Гидроузел на р. Мамакан
Состав сооружений: гидроэлектростанция длиной 76,3 м, бетонная плотина длиной 345 м состоит из левобережной глухой плотины длиной 121,75 м, щитовой стенки длиной 58 м, водосбросной плотины длиной 135,5 м и правобережной глухой плотины длиной 31,4 м, ОРУ 110 кВ.
Дальше...
Патриот золотого края
Множество самых разных событий пережила земля бодайбинская, из недр которой вот уже 160 лет добывают золото. Много человеческих судеб вписано в историю сурового края. Жизнь человека, о котором пойдет рассказ, весьма интересна. Николай Николаевич Мунгалов - бывший геолог, ветеран золотоплатиновой промышленности, ветеран Союззолота, почетный житель Бодайбо - является настоящим патриотом района. Много лет он посвятил изучению истории золотого края, обобщил свои труды в исторических очерках "Ленские золотые прииски", первая часть которых уже опубликована, а вторая книга с одноименным названием готовится к печати. Дальше...
Бодайбо. Железная дорога
Очередной пункт "Большой энциклопедии Иркутской губернии" - Бодайбинская железная дорога - наверняка вызовет у некоторых недоумение. "Какая такая дорога?! - воскликнет неверующий читатель. - Известно, что в Бодайбо можно добраться по воде, воздуху и дороге-зимнику".
Однако если кто-нибудь бывал в северном городке, то, наверное, слышал, а может и даже видел, настоящий паровоз. Много лет свидетель и непосредственный участник железнодорожной эпопеи покоится на одной из улиц старательского городка. К сожалению, даже местные жители мало что знают о железной узкоколейной дороге, демонтированной в 1967 году по приказу Минцветмета и Лензолота. Дальше...
Среда выживания
Вы когда-нибудь задумывались о том, как порой парадоксальны могут быть российские города. Особенно те, что расположены в сибирской глубинке. Признаться, я и сам над этим голову никогда не ломал, пока редакторской волей не попал в Бодайбо. В город, являющийся центром самого золотого в России района. В город, где на душу населения приходится, пожалуй, максимальное количество », в том числе дорогих, серии 100. В город, где, наверное, самые плохие в области дороги и где отсутствуют какие бы то ни было крупные предприятия, кроме небольшого мясокомбината и разбросанных по всему району приисков. Суровый климат: морозы за 50С и жара«>за сорок». Люди и техника работают в поистине экстремальных условиях, а инженерная мысль у простых механиков и водителей порой бьет ключом, а взаимовыручка — одно из основных человеческих качеств... Честное слово, на западе России и тем более за границей подобного не встретишь. Да и в Иркутске мало кто представляет, как живут в Бодайбо. А потому, недолго думая, погрузившись в АН-24, который для района все равно что для иркутянина маршрутное такси Центр — Ново-Ленино, я отправился на север Дальше...
 |
Мамаканская ГЭС
Добывать золото на Ленских приисках начали с 1855 года, поначалу используя только мускульную силу. Чтобы получить больше металла, золотодобытчики уже в те времена пытались использовать энергию воды, сооружая русловодные канавы. Первым получить электричество предложил главный управляющий акционерным обществом Лензото Леопольд Фердинандович Грауман. Общее собрание компании выделило 50 тыс. рублей на возведение гидростанции на реке Ныгри, на Павловском прииске. Строительство длилось 5 лет. 30 октября 1896 года Павловская ГЭС мощностью 300 лошадиных сил дала первый ток. Это была первая в России электростанция, способная передавать энергию высокого напряжения (до 10 000 вольт) по воздушным линиям на расстояние до 20 километров Дальше...
Куда идешь, "столица золотая"?
Бодайбо осталось в самом начале прошлого столетия, когда здесь еще не открылась первая в России электрифицированная железная дорога, кое-где загорались электрические лампочки и часто гасли, но были предметом гордости горожан. Сегодня в Бодайбо нет мобильной связи, хороших дорог, не видно общественного транспорта, отвратительная телефонная связь и едва теплящаяся электронная почта. Вечером на улицах темно, как в 19 веке... Но и 100 лет назад в Бодайбо был музей, организованный человеком, радеющим о связи прошлого и будущего. Помимо музея, в первые годы двадцатого столетия горный инженер Тульчинский создал первую в городе библиотеку, реальное училище для мальчиков и прогимназию для девочек. После революции музей сгорел, а его создателя заклеймили именем предателя за участие в Ленских событиях. В 30-е годы Тульчинский то ли умер сам, то ли ему помогли Дальше...
Самый одинокий паровозик
На одной из окраинных улиц Бодайбо, на улице Урицкого, стоит уникальный памятник. Это действующий паровоз, оставшийся без дороги. Собственно, и памятником он в полном смысле не является. Когда узкоколейку демонтировали, он так и остался стоять там, где его застигли деструктивные работы, на обочине одной из улиц Дальше...
Бодайбо — край на золоте и костях
Мы говорим "Бодайбо", подразумеваем "золото". В Бодайбо можно говорить с местным населением на любую тему — она все равно очень скоро упрется в тему бодайбинского золота. Здесь каждая из многочисленных артелей — это градообразующее предприятие. Потому что кроме золотодобычи в Бодайбо заниматься просто нечем, исключая, конечно, "женское" ремесло социальной сферы — магазины, школы, районную администрацию... Дальше...
|