича

Программа танцев, хотя и была напечатана на французском, оказалась сугубо польской. И во время обеда всюду слышалась польская речь, да могло ли и быть иначе, если для застолья выбрали дом инженера Бернатовича?

В Култуке, с прокладкой дороги разросшемся в настоящий посёлок, были два деревянных дворца, один из которых принадлежал начальнику третьего участка Дормидонтову, а другой – инженеру Бернатовичу, отвечавшему за четвёртый участок. Владение последнего отличалось ещё и тем, что совместило в себе сразу несколько архитектурных эпох. Внутри это было в чистом виде помещичье гнездо, даже и с хорами для музыкантов. Правда, в роли оркестра в эту ночь выступали лишь тапёр и скрипач, а в антрактах шипел граммофон, но танцевали все вдохновенно, пока не рассвело.

Пили за разное, в том числе – за смычку культурного запада с востоком, за инженерное искусство, за стратегию и стратегов. Из персон наиболее часто назывался его сиятельство князь Хилков, министр путей сообщения.
Хорошо, что морозы стояли суровые

В эту пору князь М.И. Хилков, недавно вернувшийся из Иркутска, принимал корреспондента газеты «Matin».

– О сибирской железной дороге говорят, что её построили для трёх пар поездов. А ещё я слышал, что поезда бегают прямо по льду Байкала, а посреди озера для пассажиров устроен ресторан. Это правда?

Министр не сдержал усмешки, потом помолчал и сказал то, о чём думал всё последнее время:

– Нам очень повезло с погодой – морозы стояли суровые.

В зиму 1904 года лёд у берегов Байкала был гораздо больше аршина, а у порта Байкал – и за два аршина; паровозы могли здесь ходить под паром с полным составом вагонов. Ещё из Петербурга Хилков направил по телеграфу распоряжение подвозить строительные материалы, и к приезду его на Байкал большая часть рельсов, креплений и шпал была на месте. Работы начались, и Хилков спокойно отправился по Забайкальской железной дороге до Маньчжурии, попутно ещё раз продумывая план ледовой переправы.
Колокола над Байкалом
 

А план был строен, красив: в ночное время весь путь освещался фонарями, от столба к столбу тянулась телефонная линия, параллельно ей шёл телеграф, и о каждом происшествии немедленно сообщалось всем станциям. Артели осмотрщиков расчищали путь, устанавливали дополнительные сигналы, а где нужно – и сторожевые посты. Каждая шестая верста завершалась бараком, тёплым и вместительным. А на случай буранов и метелей подвешены были колокола. Станция же Середина имела не только несколько бараков, но и два буфета с горячей пищей (отдельно для пассажиров третьего и первого-второго классов).

Войска планировалось пустить строем, налегке, а все вещи отправить на подводах. Рядом с ними должны были следовать несколько порожних саней – для уставших или недомогающих. Если же погода очень плоха, то войска должны были перевозиться (по четыре человека на подводе). Железная дорога наняла уже более трёх тысяч лошадей; кроме того, допущены были вольные ямщики. Куплено много валенок и тулупов, которые выдаются перед отправлением через озеро.

Однако сразу по возвращении Хилкова на Байкал стали рушиться все расчёты и предположения.
Раздался страшный гул – и лёд заколебался…

Едва лишь князь ступил на берег, как раздался страшный гул, лёд на озере заколебался, затрещали стены домов – началось землетрясение. На другое утро осмотрели готовый участок пути и увидели: на нескольких десятках саженей рельсы лопнули, крепления разлетелись, а во льду образовалась трещина до двух аршин. Путь отодвинули, но трещины и нажимы немедленно образовались и там, теперь уже без каких-либо видимых причин. Путь снова отодвинули, но всё повторилось опять, и в какой-то момент князя охватило чувство безнадёжности, беззащитности перед стихией, и, чтобы не показывать слабости, он уехал к инженеру-механику Заболотскому в Лиственничное.

А когда вернулся, то на льду уже отслужили молебен, все свежие трещины перекрыли крест-накрест длинными брусьями и уже на них уложили шпалы и рельсы. При движении льда эти клетки сжимались и расширялись, но не рушились.

17 февраля на лёд было спущено свыше ста вагонов. Двигались они конной тягой, на расстоянии в 50 саженей один от другого. Первоначально для перекатки каждого вагона запрягали четвёрку лошадей, но затем сократили до двух. В отдельные дни передача вагонов доходила до 220 в день, и так продолжалось до конца февраля. Но тут случилось новое землетрясение, между рельсами пошла новая трещина, более чем на 20 вёрст. Напуганные рабочие, и без того уставшие и страдавшие от обморожений, начали уходить. Хилков немедленно телеграфировал военному министру Сахарову, и в тот же день из Иркутска прибыла рота Иркутского гарнизона и встала на лёд. Рабочие возвратились, и в начале марта линию обслуживало до 600 человек.
Тридцатитонник вдавился в лёд

С 6 марта началась перекатка паровозов. Для испытания взяли старенький тридцатитонник и пустили его через рельсы над небольшой трещиной – легковес вдавился передними колёсами в лёд. И хотя его удалось вытащить и доставить на берег, было ясно, что 45-тонные паровозы не пройдут. Их разбирали и перевозили по частями.

7 марта на станцию Танхой благополучно прибыли первые двадцать паровозов. В следующие четыре дня переправили ещё 65 паровозов. Одновременно продолжалась перекатка вагонов, товарных и пассажирских. И только-только прошли последние, как опять вдоль пути объявилась большая трещина. 14 марта ледовую железную дорогу начали разбирать.

Князь Хилков в эту пору отъезжал на московском поезде от Иркутска. Он сильно кашлял и почти не выходил из вагона. Но испытывал огромное облегчение и время от времени пе-релистывал тетрадку с отчётными записями: «С 12 января по 12 марта 1904 г. перевезено пассажиров со станции Байкал на станцию Танхой 9 тыс. 45 чел., а в обратном направлении – 7 тыс. 31 чел. Всего же 16 тыс. 76 чел. Грузов от ст. Байкал до станции Танхой – 2 тыс. 309 вагонов. А в обратном направлении – 318 вагонов. Всего 2 тыс. 627 вагонов (или около полутора миллионов пудов)».

Три недели спустя он уже возвращался обратно – с первыми наградами за ледовую переправу. Вручение было прямо на иркутском вокзале – князь спешил на участок Култук – Танхой строящейся Кругобайкальской железной дороги. Ангара уже очистилась ото льда, и в городе наводили понтонный мост. Шёл сильный дождь, по склонам байкальских гор распускались подснежники, и в Лиственничном готовился к первому рейсу ледокол «Байкал».
Ставка на «европейцев» не удалась

Хилков вспомнил, как рассчитывал он сэкономить, отказавшись от идеи Кругобайкальской дороги, стоящей 62 миллиона рублей, и купив всего лишь за пять миллионов два ледокола, вмещающих десятки вагонов. Ледоколы в самом деле купили, в разобранном виде доставили в Лиственничное и с успехом собрали там; но байкальский лёд оказался не под силу этим рафинированным «европейцам», рассчитанным лишь на три-четыре фута, не более. Ранним утром выйдя из Лиственничного, ледокол только к вечеру пробивался к порту Байкал. А когда с полным грузом вагонов отправлялся к Танхою, ещё целые сутки был виден из порта Байкал.

В апреле 1904-го князь Хилков проскочил по талому льду перед самым выходом ледокола «Байкал». Министра, конечно же, отговаривали, предлагали задержаться, но его сиятельство был непреклонен: «Обойдётся! После всего пережитого здесь как не обойтись?».

В Танхое он пересел в поезд и основательно обревизовал весь участок до Култука. А там сел в кошёвку и по распутице за 15 с половиной часов одолел 88 тяжёлых грунтовых вёрст до Иркутска.
Вплоть до самого места жительства

В ночь с 18 на 19 апреля на южном Байкале была страшная метель. Ямщики сворачивались и передавали друг другу, что вчерашним распоряжением министра путей сообщения всем им разрешён бесплатный провоз лошадей и саней по железной дороге – вплоть до самого места жительства.

Автор благодарит за предоставленный материал сотрудников научной библиотеки Иркутского государственного университета.

Конкурент: 25 апрель 2009


просмотров: 2612
 Форум
Eugenia - гость 20.12.2011 (03.58)
Здравствуйте! С большим интересом прочитала выдержки из материалов о Кругобайкальской железной дороге. Меня эти материалы интересуют не просто так. Я пытаюсь найти хоть какие-то сведения о своих предках. Бабушка моя рассказывала, что её дед был подрядчиком на строительстве железной дороги (подозреваю, что речь идёт именно о кругобайкальской железной дороге), её отец по национальности был поляком, жили они в Мурино. Фамилия отца была Залуцкий (возможно, Zaluski). Возможно, кто-то встречал хоть какие-то упоминания такой фамилии? Упоминания о подрядчике из Мурино, чей зять был поляком??


Ваше имя: где живете:
       e-mail:           www:


Введите код:




 Другие статьи
Здание конторы железнодорожных инженеров (1904) в Маритуе.

Это фотографии с круго-байкальской железной дороги, построенной в 1904-5 году и бывшей когда-то частью Транс-Сибирской железной дороги. Данный участок проходит от ст. Слюдянка до ст. Порт-Байкал. Дальше...



Дальше...


Транссиб. Повесть о дороге

Транссиб на перевале двух веков — это не просто рельсовая дорога через весь огромный сибирский материк, который в XIX веке знали почти так же мало, как в XVII-м и XVIII-м, но это еще и дорога из столетия в столетие. Только с прокладкой этой дороги, только с “прошивом” Сибири из конца в конец она была наконец-то подтянута к европейской части России накрепко, в одно целое. И только зацепившись этим “арканом” за причальный бок нового столетия, Россия могла чувствовать себя в нем уверенно, и даже обрушившиеся на нее в первые два десятилетия XX века потрясения не столкнули ее в могильную яму, и еще через полтора-два десятилетия она снова встала в строй великих держав Дальше...


Находка дайверов заинтересовала прокуратуру

Правоохранительные органы Иркутской области подключатся к разбирательству ситуации вокруг крушения затонувшего более ста лет назад старинного корабля, если подтвердится информация об обнаружении останков людей. Деревянный корабль, который, по мнению историков, был собран в конце 18 – начале 19 веков, обнаружили иркутские дайверы в южной части Байкала на глубине около 30 метров. Рядом с кораблём аквалангисты нашли останки, предположительно, принадлежащие людям. Дальше...


На дне Байкала обнаружен затонувший корабль XVIII-XIX века

На Байкале найден затонувший старинный парусник. Его обнаружили иркутские дайверы на 35-метровой глубине. Историки уже назвали находку уникальной. Дальше...


Ловцы невидимого

Лучшее место для изучения ядер галактик, квазаров, сверхновых звёзд и других сверхмощных источников энергии Вселенной — глубины Байкала, уверены учёные Иркутского госуниверситета. На 106 км Кругобайкалки на глубинах в 1,3 км работает Байкальский нейтринный телескоп — одна из двух уникальных планетарных установок для «отлова» нейтрино. В июле ИГУ выиграл грант федеральной целевой программы приоритетных научных исследований до 2012 года под Байкальский нейтринный проект. В течение двух лет на модернизацию телескопа будет направлено 1,4 млн. рублей из федерального бюджета и не менее 40 тыс. евро — из бюджетов иностранных научных центров Дальше...


Экспедиция «Байкальский следопыт» по Кругобайкальской железной дороге

об экспедиции «Байкальский следопыт» по Кругобайкальской железной дороге 22 июля – 2 августа Дальше...


Железный тупик

литературе и кино есть немало сюжетов, где люди через некие сказочные врата попадают из одного мира в другой. Взять, к примеру, Гарри Поттера, который проходил сквозь стенку на обычном ж/д вокзале и вдруг оказывался на перроне волшебной станции, откуда уходил поезд в заколдованную страну. А ведь точно такая станция есть у нас под боком — это Слюдянка. Вроде бы, одна из обычных крупных станций Транссиба, коих от Челябинска до Владивостока десятки. Как и подобает, скованная паутиной 35-киловольтных контактных проводов, с которых питаются современные тысячесильные локомотивы, с ритмичным грохотом проносящие километровые поезда дальнего следования. Но пассажирский вокзал архитектурно совсем не похож на современный. Построенный из чистого мрамора(!) еще в начале прошлого века, он скорее выглядит резиденцией байкальских магов и чародеев, но никак не ж/д вокзалом. И на его перроне действительно иногда появляется загадочный поезд, который увозит не в Иркутск и дальше на запад, не в Улан-Удэ и дальше на восток, а... Дальше...


Одно из чудес света

Ровно сто лет назад, 16 октября 1905 года, была сдана в постоянную эксплуатацию Кругобайкальская железная дорога, признанная современниками одним из чудес света. Стоящие на пути строителей непреступные скалы, головокружительные обрывы с камнепадами и бурными потоками были преодолены за счет уникальных сооружений, возведенных благодаря выдающимся достижениям русской инженерной мысли. Дальше...


Кругобайкалка": взгляд через полвека

Автор предлагаемого путевого очерка кандидат исторических наук Алексей Васильевич Тиваненко свои детство и юность провел на Кругобайкальской железной дороге, прибыв туда на жительство полвека тому назад. На днях он вновь совершил поездку по родным местам и по просьбе редакции поделился своими впечатлениями о происшедших изменениях. Дальше...



Свидание с Байкалом

В моей жизни Байкал занимает особое место. В тридцатые годы на Байкале жили и работали родители. Отец проводил гидрографические изыскания на Селенге и Баргузине, строил причалы в порту Байкал и в бухте Харгино. Мать работала в больнице водников. Родители впервые и открыли мне Байкал. Дальше...


На Байкале установлен единственный в мире подводный телескоп

Тайны "темной материи" и "черных дыр" российские ученые намерены узнать с помощью единственного в мире подводного нейтринного телескопа, который находится в глубинах Байкала. Только этот прибор способен регистрировать мельчайшие частицы материи, хранящие информацию о неизвестных нам галактиках Дальше...


100 лет Кругобайкальской железной дороге

Юбилей Кругобайкальской железной дороги. 100 лет назад по ней началось рабочее движение поездов. Именно к этой дате приурочили две выставки, которые открылись сегодня в помещении вокзала детской железной дороги на острове Юность. Дальше...


В Иркутске вышла книга, посвященная 100-летию Кругобайкальской железной дороги

21 октября в здании Восточно-Сибирской детской железной дороги (ДЖД) состоялась презентация книги «Дорога длиною в век» Александра Хобты. Она посвящена 100-летию со дня открытия движения на Кругобайкальской железной дороге (КБЖД). По словам ее автора, геолога Александра Хобты, при написании книги использовались исследования КБЖД за 20 лет Дальше...


Кругобайкалка: обратный отсчет

Если взять карту, и начать мысленное путешествие по Кругобайкальской железной дороге, можно увидеть, как удивительно и причудливо сплетаются русские названия и названия коренных народов. Как иногда почти невозможно определить – кто дал название мысу или распадку – бурят, якут, эвенк, русский? Все на этой дороге неправильно – даже отчет километров обратный современному. Рельсы в некоторых местах проложены мимо построенных для них туннелей Дальше...


"Золотая пряжка" Кругобайкальской железной дороге исполняется 100 лет

Кругобайкалка проходит вдоль Западного побережья Байкала. Она лежит огромной подковой длиной в 308 верст между истоком Ангары и станцией Мысовая. Сегодня эта тупиковая ветка Транссибирской железнодорожной магистрали от станции Байкал до станции Култук -- место паломничества туристов. Дальше...


Станция-посёлок Маритуй

Станция Маритуй и посёлок при ней были образованы и сформировались, в основном, в 1902-1908 гг при строительстве 1 пути Кругобайкальского участка Сибирской железной дороги. Свое название железнодорожная станция получила благодаря реке Маритуй, так как по особому распоряжении при строительстве Сибирской железной дороги предлагалось давать названия станциям по названию рек или других географических ориентиров (долин, возвышенностей, мысов и т.д.) данной местности. Дальше...


Дорога в железный век

1898 год в Иркутске завершался на цирковой манер: в декабре заезжий гастролёр приглашал посмотреть панораму, затем демонстрировал нумизматическую коллекцию, под занавес же предложил посмотреть дрессированных крыс.

Две из них, по общему признанию, «выказывали неподдельное дарование», и о них говорили едва ли не с умилением. Но всё меркло перед главным событием года — прибытием в Иркутск первого поезда. Дальше...


Помпа начала XX века

Дно Байкала - настоящий клад для исследователей. В этом в очередной раз убедились спасатели МЧС. Когда на базе Байкальского отряда в Николе проходили учения водолазов со всей Сибири, показательные погружения решили совместить с исследованиями дна водоема у Кругобайкальской железной дороги. Дальше...


На дне Байкала обнаружено оружие прошлого века

Целый арсенал поднят сегодня со дна Байкала: фрагменты осколочных гранат и гильзы времен гражданской войны. О боеприпасах в озере рядом с Кругобайкальской железной дорогой в природоохранные органы сообщили водолазы-любители Дальше...



Природа старой Кругобайкалки дарит покой и умиротворение, говорит фотограф Игорь Бержинский

Полуразрушенные тоннели и неповторимая природа Кругобайкальской железной дороги. "Поклонение духу местности" - так называется экспозиция из 35 новых работ фотографа Игоря Бержинского. Дальше...




 Поиск Google  

 
Web baikalarea.ru
 Разделы  

Байкальский край
Кругобайкалка
ледокол Ангара и паром Байкал
История
Фотогалерея
Километры
Пресса
Байки
SOS

 Кругобайкалка 22 

1. Природа старой Кругобайкалки дарит покой и умиротворение, говорит фотограф Игорь Бержинский
2. На дне Байкала обнаружено оружие прошлого века
3. Помпа начала XX века
4. Дорога в железный век
5. Станция-посёлок Маритуй
6. "Золотая пряжка" Кругобайкальской железной дороге исполняется 100 лет
7. Кругобайкалка: обратный отсчет
8. В Иркутске вышла книга, посвященная 100-летию Кругобайкальской железной дороги
9. 100 лет Кругобайкальской железной дороге
10. На Байкале установлен единственный в мире подводный телескоп
11. Свидание с Байкалом
12. Кругобайкалка": взгляд через полвека
13. Одно из чудес света
14. Железный тупик
15. Экспедиция «Байкальский следопыт» по Кругобайкальской железной дороге
16. Ловцы невидимого
17. На дне Байкала обнаружен затонувший корабль XVIII-XIX века
18. Находка дайверов заинтересовала прокуратуру
19. Транссиб. Повесть о дороге
20. Ледовая переправа
21.
22. Здание конторы железнодорожных инженеров (1904) в Маритуе.

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


72 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым