baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



В ГОСТЯХ У СКАЗКИ. В деревне Обхой живет потомственная сказочница



Сказки Натальи Винокуровой из Верхнеленского района хорошо известны всем фольклористам России. С 30-х годов прошлого века начинают публиковаться ее сборники, которые широко расходятся. Сама сибирская сказительница умерла в 1930 году. Искусство свое она передала дочери Раисе, которая с самого детства повторяла сказки, слышанные от матери. Дочь Раисы Егоровны Галина Шеметова переняла от матери семейный дар. Изучением ее сказок занимается серьезная наука — в лице Галины Афанасьевой-Медведевой, автора знаменитого Словаря говоров русских старожилов байкальской Сибири. Мы побывали в гостях у Галины Шеметовой, представительницы знаменитого сказительского семейства. Сказочница уже много лет проживает в деревне Обхой, недалеко от Верхнеленска Качугского района.

Сказки Натальи Винокуровой из Верхнеленского района хорошо известны всем фольклористам России. С 30-х годов прошлого века начинают публиковаться ее сборники, которые широко расходятся. Сама сибирская сказительница умерла в 1930 году. Искусство свое она передала дочери Раисе, которая с самого детства повторяла сказки, слышанные от матери. Дочь Раисы Егоровны Галина Шеметова переняла от матери семейный дар. Изучением ее сказок занимается серьезная наука — в лице Галины Афанасьевой-Медведевой, автора знаменитого Словаря говоров русских старожилов байкальской Сибири. Мы побывали в гостях у Галины Шеметовой, представительницы знаменитого сказительского семейства. Сказочница уже много лет проживает в деревне Обхой, недалеко от Верхнеленска Качугского района.

Скоро в свет выйдет третья книга сказок, рассказанных Галиной Шеметовой.
Несказочный быт
— Сказки рассказывали все бабушки наши, после мамы — я. Но и мамины братья хорошо сказывали, — представляет свой род Галина Александровна.
Если раньше в чистом информационном поле старой деревни народ бежал слушать тех, кто сказывал, то сегодня важнейшая аудитория для сказителя — фольклористы, журналисты и юная внучка Даша. Каждый вечер внучка пристает с требованием рассказать сказку. Но бывает, что история сказывается страшная. «Нет, Дашка, не буду рассказывать», — говорит тогда бабушка.
— Раньше телевизора не было, радио не было. Соберутся ребятишки у моей мамы: «Рассказывай, баба Рая, сказку». И слушают, не расходятся до ночи, бывало. А потом если страшная сказочка, то надо провожать по домам. Так бы мама ночевать оставила, да нас-то у нее во какая борона была!
«Борона» сказочницы Раисы Егоровны состояла из 11 зубчиков-детишек. Двое из них умерли, но и девять — немало. — Я все думаю: у меня мама-то, наверное, всегда голодная была, желудок-то у нее потом все болел. Мамина-то история такая: папка ушел на войну, у нее шестеро осталось. Хлеба мы вообще лет десять не видели. Все травой питались: галахай, чеснок, картошка.
Галахай — «крапива» по-бурятски — мелко рубился и вместе с пятком нарезанных картофелин варился в чугунке. Если было молоко, забеливали баланду молоком. Хлеба вообще не было. Вообще, все, что было у колхозника, забирало государство. Люди только облизывались на молоко, мясо, яйца.
— Кончилась война, отец пришел. У нас отец был на все руки мастер. Он служил на засекреченном заводе, клепал в войну разбитые самолеты. Научился как следует этому делу. А дома-то ни у кого ни ведер, ни тазов не было. Вернулся — и стал старые вещи собирать, перекраивать и клепать. А еще и мастером по дереву был — бочки, лужкомойки делал.
За эти-то «лужкомойки» — банные шайки — стали платить ему. Да чем — мукой, самой драгоценной драгоценностью. Приезжали бабы из соседнего Толмачева, где колхоз «Рассвет» после войны жил побогаче из-за земли — хлеб на ней хорошо родился. И родимую баланду из галахая заправляли тогда мукой.
— И вкусно нам казалось — хлебом пахнет. А сахар-то до нас еще позже дошел, только в пятидесятых годах. Охотники тогда сахар на меха меняли. Отец днем на колхоз работал, а ночью эти самые лужкомойки да ведра делал. Ну и охотился. Работал много, в 49 лет из жизни ушел. И четверых детей послевоенных доращивала я — мама болела.
Коммуна «ОР»
В Обхой попала семья из местечка со странным названием Ор. — Говорили, что это значит «Октябрьская революция», — я ведь в коммуне родилась.
Коммуна «ОР» образовалась на пустом месте: выехало несколько коммунаров из ближних деревень и срубили дома. И поселились. А к ним еще подселились желающие. Стояло 16 домов, в одной ограде жили по нескольку семей. Когда колхозы укрупняться стали, Ор исчез. Коммунары снова расселились по деревням. Но орский период крепко запомнился юным коммунарам.
— У нас на Оре с голоду никто не помер! Друг друга поддерживали, — с гордостью говорит Галина Александровна. — А в округе пухли, мерли. Какая страшная новость была, и съехались все деревни в Верхоленск на эту новость: везла на барже иркутянка пяток своих ребятишек — от голода спасать, а одна девочка не доехала, на барже и умерла.
Но голод миновал, и могли коммунары даже подкармливать приблудных жителей. Цыгане ходили здесь — им давали продукты за работу. — Один, главный, по имени Ваня Зарай, приходил каждый год и селился в Оре под огромной черемухой. Жил все лето. Мы его дразнили. А взрослые наши хорошо относились к нему. Он ворожил, обувь ему носили подшивать. За то и давали продукты.
В Обхое, покинув Ор, где скоро не осталось ни одного дома, Шеметовы обстроились. Ферма в деревне появилась. И стали, как говорится в сказках, жить-поживать. Галина Александровна могла бы не состояться как сказочница — во времена ее молодости местных парней и девушек вербовали то на целину, то на БАМ; уехала бы — и не рассказывались бы сказки. Но судьба по-своему распорядилась.
— Помню, комсомольцы нас свозили в Качуг. Там мы клятву дали, что куда пошлют, туда и поедем. А у меня мама болела, и поэтому я выпросилась, чтоб меня дома-то и оставили.
Мама, Раиса Егоровна, умерла рано, в 63 года. Галина Александровна и прочие Шеметовы выросли и разлетелись по округе. Галина-сказительница обзавелась тремя детьми. Сейчас живет она с семьей дочери Тамары, учительницы в школе деревни Белоусово.
Сейчас, шутливо припоминает сказительница, дочка говорит: «Не могла ты, мама, уехать по комсомольской путевке? Жили бы сейчас цивилизованно». Но, видать, не могла она, сказку в себе сохраняла.
Домашнее привидение
Галина Александровна сказки пересказывает — те, что слышала от мамы. И переделывает их по-новому: что-то уберет, что-то добавит, где-то удлинит, где-то укоротит. Таково творчество сказителя. И к реальной жизни она подходит творчески, от рутины оберегает. Все, что приключается с ней, да что слышит, да о чем знает — все бережет. «Верь не верь» — так начинает говорить о чем-нибудь эдаком из жизни. Вот, например, о привидении, которое преследует ее издавна.
— Верь не верь, а то самой кажется вроде... Трое детей у меня уже было. Работала на ферме. Дети-то в интернате при школе жили. А я вернусь затемно с фермы, уберусь в доме и сплю. Однажды лежу себе и вдруг слышу: дверь открывается. А я ведь на крючок закрылась! Затаилась со страху. Слышу шаги. Ага, ко мне направляются... У кровати кто-то остановился... Я лежу, думаю: около меня кто-то стоит. Вскочила, свет побежала включать. Включила, гляжу — нет никого. «Что, — думаю, — за привидение такое было?» Утром шофер за мной заехал, чтобы на ферму везти. Я ему рассказываю, а он не верит.
А вечером побоялась одна ночевать, соседку позвала. Спим. Соседке тазик вместо ночного горшка дала, чтобы из дому не выходить. И опять кажется мне: кто-то зашел. Смотрю, а он в фуфайке и фуфайку-то снимает, на крючок вешает и идет к соседке. Слышу: тазик подвинул. А потом показалось мне, что с меня одеяло ползет, и как закричу!.. А и соседка мне не поверила — ничего она не видала. Живем дальше...
Третью ночь я пошла у нее ночевать. Вечером домой зашла прибраться. Только дверь открываю, как кошки одна за другой в дом вбегают. И по углам садятся. В каждом углу свет горит — глаза кошачьи. Ну, думаю, вот доказательство мое. Пошла за соседом. Кошек мы с ним переловили. Смотрим, а они все черные. Сосед всех передавил заячьими петлями. И теперь уж мне поверили — вся деревня бегала смотреть на повешенных кошек. А бабы сказали мне, чтобы я того не боялась, что это не к худу, а к хорошему. Это когда уходит кошка, то к худу.
— А что за привидение-то было?
— На месте моего картошечника две юрты стояло. Богатые буряты когда-то жили. То ли золото их тут где-то закопано, то ли духи меня просто напугать хотят. Я уж бурят приглашала, чтобы дом очистили от духов. Не знаю, помогло ли...
Буряты сильно верят в духов, говорит сказительница. Это у них в роду. Среди предков Галины Александровны тоже есть буряты: один из дедов рода Шеметовых пригнан был с Уральских гор, поселился в деревне Верхний Магдан и женился на бурятке. Потом Шеметовы спустились ближе к Верхоленску и основали деревню Шеметово, перед Обхоем. — Как меня дочка ругает, так я своих дедов ругаю — вот бы подальше куда дошли, поближе к цивилизации.
Ленская колдовка
Это не единственный сверхъестественный случай, произошедший с Шеметовыми. Галина Александровна передает историю о женщине, доившей по ночам коров в чужих стайках.
— У мамы было два брата, Кузьма и Кресан. Говорили, что ходит женщина какая-то доить коров в нашу стайку. Дядьки решили не бояться: мол, не мужики, что ли? И пошли на ночь караулить. Сидят они, сидят. Два петуха уже пропели. Глядят, а в стайку заходит женщина и свечку зажигает. А дядьки-то в темноте сидели. Зажигает свечку и говорит: «А, да тут два барашка!» — а у самой в руке ножницы... «Одному-то бородку надо остричь». А дядя Кресан бороденку как раз тогда отрастил... Подоила непрошеная гостья коров — и ушла. Два раза дядьки с ней имели дело. Много в наших краях рассказывали про колдовок. Так, может, все одна и та же была баба, которая на христоску-заутреню коров доила и кур щупала — яйца искала. А однажды мужики ее скрутили, а она в колесо оборотилась. Они взяли его и на кол повесили. Утром смотрят — живая как есть висит. Стали снимать, а она у них в руках и растаяла.
Местные клады взять никто не может
Славится здешняя местность — от самого Качуга и до Магдана — историями о кладах, благо их зарыть здесь мог кто угодно: до революции и в ее канун — богатеи-буряты да банды местные. Хотя бы братья Черепановы. Черепановская скала, хорошо видная из дома Галины Александровны, красным своим камнем все маячит да напоминает о том, что лихие братья-богатеи и свое личное зарыли где-то от красных, и награбленное запрятали. В глубокой расщелине у высокой скалы, на верхотуре среди густого хвойного леса они скрывались, наводя ужас на местное население диким нравом и мертвыми, которых на повозках-одноколках таскали за собой. Время от времени ходят здесь разговоры, что вот там-то видели примету клада, а взять не смогли.
— Мама еще рассказывала, как она бегала на игранчик с подружками. Однажды посреди дороги перед ней явилась собака: пасть раскрыта, язык до земли висит, в пасти светится. Надо было не побояться руку в пасть сунуть, клад бы и рассыпался.
Рассыпался — значит раскрылся бы, дался в руки смельчаку. Но смелых не нашлось. Ни разу, кстати, не нашлось. Галина Александровна говорит, что о признаках кладов и слышала, и продолжает слышать. Рассказывают люди. Но смельчаков все нет и нет.
— В Обхое у нас магазин был — в доме. А раньше буряты жили богатые. Одна телятница ехала по ночи на коне. Видит: угол дома светится. Но побоялась подъехать. Сестреница моя ехала раз. И рядом с этим домом повстречала кого-то. Вроде как за ней ехал кто-то на коне. Ехал и ехал. А у кладбища пропали и всадник, и конь. Она испугалась и ускакала. А все люди наши говорят: надо было коня своего остановить, а чужого коня по морде наотмашь ударить и клад взять. А не смогла. То же про коня и всадника рассказывал Володя Магдаев, который коров пас.
Рассказы о кладах привлекают сюда искателей сокровищ. Приезжали, говорит Галина Александровна, кладоискатели с инструментом своим, ходили искали. Не нашли. Не открылся им ни один из здешних кладов. Наверное, лежат, своих смельчаков дожидаются.
 
Светлана Михеева, «СМ Номер один». Фото Сергея Игнатенко

 



Источник
просмотров: 1908
 Форум
Ваше имя: где живете:
       e-mail:           www:


Введите код:




 Другие статьи
Экспедиция в 19 век

В конце июля этого года начала свою работу краеведческая экспедиция "Родина". В ее состав вошли специалисты музея истории города Иркутска и учащиеся из Иркутска и Качугского района. Для взрослых участников экспедиция явилась ностальгическим воспоминанием по прежним дням, когда устанавливались первые знакомства со старожилами, выявлялись новые памятники истории и архитектуры. Для молодежи она стала школой освоения методики краеведческих исследований. Дальше...




 Поиск Google  

 
Web baikalarea.ru
 Разделы  

Байкальский край
Прибайкалье
Регионы
Ангарск
Шелехов
Братск
Усть-Илимск
Нижнеудинск
Тайшет
Деревни, поселки
Александровск
Алужино
Алымовка
Ангасолка
Аршан
Ахины
Байкал порт
Байкальск
Баклаши
Балаганск
Балахнинский
Барлук
Батама
Баяндай
Белореченский
Бельск
Березовый
Бильчир
Бодайбо
Большая Речка
Большие коты
Большое Голоустное
Большой луг
Борохал
Бургаз
Бурдаковка
Буреть
Быстрое
Верхнемарково
Веселый
Визирный
Витим
Вихоревка
Воробьево
Голуметь
Горячий ключ
Горяшино
Грановщина
Грудинино
Грязнушка
Ербогачен
Жданово
Железнодорожный поселок
Жердовка
Забитуй
Заводской
Залари
Заречное
Зима
Ивановка
Капсал
Карда
Карлук
Карнаухово
Катанга
Кахинское муниципальное образование
Качуг
Кимилтей
Киренск
Ключи
Ковыкта
Култук
Кутулик
Листвянка
Максимовщина
Мальта
Мама
Манзурка
Мардай
Марково
Мегет
Мельзаны
Мельничная падь
Метляево
Михайловка
Мишелевка
Моты
МРС
Мурино
Нагалык
Нижнеудинск
Новожилкино
Новонукутский
Новоснежый
Нуху-Нур
Обхой
Одинск
Оек
Окунайский
Олонки
Олха
Парамоновка
Патроны
Петрово
Пивовариха
Пихтинск
Подкаменная
Покровка
Половина
Преображенка
Прохоровка
Ревякино
Савватеевка
Саган-Жалгай
Сафроновка
Саянск
Свирск
Селиваниха
Слюдянка
Старая Ангасолка
Суховский
Сухой Ручей
Тайтурка
Тальники
Тельма
Тибельти
Тихоновка
Тулун
Тургеневка
Тыреть
Узкий Луг
Урик
Урик
Усолье-Сибирское
Усть-Алдан
Усть-Куда
Усть-Кут
Усть-Уда
Уталай
Утулик
Хайта
Холмушино
Хор-Тагна
Черемхово
Чуна
Ширяево
Шиткино
Шишкино
Шутхулун
Мангутай
Тугутуй
Петровка
Хохорск
Кеуль
Шаманка
Усть-Орда
Онгурены
Верхоленск
Якурим
Карам
Нюруткан
Средний
Черноруд
Рудовка
Анучинск
Каменка
Заплескино
Воробьевка
Хомутово
Поздняково
Куйтун
Пономарево
Буря
Вершина
Угольник
Большой Кашелак
Вершининск
Еленинск
Старообрядческие поселки
Памятники природы
Горы
Пещеры
Реки
Скальники
Природные явления
Прибайкальский национальный парк

 Обхой

1. Экспедиция в 19 век
2. В ГОСТЯХ У СКАЗКИ. В деревне Обхой живет потомственная сказочница

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


94 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым