baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



"Золотая пряжка" Кругобайкальской железной дороге исполняется 100 лет



Александр ИВАНОВ, "Восточно-Сибирская правда"

Наверное, многие читатели, в недоумении спросят: а что это за "пряжка" такая объявилась в России? Вот Золотое кольцо -- другое дело...

А между тем, это не выдумка. "Золотой пряжкой" стального пояса России назвали в свое время Кругобайкальскую железную дорогу. Она замкнула железнодорожный путь, протянувшийся по России с запада на восток.

Кругобайкалка проходит вдоль Западного побережья Байкала. Она лежит огромной подковой длиной в 308 верст между истоком Ангары и станцией Мысовая. Сегодня эта тупиковая ветка Транссибирской железнодорожной магистрали от станции Байкал до станции Култук -- место паломничества туристов.

О Кругобайкалке слагаются красивые легенды и предания, пишутся замечательные стихи. Кругобайкалка действительно способна вдохновить кого угодно. Она проходит по экзотическим, девственным местам и имеет славную историю.

Возводилась она в рекордно короткие сроки. По плану на строительство ее отводилось три года, но работы завершились на год раньше срока. Ее вели по самой кромке побережья Байкала, пробивая сквозь скалы, во многих местах прорубая в камне уступы. О том, как сложны были работы, можно судить по количеству затраченной взрывчатки. При устройстве карниза полотна дороги в среднем на один километр требовалось взрывчатки не менее вагона. В основном работы производились вручную. Но уже тогда тяжелый труд старались максимально механизировать. С этой целью на мысе Каторжанский применялись электрические буровые машины, энергией которых обеспечивала специально построенная электростанция. Именно на Кругобайкалке впервые за всю историю железнодорожного строительства в России стали применять электрическую энергию для откачки воды, подъема строительных материалов, в мастерских и жилых домах. Были телефонизированы, снабжены электрическим освещением, колокольной сигнализацией самые длинные тоннели.

Сейчас 84 километра западного участка Кругобайкалки -- от устья реки Ангары до станции Култук -- являются историко-архитектурным памятником.

"Золотая пряжка" достойна этого титула. На ней что ни шаг, то достопримечательность. В созданном талантливыми строителями ожерелье вкраплены 40 тоннелей, 47 каменных галерей, 408 мостовых переходов, 6 виадуков, большое количество подпорных стенок, акведуков. Особенно поражают воображение тоннели, общая протяженность которых - более девяти километров. Два из них превышают в длину 500, а самый длинный -- 807 метров.

На строительстве дороги было сконцентрировано около 12 тысяч человек. Как и при возведении БАМа, этот отряд был интернациональным. В нем отражался весь спектр многонациональной России. Само собой, наибольший вклад внесли русские. Они приезжали со всех концов России, часто целыми семьями. Строили основательно, на века. Это были крестьяне, рабочие, представители технической интеллигенции.

Руководил проведением строительных работ на участке Маритуй - Шарыжалгай министр путей сообщения временного правительства России А.В. Ливерский. Здесь же трудился в качестве инженера изыскателя нарком путей сообщения России Л.Б. Красин. Тот самый Красин, который войдет в историю российской дипломатии и именем которого назовут океанский лайнер.

Нельзя обойти и еще одну важную деталь из истории стройки. Среди тех, кто возводил Кругобайкалку, было много выходцев из Италии. Итальянская колония насчитывала около пятисот человек.

Что это были за люди? Какими волнами судьбы их вынесло на побережье великого озера?

Об этом хорошо рассказала в своей книге "Итальянцы на берегу Байкала" иркутский историк Эльвира Каменщикова.

По предпринятому ею исследованию, итальянская речь зазвучала на стройке сразу же с началом возведения дороги в 1902 году. Большинство строителей на Кругобайкалку пришли уже изрядно потрудившись на благо России. Одни участвовали в прокладке железнодорожной ветки от Каспийского моря до Черного. Другие пробивали Сурамский тоннель на Кавказе. Третьи проявили себя на главном пути Транссиба, при наведении мостов через Волгу и Енисей.

На Транссибирской магистрали под Читой работал и знаменитый итальянец Пьетро Коллини, впоследствии выигравший подряд на строительство в Москве Музея изящных искусств, теперь известного нам как Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Подданные Италии не гнушались никакой работы. Великолепные каменщики, проходчики, каменотесы, они стремились на сибирской земле сколотить приличный капитал любой ценой, чтобы у себя на родине открыть свое дело. И поэтому после законной смены на основной работе они брались за все, что приносило хоть какую-то выгоду. Чаще всего подряжались обрабатывать камни для отделки сводов и порталов тоннелей.

О мастерстве каменотесов легко составить представление, взглянув на железнодорожный вокзал станции Слюдянка. Работающая на нем итальянская бригада вместе с русскими занималась облицовкой здания белым и розовым байкальским мрамором, тесанным в основном особым способом под "шубу".

В сентябре у "Золотой пряжки" стального пояса России - юбилей. Сто лет назад на этой дороге открылось рабочее движение поездов...

Источник
просмотров: 2827
 Форум

Ваше имя: где живете:
       e-mail:           www:


Введите код:




 Другие статьи
Здание конторы железнодорожных инженеров (1904) в Маритуе.

Это фотографии с круго-байкальской железной дороги, построенной в 1904-5 году и бывшей когда-то частью Транс-Сибирской железной дороги. Данный участок проходит от ст. Слюдянка до ст. Порт-Байкал. Дальше...



Дальше...


Ледовая переправа

Ранним апрельским утром 1904 года маленький поезд, украшенный флагами, вышел со станции Култук и, немного покачиваясь, отправился по направлению к Мурино. За паровозом были только один товарный вагон и платформа, заполненная публикой. Часом позже от станции Танхой отошёл паровоз без флагов, но с прекрасным вагоном, в котором расположились чины высшей администрации Сибирской и Кругобайкальской железных дорог. На станции Мурино поезда встретились. Дальше...


Транссиб. Повесть о дороге

Транссиб на перевале двух веков — это не просто рельсовая дорога через весь огромный сибирский материк, который в XIX веке знали почти так же мало, как в XVII-м и XVIII-м, но это еще и дорога из столетия в столетие. Только с прокладкой этой дороги, только с “прошивом” Сибири из конца в конец она была наконец-то подтянута к европейской части России накрепко, в одно целое. И только зацепившись этим “арканом” за причальный бок нового столетия, Россия могла чувствовать себя в нем уверенно, и даже обрушившиеся на нее в первые два десятилетия XX века потрясения не столкнули ее в могильную яму, и еще через полтора-два десятилетия она снова встала в строй великих держав Дальше...


Находка дайверов заинтересовала прокуратуру

Правоохранительные органы Иркутской области подключатся к разбирательству ситуации вокруг крушения затонувшего более ста лет назад старинного корабля, если подтвердится информация об обнаружении останков людей. Деревянный корабль, который, по мнению историков, был собран в конце 18 – начале 19 веков, обнаружили иркутские дайверы в южной части Байкала на глубине около 30 метров. Рядом с кораблём аквалангисты нашли останки, предположительно, принадлежащие людям. Дальше...


На дне Байкала обнаружен затонувший корабль XVIII-XIX века

На Байкале найден затонувший старинный парусник. Его обнаружили иркутские дайверы на 35-метровой глубине. Историки уже назвали находку уникальной. Дальше...


Ловцы невидимого

Лучшее место для изучения ядер галактик, квазаров, сверхновых звёзд и других сверхмощных источников энергии Вселенной — глубины Байкала, уверены учёные Иркутского госуниверситета. На 106 км Кругобайкалки на глубинах в 1,3 км работает Байкальский нейтринный телескоп — одна из двух уникальных планетарных установок для «отлова» нейтрино. В июле ИГУ выиграл грант федеральной целевой программы приоритетных научных исследований до 2012 года под Байкальский нейтринный проект. В течение двух лет на модернизацию телескопа будет направлено 1,4 млн. рублей из федерального бюджета и не менее 40 тыс. евро — из бюджетов иностранных научных центров Дальше...


Экспедиция «Байкальский следопыт» по Кругобайкальской железной дороге

об экспедиции «Байкальский следопыт» по Кругобайкальской железной дороге 22 июля – 2 августа Дальше...


Железный тупик

литературе и кино есть немало сюжетов, где люди через некие сказочные врата попадают из одного мира в другой. Взять, к примеру, Гарри Поттера, который проходил сквозь стенку на обычном ж/д вокзале и вдруг оказывался на перроне волшебной станции, откуда уходил поезд в заколдованную страну. А ведь точно такая станция есть у нас под боком — это Слюдянка. Вроде бы, одна из обычных крупных станций Транссиба, коих от Челябинска до Владивостока десятки. Как и подобает, скованная паутиной 35-киловольтных контактных проводов, с которых питаются современные тысячесильные локомотивы, с ритмичным грохотом проносящие километровые поезда дальнего следования. Но пассажирский вокзал архитектурно совсем не похож на современный. Построенный из чистого мрамора(!) еще в начале прошлого века, он скорее выглядит резиденцией байкальских магов и чародеев, но никак не ж/д вокзалом. И на его перроне действительно иногда появляется загадочный поезд, который увозит не в Иркутск и дальше на запад, не в Улан-Удэ и дальше на восток, а... Дальше...


Одно из чудес света

Ровно сто лет назад, 16 октября 1905 года, была сдана в постоянную эксплуатацию Кругобайкальская железная дорога, признанная современниками одним из чудес света. Стоящие на пути строителей непреступные скалы, головокружительные обрывы с камнепадами и бурными потоками были преодолены за счет уникальных сооружений, возведенных благодаря выдающимся достижениям русской инженерной мысли. Дальше...



Кругобайкалка": взгляд через полвека

Автор предлагаемого путевого очерка кандидат исторических наук Алексей Васильевич Тиваненко свои детство и юность провел на Кругобайкальской железной дороге, прибыв туда на жительство полвека тому назад. На днях он вновь совершил поездку по родным местам и по просьбе редакции поделился своими впечатлениями о происшедших изменениях. Дальше...


Свидание с Байкалом

В моей жизни Байкал занимает особое место. В тридцатые годы на Байкале жили и работали родители. Отец проводил гидрографические изыскания на Селенге и Баргузине, строил причалы в порту Байкал и в бухте Харгино. Мать работала в больнице водников. Родители впервые и открыли мне Байкал. Дальше...


На Байкале установлен единственный в мире подводный телескоп

Тайны "темной материи" и "черных дыр" российские ученые намерены узнать с помощью единственного в мире подводного нейтринного телескопа, который находится в глубинах Байкала. Только этот прибор способен регистрировать мельчайшие частицы материи, хранящие информацию о неизвестных нам галактиках Дальше...


100 лет Кругобайкальской железной дороге

Юбилей Кругобайкальской железной дороги. 100 лет назад по ней началось рабочее движение поездов. Именно к этой дате приурочили две выставки, которые открылись сегодня в помещении вокзала детской железной дороги на острове Юность. Дальше...


В Иркутске вышла книга, посвященная 100-летию Кругобайкальской железной дороги

21 октября в здании Восточно-Сибирской детской железной дороги (ДЖД) состоялась презентация книги «Дорога длиною в век» Александра Хобты. Она посвящена 100-летию со дня открытия движения на Кругобайкальской железной дороге (КБЖД). По словам ее автора, геолога Александра Хобты, при написании книги использовались исследования КБЖД за 20 лет Дальше...


Кругобайкалка: обратный отсчет

Если взять карту, и начать мысленное путешествие по Кругобайкальской железной дороге, можно увидеть, как удивительно и причудливо сплетаются русские названия и названия коренных народов. Как иногда почти невозможно определить – кто дал название мысу или распадку – бурят, якут, эвенк, русский? Все на этой дороге неправильно – даже отчет километров обратный современному. Рельсы в некоторых местах проложены мимо построенных для них туннелей Дальше...


Станция-посёлок Маритуй

Станция Маритуй и посёлок при ней были образованы и сформировались, в основном, в 1902-1908 гг при строительстве 1 пути Кругобайкальского участка Сибирской железной дороги. Свое название железнодорожная станция получила благодаря реке Маритуй, так как по особому распоряжении при строительстве Сибирской железной дороги предлагалось давать названия станциям по названию рек или других географических ориентиров (долин, возвышенностей, мысов и т.д.) данной местности. Дальше...


Дорога в железный век

1898 год в Иркутске завершался на цирковой манер: в декабре заезжий гастролёр приглашал посмотреть панораму, затем демонстрировал нумизматическую коллекцию, под занавес же предложил посмотреть дрессированных крыс.

Две из них, по общему признанию, «выказывали неподдельное дарование», и о них говорили едва ли не с умилением. Но всё меркло перед главным событием года — прибытием в Иркутск первого поезда. Дальше...


Помпа начала XX века

Дно Байкала - настоящий клад для исследователей. В этом в очередной раз убедились спасатели МЧС. Когда на базе Байкальского отряда в Николе проходили учения водолазов со всей Сибири, показательные погружения решили совместить с исследованиями дна водоема у Кругобайкальской железной дороги. Дальше...


На дне Байкала обнаружено оружие прошлого века

Целый арсенал поднят сегодня со дна Байкала: фрагменты осколочных гранат и гильзы времен гражданской войны. О боеприпасах в озере рядом с Кругобайкальской железной дорогой в природоохранные органы сообщили водолазы-любители Дальше...



Природа старой Кругобайкалки дарит покой и умиротворение, говорит фотограф Игорь Бержинский

Полуразрушенные тоннели и неповторимая природа Кругобайкальской железной дороги. "Поклонение духу местности" - так называется экспозиция из 35 новых работ фотографа Игоря Бержинского. Дальше...




 Поиск Google  

 
Web baikalarea.ru
 Разделы  

Байкальский край
Кругобайкалка
ледокол Ангара и паром Байкал
История
Фотогалерея
Километры
Пресса
Байки
SOS

 Кругобайкалка 22 

1. Природа старой Кругобайкалки дарит покой и умиротворение, говорит фотограф Игорь Бержинский
2. На дне Байкала обнаружено оружие прошлого века
3. Помпа начала XX века
4. Дорога в железный век
5. Станция-посёлок Маритуй
6. "Золотая пряжка" Кругобайкальской железной дороге исполняется 100 лет
7. Кругобайкалка: обратный отсчет
8. В Иркутске вышла книга, посвященная 100-летию Кругобайкальской железной дороги
9. 100 лет Кругобайкальской железной дороге
10. На Байкале установлен единственный в мире подводный телескоп
11. Свидание с Байкалом
12. Кругобайкалка": взгляд через полвека
13. Одно из чудес света
14. Железный тупик
15. Экспедиция «Байкальский следопыт» по Кругобайкальской железной дороге
16. Ловцы невидимого
17. На дне Байкала обнаружен затонувший корабль XVIII-XIX века
18. Находка дайверов заинтересовала прокуратуру
19. Транссиб. Повесть о дороге
20. Ледовая переправа
21.
22. Здание конторы железнодорожных инженеров (1904) в Маритуе.

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


74 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым