baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



Дорога в железный век



1898 год в Иркутске завершался на цирковой манер: в декабре заезжий гастролёр приглашал посмотреть панораму, затем демонстрировал нумизматическую коллекцию, под занавес же предложил посмотреть дрессированных крыс.

Две из них, по общему признанию, «выказывали неподдельное дарование», и о них говорили едва ли не с умилением. Но всё меркло перед главным событием года — прибытием в Иркутск первого поезда.

Местная газета передала общее ощущение, начав репортаж с вокзала лаконичным «Свершилось!» В самом деле: явлен был результат многолетних стараний и тревог.

К 1894 году, когда в устье Ушаковки начали проводиться инженерные изыскания, а напротив Знаменского монастыря измерялась глубина Ангары, все вокруг только и говорили, что о железнодорожном понтоне. Слухи подогревало прибытие в Иркутск 5 тыс. рабочих — обыватели с опаской передавали друг другу, что скоро доставят и каторжных, числом не менее 2000. Власти успокаивали, как могли, но вопрос о строителях не только оставался, но и обострялся время от времени. В самый день закладки железнодорожного вокзала не обошлось без происшествия: двое рабочих вступили в драку с городовым. Полицейский два раза выстрелил в воздух и, отступая, попал в творильную яму с известью. Выбраться из ямы ему уже не удалось: забросали камнями и до смерти забили стегами.

Скромное обаяние паровозного гудка

Простой, на первый взгляд, вопрос, где же именно быть вокзалу, вызывал ожесточённые споры обывателей. Одни божились, что линия пройдёт по Амурской улице, а сам вокзал построят на Петрушиной горе. Другие твёрдо стояли на том, что бросят ветку по берегу Ушаковки, так что и вокзал будет в Знаменском предместье или, на крайний случай, в Ремесленной слободе.

Заезжие инженеры Н.П.Меженинов, В.Д.Лота и М.Ф.Третьяков на заседаниях думы доказывали, что лучшим местом для постройки железнодорожной станции будет площадка на левой стороне Иркута, а понтонный железнодорожный мост надо строить за Московскими воротами, откуда и проложить рельсы в Лиственничное. Дума возражала, резонно ссылаясь на разливы Иркута. И вообще усиленно хлопотала об устройстве вокзала как можно ближе к центру города. Что было удобно во всех отношениях, но особенно важно купцам, составлявшим думское большинство.

Городские власти хорошо понимали, что всё решает Петербург — там и хлопотали главным образом. Время от времени из столицы наезжали комиссии, и чем дальше, тем более importent persons возглавляли их. Наконец, в июле 1895 года прибыл товарищ министра путей сообщения господин Петров. На обеде в его честь гость заметил, что ходатайство города «будет принято во внимание», но заметил не очень твёрдо. И министру Хилкову, как видно, недостаточно чётко доложил, потому что месяца полтора спустя пожаловал в Иркутск и сам министр.

Встречали его хлебом-солью на серебряном блюде с надписью: «Иркутское городское общество его сиятельству Михаилу Ивановичу князю Хилкову». Снова убеждали, снова-таки возлагали надежды. Но миновало полгода — и опять начались совещания по выбору места для вокзала, на этот раз с начальником строительства Средне-Сибирской железной дороги Межениновым. И наконец-то окончательно определились: большой вокзал строить в Глазково, а малый, с товарной станцией и паровозными мастерскими, — близ скита Вознесенского монастыря.

27 июля 1898 года к скиту прибыл первый поезд. «До Иркутска долетают свистки паровоза!» — торжествовала одна из местных газет. А к 4 августа до Иркутска дотянулись и рельсы. «В 6 1/2 вечера», — счёл нужным уточнить летописец.

Кто-то выиграл, а кто-то проиграл...

В ноябре 1898 года, впервые за всю историю, караван с золотом был отправлен из Иркутска не на лошадях, а поездом. И прибыл на Монетный двор в Петербурге на шестнадцатый день, в то время как прежде дорога отнимала два месяца.

Вслед за «золотыми вагонами» последовали и «чайные», а среди обычных пассажиров замелькали важные персоны. Герцог Абруцкий, сын итальянского принца Виктора Эммануила, счёл возможным прокатиться за Байкал. Как бы просто, инкогнито, хотя встречен был на иркутском вокзале губернатором и принят как важный гость.

Сыну наследного принца, можно сказать, повезло, ведь за всё его путешествие не было ни одного происшествия, а вот управляющий ведомством попечительских учреждений императрицы Марии граф Протасов-Бахметев не рассчитал: поезд, на котором он ехал, потерпел крушение, один человек погиб, трое ранены.

А три месяца спустя «чайный поезд» столкнулся на станции Тельма с поездом, вёзшим новобранцев; оба паровоза — вдребезги, пять вагонов с чаями — всмятку, и только вагоны со спавшими новобранцами, оторвавшись от паровоза, не пострадали.

Вообще же статистика беспощадно показывала, что и жители прижелезнодорожных деревень (они же и обходчики, путевые сторожа и пр.), и их домашний скот оказались не готовыми к жизни «на железке», требовавшей куда большей осторожности, чем прежде. В августе 1901 года появилась инструкция Министерства путей сообщения: «Сидение или лежание для отдохновения на полотне дороги и перебегание через пути перед самым идущим поездом безусловно воспрещается».

Прокладка железной дороги очень по-разному сказалась на предпринимателях: к примеру, красноярские виноторговцы выиграли, а иркутские проиграли, потому что красноярский спирт, стоящий 1 рубль за ведро, встал на колёса и скоро потеснил иркутский, продававшийся вдвое дороже.

Трое тихих американцев из Чикаго

С прокладкой железной дороги сам ритм жизни стремительно изменился, всё как будто тронулось и устремилось куда-то, одержимое страстью движения. И трёх лет ещё не прошло с момента прихода к нам первого поезда, а вокзал казался уже слишком мал, летом отъезжающие располагались на ночлег прямо на привокзальной площади. Корреспондент «Иркутских губернских ведомостей», собравшийся съездить куда-то, обнаружил, что в кассу стоит огромная очередь, в зале накурено, одна уборная первого класса оккупирована офицером с ребёнком и нянькой, а другая — семьёй вокзального буфетчика.

Рубрика «Местные новости» газеты «Иркутские губернские ведомости» всё более наполняется железнодорожными хрониками. Живописуются лопнувшие рельсы, снежные заносы, сход вагонов при манёврах; сообщается о недостатке пара, как одной из причин опоздания поездов, язвительно замечается, что даже поезд с начальником Забайкальской железной дороги не смог прийти по расписанию. А в полицейских сводках всё чаще мелькают сообщения о пропаже больших грузов — встав на рельсы, и преступники стали действовать с большим размахом.

За досадными фактами и обидными недоразумениями вольно или невольно забывалось об огромном значении Транссиба. Взгляд иностранцев был куда более дистанцированным и, естественно, более объективным. Задолго до прихода в Иркутск первого поезда, в январе 1896 года, город посетили трое американцев из Чикагского железнодорожного музея, тщательно собиравшие любые экспонаты, связанные со строительством. Спохватившись, и Комитет по строительству Сибирской железной дороги в августе 1898-го нанял доктора Пясецкого, художника и путешественника, снимать железнодорожные виды. При этом комитет отвёл для Пясецкого целых два вагона.

С возвратом через 49 лет

С приходом железной дороги шанс поправить семейный бюджет получили 13 мелких домовладельцев в Глазково, чьи строения стояли на месте, выбранном под вокзал. Сговорившись, домовладельцы заломили непомерные цены, но оценочная комиссия, возглавленная городским головой, не стесняясь, урезала их аппетиты.

Приближение первого поезда побудило задуматься о постройке в Иркутске конно-железной дороги. 7 августа 1896 года инженер Кривцов подал в городскую управу заявку на постройку конки с набережной Ангары по Дёгтевской — Ивановской — Большой — Якутской* до Артиллерийского склада. А также с перекрёстка Ивановской и Семинарской через Большую на Пестеревскую к Арсенальской, а оттуда — на Преображенскую**, до кадетского корпуса. При этом Кривцов хотел взять дорогу в концессию на 49 лет.

Пока в думе дискутировали предложение инженера, один из предпринимателей взял да и построил «железную дорогу» на главной, Тихвинской площади***. Она могла бы стать неплохим развлечением на наступающей Пасхальной неделе, но на фоне Транссиба эта крошечная дорога показалась совсем уж игрушечной — и кататься никто не стал. Предприниматель понёс убытки, но что поделаешь: у железной дороги и «аргументы» железные.

Автор благодарит за предоставленный материал сотрудников отделов историко-культурного наследия, краеведческой литературы и библиографии областной библиотеки имени Молчанова-Сибирского.

* По Российской — Пролетарской — К.Маркса — Рабочего штаба

** С перекрёстка Пролетарской и Польских повстанцев через К. Маркса на Урицкого к Дзержинского, а оттуда — на Тимирязева

*** Сквер имени Кирова

Валентина Рекунова

22.02.2008

Восточно-Сибирская правда
просмотров: 1698
 Форум

Ваше имя: где живете:
       e-mail:           www:


Введите код:




 Другие статьи
Здание конторы железнодорожных инженеров (1904) в Маритуе.

Это фотографии с круго-байкальской железной дороги, построенной в 1904-5 году и бывшей когда-то частью Транс-Сибирской железной дороги. Данный участок проходит от ст. Слюдянка до ст. Порт-Байкал. Дальше...



Дальше...


Ледовая переправа

Ранним апрельским утром 1904 года маленький поезд, украшенный флагами, вышел со станции Култук и, немного покачиваясь, отправился по направлению к Мурино. За паровозом были только один товарный вагон и платформа, заполненная публикой. Часом позже от станции Танхой отошёл паровоз без флагов, но с прекрасным вагоном, в котором расположились чины высшей администрации Сибирской и Кругобайкальской железных дорог. На станции Мурино поезда встретились. Дальше...


Транссиб. Повесть о дороге

Транссиб на перевале двух веков — это не просто рельсовая дорога через весь огромный сибирский материк, который в XIX веке знали почти так же мало, как в XVII-м и XVIII-м, но это еще и дорога из столетия в столетие. Только с прокладкой этой дороги, только с “прошивом” Сибири из конца в конец она была наконец-то подтянута к европейской части России накрепко, в одно целое. И только зацепившись этим “арканом” за причальный бок нового столетия, Россия могла чувствовать себя в нем уверенно, и даже обрушившиеся на нее в первые два десятилетия XX века потрясения не столкнули ее в могильную яму, и еще через полтора-два десятилетия она снова встала в строй великих держав Дальше...


Находка дайверов заинтересовала прокуратуру

Правоохранительные органы Иркутской области подключатся к разбирательству ситуации вокруг крушения затонувшего более ста лет назад старинного корабля, если подтвердится информация об обнаружении останков людей. Деревянный корабль, который, по мнению историков, был собран в конце 18 – начале 19 веков, обнаружили иркутские дайверы в южной части Байкала на глубине около 30 метров. Рядом с кораблём аквалангисты нашли останки, предположительно, принадлежащие людям. Дальше...


На дне Байкала обнаружен затонувший корабль XVIII-XIX века

На Байкале найден затонувший старинный парусник. Его обнаружили иркутские дайверы на 35-метровой глубине. Историки уже назвали находку уникальной. Дальше...


Ловцы невидимого

Лучшее место для изучения ядер галактик, квазаров, сверхновых звёзд и других сверхмощных источников энергии Вселенной — глубины Байкала, уверены учёные Иркутского госуниверситета. На 106 км Кругобайкалки на глубинах в 1,3 км работает Байкальский нейтринный телескоп — одна из двух уникальных планетарных установок для «отлова» нейтрино. В июле ИГУ выиграл грант федеральной целевой программы приоритетных научных исследований до 2012 года под Байкальский нейтринный проект. В течение двух лет на модернизацию телескопа будет направлено 1,4 млн. рублей из федерального бюджета и не менее 40 тыс. евро — из бюджетов иностранных научных центров Дальше...


Экспедиция «Байкальский следопыт» по Кругобайкальской железной дороге

об экспедиции «Байкальский следопыт» по Кругобайкальской железной дороге 22 июля – 2 августа Дальше...


Железный тупик

литературе и кино есть немало сюжетов, где люди через некие сказочные врата попадают из одного мира в другой. Взять, к примеру, Гарри Поттера, который проходил сквозь стенку на обычном ж/д вокзале и вдруг оказывался на перроне волшебной станции, откуда уходил поезд в заколдованную страну. А ведь точно такая станция есть у нас под боком — это Слюдянка. Вроде бы, одна из обычных крупных станций Транссиба, коих от Челябинска до Владивостока десятки. Как и подобает, скованная паутиной 35-киловольтных контактных проводов, с которых питаются современные тысячесильные локомотивы, с ритмичным грохотом проносящие километровые поезда дальнего следования. Но пассажирский вокзал архитектурно совсем не похож на современный. Построенный из чистого мрамора(!) еще в начале прошлого века, он скорее выглядит резиденцией байкальских магов и чародеев, но никак не ж/д вокзалом. И на его перроне действительно иногда появляется загадочный поезд, который увозит не в Иркутск и дальше на запад, не в Улан-Удэ и дальше на восток, а... Дальше...


Одно из чудес света

Ровно сто лет назад, 16 октября 1905 года, была сдана в постоянную эксплуатацию Кругобайкальская железная дорога, признанная современниками одним из чудес света. Стоящие на пути строителей непреступные скалы, головокружительные обрывы с камнепадами и бурными потоками были преодолены за счет уникальных сооружений, возведенных благодаря выдающимся достижениям русской инженерной мысли. Дальше...



Кругобайкалка": взгляд через полвека

Автор предлагаемого путевого очерка кандидат исторических наук Алексей Васильевич Тиваненко свои детство и юность провел на Кругобайкальской железной дороге, прибыв туда на жительство полвека тому назад. На днях он вновь совершил поездку по родным местам и по просьбе редакции поделился своими впечатлениями о происшедших изменениях. Дальше...


Свидание с Байкалом

В моей жизни Байкал занимает особое место. В тридцатые годы на Байкале жили и работали родители. Отец проводил гидрографические изыскания на Селенге и Баргузине, строил причалы в порту Байкал и в бухте Харгино. Мать работала в больнице водников. Родители впервые и открыли мне Байкал. Дальше...


На Байкале установлен единственный в мире подводный телескоп

Тайны "темной материи" и "черных дыр" российские ученые намерены узнать с помощью единственного в мире подводного нейтринного телескопа, который находится в глубинах Байкала. Только этот прибор способен регистрировать мельчайшие частицы материи, хранящие информацию о неизвестных нам галактиках Дальше...


100 лет Кругобайкальской железной дороге

Юбилей Кругобайкальской железной дороги. 100 лет назад по ней началось рабочее движение поездов. Именно к этой дате приурочили две выставки, которые открылись сегодня в помещении вокзала детской железной дороги на острове Юность. Дальше...


В Иркутске вышла книга, посвященная 100-летию Кругобайкальской железной дороги

21 октября в здании Восточно-Сибирской детской железной дороги (ДЖД) состоялась презентация книги «Дорога длиною в век» Александра Хобты. Она посвящена 100-летию со дня открытия движения на Кругобайкальской железной дороге (КБЖД). По словам ее автора, геолога Александра Хобты, при написании книги использовались исследования КБЖД за 20 лет Дальше...


Кругобайкалка: обратный отсчет

Если взять карту, и начать мысленное путешествие по Кругобайкальской железной дороге, можно увидеть, как удивительно и причудливо сплетаются русские названия и названия коренных народов. Как иногда почти невозможно определить – кто дал название мысу или распадку – бурят, якут, эвенк, русский? Все на этой дороге неправильно – даже отчет километров обратный современному. Рельсы в некоторых местах проложены мимо построенных для них туннелей Дальше...


"Золотая пряжка" Кругобайкальской железной дороге исполняется 100 лет

Кругобайкалка проходит вдоль Западного побережья Байкала. Она лежит огромной подковой длиной в 308 верст между истоком Ангары и станцией Мысовая. Сегодня эта тупиковая ветка Транссибирской железнодорожной магистрали от станции Байкал до станции Култук -- место паломничества туристов. Дальше...


Станция-посёлок Маритуй

Станция Маритуй и посёлок при ней были образованы и сформировались, в основном, в 1902-1908 гг при строительстве 1 пути Кругобайкальского участка Сибирской железной дороги. Свое название железнодорожная станция получила благодаря реке Маритуй, так как по особому распоряжении при строительстве Сибирской железной дороги предлагалось давать названия станциям по названию рек или других географических ориентиров (долин, возвышенностей, мысов и т.д.) данной местности. Дальше...


Помпа начала XX века

Дно Байкала - настоящий клад для исследователей. В этом в очередной раз убедились спасатели МЧС. Когда на базе Байкальского отряда в Николе проходили учения водолазов со всей Сибири, показательные погружения решили совместить с исследованиями дна водоема у Кругобайкальской железной дороги. Дальше...


На дне Байкала обнаружено оружие прошлого века

Целый арсенал поднят сегодня со дна Байкала: фрагменты осколочных гранат и гильзы времен гражданской войны. О боеприпасах в озере рядом с Кругобайкальской железной дорогой в природоохранные органы сообщили водолазы-любители Дальше...



Природа старой Кругобайкалки дарит покой и умиротворение, говорит фотограф Игорь Бержинский

Полуразрушенные тоннели и неповторимая природа Кругобайкальской железной дороги. "Поклонение духу местности" - так называется экспозиция из 35 новых работ фотографа Игоря Бержинского. Дальше...




 Поиск Google  

 
Web baikalarea.ru
 Разделы  

Байкальский край
Кругобайкалка
ледокол Ангара и паром Байкал
История
Фотогалерея
Километры
Пресса
Байки
SOS

 Кругобайкалка 22 

1. Природа старой Кругобайкалки дарит покой и умиротворение, говорит фотограф Игорь Бержинский
2. На дне Байкала обнаружено оружие прошлого века
3. Помпа начала XX века
4. Дорога в железный век
5. Станция-посёлок Маритуй
6. "Золотая пряжка" Кругобайкальской железной дороге исполняется 100 лет
7. Кругобайкалка: обратный отсчет
8. В Иркутске вышла книга, посвященная 100-летию Кругобайкальской железной дороги
9. 100 лет Кругобайкальской железной дороге
10. На Байкале установлен единственный в мире подводный телескоп
11. Свидание с Байкалом
12. Кругобайкалка": взгляд через полвека
13. Одно из чудес света
14. Железный тупик
15. Экспедиция «Байкальский следопыт» по Кругобайкальской железной дороге
16. Ловцы невидимого
17. На дне Байкала обнаружен затонувший корабль XVIII-XIX века
18. Находка дайверов заинтересовала прокуратуру
19. Транссиб. Повесть о дороге
20. Ледовая переправа
21.
22. Здание конторы железнодорожных инженеров (1904) в Маритуе.

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


558 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым