baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



Кругобайкалка": взгляд через полвека



Автор предлагаемого путевого очерка кандидат исторических наук Алексей Васильевич Тиваненко свои детство и юность провел на Кругобайкальской железной дороге, прибыв туда на жительство полвека тому назад. На днях он вновь совершил поездку по родным местам и по просьбе редакции поделился своими впечатлениями о происшедших изменениях.

Давно это было. Невероятно, но миновало с той поры полвека. Старинный паровоз с такими же "долгожданными" деревянными вагонами прибыл на станцию Байкал из Иркутска.

Раннее летнее утро. Солнце играло бликами на синих волнах озера-моря. Невероятное обилие воды, какого я никогда ещё не видел! На далеком горизонте морского простора неестественно белели снежные гольцы неведомого горного хребта, названного вагонными попутчиками Хамар-Дабаном.

После первой ознакомительной поездки вскоре произошел переезд к Байкалу на постоянное место жительства. На "Кругобайкалке" привлекало внимание все, что попадалось на глаза: и само озеро с его неописуемыми красотами, и железная дорога с ее многочисленными тоннелями, мостами, опорными стенками и откосами, и станционные поселки с домами причудливой архитектуры, и, наконец, сами люди с их удивительными судьбами.

Кругобайкальская железная дорога еще активно работала, по двум колеям шли составы поездов, ведомые пыхтящими трудягами-паровозами. Ей не исполнилось и пятидесяти лет, а посему обслуживалась техникой и оборудованием "дореволюционного" времени. Причем зачастую людьми, кто эту самую дорогу и строил. Когда, повзрослев, я прошел всю трассу КБЖД пешком, эти первостроители уже были дедушками и бабушками, но еще могли многое рассказать о былой жизни.

И вот, спустя полвека с первой поры прибытия на "Кругобайкалку", я вновь посетил места своего детства и юности. Пригородный поезд шел не спеша, с длительными остановками, давая возможность обозревать окрестности и разговаривать с людьми. Увиденное еще предстоит осмыслить, но пока хочу отметить главное:

1. КБЖД в целом сохранила своеобразный дух прошлой эпохи. Отрадно, что действуют все инженерные сооружения. К отрицательному моменту я бы отнес перевод её на одноколейный путь и перенос электрической и телефонной линии с откоса на освобожденное полотно. Я понимаю, что этого новшества потребовала современная реальность, но оголенные мосты, череда бетонных столбов и прочие переделки нарушили целостную картину старой дороги. И особенно затруднили обзор удивительно красивых порталов тоннелей.

2. Я немало беспокоился о степени сохранности станционных поселков и полустанков, ибо сорок лет тому назад застал массовую ликвидацию строений. Когда запустили электрифицированную магистраль Иркутск - Слюдянка и отменили главное движение поездов по " Кругобайкалке", сотни людей стали покидать места своего проживания в поисках новой работы. Управление ВСЖД не имело возможности следить за сохранностью своего бесхозного имущества. Поэтому я предполагал, что вместо былой заселенности каждой пади встречу безжизненные территории. Кое-каких полустанков я действительно не увидел, а иные сократили свои границы. Вместе с тем я был приятно поражен, найдя крупные станции в рабочем состоянии: Шарыжалгай, Маритуй, Уланово, порт Байкал. Причем кое-где утраченные строения даже восстановлены по изначальным чертежам, сохранившимся в архивах. Это, безусловно, большой плюс руководству ВСЖД, заботившемуся об охране памятников старины.

3. Двоякое чувство вызвала так называемая "дача Касьянова" близ станции Шарыжалгай. Во-первых, она никак не вписывается в образ "Кругобайкалки" модерновыми строениями и мини-портом. Во-вторых, особенность архитектуры не может не вызывать восхищения разумным облагораживанием извечно диких берегов Байкала. Но, тем не менее, дача и ей подобные имеют право на особый статус при условии, если в будущем экономика района станет переориентироваться на развитие туристической инфраструктуры. Но полагаю, что вместе с тем нужно четко определиться, какие участки "Кругобайкалки" следует сохранить в первозданном историческом виде.

4. Особенно меня интересовали люди, выходящие к пригородному поезду. Конечно, знакомых дедушек и бабушек - первостроителей дороги - среди них давно уже нет. Они навсегда ушли в историю вместе с великим делом, которое осуществили сто лет тому назад. Теперь размеренную жизнь раз в сутки оживляет пригородный поезд с вагоном-лавкой. Тут тебе и новости, и продукты питания. Проводник вагона-лавки Александр Николаевич Киреев очень внимателен к людям. Ведь помимо привычного набора продуктов требуется многое другое. Поэтому Александр Николаевич записывает просьбы жителей и к следующей поездке лично обходит магазины и оптовые базы в поисках требуемого людям отдаленных станционных поселков. Говорит, что летом будет еще хлопотнее, так как число "кругобайкальцев" заметно увеличивается за счет дачников и туристов. Между прочим, Киреев является племянником зам. начальника ВСЖД по ОРСУ А.В. Потапенкова, но никак не "пользуется" этим родством в своей работе, и тем более ничего не знает о таком интересном факте биографии подчиненного его начальство в г. Слюдянке. Отзывчивость А.Н. Киреева к долам и заботам местных жителей уже снискали ответное уважение людей. Лично слышал, как одна из покупательниц вагона-лавки сказала: "Спасибо, что Вы у нас есть!".

5. Наконец, последнее. И полвека тому назад, и пару десятилетий позже мало кто предполагал, что Кругобайкальская железная дорога станет местом паломничества исследователей-историков и туристов. Хотя вскоре после пуска в эксплуатацию ее признали самой "живописной" дорогой мира. Существуют фотографии, на которых запечатлена ознакомительная поездка М.И. Калинина по КБЖД и любование им озером Байкал на фоне тоннеля. Затем приезжали сюда некоторые наркомы СССР и руководство зарубежных государств. Не все знают о том, что по распоряжению И.В. Сталина по КБЖД прошла группа фотографов и засняла все инженерные сооружения и виды Байкала. Со времени пуска в эксплуатацию "господа" и "товарищи" всегда стремились занять места в вагонах-ресторанах, чтобы совместить, так сказать, приятное с полезным, любуясь красотами Байкала. Сегодня следуют на "Кругобайкалку" целые туристические поезда, идут сотни туристических групп и пешим порядком. В дальнейшем наплыв гостей будет только возрастать.

Учитывая особое значение Кругобайкальской ЖД в деле развития местного туризма, хочется пожелать администрации Слюдянского района активнее участвовать в мероприятиях Управления ВСЖД по превращению старинной магистрали в достойный объект привлечения отечественных и иностранных гостей. Тем более что, по существующей краеведческой литературе, создается впечатление о вытеснении с КБЖД слюдянцев иркутянами. Но в бюджете района большие деньги на развитие туризма вряд ли найдутся. Единственный выход видится в привлечении инвесторов. А это сделать непросто, если нет уже умения заинтересовать людей со стороны, и тем более - иностранных бизнесменов. Год назад мэр В.И. Сайков подписал мою докладную записку о создании туристско-делового справочника "Южное Прибайкалье", но только районная Дума может утвердить смету расходов. И сделать это следовало бы срочно, так как в 2005 году наступает 75-летний юбилей Слюдянского района.

А если говорить о туризме серьезно, то в будущем отдельного описания требует и Кругобайкальская железная дорога как едва ли не самый привлекательный туристический маршрут района. Иркутяне кое-что в этом отношении делают, но где местные авторы? И разве правильно оказалось учреждение Музея КБЖД в г. Иркутске в отрыве от уникальных инженерных объектов на берегах Байкала?

А. Тиваненко, кандидат исторических наук, доцент

29.03.2005

© Новости Иркутской области (zaksobr Источник
просмотров: 2262
 Форум

Ваше имя: где живете:
       e-mail:           www:


Введите код:




 Другие статьи
Здание конторы железнодорожных инженеров (1904) в Маритуе.

Это фотографии с круго-байкальской железной дороги, построенной в 1904-5 году и бывшей когда-то частью Транс-Сибирской железной дороги. Данный участок проходит от ст. Слюдянка до ст. Порт-Байкал. Дальше...



Дальше...


Ледовая переправа

Ранним апрельским утром 1904 года маленький поезд, украшенный флагами, вышел со станции Култук и, немного покачиваясь, отправился по направлению к Мурино. За паровозом были только один товарный вагон и платформа, заполненная публикой. Часом позже от станции Танхой отошёл паровоз без флагов, но с прекрасным вагоном, в котором расположились чины высшей администрации Сибирской и Кругобайкальской железных дорог. На станции Мурино поезда встретились. Дальше...


Транссиб. Повесть о дороге

Транссиб на перевале двух веков — это не просто рельсовая дорога через весь огромный сибирский материк, который в XIX веке знали почти так же мало, как в XVII-м и XVIII-м, но это еще и дорога из столетия в столетие. Только с прокладкой этой дороги, только с “прошивом” Сибири из конца в конец она была наконец-то подтянута к европейской части России накрепко, в одно целое. И только зацепившись этим “арканом” за причальный бок нового столетия, Россия могла чувствовать себя в нем уверенно, и даже обрушившиеся на нее в первые два десятилетия XX века потрясения не столкнули ее в могильную яму, и еще через полтора-два десятилетия она снова встала в строй великих держав Дальше...


Находка дайверов заинтересовала прокуратуру

Правоохранительные органы Иркутской области подключатся к разбирательству ситуации вокруг крушения затонувшего более ста лет назад старинного корабля, если подтвердится информация об обнаружении останков людей. Деревянный корабль, который, по мнению историков, был собран в конце 18 – начале 19 веков, обнаружили иркутские дайверы в южной части Байкала на глубине около 30 метров. Рядом с кораблём аквалангисты нашли останки, предположительно, принадлежащие людям. Дальше...


На дне Байкала обнаружен затонувший корабль XVIII-XIX века

На Байкале найден затонувший старинный парусник. Его обнаружили иркутские дайверы на 35-метровой глубине. Историки уже назвали находку уникальной. Дальше...


Ловцы невидимого

Лучшее место для изучения ядер галактик, квазаров, сверхновых звёзд и других сверхмощных источников энергии Вселенной — глубины Байкала, уверены учёные Иркутского госуниверситета. На 106 км Кругобайкалки на глубинах в 1,3 км работает Байкальский нейтринный телескоп — одна из двух уникальных планетарных установок для «отлова» нейтрино. В июле ИГУ выиграл грант федеральной целевой программы приоритетных научных исследований до 2012 года под Байкальский нейтринный проект. В течение двух лет на модернизацию телескопа будет направлено 1,4 млн. рублей из федерального бюджета и не менее 40 тыс. евро — из бюджетов иностранных научных центров Дальше...


Экспедиция «Байкальский следопыт» по Кругобайкальской железной дороге

об экспедиции «Байкальский следопыт» по Кругобайкальской железной дороге 22 июля – 2 августа Дальше...


Железный тупик

литературе и кино есть немало сюжетов, где люди через некие сказочные врата попадают из одного мира в другой. Взять, к примеру, Гарри Поттера, который проходил сквозь стенку на обычном ж/д вокзале и вдруг оказывался на перроне волшебной станции, откуда уходил поезд в заколдованную страну. А ведь точно такая станция есть у нас под боком — это Слюдянка. Вроде бы, одна из обычных крупных станций Транссиба, коих от Челябинска до Владивостока десятки. Как и подобает, скованная паутиной 35-киловольтных контактных проводов, с которых питаются современные тысячесильные локомотивы, с ритмичным грохотом проносящие километровые поезда дальнего следования. Но пассажирский вокзал архитектурно совсем не похож на современный. Построенный из чистого мрамора(!) еще в начале прошлого века, он скорее выглядит резиденцией байкальских магов и чародеев, но никак не ж/д вокзалом. И на его перроне действительно иногда появляется загадочный поезд, который увозит не в Иркутск и дальше на запад, не в Улан-Удэ и дальше на восток, а... Дальше...


Одно из чудес света

Ровно сто лет назад, 16 октября 1905 года, была сдана в постоянную эксплуатацию Кругобайкальская железная дорога, признанная современниками одним из чудес света. Стоящие на пути строителей непреступные скалы, головокружительные обрывы с камнепадами и бурными потоками были преодолены за счет уникальных сооружений, возведенных благодаря выдающимся достижениям русской инженерной мысли. Дальше...



Свидание с Байкалом

В моей жизни Байкал занимает особое место. В тридцатые годы на Байкале жили и работали родители. Отец проводил гидрографические изыскания на Селенге и Баргузине, строил причалы в порту Байкал и в бухте Харгино. Мать работала в больнице водников. Родители впервые и открыли мне Байкал. Дальше...


На Байкале установлен единственный в мире подводный телескоп

Тайны "темной материи" и "черных дыр" российские ученые намерены узнать с помощью единственного в мире подводного нейтринного телескопа, который находится в глубинах Байкала. Только этот прибор способен регистрировать мельчайшие частицы материи, хранящие информацию о неизвестных нам галактиках Дальше...


100 лет Кругобайкальской железной дороге

Юбилей Кругобайкальской железной дороги. 100 лет назад по ней началось рабочее движение поездов. Именно к этой дате приурочили две выставки, которые открылись сегодня в помещении вокзала детской железной дороги на острове Юность. Дальше...


В Иркутске вышла книга, посвященная 100-летию Кругобайкальской железной дороги

21 октября в здании Восточно-Сибирской детской железной дороги (ДЖД) состоялась презентация книги «Дорога длиною в век» Александра Хобты. Она посвящена 100-летию со дня открытия движения на Кругобайкальской железной дороге (КБЖД). По словам ее автора, геолога Александра Хобты, при написании книги использовались исследования КБЖД за 20 лет Дальше...


Кругобайкалка: обратный отсчет

Если взять карту, и начать мысленное путешествие по Кругобайкальской железной дороге, можно увидеть, как удивительно и причудливо сплетаются русские названия и названия коренных народов. Как иногда почти невозможно определить – кто дал название мысу или распадку – бурят, якут, эвенк, русский? Все на этой дороге неправильно – даже отчет километров обратный современному. Рельсы в некоторых местах проложены мимо построенных для них туннелей Дальше...


"Золотая пряжка" Кругобайкальской железной дороге исполняется 100 лет

Кругобайкалка проходит вдоль Западного побережья Байкала. Она лежит огромной подковой длиной в 308 верст между истоком Ангары и станцией Мысовая. Сегодня эта тупиковая ветка Транссибирской железнодорожной магистрали от станции Байкал до станции Култук -- место паломничества туристов. Дальше...


Станция-посёлок Маритуй

Станция Маритуй и посёлок при ней были образованы и сформировались, в основном, в 1902-1908 гг при строительстве 1 пути Кругобайкальского участка Сибирской железной дороги. Свое название железнодорожная станция получила благодаря реке Маритуй, так как по особому распоряжении при строительстве Сибирской железной дороги предлагалось давать названия станциям по названию рек или других географических ориентиров (долин, возвышенностей, мысов и т.д.) данной местности. Дальше...


Дорога в железный век

1898 год в Иркутске завершался на цирковой манер: в декабре заезжий гастролёр приглашал посмотреть панораму, затем демонстрировал нумизматическую коллекцию, под занавес же предложил посмотреть дрессированных крыс.

Две из них, по общему признанию, «выказывали неподдельное дарование», и о них говорили едва ли не с умилением. Но всё меркло перед главным событием года — прибытием в Иркутск первого поезда. Дальше...


Помпа начала XX века

Дно Байкала - настоящий клад для исследователей. В этом в очередной раз убедились спасатели МЧС. Когда на базе Байкальского отряда в Николе проходили учения водолазов со всей Сибири, показательные погружения решили совместить с исследованиями дна водоема у Кругобайкальской железной дороги. Дальше...


На дне Байкала обнаружено оружие прошлого века

Целый арсенал поднят сегодня со дна Байкала: фрагменты осколочных гранат и гильзы времен гражданской войны. О боеприпасах в озере рядом с Кругобайкальской железной дорогой в природоохранные органы сообщили водолазы-любители Дальше...



Природа старой Кругобайкалки дарит покой и умиротворение, говорит фотограф Игорь Бержинский

Полуразрушенные тоннели и неповторимая природа Кругобайкальской железной дороги. "Поклонение духу местности" - так называется экспозиция из 35 новых работ фотографа Игоря Бержинского. Дальше...




 Поиск Google  

 
Web baikalarea.ru
 Разделы  

Байкальский край
Кругобайкалка
ледокол Ангара и паром Байкал
История
Фотогалерея
Километры
Пресса
Байки
SOS

 Кругобайкалка 22 

1. Природа старой Кругобайкалки дарит покой и умиротворение, говорит фотограф Игорь Бержинский
2. На дне Байкала обнаружено оружие прошлого века
3. Помпа начала XX века
4. Дорога в железный век
5. Станция-посёлок Маритуй
6. "Золотая пряжка" Кругобайкальской железной дороге исполняется 100 лет
7. Кругобайкалка: обратный отсчет
8. В Иркутске вышла книга, посвященная 100-летию Кругобайкальской железной дороги
9. 100 лет Кругобайкальской железной дороге
10. На Байкале установлен единственный в мире подводный телескоп
11. Свидание с Байкалом
12. Кругобайкалка": взгляд через полвека
13. Одно из чудес света
14. Железный тупик
15. Экспедиция «Байкальский следопыт» по Кругобайкальской железной дороге
16. Ловцы невидимого
17. На дне Байкала обнаружен затонувший корабль XVIII-XIX века
18. Находка дайверов заинтересовала прокуратуру
19. Транссиб. Повесть о дороге
20. Ледовая переправа
21.
22. Здание конторы железнодорожных инженеров (1904) в Маритуе.

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


66 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым