baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Г.ИРКУТСКЕ НА 2008-2020 ГОДЫ



Иркутск – 2008

Оглавление

Введение 3

I. Основные понятия, используемые в Концепции 5

II. Инновационные потребности и возможности города Иркутска 8

III. Возможные сценарии развития инновационной деятельности в городе Иркутске 13

Сценарий 1: «Поддержка существующей инновационной инфраструктуры» 13

Сценарий 2: «Развитие существующей инфраструктуры и целенаправленная подготовка кадров для инновационной деятельности» 14

Сценарий 3: «Иркутск – центр инновационной экономики» 16

IV. Механизмы реализации сценария «Иркутск – центр инновационной экономики» 19

V. Мониторинг реализации Концепции. 24

Введение

Концепция инновационной деятельности в г. Иркутске на 2008- 2020 гг. (далее – Концепция) разработана в соответствии с Программой комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2008-2020 годы.

Программа комплексного социально-экономического развития г. Иркутска на 2008-2020 годы выделяет в качестве одного из приоритетов развития г. Иркутска – «Иркутск – центр инновационной экономики», что предусматривает широкую поддержку науки, образования и инновационного сектора экономики.

Концепция инновационной деятельности в г. Иркутске определяет цели и задачи формирования политики органов местного самоуправления города Иркутска в сфере инновационной деятельности, даёт оценку текущему состоянию экономики и предполагает наиболее эффективные варианты развития на долгосрочный период с учётом достижения комплексной стратегической цели социально-экономического развития г. Иркутска – значительного повышения уровня и качества жизни населения.

Целью разработки концепции является обеспечение интеграции усилий органов местного самоуправления города Иркутска, частного бизнеса и институтов гражданского общества в повышении качества и уровня жизни населения города – через динамичное развитие инновационной экономики.

Задачами разработки Концепции являются:

1. Определение ключевых проблем и конкурентных преимуществ в инновационной деятельности города.

2. Определение возможных сценариев развития инновационной деятельности в г. Иркутске, их эффективность и необходимое ресурсное обеспечение.

3. Обоснование наиболее эффективного для города сценария развития инновационной деятельности.

4. Определение механизмов реализации выбранного сценария реализации Концепции с указанием индикаторов, необходимых ресурсов и их источников, а также схемы мониторинга реализации Концепции.

В рамках подготовительного этапа разработки Концепции проведен анализ инновационных потребностей города и инновационных возможностей научно-образовательного комплекса г. Иркутска. Определены возможные пути и формы содействия со стороны органов местного самоуправления города Иркутска внедрению инновационных решений в деятельность хозяйствующих субъектов города. Рассмотренные проблемные вопросы были представлены в виде Аналитической записки.

Кроме того, в рамках аналитической записки освещены следующие вопросы:

• причины невостребованности научных разработок и неудовлетворенности практических запросов города;

• наличие инновационных разработок научно-образовательного комплекса города, готовых к внедрению;

• потенциал разработки инновационных решений научно-образовательным комплексом города;

• текущие и перспективные потребности в инновационных решениях в городе.

Концепция содержит: введение; краткий анализ сложившейся в г. Иркутске ситуации с поддержкой инновационной деятельности; определение возможных сценариев, а также выбор и обоснование оптимального сценария развития инновационной деятельности в г. Иркутске на 2008-2020 гг.; цели и задачи выбранного сценария развития инновационной деятельности в г. Иркутске с указанием механизмов реализации выбранного сценария, а также схему мониторинга Концепции.

I. Основные понятия, используемые в Концепции

В настоящей Концепции используются следующие определения:

- бизнес-инкубатор – организация, предоставляющая свои ресурсы перспективным инновационным и высокотехнологическим компаниям с целью внедрения современных технологий и использования научно-технического потенциала;

- венчурный фонд – фонд, аккумулирующий финансовые средства для инвестирования в высокорисковые высокотехнологичные инновационные проекты. Фонд вкладывает средства путём приобретения акций или долей новой компании на ограниченный срок (до тех пор, пока рынок не будет способен вернуть вложенный капитал с существенной прибылью, но обычно не более чем на 7 лет). Продажу своей доли компании фонд осуществляет, когда коммерциализация компании позволяет ей выйти на пик рыночной стоимости, и, следовательно, дать фонду максимально возможную прибыль;

- инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;

- инновационная деятельность – процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с ним дополнительные научные исследования и разработки;

- инновационная организация – организация, осуществляющая инновационную деятельность;

- инновационная политика – определение органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов;

- инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая и т.д.) – комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению инноваций (нововведений);

- инновационная продукция (работы, услуги) – результаты инновационной деятельности, по поводу которых возникают экономические и правовые отношения между субъектами инновационной деятельности;

- инновационная система – совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой политики в области развития инновационной системы;

- инновационная сфера – область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций;

- инновационный потенциал – совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, необходимые для осуществления инновационной деятельности;

- инновационный проект – система мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени решение конкретной научно-технической проблемы и направленных на создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения инновации;

- инновационно-технологический центр – имущественный комплекс, предназначенный для оптимального функционирования и развития субъектов инновационной деятельности, а также содействия процессу продвижения результатов их научно-технической деятельности в сферу материального производства и в сферу услуг;

- инфраструктура инновационной деятельности – организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, коучинг-центры по венчурному предпринимательству, ассоциации и иные другие объединения бизнес-ангелов, учебно-деловые центры и другие специализированные организации), но не принимающей в ней непосредственного участия;

- технопарк – объединение предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, имеющее целью создание общей системы экономико-правового и технического обслуживания, а также общей системы инвестирования и ведения инновационной деятельности;

- центр трансфера технологий – организация, содействующая субъектам инновационной деятельности в продвижении инновационного продукта на рынки сбыта и обеспечивающая доступ к информационным ресурсам (каталоги, базы данных и т.д.).

II. Инновационные потребности и возможности города Иркутска

Иркутск является административным центром Иркутской области, столицей одного из наиболее динамично развивающихся регионов Сибири. В Иркутской области активно формируется инфраструктура инновационной деятельности, которая в настоящее время включает 12 общеобластных элементов, в том числе Областной технопарк, Региональный центр развития инновационной деятельности, Иркутский инновационный бизнес-инкубатор, Региональную школу инновационного менеджмента, Технопарк ИрГТУ, Байкальский центр трансфера технологий, Байкальский коучинг-центр по венчурному предпринимательству и др.

Центром инновационной активности Иркутской области является город Иркутск. В нем сосредоточен один из самых крупных в восточных регионах РФ научный, научно-технический и образовательный потенциал и располагаются все элементы создаваемой инфраструктуры поддержки инновационной деятельности. В городе Иркутске 3 ВУЗа ведут подготовку кадров для инновационной деятельности (Иркутский государственный университет, Иркутский государственный технический университет и Иркутский государственный университет путей сообщения). Кроме этого, постоянно действует Региональная школа инновационного менеджмента.

Поддержка и регулирование инновационной деятельности в г. Иркутске осуществляется в соответствии с Законом Иркутской области «Об областной государственной поддержке инновационной деятельности» от 05.05.2004 №21-оз, «Положением о конкурсе инновационных проектов», утвержденном Постановлением Губернатора Иркутской области от 20.08.2004 г. №413-П, в соответствии с которыми из областного бюджета выделяются субсидии для реализации наиболее перспективных проектов. В ноябре 2006 г. в структуре администрации г. Иркутска было создано управление по стратегическому развитию и инновационной политике, которое призвано сформировать основные направления инновационной деятельности в городе Иркутске и создать условия для их реализации.

Уровень инновационной активности предприятий в г. Иркутске постоянно растет. По данным обследований она выросла с 3% в 1999 году до 10,2% в 2006 году (в России – 9,7% и в Сибирском федеральном округе – 7,7%).

Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, в 1999 году в Иркутской области и г. Иркутске инновационной деятельностью занимались 20 организаций различных отраслей экономики, в 2000 году - 14, в 2001 году - 22, в 2002 году - 29, в 2003 году - 35 организаций, в 2004-году – 31, в 2005 году -38, в 2006 году - 31. Это акционерные общества «Ангарская нефтехимическая компания», «Иркутскэнерго», Иркутский авиационный завод – филиал НПК «Иркут», ОАО «Иркутский мясокомбинат», «Иркутскэнергоремонт» и другие.

Основная часть нововведений была проведена в целях улучшения качества, расширения ассортимента продукции, видов услуг, сохранения и расширения традиционных рынков сбыта.

В 1999 г. насчитывалось 15 предприятий, имеющих готовые инновации в течение последних трех лет, а в 2003 г. – 34 предприятия, в 2004 г. – 30; в 2005 г. – 41 предприятие; в 2006 году – 47 предприятий.

В 2006 году 16 предприятий г. Иркутска приобрели новые технологии, в том числе 8 из них приобрели новые технологии за пределами Российской Федерации. Восемь предприятий участвовали в разработке совместных проектов по выполнению исследований и разработок. Ими было выполнено 46 совместных проектов. В силу различных экономических и производственных факторов были задержаны, остановлены и даже не начаты 68 инновационных проектов (в 2005 г. – 26 проектов).

Затраты на технологические инновации составили 3796 млн. рублей, из них 59% – на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями.

Как и в прошлые годы, затраты производились в основном, за счет собственных средств предприятий (91%).

В 2006 г. 27 предприятий осуществляли организационные инновации. Среди них такие, как разработка и реализация новой или значительно измененной корпоративной стратегии, внедрение современных (на основе информационных технологий) методов управления, реализация мер по развитию персонала, аутсорсинг и другие. Десять предприятий занимались маркетинговыми инновациями, такими как внедрение значительных изменений в дизайн товаров и услуг, реализация новой маркетинговой стратегии, ориентированной на расширение состава потребителей или рынков сбыта, внедрение новых концепций презентации товаров в торговле и т.д.

Вместе с тем, инновационная деятельность в г. Иркутске в последние годы развивается недостаточно активно. Внутренние текущие затраты на исследования и разработки остаются ниже российского уровня.

Наиболее восприимчивыми к инновациям являются малые и средние предприятия. В г. Иркутске выстроена система поддержки малого бизнеса. В частности, принята муниципальная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008-2012 годы", утвержденной Решением Думы города Иркутска от 31.08.2007 №004-20-400606/7, оказывается содействие участию в конференциях и семинарах, проводятся бесплатные консультации предпринимателям, курсы повышения квалификации для предпринимателей и менеджеров малых предприятий, компенсируются затраты по участию субъектов малого предпринимательства в выставочно-ярмарочных мероприятиях.

Муниципальной целевой программой "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008-2012 годы", утвержденной Решением Думы города Иркутска от 31.08.2007 №004-20-400606/7, в качестве одного из приоритетов в оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства обозначена инновационная деятельность. Поддержка, предусмотренная данной программой, может привести к мультипликативному эффекту, в случае разработки специальной целевой программы поддержки инновационной деятельности в г. Иркутске.

Необходимым условием для достижения этого эффекта является также дальнейшее развитие единой муниципальной инновационной системы, которая к настоящему времени еще не сложилась. Есть лишь отдельные ее элементы, которые являются одновременно элементами региональной инновационной системы. Муниципальная инновационная система должна включать в себя, в частности, поддерживающую инфраструктуру (муниципальные учреждения и предприятия).

Важнейшими факторами, сдерживающими внедрение инновационных решений в городе Иркутске, являются:

1. Общие факторы

• Отсутствие механизмов реализации законодательства об охране интеллектуальной собственности.

• Отсутствие целевых муниципальных программ, содействующих приоритетному использованию уже внедренных инноваций для повышения качества жизни горожан.

• Недостаточность законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность.

• Отсутствие муниципального заказа на инновации.

2. Отсутствие координации в инновационной деятельности научных институтов Иркутского научного центра (ИНЦ) СО РАН, ВУЗовской науки и администрации г. Иркутска.

• Отсутствие единой скоординированной системы трансфера технологий в институтах ИНЦ СО РАН и ВУЗах.

• Выбор направлений академических исследований без учета конкретных потребностей города и рыночного спроса.

• Низкая эффективность внедрения научных разработок. Причиной этого является отсутствие в университетах и прикладных институтах стимулов проведения прикладных исследований, имеющих рыночную направленность.

• Отсутствие координации взаимодействия между институтами ИНЦ СО РАН, ВУЗами и органами местного самоуправления в реализации инновационных разработок в интересах города.

3. Низкие темпы развития трансфера технологий

• Недостаточное количество центров трансфера технологий.

• Слабая информированность разработчиков и предпринимателей о возможностях сетей трансфера технологий.

4. Низкий спрос на инновации со стороны бизнеса

• Высокая стоимость нововведений, недостаток собственных денежных средств, слабая финансовая поддержка со стороны государства.

• Высокий экономический риск, длительные сроки окупаемости инноваций, неопределенность экономической выгоды от использования.

• Отсутствие специалистов по внедрению организационных инноваций – разработка и реализация новой или значительно измененной корпоративной стратегии, внедрение современных (на основе информационных технологий) методов управления, реализация мер по развитию персонала, аутсорсинг и др.

5. Неразвитость финансовых институтов поддержки инноваций

• В настоящее время в г. Иркутске слабо представлены компоненты кредитно-финансовой и инвестиционной инфраструктуры инновационной системы, фактически они находятся в зачаточном состоянии.

• В г. Иркутске отсутствуют институты инвестирования в инновационные компании, находящиеся на ранних стадиях развития (венчурные фонды).

• В г. Иркутске не институциализирована инвестиционная деятельность «бизнес-ангелов».

• Отсутствуют действующие целевые программы поддержки инновационной деятельности как в институтах ИНЦ СО РАН, ВУЗах, так и поддержки частных инновационных бизнесов.

6. Неразвитость инфраструктуры поддержки инновационной деятельности

• Отсутствие специализированных городских элементов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности. Созданные в настоящее время элементы ориентированы в основном на решение проблем области.

• Недостаточное количество инкубаторов, технопарков, инновационно-технических центров, центров трансфера технологий.

7. Слабое кадровое обеспечение инновационной системы

• Иркутск является крупнейшим образовательным центром, однако сохраняется высокий дефицит квалифицированных инженерных кадров для инновационных предприятий.

• ВУЗы г. Иркутска практически не готовят специалистов-менеджеров для сферы инновационно-технологического бизнеса (включая подготовку инновационных брокеров, а также специалистов управления инновационными бизнесами и венчурными фондами).

III. Возможные сценарии развития инновационной деятельности в городе Иркутске

По результатам проведенного анализа развитие инновационной деятельности в городе Иркутске возможно на основе реализации трех сценариев:

1. «Поддержка существующей инновационной инфраструктуры».

2. «Развитие существующей инфраструктуры и целенаправленная подготовка кадров для инновационной деятельности».

3. «Иркутск – центр инновационной экономики».

Количественные параметры указанных сценариев рассчитаны по данным собственных исследований Регионального центра развития инновационной деятельности ИрГТУ, проведенных в 2006 году в рамках выполнения проекта по заказу Министерства образования и науки РФ «Исследование инновационного потенциала развития Иркутской области».

Сценарий 1: «Поддержка существующей инновационной инфраструктуры»

Данный сценарий развития инновационной деятельности в г. Иркутске на 2008-2020 гг. предполагает, что муниципальная инновационная система не получит дальнейшего поступательного развития, а инновационная политика будет основана только на поддержке существующей инновационной инфраструктуры, которая будет в незначительной степени удовлетворять лишь текущие потребности города.

Созданные элементы инфраструктуры будут направлены на удовлетворение в большей степени текущих потребностей города. Поэтому данный сценарий развития инновационной деятельности в г. Иркутске является пассивным, не учитывающим существующие и перспективные потребности города в контексте его комплексного социально-экономического развития.

При реализации мероприятий в рамках сценария ожидается двукратное увеличение числа малых и средних инновационных компаний, по сравнению с 2006 годом. Доля инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции вырастет в 2020 году незначительно, менее чем в 2 раза. Число занятых в сфере малого и среднего инновационного предпринимательства вырастет на 30% относительно 2006 года.

Ожидается, что доля доходов бюджета г.Иркутска, полученных за счёт отчислений налога на доходы физических лиц, занятых в малом и среднем инновационном предпринимательстве, в общем объёме доходов за счёт отчислений налога на доходы физических лиц, составит не более 10% в 2020 году.

Реализация данного сценария не позволит в дальнейшем сохранить сложившиеся позитивные тенденции развития инновационной системы г. Иркутска.

Предполагается, что на поддержание созданной инфраструктуры инновационной деятельности администрация г. Иркутска будет выделять ежегодно не более 2 млн. рублей.

Кроме того, предполагаются внебюджетные источники, наличие которых обусловлено существующими затратами, осуществляемыми организациями, на базе которых созданы функционирующие элементы поддерживающей инфраструктуры. Ежегодно эти организации (институты ИНЦ СО РАН, ВУЗы и иные организации) участвуют в различных конкурсах и привлекают средства на поддержку своей деятельности.

Сценарий 2: «Развитие существующей инфраструктуры и целенаправленная подготовка кадров для инновационной деятельности»

В рамках данного сценария усилия будут сосредоточены, как на поддержке существующих элементов инновационной системы, так и на создании экономических стимулов для формирования новых элементов на базе действующих ВУЗов и институтов ИНЦ СО РАН. Такой подход позволит существенно сократить затраты на создание инновационной инфраструктуры и, соответственно, аккумулировать ресурсы на тех направлениях, которые с точки зрения эффективности возврата вложений будут наиболее перспективными.

В состав инфраструктуры будут вовлечены не только уже существующие областные и университетские технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и коучинг-центры, но и созданы исключительно муниципальные элементы. Акцент будет поставлен на развитие в городе центров трансфера технологий и инновационно-технологических центров. В то же время, новый муниципальный инновационный бизнес-инкубатор создаваться не будет. Вместо этого будут выработаны инструменты дополнительной муниципальной поддержки инновационных компаний, работающих в Иркутском областном бизнес-инкубаторе, поскольку 95% его резидентов зарегистрированы на территории г. Иркутска.

Появление новых специальностей в ВУЗах города Иркутска для снижения дефицита квалифицированных инженерных и управленческих кадров в инновационной сфере будет определяться исключительно спросом на рынке труда без специальной поддержки со стороны органов местного самоуправления города Иркутска.

В рамках данного сценария продолжится реализация муниципальной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008-2012 годы", утвержденной Решением Думы города Иркутска от 31.08.2007 №004-20-400606/7, предполагающей поддержку, в том числе и инновационных предприятий. Кроме того, будет оказываться содействие участию в конференциях и семинарах, проводиться бесплатные консультации предпринимателям, курсы повышения квалификации для предпринимателей и менеджеров малых предприятий, а также компенсироваться затраты по участию субъектов малого предпринимательства в выставочно-ярмарочных мероприятиях.

Мероприятия сценария позволят увеличить число действующих малых и средних инновационных компаний практически в 6 раз. Доля инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции вырастет к 2020 году почти в 5 раз, относительно 2006 года, а численность занятых в сфере инновационного предпринимательства вырастет на 60%.

Ожидается, что доля доходов бюджета г.Иркутска, полученных за счёт отчислений налога на доходы физических лиц, занятых в малом и среднем инновационном предпринимательстве, в общем объёме доходов за счёт отчислений налога на доходы физических лиц, составит не более 20% в 2020 году.

Реализация сценария предполагает выделение достаточно существенных средств из бюджета города Иркутска, а также привлечение внебюджетных источников на принципах паритетного финансирования расходов на инфраструктуру и реализацию программ по кадровой подготовке и переподготовке специалистов инновационной сферы.

Внебюджетные источники будут включать средства институтов ИНЦ СО РАН, ВУЗов, прикладных институтов, а также средства иных организаций, претендующих на получение бюджетных средств города на конкурсной основе.

Слабой стороной данного сценария является то, что он направлен преимущественно на поддержку развития малого инновационного предпринимательства и мало учитывает потребности в инновациях организаций, учреждений и предприятий г. Иркутска. Кроме того, город Иркутск отнесен к категории исторических городов России и строительство новых крупных промышленных предприятий на его территории невозможно. Поэтому инновации должны быть направлены на развитие экологически чистых, наукоемких производств, чего данный сценарий не предполагает.

Сценарий 3: «Иркутск – центр инновационной экономики»

Реализация данного сценария предполагает поступательное развитие муниципальной инновационной системы, разработку и реализацию муниципальной инновационной политики, обеспечивающей опережающие темпы развития инновационной деятельности в г. Иркутске, как центре инновационной экономики Сибири и Дальнего Востока.

Ключевой особенностью сценария является сочетание имеющегося экономического потенциала города, основанного на традиционных отраслях и сферах муниципального хозяйства, с возможностями опережающего роста, за счёт широкого внедрения и использования инноваций. Особую роль в этом типе развития инновационной деятельности должен сыграть имеющийся инновационный потенциал научно-образовательного комплекса г. Иркутска в сочетании с поддержкой со стороны органов местного самоуправления города Иркутска и возможностями трансфера технологий.

Создание финансовых институтов, инвестирующих в инновационные бизнесы на принципах частно-муниципального партнёрства, даст необходимый толчок к взрывному росту малых инновационных компаний и позволит довести долю инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции до самых высоких показателей. Это, в свою очередь, приведёт к росту налогов в бюджет города (создание добавленной стоимости на территории города), повышению занятости горожан и росту экономики г. Иркутска в целом.

Стратегическими направлениями реализации сценария являются:

- создание условий для эффективной деятельности структур, направленных на поддержку малого и среднего наукоёмкого предпринимательства, а также внедрения инноваций на существующих крупных промышленных предприятиях города.

- развитие благоприятной деловой среды, предполагающей создание инновационной финансовой системы, построенной на развитой сети банков, кредитных, страховых организаций, а также специализированных институтов венчурных и прямых инвестиций;

- создание благоприятной информационной среды для привлечения в город инновационных инвесторов (венчурных фондов, фондов прямых инвестиций и т.д.);

- разработка и принятие нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Иркутска, стимулирующих деятельность в инновационной сфере;

- развитие муниципальной инновационной системы, обеспечивающей темпы опережающего развития инновационной деятельности;

- развитие коммуникативных площадок, таких как венчурные ярмарки и венчурные форумы, способствующих привлечению в город инвесторов, трансферу технологий и обмену передовым опытом в сфере инновационного предпринимательства;

- определение потребностей города в подготовке специалистов в сфере инновационного предпринимательства и стимулирование открытия соответствующих специальностей в ВУЗах города.

В рамках реализации сценария «Иркутск – центр инновационной экономики» предполагается разработка муниципальных целевых программ развития инновационной деятельности, включающих реализацию комплекса необходимых мероприятий.

Реализация сценария позволит увеличить число действующих малых и средних инновационных компаний более, чем в 10 раз, по сравнению с 2006 годом. Кроме того, доля инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции вырастет в 10 раз, а число занятых в сфере малого и среднего инновационного предпринимательства вырастет более чем на 100 % относительно 2006 года, что позволит увеличить долю прироста доходной части бюджета г. Иркутска за счет налога на доходы физических лиц, занятых в малом и среднем инновационном предпринимательстве не менее чем на 50%.

Таким образом, реализация данного сценария позволит городу Иркутску создать все необходимые условия для эффективного взаимодействия науки, образования, инновационной сферы и органов власти города. Такое взаимодействие создаст необходимую базу для повышения качества и уровня жизни населения города через динамичное развитие инновационной экономики и позволит Иркутску стать лидером инновационного развития среди городов Сибири и Дальнего Востока.

Исходя из анализа трех представленных сценариев развития инновационной деятельности в г. Иркутске на 2008-2020 гг. наиболее перспективным является сценарий «Иркутск – центр инновационной экономики».

№№

п/п IV. Механизмы реализации сценария «Иркутск – центр инновационной экономики»

Задачи Механизмы Ожидаемые результаты

1 Создание условий для эффективной деятельности структур, направленных на поддержку малого и среднего наукоёмкого предпринимательства, а также внедрения инноваций на существующих крупных промышленных предприятиях города.

1.Создание Координационного научно-экономического совета при мэре города Иркутска.

2.Мониторинг инновационной деятельности организаций.

3.Создание электронного и печатного каталога инновационной продукции организаций.

4.Подготовка и формирование сети инвесторов для инновационных организаций с помощью финансовых структур, частных лиц и организаций инновационной структуры при поддержке органов местного самоуправления города Иркутска.

5. Пропаганда инновационных технологий в предпринимательской среде.

6. Составление плана совместных мероприятий ученых и представителей бизнеса. 1.Постоянно действующий экспертный орган – Координационный научно-экономический совет при мэре города Иркутска.

2. Определение спроса и предложений на инновационные разработки.

3.Электронный и печатный каталог инновационной продукции организаций г. Иркутска.

4.Сеть инвесторов (ассоциация «бизнес-ангелов»).

5. Координация деятельности ведомств, предприятий, научных организаций, ВУЗов, финансовых ведомств для обеспечения стабильной инновационной деятельности.

6. Повышение мотивации к использованию инноваций в предпринимательской среде.

7. Повышение эффективности взаимодействия между субъектами инновационного процесса.

2 Развитие благоприятной деловой среды, предполагающей создание инновационной финансовой системы, построенной на развитой сети банков, кредитных, страховых организаций, а также специализированных институтов венчурных и прямых инвестиций. 1. Создание условий для эффективной деятельности венчурных фондов и управляющих компаний

2. Содействие развитию малых инновационных предприятий

1. Рост объемов финансирования инновационной деятельности из различных источников.

2. Рост числа малых инновационных компаний.

3. Рост занятости населения г. Иркутска в инновационном предпринимательстве

4. Рост доли инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции

5. Рост налоговых отчислений в бюджет г. Иркутска

3. Создание благоприятной информационной среды для привлечения в город инновационных инвесторов (венчурных фондов, фондов прямых инвестиций и т.д.). 1. Создание единой системы информационного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности

2. Информационная поддержка в СМИ реализации Концепции развития инновационной деятельности, включая проведение пресс-конференций, брифингов, подготовку публикаций

1. Обеспечение информационной связи между субъектами инновационной инфраструктуры

2.Объективное отражение в СМИ развития инновационной деятельности

3. Рост инвестиционной привлекательности г. Иркутска, привлечение наукоемких компаний, заключение коммерческих соглашений

4. Разработка и принятие нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Иркутска, стимулирующих деятельность в инновационной сфере. 1. Разработка среднесрочных целевых муниципальных программ «Развитие инновационной деятельности в г.Иркутске» на 2008-2012 гг., 2013-2017 гг.

2. Формирование системы экспертизы научно-технических и инновационных программ и проектов 1.Комплекс нормативных правовых актов г. Иркутска, определяющих политику органов местного самоуправления города Иркутска в сфере инновационной деятельности.

2. Контроль качества научно-технических услуг

3. Рост числа малых инновационных компаний.

4. Рост занятости населения г. Иркутска в инновационном предпринимательстве

5. Рост доли инновационной продукции в общем объёме отгруженной продукции

6. Рост налоговых отчислений в бюджет г.Иркутска

5. Развитие муниципальной инновационной системы, обеспечивающей темпы опережающего развития инновационной деятельности. 1.Содействие в создании в отраслях экономики и учреждениях образования и науки технопарков, инновационно-технических центров, инкубаторов

2. Содействие в создании межотраслевого центра трансфера технологий

3. Формирование системы экспертизы научно-технических и инновационных программ и проектов

4. Проведение конкурса на лучшую инновационную организацию 1.Создание сети взаимосвязанных структур по коммерциализации научных разработок (технопарков, инновационных инкубаторов, центров трансфера технологий)

2. Обеспечение получения информации о разработках предприятий и научных учреждений и включения их в российскую инновационную сеть

3. Определение спроса и предложений на инновационные разработки

4. Поддержка предприятий, продвигающих на рынок инновационную продукцию

6. Развитие коммуникативных площадок, таких как венчурные ярмарки и венчурные форумы, способствующих привлечению в город инвесторов, трансферу технологий и обмену передовым опытом в сфере инновационного предпринимательства.

1. Организация и проведение венчурных ярмарок и форумов в г. Иркутске

2. Создание условий для участия инновационных компаний города Иркутска в российских и международных выставка, ярмарках.

1. Рост объема инвестиций в инновационные компании города.

2. Продвижение инновационной продукции предприятий г. Иркутска

3. Рост объемов инновационной конкурентоспособной продукции, создание новых рабочих мест

7. Определение потребностей города в подготовке специалистов в сфере инновационного предпринимательства. 1. Разработка прогноза потребности в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием для обеспечения приоритетных направлений развития инновационных технологий

2. Организация подготовки и переподготовки кадров в области инновационной деятельности

3. Содействие введению в высших учебных заведениях курсов по предпринимательству и инновационной деятельности.

1.Привлечение внебюджетных источников и средств частных инвесторов через специально организованные инвестиционные институты

2. Формирование информационной базы для государственного заказа на подготовку специалистов в области инновационной деятельности

3. Подготовка и повышение квалификации менеджеров инновационных организаций

4. Кадровое обеспечение реализации инновационного процесса

5. Повышение квалификации кадров в организациях до уровня международных стандартов

8. Мониторинг реализации Концепции 1.Разработка методики систематизации, учета и оценки эффективности реализации мероприятий по развитию инновационной деятельности и достижения целевых индикаторов.

2. Проведение регулярных обследований инновационных предприятий для сбора специальной информации об их деятельности

3.Организация каналов сбора информации о субъектах инновационной деятельности

4. Создание баз данных по структурным группам инновационной системы города

1. Организационно-информационное обеспечение мониторинга реализации Концепции.

2. Специальная информация о деятельности инновационных предприятий г. Иркутска, в том числе статистические данные, не поступающие в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области

3. Повышение эффективности управления инновационными процессами в городе Иркутске.

V. Мониторинг реализации Концепции.

Для успешной реализации выбранного сценария развития инновационной деятельности в городе Иркутске необходимо создание системы мониторинга инновационной деятельности в городе. Механизм мониторинга реализации Концепции развития инновационной деятельности в г. Иркутске (на 2008-2020 гг.) предполагает следующие шаги:

1. Разработка среднесрочных муниципальных целевых программ развития инновационной деятельности в городе Иркутске на 2008-2012 гг., 2013-2017 гг. (далее – Программы).

2. В рамках Программ будут определены целевые индикаторы их выполнения, заданные количественными параметрами сценария «Иркутск – центр инновационной экономики», которые указаны в соответствующем разделе.

3. После принятия Программ ежегодно будет формироваться план мероприятий по их реализации.

4. Управление по стратегическому развитию и инновационной политике администрации города Иркутска (далее – Управление) будет осуществлять мониторинг реализации мероприятий в рамках Программ.

5. Результаты мониторинга будут представляться Управлением Координационному научно-экономическому совету при мэре г. Иркутска и мэру г. Иркутска.

Начальник управления

по стратегическому развитию

и инновационной политике

администрации г. Иркутска Е.Ю.Семёнов
просмотров: 206
 Форум

Ваше имя: где живете:
       e-mail:           www:


Введите код:




 Другие статьи
Завершается проектировка центральной части Иркутска

Проект планировки Октябрьского округа разрабатывался институтом «Иркутскгражданпроект» в 2006-2007 годах. Публичные слушания состоялись 16-17 апреля, в августе–октябре проект прошёл экспертизу строительных организаций, а 5 ноября состоялись повторные слушания. В проект были внесены изменения, предложенные МУП «ВКХ», ОАО «Иркутская электросетевая компания», ОАО «Иркутскгипродорнии». В опорном плане были скорректированы так называемые «красные линии» по улицам Третьего июля, Седова, в районе усадьбы Сукачёва, обозначены границы территорий памятников. Дальше...


Иркутск–2020: во что превратится центр и Октябрьский округ города

С середины апреля в Иркутске проходят публичные слушания по проектам планировки Центрального района и Октябрьского округа. Проектировщики рассказывают, какими они видят эти территории в 2020 году, жители города и чиновники мэрии слушают.
Обсуждение идет детальное: сколько квадратных метров жилья будет построено и где именно, как будет решаться проблема парковок и гаражей, где раскинутся парки и что пойдет под снос. Дальше...


Основные положения генерального плана г. Иркутска

«Генеральный план г. Иркутска» разработан ОАО «Иркутскгражданпроект» по заказу администрации г. Иркутска в соответствии с заданием на проектирование, согласованным губернатором Иркутской области, Главой администрации Иркутского района и утвержденным Мэром города Иркутска. Разработка генерального плана велась с 2001 по 2006 год в две стадии. В 2003 г. была разработана Концепция генерального плана, которая прошла общественные обсуждения и была утверждена решением городской Думы от 09.04.2004 г. № 003-20-440544/4., а в 2006году разработка генерального плана города была завершена. В составе данного проекта в соответствии с Заданием, согласованным с Министерством культуры РФ, разработан Проект зон охраны памятников истории и культуры г. Иркутска. Дальше...


Иркутск в картах. Город завершает детальную планировку округов

В 2010 году будет полностью завершена детальная планировка всех районов Иркутска. Сегодня закончена проектная работа по Ленинскому и Правобережному округам, ранее были вынесены на общественные слушания проекты Октябрьского и Кировского районов, а до конца года начнутся первые работы по Свердловскому округу и Второму Иркутску. Об этом рассказал главный архитектор города Андрей Красильников. Дальше...


«Иркутскгражданпроект» разработал проекты планировки территорий Ленинского и части Правобережного округа

Архитекторы института «Иркутскгражданпроект» разработали проекты планировки территорий Ленинского и части Правобережного округа, которые были представлены 31 октября в администрации Иркутска. Как рассказал и.о. главного архитектора Иркутска Андрей Красильников, в основу проектов детальной планировки лег генеральный план развития города, выполненный этой же организацией. Работа над проектами закончилась в начале октября текущего года. К выполнению проектов подрядная организация приступила в июне прошлого года. Сейчас проекты находятся на стадии согласования в администрации Иркутска. До июня 2009 года должны состояться общественные слушания с участием всех лиц, чьи интересы могут быть задеты в документах. Планируется летом 2009 года начать подготовку проектно-сметной документации. Дальше...


В Генплане Иркутска заложен вывод транзитного транспорта за пределы города и развитие инженерных сетей к 2020 году

В плане реализации Генерального плана города Иркутска предусмотрены мероприятия по развитию инфраструктуры, сообщил заместитель председателя комитета по градостроительной политике Иван Хомутинников на пресс-конференции, посвященной реализации первого этапа Генерального плана областного центра. Одной из главных задач реализации Генплана станет вывод транзитного транспортного потока, идущего в Ленинский и Куйбышевский районы, на правый берег реки Ушаковки. В перспективе ожидается строительство двух транспортных обходов города с запада и одного обхода с юга. Это поможет снять транзитную нагрузку на городские дороги, идущую с направления Ангарск – Шелехов. Дальше...


В рамках Генплана Иркутска планируется освободить 300 га для жилой застройки на территории нынешнего аэропорта

Вынос аэропорта за пределы Иркутска освободит огромную площадку под жилищное строительство, сообщил заместитель председателя комитета по градостроительной политике Иван Хомутинников на пресс-конференции, посвященной реализации первого этапа Генерального плана областного центра. Дальше...


Набережную продлят до Иркутского водохранилища

Многоуровневые развязки, высотные здания, развлекательные центры и новые микрорайоны. Все это в ближайшие 13 лет появится в Октябрьском районе Иркутска. Проект планировки округа будет готов в ноябре. Он будет частью нового генплана Иркутска до 2020 года. Только более подробной. Внешний вид района должен измениться до неузнаваемости. Площадь проектируемой территории - 2879 гектаров. Дальше...


В центре Иркутска появятся новые кольца

Транспортная схема центральной части областного центра будет основана на развитии двух магистральных колец, которые помогут разгрузить центр Иркутска от транзитного транспорта. Об этом сообщил главный архитектор проекта детальной планировки центральной части города Иркутска Николай Беляков. Дальше...


Всё идёт по плану

Вчера на Думе Иркутска был подведён итог шестилетней работы по созданию генерального плана города. К 2020 году в областном центре должна появиться скоростная кольцевая магистраль, аэропорт будет перенесён за пределы городской черты, культурно-исторический центр станет пешеходным, жилищный фонд увеличится до 16 млн. кв.м. Впрочем, как утверждают городские чиновники, генплан – документ концептуальный и дальнейшее развитие города зависит от программ, которые будут созданы на его базе. Дальше...



Долгожданный генплан

В пятницу в мэрии Иркутска прошли заключительные общественные слушания по генеральному плану города. За месяц обсуждений в адрес этого документа, определяющего развитие Иркутска до 2020 года, поступило 22 замечания, в основном касающихся транспортных аспектов и вопросов внешнего облика города. Дальше...


Чтобы Иркутск был удобен для жизни

На широкое обсуждение мэрия областного центра представила проект генерального плана развития города. Хотелось бы высказаться по поводу разделов, касающихся водоснабжения и водоотведения, от которых в немалой степени зависят благополучие, здоровье, экология Иркутска. Дальше...


Внешние дороги в новом генплане: мечты, которым... суждено сбыться?

В далекие 70-ые иркутяне прокладывали дорогу не только в светлое будущее. Транспортная сеть города расширялась и модернизировалась с каждым годом. Дальше...


Я верю – город будет... или Как имя-отчество Манилова?

Генплан столицы Восточной Сибири – это особая драматическая история. С 1970 года Иркутск не разрабатывал Генплана – хотя за почти четыре десятилетия и воды в Ангаре утекло целое небольшое море, и изменилось многое в технологиях, в подходах к проектированию и строительству как отдельных зданий, так и целых городов. Не говоря уже о том, что теперь уже Иркутск расположен совсем в другом государстве, да и социально-экономическая система сменилась на полярно противоположную. Дальше...


Евгений Третьяков: В Иркутске появится сибирская Венеция

В 2007 году завершается масштабная работа над Генеральным планом Иркутска, будет объявлен конкурс на застройку полуострова Кировский, муниципальные власти увидят проект строительства делового центра на месте рынка «Шанхай». С карты города может исчезнуть печально известный «дом на ногах». О градостроительных амбициях муниципалитета корреспонденту «ВСП» рассказал главный архитектор Иркутска Евгений Третьяков. Дальше...


Иркутск: туманное будущее транспортного центра

В девяностые годы прошлого века позиции Иркутска как транспортного узла несколько пошатнулись. Это было связано с общей кризисной ситуацией в российской экономике, когда по стране резко сократились перевозки грузов и пассажиров. А по мнению ведущего научного сотрудника лаборатории георесурсоведения и политической географии Института географии СО РАН Леонида БЕЗРУКОВА, «статус Иркутска как транспортного центра несколько понизился, когда узловым городом для трубопроводного транспорта стал Ангарск». Ангарск действительно является конечной точкой всей нефтепроводной системы России. В 2002-2003 годах проекты компаний ЮКОС и «Транснефть» конкурировали за строительство нефтепровода на Восток с нулевой отметкой в Ангарске, настолько близко расположенном от столицы Восточной Сибири, что его вполне можно отнести к иркутскому транспортному узлу. Однако, в конце концов, нефтепроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» взяла свое начало не здесь, а в Тайшете. Дальше...


Иркутск будет прирастать юго-востоком

Наша газета периодически поднимает тему генерального плана города. Напомним, что генплан Иркутска был заказан администрацией города Иркутска институту Иркутскгражданпроект в 2001 году. К числу любопытных изменений города, о которых уже можно говорить вслух, относятся планы относительно некоторых районов. Так, в Ново-Ленино и Академгородке планируется возвести жилые многоэтажки, а в районе Чертугеевского залива будет осуществляться смешанная застройка. Дальше...


В условиях ограниченной слышимости велась разработка иркутского генплана

На минувшей неделе в Иркутскгражданпроекте состоялось совещание разработчиков генплана с руководством мэрии. Пригласили туда и журналистов.

Основное сообщение прозвучало из уст начальника отдела генерального плана и территориальной деятельности Екатерины Протасовой. Она напомнила, что разработка нынешнего генплана началась в июне 2001 года. А в 2003 году этот основополагающий для города документ должен был вступить в силу. Дальше...


Новый мост, возможно, не избавит Иркутск от пробок

Новая схема движения автотранспорта, которую разрабатывают сейчас сотрудники технического университета, стала предметом обсуждения на совместной пресс-конференции профессора кафедры менеджмента на автомобильном транспорте факультета транспортных систем Иркутского государственного технического университета Александра Михайлова и начальника отдела транспорта и связи администрации Иркутска Александра Фирсова, состоявшейся 29 мая. Заказчиком исследования выступила администрация Иркутска. Дальше...


Что будет в центре Иркутска на месте "деревяшек"

Наш город с 70-х годов относится к уникальным историческим центрам. Иркутские "деревяшечки" любимы эстетами и туристами, но вот жить в них невозможно. Казалось, еще чуть-чуть — и эта проблема перейдет в разряд вечных. Но нет — на этой неделе главный архитектор Иркутска Евгений Третьяков представил губернатору Иркутской области Александру Тишанину новый генплан города и концепцию его застройки. Сегодня мы расскажем читателям "Пятницы" более подробно о грядущих изменениях в облике города Дальше...



Иркутск через четверть века станет городом супер

До настоящего времени Иркутск развивался по генеральному плану, который разрабатывался в 1970 году, а корректировался только в 1985-м. За это время произошли колоссальные изменения, пришла пора разрабатывать новую стратегию развития города. Недавно сотрудники института Иркутскгражданпроект познакомили журналистов с основными положениями концепции генерального плана Иркутска на предстоящие двадцать пять лет Дальше...


О новых правилах землепользования и застройки

Сегодня градостроительному совету был представлен проект правил землепользования и застройки Иркутска. Как рассказал руководитель коллектива разработчиков документа Иван Хомутинников, эти правила составят основу нового градостроительного кодекса. Дальше...


Город-мечтаю. Иркутск примеряет новый генплан

В четверг на суд иркутской общественности была представлена концепция генерального плана областного центра. Дальше...


Санитарный врач раскритиковал проект генплана. Не найдя в нем схемы вывоза мусора

Вчера главный врач Иркутского городского центра санэпиднадзора Николай Чубук заявил, что генеральный план развития Иркутска, разрабатываемый в настоящее время, не согласован с санитарно-эпидемиологическими службами города и вызывает у них ряд нареканий. Господин Чубук остался недоволен тем, что в генплане отсутствует схема вывоза мусора и не предусмотрен перенос аэропорта за черту города Дальше...


Мэрия Иркутска предложила горожанам поработать над концепцией генплана

Вчера в мэрии Иркутска журналистам рассказали о концепции нового генерального плана столицы Приангарья. Выяснилось, что главный архитектурный документ будет более реалистичным — например, в отличие от действующего генплана 1970 года, разработчики и мэрия уже не планируют вынести аэропорт за городскую черту Дальше...


Иркутск разработал программу развития на 13 лет вперёд

67 млрд. рублей бюджета и 620 тыс. населения – таким видится Иркутск через 13 лет авторам программы социально-экономического развития города до 2020 года. Неделю назад документ был одобрен на общественных слушаниях, до конца августа его рассмотрит парламент города. Эксперты «ВСП» полагают, что проект реализуем только за счёт мощных инвестиционных вливаний. Авторы признают амбициозность документа, но считают, что именно сейчас у Иркутска есть шанс сделать рывок сразу по нескольким направлениям – агломерация, инновации, логистика. Дальше...


Виктор Кондрашов: «Генплан Иркутска – не догма, возможно, в следующем году мы его изменим»

Генеральный план города Иркутска не соответствует современным требованиям развития городов. Он разработан по устаревшим нормативно-правовым документам. В следующем году генплан, вероятно, будет меняться. Об этом на стратегическом форуме «Философия развития Иркутска: первая сессия – градостроительная среда» сообщил мэр Иркутска Виктор Кондрашов. Дальше...




 Поиск Google  

 
Web baikalarea.ru
 Разделы  

Байкальский край
Иркутск
Иркутяне
Улицы
Районы
Новые стройки
Общественные места
Примечательные места
История
Культура
Генплан
Фотогалерея
Мегаполис
Парки, зеленые зоны
Памятники
Памятники архитектуры
Монументальные сооружения
Церкви
Кладбища
Организации
Иркутск день за днем
События
Иркутску 350 лет

 Генплан 28 

1. Виктор Кондрашов: «Генплан Иркутска – не догма, возможно, в следующем году мы его изменим»
2. Иркутск разработал программу развития на 13 лет вперёд
3. Мэрия Иркутска предложила горожанам поработать над концепцией генплана
4. Санитарный врач раскритиковал проект генплана. Не найдя в нем схемы вывоза мусора
5. Город-мечтаю. Иркутск примеряет новый генплан
6. О новых правилах землепользования и застройки
7. Иркутск через четверть века станет городом супер
8. Что будет в центре Иркутска на месте "деревяшек"
9. Новый мост, возможно, не избавит Иркутск от пробок
10. В условиях ограниченной слышимости велась разработка иркутского генплана
11. Иркутск будет прирастать юго-востоком
12. Иркутск: туманное будущее транспортного центра
13. Евгений Третьяков: В Иркутске появится сибирская Венеция
14. Я верю – город будет... или Как имя-отчество Манилова?
15. Внешние дороги в новом генплане: мечты, которым... суждено сбыться?
16. Чтобы Иркутск был удобен для жизни
17. Долгожданный генплан
18. Всё идёт по плану
19. В центре Иркутска появятся новые кольца
20. Набережную продлят до Иркутского водохранилища
21. В рамках Генплана Иркутска планируется освободить 300 га для жилой застройки на территории нынешнего аэропорта
22. В Генплане Иркутска заложен вывод транзитного транспорта за пределы города и развитие инженерных сетей к 2020 году
23. «Иркутскгражданпроект» разработал проекты планировки территорий Ленинского и части Правобережного округа
24. Иркутск в картах. Город завершает детальную планировку округов
25. Основные положения генерального плана г. Иркутска
26. КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Г.ИРКУТСКЕ НА 2008-2020 ГОДЫ
27. Иркутск–2020: во что превратится центр и Октябрьский округ города
28. Завершается проектировка центральной части Иркутска

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


81 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым