р. Ангара
Вытекает из оз. Байкал, проходит по Иркутской области и Красноярскому краю, впадает в р. Енисей в 84 км выше Енисейска. Длина 1853 км, площадь бассейна 468000 кв. км, а с бассейном Байкала – 1 045 000 кв.км.
В черте современного Иркутска насчитывается более 30 ангарских островов, некоторые из них имеют длину от 1 до 2,5 км и ширину 200–500 м. Длина части реки в пределах города 29 км. Ширина Ангары колеблется от 380 м (немного выше устья Иркута) до 2 км около Кузьмихи.
Река отличается быстрым течением и низкой летней температурой (не выше 10–12 град.). Глубина в пределах города – 6–7 м.
До строительства Иркутской ГЭС существенной особенностью верхней Ангары было отсутствие весеннего половодья, и наоборот, для мая и апреля характерен был наименьший уровень. В пределах города Ангара замерзала в конце декабря – начале января, а вскрывалась в начале апреля. Ледостав был необычным, замерзание Ангары проходило при образовании донного льда, сопровождавшегося зимним наводнением, нередко затопляющим прибрежные улицы. Первое крупное наводнение, отмеченное "Иркутской летописью", относится к 7 января 1721, причём около Троицкой церкви уровень во ды превысил 1м. 5 января 1870 началось другое сильное наводнение, при котором белый дом и Девичий институт были окружены водой, а против Мотоховской улицы (ныне П.Осипенко) вода поднялась выше 2 м и затопила дом наполовину. В 1871 был насыпан на берегу Ангары вал, что несколько снизило опасность январских наводнений. Последнее из них произошло в начале 1950-х, когда вода дошла до ул. Разина и людей вывозили на танках.
Ангара активно использовалась русским населением XVII , условия судоходства до Братских порогов были весьма благоприятными. На берегах Ангары возникали города, долина реки была удобна для земледелия. Первый пароход появился в Иркутске в 1844. В XIX – XX на правом берегу Ангары находилась пароходная пристань, лесные и рыбные склады. С XVIII через Ангару существовали постоянные переправы, в 1891 был построен понтонный мост, в 1936 и 1978 – постоянные мосты. С 1740-х на правом берегу Ангары сооружались береговые укрепления (в районе острога и Собора Богоявления), чтобы предохранить берег от размыва.
Правый берег Ангары в пределах Иркутска существенно изменён человеком: в XVIII – XX исчезли некоторые острова, изменилась конфигурация существующих. В 1970-х построена бетонная набережная на правом, частично на левом берегу.
Сооружение Иркутского ГЭС существенно повлияло на режим Ангары в районе города. Так как температура воды Иркутском водохранилище, закрытом зимой льдом, выше, чем в прежнем русле Ангары, ниже плотины в пределах города ледостава не происходит, он был лишь в 1969. Над рекой постоянно образуется туман. Расходы и уровни воды теперь зависят от режима работы ГЭС. В целом же наименьшие расходы воды наблюдаются в конце апреля – начале мая, затем они увеличиваются до конца сентября. Наивысший уровень воды в Ангаре, как и в Байкале – в сентябре. Ангара выше старого моста остается достаточно чистой (экологические критерии 0,07), ниже него имеет повышенный уровень экологической нагрузки (критерии 0,45). Как и прежде, Ангара играет важную роль в жизни города, придает ему редкую живописность.
просмотров: 3161
Дальше...
Что имеем – не храним
Хочу обратить внимание общественности на состояние реки Ангары в черте города. На мой взгляд коренного иркутянина, ситуация эта просто отвратительна. Дальше...
Откуда пошла Ангара
Языковед Г.Д. Санжеев проанализировал монгольские элементы шести маньчжурских языков и нашел, что в монгольской корневой основе анга - рот, ущелье есть соответствия с тем же смысловым значением в маньчжурских языках: ангма - в эвенкийском, амга - в негидальском, амма - в орочском, амнга - в гольдском. Дальше...
Кладбище на дне
На прошлой неделе в дежурную часть батальона ГАИ поступило сообщение, что в Ангаре напротив кондитерской фабрики на ул. Сурнова лежит белая иномарка, очевидно, с погибшим внутри. К месту предполагаемой трагедии немедленно приехал экипаж ДПС, который был обескуражен увиденным. Дело в том, что из-под воды просматривались не контуры иномарки, а российского грузовика (его еще долго можно будет лицезреть в пасмурную погоду с набережной), но никаких даже самых незначительных намеков на съезд автомобиля в реку не было — на всем протяжении металлического ограждения дороги плотным сугробом лежал снег, поэтому никто не мог понять, как грузовик угодил в Ангару Дальше...
Не плюй в колодец, даже если власти позволяют...
При комиссии по экологии Иркутского областного Совета создан и работает еще один орган. Называется он — комиссия (простите за тавтологию, но что делать, если так она называется!) по оценке состояния Иркутского водохранилища и его побережья. Для чего она создана, что послужило причинами — об этом мы беседуем с заместителем председателя комиссии, врачом по профессии Станиславом ПЕТРОВСКИМ. Дальше...
По Ангаре, об Ангаре
В отведенное Вертянкиным на дорогу до порта время я не уложился — не мог дождаться нужной маршрутки. Но я не был единственным, кто чуть не опоздал на "Капитана Андрулайтиса" — минут через десять после меня на борт с причала спрыгнула матрос и, по совместительству, судовой повар Любовь Кравцевич, припозднившаяся по той же причине, что и я. А с теплохода на сушу в отгулы отправились механик Сергей Молчанов и моторист Александр Черных. Дальше...
Все мы под БогГЭС ходим
Богучанскую ГЭС будут достраивать. Теперь это решено окончательно. Время прощаться с Ангарой, как в Красноярске попрощались с Енисеем. БогГЭС — последнюю в ангарском каскаде — начали воздвигать в 1980 году. Трудности с финансированием не позволили довести до ума сей очередной «проект века». Жители деревень, подлежавших затоплению, да и все коренные ангарцы радовались. Оказывается, напрасно. Они все-таки потеряют родину. И нет никаких гарантий, что за нее, ушедшую под воду, заплатят компенсацию, что будут льготы для пострадавших. Потому что все это мы проходили. Все это было Дальше...
Вечная любовь капитана
ВОТ уже 27 лет Виктор Вертянкин стоит на капитанском мостике, и сегодня, пожалуй, никто не знает Ангару так хорошо, как он. Хотя сам Виктор Васильевич считает, что Ангара непознаваема - она постоянно меняется. Неизменной остается только любовь человека к ней. Кстати, капитан Вертянкин - единственный, кто написал историю Ангары с древних времен до наших дней. Книга стала раритетом - девятитысячный тираж уже давно разошелся по стране, и туристы тщетно пытаются ее раздобыть Дальше...
Ангара — река с двумя именами
Название "Ангара" произошло от монгольского слова "анга" — рот, ущелье. По мнению ученных, Ангара в истоке напоминает рот, открытую пасть, жадно и непрерывно поглощающую воды Байкала. Дальше...
|