baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



Мамаканская ГЭС



Первая в мире станция на вечной мерзлоте

Золото требует электроэнергии

Добывать золото на Ленских приисках начали с 1855 года, поначалу используя только мускульную силу. Чтобы получить больше металла, золотодобытчики уже в те времена пытались использовать энергию воды, сооружая русловодные канавы. Первым получить электричество предложил главный управляющий акционерным обществом Лензото Леопольд Фердинандович Грауман. Общее собрание компании выделило 50 тыс. рублей на возведение гидростанции на реке Ныгри, на Павловском прииске. Строительство длилось 5 лет. 30 октября 1896 года Павловская ГЭС мощностью 300 лошадиных сил дала первый ток. Это была первая в России электростанция, способная передавать энергию высокого напряжения (до 10 000 вольт) по воздушным линиям на расстояние до 20 километров. Павловская ГЭС могла работать только летом, в зимнее время около нее устанавливались два паровых локомобиля по 25 лошадиных сил, которые обеспечивали освещение прииска, подъем песков и водоотлив.

Россыпи золота на реке Бодайбо требовали применения новых технологий, и без электричества обойтись было невозможно. А так как река бежала по сплошному и мощному потоку золота, по ее берегам было построено множество приисков, потребовалось возвести целый каскад ТЭС и ГЭС. Всего построили 7 станций. В 1915 году общая длина электрических линий составила 41 километр.

В 1936 году построена Мамаканская ТЭС с одним турбоагрегатом 2000 кВт. Сначала она работала на дровах, потом на угле. Одновременно шло строительство высоковольтных линий, которые связали все главные поселки района, положив начало единой энергосистеме. Но электроэнергии все равно не хватало.

По решению правительства СССР осенью 1957 года начинается строительство Мамаканской ГЭС. Почти два года велась подготовка в основному этапу комсомольской стройки — перекрытию Мамакана. С присущим советским энтузиазмом вершить дела досрочно дату перекрытия реки определили 15 сентября. В газете "Восточно-Сибирская правда" даже появилась специальная рубрика под девизом "Перекроем Мамакан к 15 сентября", где почти ежедневно публиковались материалы о ходе строительства.

Соревнования за право бросить первый камень

Не все шло гладко. У строителей периодически возникали проблемы то с поставкой бетона, то с его качеством. "Недостатки не устраняются", "Медлить с цементацией нельзя!" — пестрили подобными заголовками газетные страницы. Тем не менее работы продолжались. 12 сентября, за три дня до намеченного срока, ширина русла реки составляла всего 40 метров (при первоначальной ширине 200 метров). Перекрыть реку к 15 сентября не успели. Экскаваторщик Новиков отправил в Иркутск срочное сообщение: "Плохо используется техника. Наш трехкубовый экскаватор "Уралец" часто бездействует, для него не подготавливается своевременно фронт работ, в результате чего мы простояли 14, 15 и 16 сентября. А ведь до перекрытия на отводящем канале надо вынуть сотни кубометров скалы".

Газетную рубрику в срочном порядке исправили на "Перекроем Мамакан в сентябре!". Среди гидростроителей развернулось соревнование за право сбросить первый камень с надписью "Покорим Мамакан!". Победил в нем водитель МАЗа Александр Павлов.

Сложности при строительстве возникли еще и потому, что перекрытие реки велось "редким и сложным в гидростроении пионерным способом и лишь с одного берега. Это вызвано профилем берегов" ("Восточно-Сибирская правда" от 26 сентября 1959 года).

Штурм северной реки начался 25 сентября. За день до этого строители разбирали земляные перемычки, ограждавшие котлован. На перекрытие Мамакана ушло 34 часа. Всего в гидроузел уложили 246 тыс. кубометров бетона и железобетона. Для устойчивости сооружения в скальном основании пришлось пробурить и зацементировать 15 тыс. скважин.

22 декабря 1961 года дала промышленный ток первая турбина, а уже в 1962-м, досрочно, гидроэлектростанция была пущена на полную мощность.

Подвиг комсомольца

Газетные публикации того времени пестрели самыми разнообразными материалами о Мамакане. В них не только клеймили недостатки, но и подробно описывали подвиги гидростроителей. На всю страну прогремел смелый поступок машиниста кабельного крана Марата Яковлева.

Кабельный кран — сооружение для подъема или спуска груза и перемещения его в горизонтальном направлении. Состоит из двух опор, между которыми на тросах ходит тележка. На Мамакане такой кабель-кран был установлен на скалах на высоте более 70 метров. Однажды тележка соскочила с 400-метрового троса. Вот как описывала подвиг "Комсомольская правда" 23 октября 1959 года:

"Опустив руки, стоял у обрыва машинист крана Марат Яковлев. Далеко внизу, в котловане ГЭС, девчата лопатами сбрасывали с автомашин тяжелый бетон.

— А я отдыхаю, — с горечью подумал Марат.

Спичечной коробкой висела на паутинках тросов тележка. До нее 200 метров. Как добраться? "А если по тросу?" — мелькнула мысль. Марат подошел к обрыву. Ну и высота! Холодок пробежал по спине. "А все же стоит рискнуть"! И Марат пошел в управление стройки. Сначала ему отказали.

Тогда товарища поддержали комсомольцы:

— Разрешите. Ручаемся, все будет в порядке.

И вот парень двинулся в опасный путь. Метр за метром приближался он к тележке. Взглянул вниз, и тут же отвел глаза. "Нет, лучше не смотреть". Вот наконец и тележка. Марат попытался было поставить ее на место. Но двухтонная махина даже не шелохнулась. Тогда с помощью двух ломиков и уголка, которые он предусмотрительно с собой захватил, Яковлев стал подтягивать тележку на место".

Четыре часа висел на тросах комсомолец. На холоде, маленьким ломиком он сумел поставить тележку на место.

По поводу окончания строительства станции ЦК КПСС и Совет Министров СССР направил телеграмму "рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим Мамакангэсстроя, всем участникам строительства Мамаканской ГЭС", в которой поздравляет всех с "замечательной трудовой победой — досрочным вводом на полную мощность Мамаканской ГЭС. Окончание сооружения ГЭС — достойный вклад строителей в дело осуществления советов великого Ленина по электрификации всей страны, творчески развитых в решениях XXII съезда КПСС".

40 лет спустя

Особенность Мамаканской ГЭС в том, что выработка электроэнергии полностью зависит от годового стока реки. Весной и летом, в период половодья и паводков, ГЭС может дать энергии больше, чем ее потребляют в районе, но из-за отсутствия регулирующего водохранилища станция сбрасывает излишки воды (до 70% годового стока реки) через плотину в нижний сбор и теряет около 300 млн кВт/часов электроэнергии. А зимой, наоборот, ГЭС испытывает дефицит притока воды, и выработка электроэнергии снижается до 4 млн кВт/час в месяц.

Все дело в том, что Мамаканское водохранилище имеет небольшую емкость и не может создать запас воды, который позволил бы более равномерно в течение года вырабатывать электроэнергию. Проблемы дефицита энергии зимой и холостого сброса воды в летние месяцы частично решили за счет строительства и ввода в эксплуатацию линии электропередачи ВЛ-220 кВ Таксимо-Мамакан. Чтобы полностью решить проблему устойчивого электроснабжения промышленности и населения района, необходимо создать дополнительное водохранилище выше по реке Мамакан.

О возможности существования такой проблемы задумывались еще во времена проектирования ГЭС. В дополнение к основной ГЭС предусматривалось строительство на Мамакане 2-й ГЭС, Тельмамской, которая должна была регулировать сток воды в реке и выравнивать отдачу электроэнергии МГЭС по сезонам года. Тельмамскую ГЭС даже начали строить в 1985 году, а в 1993-м все работы были остановлены из-за отсутствия финансирования.

В октябре Мамаканской ГЭС исполнилось 42 года. Оборудование необычного объекта устаревает. До конца максимального срока работы турбин ГЭС осталось 2 года. Стоимость замены этих агрегатов исчисляется миллионами. Трансформаторы по нормам должны эксплуатироваться не более 25 лет. Их еще ни разу не меняли. Работники Мамаканской ГЭС пытаются проводить ремонт своими силами. Вернее, ремонтируют все, что могут отремонтировать сами.

Справка "Копейки":

Мамаканская ГЭС — гидроэлектростанция на реке Мамакан (левый приток Витима), Бодайбинский район. Это первая в мире ГЭС, построенная на вечной мерзлоте. Возведение станции началось осенью 1957 года. За ходом работ на Всесоюзной ударной комсомольской стройке следила вся страна. Первый промышленный ток Мамаканская ГЭС дала уже 22 декабря 1961 года. Вторую турбину запустили через неделю. 4 октября 1962 года в эксплуатацию ввели четвертый агрегат, и станция достигла проектной мощности — 86 тысяч килоВатт. До строительства ГЭС в Бодайбинском районе действовали несколько небольших гидроэлектростанций и одна тепловая (1934). Сейчас Мамаканская ГЭС входит в состав ЗАО Витимэнерго.

Ольга Контышева

Источник
просмотров: 2145
 Форум


 Другие статьи

Гидроузел на р. Мамакан

Состав сооружений: гидроэлектростанция длиной 76,3 м, бетонная плотина длиной 345 м состоит из левобережной глухой плотины длиной 121,75 м, щитовой стенки длиной 58 м, водосбросной плотины длиной 135,5 м и правобережной глухой плотины длиной 31,4 м, ОРУ 110 кВ. Дальше...


Патриот золотого края

Множество самых разных событий пережила земля бодайбинская, из недр которой вот уже 160 лет добывают золото. Много человеческих судеб вписано в историю сурового края. Жизнь человека, о котором пойдет рассказ, весьма интересна. Николай Николаевич Мунгалов - бывший геолог, ветеран золотоплатиновой промышленности, ветеран Союззолота, почетный житель Бодайбо - является настоящим патриотом района. Много лет он посвятил изучению истории золотого края, обобщил свои труды в исторических очерках "Ленские золотые прииски", первая часть которых уже опубликована, а вторая книга с одноименным названием готовится к печати. Дальше...


Бодайбо. Железная дорога

Очередной пункт "Большой энциклопедии Иркутской губернии" - Бодайбинская железная дорога - наверняка вызовет у некоторых недоумение. "Какая такая дорога?! - воскликнет неверующий читатель. - Известно, что в Бодайбо можно добраться по воде, воздуху и дороге-зимнику". Однако если кто-нибудь бывал в северном городке, то, наверное, слышал, а может и даже видел, настоящий паровоз. Много лет свидетель и непосредственный участник железнодорожной эпопеи покоится на одной из улиц старательского городка. К сожалению, даже местные жители мало что знают о железной узкоколейной дороге, демонтированной в 1967 году по приказу Минцветмета и Лензолота. Дальше...


Среда выживания

Вы когда-нибудь задумывались о том, как порой парадоксальны могут быть российские города. Особенно те, что расположены в сибирской глубинке. Признаться, я и сам над этим голову никогда не ломал, пока редакторской волей не попал в Бодайбо. В город, являющийся центром самого золотого в России района. В город, где на душу населения приходится, пожалуй, максимальное количество », в том числе дорогих, серии 100. В город, где, наверное, самые плохие в области дороги и где отсутствуют какие бы то ни было крупные предприятия, кроме небольшого мясокомбината и разбросанных по всему району приисков. Суровый климат: морозы за 50С и жара«>за сорок». Люди и техника работают в поистине экстремальных условиях, а инженерная мысль у простых механиков и водителей порой бьет ключом, а взаимовыручка — одно из основных человеческих качеств... Честное слово, на западе России и тем более за границей подобного не встретишь. Да и в Иркутске мало кто представляет, как живут в Бодайбо. А потому, недолго думая, погрузившись в АН-24, который для района все равно что для иркутянина маршрутное такси Центр — Ново-Ленино, я отправился на север Дальше...


Куда идешь, "столица золотая"?

Бодайбо осталось в самом начале прошлого столетия, когда здесь еще не открылась первая в России электрифицированная железная дорога, кое-где загорались электрические лампочки и часто гасли, но были предметом гордости горожан. Сегодня в Бодайбо нет мобильной связи, хороших дорог, не видно общественного транспорта, отвратительная телефонная связь и едва теплящаяся электронная почта. Вечером на улицах темно, как в 19 веке... Но и 100 лет назад в Бодайбо был музей, организованный человеком, радеющим о связи прошлого и будущего. Помимо музея, в первые годы двадцатого столетия горный инженер Тульчинский создал первую в городе библиотеку, реальное училище для мальчиков и прогимназию для девочек. После революции музей сгорел, а его создателя заклеймили именем предателя за участие в Ленских событиях. В 30-е годы Тульчинский то ли умер сам, то ли ему помогли Дальше...


Самый одинокий паровозик

На одной из окраинных улиц Бодайбо, на улице Урицкого, стоит уникальный памятник. Это действующий паровоз, оставшийся без дороги. Собственно, и памятником он в полном смысле не является. Когда узкоколейку демонтировали, он так и остался стоять там, где его застигли деструктивные работы, на обочине одной из улиц Дальше...


Бодайбо — край на золоте и костях

Мы говорим "Бодайбо", подразумеваем "золото". В Бодайбо можно говорить с местным населением на любую тему — она все равно очень скоро упрется в тему бодайбинского золота. Здесь каждая из многочисленных артелей — это градообразующее предприятие. Потому что кроме золотодобычи в Бодайбо заниматься просто нечем, исключая, конечно, "женское" ремесло социальной сферы — магазины, школы, районную администрацию... Дальше...




 Поиск Google  

 
Web tmidea.ru
 Разделы  

Байкальский край
Прибайкалье
Регионы
Ангарск
Шелехов
Братск
Усть-Илимск
Нижнеудинск
Тайшет
Деревни, поселки
Александровск
Алужино
Алымовка
Ангасолка
Аршан
Ахины
Байкал порт
Байкальск
Баклаши
Балаганск
Балахнинский
Барлук
Батама
Баяндай
Белореченский
Бельск
Березовый
Бильчир
Бодайбо
Фотографии
Большая Речка
Большие коты
Большое Голоустное
Большой луг
Борохал
Бургаз
Бурдаковка
Буреть
Быстрое
Верхнемарково
Веселый
Визирный
Витим
Вихоревка
Воробьево
Голуметь
Горячий ключ
Горяшино
Грановщина
Грудинино
Грязнушка
Ербогачен
Жданово
Железнодорожный поселок
Жердовка
Забитуй
Заводской
Залари
Заречное
Зима
Ивановка
Капсал
Карда
Карлук
Карнаухово
Катанга
Кахинское муниципальное образование
Качуг
Кимилтей
Киренск
Ключи
Ковыкта
Култук
Кутулик
Листвянка
Максимовщина
Мальта
Мама
Манзурка
Мардай
Марково
Мегет
Мельзаны
Мельничная падь
Метляево
Михайловка
Мишелевка
Моты
МРС
Мурино
Нагалык
Нижнеудинск
Новожилкино
Новонукутский
Новоснежый
Нуху-Нур
Обхой
Одинск
Оек
Окунайский
Олонки
Олха
Парамоновка
Патроны
Петрово
Пивовариха
Пихтинск
Подкаменная
Покровка
Половина
Преображенка
Прохоровка
Ревякино
Савватеевка
Саган-Жалгай
Сафроновка
Саянск
Свирск
Селиваниха
Слюдянка
Старая Ангасолка
Суховский
Сухой Ручей
Тайтурка
Тальники
Тельма
Тибельти
Тихоновка
Тулун
Тургеневка
Тыреть
Узкий Луг
Урик
Урик
Усолье-Сибирское
Усть-Алдан
Усть-Куда
Усть-Кут
Усть-Уда
Уталай
Утулик
Хайта
Холмушино
Хор-Тагна
Черемхово
Чуна
Ширяево
Шиткино
Шишкино
Шутхулун
Мангутай
Тугутуй
Петровка
Хохорск
Кеуль
Шаманка
Усть-Орда
Онгурены
Верхоленск
Якурим
Карам
Нюруткан
Средний
Черноруд
Рудовка
Анучинск
Каменка
Заплескино
Воробьевка
Хомутово
Поздняково
Куйтун
Пономарево
Буря
Вершина
Угольник
Большой Кашелак
Вершининск
Еленинск
Старообрядческие поселки
Памятники природы
Горы
Пещеры
Реки
Скальники
Природные явления
Прибайкальский национальный парк

 Бодайбо

1. Бодайбо — край на золоте и костях
2. Самый одинокий паровозик
3. Куда идешь, "столица золотая"?
4. Мамаканская ГЭС
5. Среда выживания
6. Бодайбо. Железная дорога
7. Патриот золотого края
8. Гидроузел на р. Мамакан

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


1074 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым