"Аэрокобра": сибирский маршрут
"Труд" от 04.07.2000
Продолжается межконтинентальный перелет по лендлизовской трассе Аляска-Сибирь, генеральным информационным спонсором которого является газета "Труд". Акция посвящена памяти советских и американских летчиков, которые в годы второй мировой войны перегоняли истребители и бомбардировщики, поставлявшиеся нашей стране союзниками по ленд-лизу.
В аэропорту "Емельяново" в Красноярске самолет Ли-2 (а именно на таких возвращались на базы летчики-перегонщики) встречали ветераны. Их, работавших на "Алсибе", осталось здесь трое - Василий Сломнюк и Александр и Валентина Ореховские. Кстати, супруги Александр Иванович и Валентина Георгиевна на трассе и познакомились, он - летал, она работала радиотехником.
- Всякое бывало тогда, - рассказывает Александр Иванович. - Однажды, когда взлетали из Подкаменной Тунгуски, молодой пилот не справился с управлением - шасси сложились, и "мы пошли считать пеньки". Все двери заклинило, пришлось выбираться через автолюк, падали оттуда прямо в снег.
Александр Иванович был свидетелем и другой страшной авиакатастрофы. На взлете из Красноярска разбились сразу два Ли-2, произошел мощный взрыв - сгорело все, никого спасти не удалось, - а было в самолетах человек по тридцать. Они направлялись в Киренск на Лене, где должны были принять самолеты, поступившие из США по ленд-лизу, и перегнать их в Красноярск. Самолеты с останками летчиков в сибирской тайге находят до сих пор.
- На одном из "воздушных извозчиков", - вспоминает Ореховский, - должен был лететь начальник штаба 5-го перегоночного полка. Но он решил посадить в самолет жену и двоих ребятишек, потому что Ли-2 хорошо обогревались. Когда самолеты падали, он стоял на летном поле, все видел - и за несколько секунд поседел...
В авиаперегоночную дивизию, которую возглавил известный полярный летчик Илья Мазурук, старались отбирать самых опытных фронтовых летчиков. Александр Липилин, живущий ныне в столице, до мобилизации в Сибирь успел заслужить звание Героя Советского Союза за девять сбитых немецких самолетов. И вот, рассказывает он, осенью 1942 года весь 41-й истребительный авиаполк снимают из-под Новгорода и направляют сначала в Иваново на переобучение, освоение иностранной авиатехники, а затем в Красноярск, на трассу.
И это несмотря на то, что немцы в те дни прижали защитников Сталинграда к берегу Волги. Позиции советских войск постоянно бомбили до двухсот "Юнкерсов", справиться с которыми нашим потрепанным истребительным эскадрильям было явно не под силу. Опытнейший летчик Гурий Сорокин, освоивший американский бомбардировщик "Бостон", был послан на Колыму, в Сеймчан.
Там он принимал американские самолеты, перегонял их по самому сложному участку трассы, который проходил над полюсом холода Оймяконом и Верхоянским хребтом до Якутска. Советскую приемочную миссию в Фербенксе на Аляске возглавил командир 211-й бомбардировочной дивизии, воевавшей на "Бостонах", Михаил Мачин.
В известной переписке лидеров трех ведущих держав антигитлеровской коалиции - СССР, Англии, США - летом и осенью 1942 года Сталин в телеграммах Рузвельту чаще всего взывал: истребители, срочно нужны истребители... Настойчивость понятная. К началу войны советские авиастроители запустили в серию лишь один истребитель, отвечавший требованиям того времени: МиГ-3. Лавочкин и Яковлев еще "доводили" свои новые конструкции. Многие находившиеся в западных областях и в Москве авиазаводы были эвакуированы за Волгу и Урал, и нужно было время, чтобы они начали выпускать продукцию. Потому-то как нельзя кстати была помощь самолетами по ленд-лизу.
В самые сжатые сроки в Красноярске, Киренске, Якутске, на Колыме и Чукотке были оборудованы аэродромы, способные принять американские самолеты. Что называется, на ходу учили пилотов-перегонщиков понимать показания приборов, обозначенные в футах и галлонах.
Уже к весне 1943 года эскадрильи новых истребителей постоянно летели с Аляски на Запад. Летчики пяти перегоночных полков передавали их друг другу как эстафету: в Уэлькале у залива Креста принимали эскадрильи, перелетевшие через Берингово море из Фербенкса и Нома; следующий перегоночный полк вел крылатые машины до Сеймчана; очередной - до Якутска, четвертым этапом был Киренск на берегу Лены, и завершалась эстафета на берегах Енисея в Красноярске. Здесь с истребителей снимали крылья и везли их на фронт по железной дороге. А перегоночные экипажи в Ли-2 возвращались на восток к месту дислокации своих авиаполков.
Но сколь ни отлажена была работа трассы, утрат избежать не удалось. 115 человек сложили здесь свои головы. И хотя специалисты утверждают, что для такой массы - 8000 самолетов, переправленных через многие тысячи километров, - процент потерь ничтожен, гибель этих людей была и остается трагедией.
В субботу экспедицию, организованную комитетом "Памяти союзников-авиаторов" и фондом "Историческое наследие", принимали в Киренске.
Любовь Рак, Юрий Попов
просмотров: 1465
Ссылки
Ссылки Дальше...
Рассказы о декабристах. Валериан Голицын.
По приговору Верховного Уголовного Суда Валериана лишили чинов и дворянства и выслали в Сибирский городок Киренск. Это забытое Богом место городом можно было назвать с большой натяжкой. Жило там человек 700 и все они были такими дремучими провинциалами, что Голицыну не о чем было с ними говорить. Слово «театр» звучало для них совершенно абстрактно, о существовании библиотек кое-кто слышал , но пользоваться ими они считали непозволительной роскошью. Дальше...
Углов Федор: Рецепт долгой жизни. "Делай добро. Зло, к сожалению, само получится"
Стать хирургом Федор Углов решил еще в юности. В его родном маленьком сибирском городке Киренске на реке Лене был замечательный доктор Светлов. И, глядя, как он почти воскрешал людей, Федор отправился в Иркутск, в медицинский институт. «Я ведь из рабочей семьи, - рассказывает Углов, - отец работал слесарем на пароходе, в Сибирь был отправлен на вечное поселение семнадцатилетним мальчишкой за чтение революционной литературы. Здесь и познакомился с мамой - простой неграмотной крестьянской девушкой. Зато какой природной мудростью она обладала! Знаете, ведь именно родителям, маме я обязан долголетием. И не только генетически, а той атмосферой, которая была в семье. Она научила простым истинам: подниматься из-за стола чуточку голодным, научила терпению и доброму отношению к людям» Дальше...
В Киренске открывается школа ремесел
Школа ремесел для детей откроется вскоре на базе кружка народных промыслов при краеведческом музее г. Киренска. Работы юных киренчан, которые занимаются в кружке, получили высокую оценку специалистов Иркутского областного Центра народного творчества и ремесел, рассказала зав. отделом по культуре администрации г. Киренска Наталья Анкудинова. Детские поделки украсят экспозицию, действующую при Центре народного творчества и ремесел Дальше...
Почему Киренга называется Киренгой?
Река Киренга -- правый приток Лены, что несет свои воды в соседней Иркутской области. По ее названию получил свое имя город Киренск. По толкованию М.Мильхеева, топоним происходит от эвенкийского "кири" -- грязь, грязная река; "нга" -- суффикс. Дальше...
Киренск
Название по расположению на р. Киренга (правый приток Лены); киренга - "грязная (чёрная) река" (из эвенкского кири "грязь", -нга суффикс), получившая название за тёмный цвет песков и гальки, покрытых чёрным налётом гидроокиси марганца, которые представлены на значительной части течения реки. Дальше...
Герб уездного города Киренгска
"В верхней части щита герб Иркутский. В нижней, в золотом поле, протекающая и разделяющаяся на два устья река Киренга; посему и город по оной наименование получил". Дальше...
Самый старый котел области скоро справит столетие
В этом году сотрудники энергонадзора, которые проверяли котельные Киренского района, были сильно удивлены, когда ознакомились с паспортом одного из котлов. Оказывается, он исправно работает аж с 1928 года. По мнению специалистов, если правильно его эксплуатировать, то котел может проработать еще столько же лет. А вот представители энергонадзора считают по-иному и выдали предписание сменить котел на менее возрастной Дальше...
Киренск: город-остров, на котором жить непросто
Почти 230 лет назад казаки облюбовали остров, омываемый красавицами Леной и Киренгой. Надо полагать, отцы-основатели прочили северному острогу большое будущее. Не зря ведь тащили сюда пушки, строили башни с бойницами. Русские купцы видели в Усть-Киренске своеобразный вокзал, откуда уходили экспедиции на бескрайний Север. Одно не сумели предугадать наши предки: их далекие потомки окажутся никудышными лавочниками, двигающие свое дело в основном за счет поддельного алкоголя. Бестолковыми купцами, угнавшими за моря флот, который не один год кормил город. Праотцам и в страшном сне не могло приснится, что их последователи будут еле-еле сводить концы с концами, живя на берегу двух рек посреди почти нетронутой тайги Дальше...
|