baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



Свидание с Байкалом



Ю. Богородский

В моей жизни Байкал занимает особое место. В тридцатые годы на Байкале жили и работали родители. Отец проводил гидрографические изыскания на Селенге и Баргузине, строил причалы в порту Байкал и в бухте Харгино. Мать работала в больнице водников. Родители впервые и открыли мне Байкал.

Запомнилась самая первая поездка. Давно это было. Тогда еще могучий поток Ангары не был остановлен плотиной, и судов современных тоже не было. Плыли на допотопном колесном пароходике. Пыхтя машиной и шлепая плицами, он медленно продвигался против мощного стремительного течения. Тянулись назад лесистые берега, облитые золотым светом закатного солнца, так же неторопливо проплывали острова. По левому берегу Ангары в те поры проходила железная дорога, по ней, обгоняя медлительный пароход, пробегали поезда. Паровозы тянули вереницы вагонов и длинный шлейф дыма. Иногда составы ныряли в черные дыры тоннелей, выныривали из них по другую сторону мыса и, громко гудя, убегали дальше к Байкалу. Гулкое эхо разносило дробный перестук колес.

А мы шлепали до Байкала всю ночь. И только с рассветом впереди словно распахнулись широкие ворота, из которых изливались Ангара и яркий поток солнечного света. Там, за этими воротами, открылся Байкал. Ослепительная водная гладь, казалось, простиралась до неба. Горизонт был высоким, будто впереди не водная равнина, а водяная гора. Незабываемая картина! А какой аромат! Непередаваемый аромат большой чистой воды. Нигде больше я не ощущал подобного запаха. Так благоухает, вероятно, только Байкал.

Прошли годы. Встречи с Байкалом стали частыми, почти регулярными. В студенчестве — практики в Котах и Кедрино. После — в течение ряда лет работа в дельте Селенги. Еще позже — многочисленные поездки в разные места на западном побережье от Култука до Сармы. Посещение Байкала стало своеобразным ритуалом. Свидание с ним придавало особый смысл, некую завершенность прожитому году. Все это я говорю для того, чтобы показать свое пристрастное отношение к Байкалу.

Но течение жизни прихотливо. Так уж получилось, что последний десяток лет нам не удавалось попасть на Байкал. Ежегодно давали себе торжественное обещание непременно сделать это в следующем году. Но... Пролетал год, короче становилась жизнь, а свидание вновь откладывалось. Мы вдруг почувствовали, что кажущиеся неотложными дела, мелочные заботы могут без остатка поглотить оставшийся кусочек жизни. Стало тревожно и грустно, и хотя, как и прежде, дел было невпроворот, мы все бросили и отправились на свидание с Байкалом, на свидание с лучшей порой прошедшей жизни...

Одно из наиболее доступных мест — Кругобайкальская железная дорога. Раньше бывали здесь неоднократно, раза три или четыре проходили ее всю от порта Байкал до Култука. Поэтому особенно интересно было увидеть изменения, происшедшие за десятилетие.

Теперь здесь территория Прибайкальского национального парка. В Старой Ангасолке об этом извещала особая вывеска. Здесь же было объявление о том, что с каждого посетителя за сутки пребывания взимается восемь рублей. Пояснялось, на какие нужды предназначаются деньги: на расчистку туристических троп, на обеспечение топливом, на уборку мусора. Стало быть, подумали мы, есть хозяйский догляд. Это хорошо. Никто, правда, денег с нас не потребовал. Не буду кривить душой: нас это не огорчило, а даже совсем наоборот. В то же время бесплатность, а также отсутствие каких-либо официальных представителей парка, насторожили: так ли все ладно, как в объявлении прописано?

Увы, увы! Все значительно хуже, чем в прежние времена. Тогда на берегу было много плавника — дармового топлива. Теперь туристы все подчистили и принялись рубить шпалы. Это преступное безобразие, но что, скажите, делать бедному туристу? Он и сам понимает, что творит неладное, потому и рубит от каждой шпалы понемногу. Беда только, что туристов тьма... Мусор, разумеется, не убирается. Целые залежи его накопились под кустами, в ямах. Туристы стараются спрятать его, чтобы в глаза не очень бросался. А были бы мусорные контейнеры, хоть по одному на пять километров, люди, глядишь, отходы туда бы несли.

На всех мало-мальски годных для устройства табора площадках почва голая, растительность вытоптана напрочь. И плешины эти со следами кострищ тянутся вдоль железнодорожного полотна нескончаемой цепочкой. А когда-то здесь было буйное разнотравье, — местные жители сено заготавливали. Скалы испещрены «автографами» почитателей Байкала. Грамотеев, желавших оставить свое имя в памяти грядущих поколений, и прежде хватало. Но сейчас «писаницы» тянутся нескончаемо...

С 1986 г. существует Прибайкальский национальный парк, но он так и не сумел стать настоящим рачительным хозяином как по отношению к Байкалу, так и к людям, посещающим его берега. И сейчас, как прежде, валом валят туристы на Байкал. Все многочисленнее становятся их толпы. Я никого не хочу обидеть словом «толпа». Но как, скажите, назвать большую массу людей, до которых никому нет дела? Которых никто не организует, не просвещает, об элементарных нуждах которых никто не заботится? При таком отношении даже вполне приличные люди неизбежно превращаются в толпу.

Помнится, еще в 1984 г. на страницах «Восточно-Сибирокой правды» поднималась проблема сохранения Кругобайкальской железной дороги. Тогда и моя небольшая заметка на эту тему была опубликована. Шестнадцать лет прошло, много воды утекло из Байкала, однако проблема не только осталась, но стала, на мой взгляд, еще острее, поскольку деградация побережья все усиливается. Что ж нам, и дальше наблюдать, как хиреет красивейший уголок Байкала? Неужели нельзя с умом распорядиться этим достоянием?

Участок железной дороги от порта Байкал до Култука — уникальное инженерное сооружение, равного которому нигде в мире нет. Многие ли знают, как создавалось это чудо инженерной мысли? Но не только железной дорогой замечателен этот участок побережья. Именно здесь были сделаны первые шаги в глубоком систематическом изучении самого озера. В конце 60-х гг. позапрошлого столетия в Култуке жили и исследовали Байкал ссыльные польские ученые Б. И. Дыбовский и В. А. Годлевский. Благодаря их трудам было опровергнуто ошибочное представление о крайней бедности фауны вод Байкала. Кстати сказать, мнение о заурядности Байкала — следствие заблуждения другого известного и авторитетного ученого Г. И. Радде. Без преувеличения, польские ученые «открыли» Байкал, установив своеобразие его животного и растительного мира. В другом населенном пункте, в Маритуе, в 1920-х гг. базировалась Лимнологическая станция Академии наук, впоследствии переведенная в Лиственничное и давшая начало Лимнологическому институту. Исследовательская работа станции неразрывно связана с деятельностью замечательного ученого-байкаловеда Г. Ю. Верещагина. Где все это, и еще много чего любопытного, может узнать турист? Да нигде! Так почему бы не создать здесь Музей Байкала?

В падях Хабартуй и Шабартуй сохранились здания дизельных электростанций, построенных в середине 1930-х гг. Здания большие, построены прочно, стены из дикого камня сложены. Отремонтировать их не так уж сложно. И пожалуйста, используй их в качестве баз отдыха, либо развертывай в них музейные экспозиции.

В Старой Ангасолке есть несколько пустующих домов, принадлежащих железной дороге. Почему бы национальному парку не договориться с Управлением дороги о совместном использовании имеющихся сооружений с пользой для туристов, Байкала и с выгодой для себя? Совместно можно организовать и экскурсионный поезд с профессиональным гидом. Но, видно, это дело или не по плечу национальному парку, или не входит в круг его интересов. Ну что ж, пока парк раскачается, дед Николай Ясюкевич из порта Байкал будет катать иностранцев на своей дрезине и рассказывать им о местных достопримечательностях. Вот что значит инициатива! Опять же, какой-никакой прибыток старику...

Туристов никто не инструктирует, никто регулярно не инспектирует их стоянки на побережье, никто не очищает берег от мусора. Некому? У национального парка нет для этого людей? Думаю, у руководства парка прежде всего нет желания заниматься этим. Было бы желание, можно привлечь студентов-биологов иркутских вузов: госуниверситета, педуниверситета, сельхозакадемии — целая армия волонтеров. И парку помощь, и студентам великолепная природоохранная практика. Мне рассказывали, что с подобной инициативой в дирекцию парка обращался профессор педуниверситета C. B. Пыжьянoв. Что, вы думаете, он услышал на свое предложение? «На какие ухищрения не идут люди, чтобы бесплатно попасть на Байкал!» Вот так! Может, дирекция парка уже приватизировала Байкал, а мы про то и не ведаем? Может, на родной земле мы теперь посторонние?

Могут возразить: задавать вопросы и критиковать легко, а как все организовать, когда нет средств, нет людей? О людях я сказал. Что же касается денег... Никто, разумеется, на блюдечке их не поднесет, искать надо. Совместно с железной дорогой, с туристическими фирмами, с районной администрацией, со спонсорами, наконец, проблемы можно решать. Только подозреваю, что дело не только и не столько в деньгах, сколько в хозяйской хватке тех, кто всем этим обязан заниматься по должности и по долгу. Если не болит душа о Байкале, если нет к людям уважения, — чего уж о деньгах-то толковать!..

Мы спустились к самой воде. Хрустальная волна легонько шлепала о камни. Убегая, вода что-то шептала успокаивающе. С голубого неба лились потоки света. На противоположном берегу озера синела громада Хамар-Дабана. Мы вдыхали удивительный аромат Байкала. Вcе было почти как в детстве... Если бы не знать, что за спиной. Если бы...

Экологический журнал "Волна" № 28 (3) 2001
просмотров: 2019
 Форум

Ваше имя: где живете:
       e-mail:           www:


Введите код:




 Другие статьи
Здание конторы железнодорожных инженеров (1904) в Маритуе.

Это фотографии с круго-байкальской железной дороги, построенной в 1904-5 году и бывшей когда-то частью Транс-Сибирской железной дороги. Данный участок проходит от ст. Слюдянка до ст. Порт-Байкал. Дальше...



Дальше...


Ледовая переправа

Ранним апрельским утром 1904 года маленький поезд, украшенный флагами, вышел со станции Култук и, немного покачиваясь, отправился по направлению к Мурино. За паровозом были только один товарный вагон и платформа, заполненная публикой. Часом позже от станции Танхой отошёл паровоз без флагов, но с прекрасным вагоном, в котором расположились чины высшей администрации Сибирской и Кругобайкальской железных дорог. На станции Мурино поезда встретились. Дальше...


Транссиб. Повесть о дороге

Транссиб на перевале двух веков — это не просто рельсовая дорога через весь огромный сибирский материк, который в XIX веке знали почти так же мало, как в XVII-м и XVIII-м, но это еще и дорога из столетия в столетие. Только с прокладкой этой дороги, только с “прошивом” Сибири из конца в конец она была наконец-то подтянута к европейской части России накрепко, в одно целое. И только зацепившись этим “арканом” за причальный бок нового столетия, Россия могла чувствовать себя в нем уверенно, и даже обрушившиеся на нее в первые два десятилетия XX века потрясения не столкнули ее в могильную яму, и еще через полтора-два десятилетия она снова встала в строй великих держав Дальше...


Находка дайверов заинтересовала прокуратуру

Правоохранительные органы Иркутской области подключатся к разбирательству ситуации вокруг крушения затонувшего более ста лет назад старинного корабля, если подтвердится информация об обнаружении останков людей. Деревянный корабль, который, по мнению историков, был собран в конце 18 – начале 19 веков, обнаружили иркутские дайверы в южной части Байкала на глубине около 30 метров. Рядом с кораблём аквалангисты нашли останки, предположительно, принадлежащие людям. Дальше...


На дне Байкала обнаружен затонувший корабль XVIII-XIX века

На Байкале найден затонувший старинный парусник. Его обнаружили иркутские дайверы на 35-метровой глубине. Историки уже назвали находку уникальной. Дальше...


Ловцы невидимого

Лучшее место для изучения ядер галактик, квазаров, сверхновых звёзд и других сверхмощных источников энергии Вселенной — глубины Байкала, уверены учёные Иркутского госуниверситета. На 106 км Кругобайкалки на глубинах в 1,3 км работает Байкальский нейтринный телескоп — одна из двух уникальных планетарных установок для «отлова» нейтрино. В июле ИГУ выиграл грант федеральной целевой программы приоритетных научных исследований до 2012 года под Байкальский нейтринный проект. В течение двух лет на модернизацию телескопа будет направлено 1,4 млн. рублей из федерального бюджета и не менее 40 тыс. евро — из бюджетов иностранных научных центров Дальше...


Экспедиция «Байкальский следопыт» по Кругобайкальской железной дороге

об экспедиции «Байкальский следопыт» по Кругобайкальской железной дороге 22 июля – 2 августа Дальше...


Железный тупик

литературе и кино есть немало сюжетов, где люди через некие сказочные врата попадают из одного мира в другой. Взять, к примеру, Гарри Поттера, который проходил сквозь стенку на обычном ж/д вокзале и вдруг оказывался на перроне волшебной станции, откуда уходил поезд в заколдованную страну. А ведь точно такая станция есть у нас под боком — это Слюдянка. Вроде бы, одна из обычных крупных станций Транссиба, коих от Челябинска до Владивостока десятки. Как и подобает, скованная паутиной 35-киловольтных контактных проводов, с которых питаются современные тысячесильные локомотивы, с ритмичным грохотом проносящие километровые поезда дальнего следования. Но пассажирский вокзал архитектурно совсем не похож на современный. Построенный из чистого мрамора(!) еще в начале прошлого века, он скорее выглядит резиденцией байкальских магов и чародеев, но никак не ж/д вокзалом. И на его перроне действительно иногда появляется загадочный поезд, который увозит не в Иркутск и дальше на запад, не в Улан-Удэ и дальше на восток, а... Дальше...


Одно из чудес света

Ровно сто лет назад, 16 октября 1905 года, была сдана в постоянную эксплуатацию Кругобайкальская железная дорога, признанная современниками одним из чудес света. Стоящие на пути строителей непреступные скалы, головокружительные обрывы с камнепадами и бурными потоками были преодолены за счет уникальных сооружений, возведенных благодаря выдающимся достижениям русской инженерной мысли. Дальше...



Кругобайкалка": взгляд через полвека

Автор предлагаемого путевого очерка кандидат исторических наук Алексей Васильевич Тиваненко свои детство и юность провел на Кругобайкальской железной дороге, прибыв туда на жительство полвека тому назад. На днях он вновь совершил поездку по родным местам и по просьбе редакции поделился своими впечатлениями о происшедших изменениях. Дальше...


На Байкале установлен единственный в мире подводный телескоп

Тайны "темной материи" и "черных дыр" российские ученые намерены узнать с помощью единственного в мире подводного нейтринного телескопа, который находится в глубинах Байкала. Только этот прибор способен регистрировать мельчайшие частицы материи, хранящие информацию о неизвестных нам галактиках Дальше...


100 лет Кругобайкальской железной дороге

Юбилей Кругобайкальской железной дороги. 100 лет назад по ней началось рабочее движение поездов. Именно к этой дате приурочили две выставки, которые открылись сегодня в помещении вокзала детской железной дороги на острове Юность. Дальше...


В Иркутске вышла книга, посвященная 100-летию Кругобайкальской железной дороги

21 октября в здании Восточно-Сибирской детской железной дороги (ДЖД) состоялась презентация книги «Дорога длиною в век» Александра Хобты. Она посвящена 100-летию со дня открытия движения на Кругобайкальской железной дороге (КБЖД). По словам ее автора, геолога Александра Хобты, при написании книги использовались исследования КБЖД за 20 лет Дальше...


Кругобайкалка: обратный отсчет

Если взять карту, и начать мысленное путешествие по Кругобайкальской железной дороге, можно увидеть, как удивительно и причудливо сплетаются русские названия и названия коренных народов. Как иногда почти невозможно определить – кто дал название мысу или распадку – бурят, якут, эвенк, русский? Все на этой дороге неправильно – даже отчет километров обратный современному. Рельсы в некоторых местах проложены мимо построенных для них туннелей Дальше...


"Золотая пряжка" Кругобайкальской железной дороге исполняется 100 лет

Кругобайкалка проходит вдоль Западного побережья Байкала. Она лежит огромной подковой длиной в 308 верст между истоком Ангары и станцией Мысовая. Сегодня эта тупиковая ветка Транссибирской железнодорожной магистрали от станции Байкал до станции Култук -- место паломничества туристов. Дальше...


Станция-посёлок Маритуй

Станция Маритуй и посёлок при ней были образованы и сформировались, в основном, в 1902-1908 гг при строительстве 1 пути Кругобайкальского участка Сибирской железной дороги. Свое название железнодорожная станция получила благодаря реке Маритуй, так как по особому распоряжении при строительстве Сибирской железной дороги предлагалось давать названия станциям по названию рек или других географических ориентиров (долин, возвышенностей, мысов и т.д.) данной местности. Дальше...


Дорога в железный век

1898 год в Иркутске завершался на цирковой манер: в декабре заезжий гастролёр приглашал посмотреть панораму, затем демонстрировал нумизматическую коллекцию, под занавес же предложил посмотреть дрессированных крыс.

Две из них, по общему признанию, «выказывали неподдельное дарование», и о них говорили едва ли не с умилением. Но всё меркло перед главным событием года — прибытием в Иркутск первого поезда. Дальше...


Помпа начала XX века

Дно Байкала - настоящий клад для исследователей. В этом в очередной раз убедились спасатели МЧС. Когда на базе Байкальского отряда в Николе проходили учения водолазов со всей Сибири, показательные погружения решили совместить с исследованиями дна водоема у Кругобайкальской железной дороги. Дальше...


На дне Байкала обнаружено оружие прошлого века

Целый арсенал поднят сегодня со дна Байкала: фрагменты осколочных гранат и гильзы времен гражданской войны. О боеприпасах в озере рядом с Кругобайкальской железной дорогой в природоохранные органы сообщили водолазы-любители Дальше...



Природа старой Кругобайкалки дарит покой и умиротворение, говорит фотограф Игорь Бержинский

Полуразрушенные тоннели и неповторимая природа Кругобайкальской железной дороги. "Поклонение духу местности" - так называется экспозиция из 35 новых работ фотографа Игоря Бержинского. Дальше...




 Поиск Google  

 
Web baikalarea.ru
 Разделы  

Байкальский край
Кругобайкалка
ледокол Ангара и паром Байкал
История
Фотогалерея
Километры
Пресса
Байки
SOS

 Кругобайкалка 22 

1. Природа старой Кругобайкалки дарит покой и умиротворение, говорит фотограф Игорь Бержинский
2. На дне Байкала обнаружено оружие прошлого века
3. Помпа начала XX века
4. Дорога в железный век
5. Станция-посёлок Маритуй
6. "Золотая пряжка" Кругобайкальской железной дороге исполняется 100 лет
7. Кругобайкалка: обратный отсчет
8. В Иркутске вышла книга, посвященная 100-летию Кругобайкальской железной дороги
9. 100 лет Кругобайкальской железной дороге
10. На Байкале установлен единственный в мире подводный телескоп
11. Свидание с Байкалом
12. Кругобайкалка": взгляд через полвека
13. Одно из чудес света
14. Железный тупик
15. Экспедиция «Байкальский следопыт» по Кругобайкальской железной дороге
16. Ловцы невидимого
17. На дне Байкала обнаружен затонувший корабль XVIII-XIX века
18. Находка дайверов заинтересовала прокуратуру
19. Транссиб. Повесть о дороге
20. Ледовая переправа
21.
22. Здание конторы железнодорожных инженеров (1904) в Маритуе.

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


96 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым