baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



Куда идешь, "столица золотая"?



Марина САВЧЕНКО

Город Бодайбо гордо именует себя золотой столицей России. Признаться, грустно читать эти слова на главной площади города, одной из немногих заасфальтированных мест в "столице".

Бодайбо осталось в самом начале прошлого столетия, когда здесь еще не открылась первая в России электрифицированная железная дорога, кое-где загорались электрические лампочки и часто гасли, но были предметом гордости горожан. Сегодня в Бодайбо нет мобильной связи, хороших дорог, не видно общественного транспорта, отвратительная телефонная связь и едва теплящаяся электронная почта. Вечером на улицах темно, как в 19 веке... Но и 100 лет назад в Бодайбо был музей, организованный человеком, радеющим о связи прошлого и будущего. Помимо музея, в первые годы двадцатого столетия горный инженер Тульчинский создал первую в городе библиотеку, реальное училище для мальчиков и прогимназию для девочек. После революции музей сгорел, а его создателя заклеймили именем предателя за участие в Ленских событиях. В 30-е годы Тульчинский то ли умер сам, то ли ему помогли.

Лишь по прошествии 50 лет нашелся новый энтузиаст, патриот своего города Владимир Верещагин, и в 1980 году в Бодайбо вновь открылся музей. Много лет Владимир Федорович вынашивал идею музея, предлагал реализовать ее, но только с выходом на пенсию бывший партийный функционер смог наконец сам заняться историческими изысканиями. Только благодаря энергии Верещагина родился этот музей. На будущий год краеведческий музей города готовится отметить 25-летие нового рождения. И, надо сказать, не радостные мысли одолевают работников храма истории золотодобычи. А будет ли юбилей?

Прошлое края полно событий героических и трагических, нам до конца не известных. Якуты и тунгусы, жившие в этих краях прежде, возможно, какое-то время специально скрывали золото от русских, боясь нарушения уклада своей жизни. Этим мудрым народам, живущим охотой и оленеводством, посвящен музейный стенд с национальным оружием и традиционной одеждой. Только в 1846 году известие о несметных богатствах у реки Хомолхо все-таки стало достоянием сибирских купцов, и началась золотая лихорадка, которая до сих пор гонит людей в край вечной мерзлоты. Свидетели старых времен в музее -- подлинные записи купцов об открытии первых золотоносных россыпей. Спустившись к речке Бодайбинке, поисковые партии нашли желтый металл и не здесь, а в устье Витима оказалось наиболее удобное место для перевалочной базы золотодобытчиков. Так в 1863 году появилась Бодайбинская резиденция, будущий город. Заявочные столетние столбы с датами открытия месторождений напоминают о драматических историях, которые разыгрывались при их установке. Зачастую, прознав о золотоносном участке, разведывательные партии нескольких купцов наперегонки вбивали эти столбы, наскоро выкапывали якобы разведывательные шурфы (того требовал закон) и отправляли гонцов с заявкой на участок. Тот купец, чей гонец первым достигал конторы, становился хозяином богатой жилы, а второй мог оспорить свое первенство лишь в суде. Чаще всего победа в суде доставалась богатейшей компании "Лензото", подкупами чиновников умевшей добиться своего превосходства.

Полтора столетия для всемирной истории -- одно мгновение, но мгновение яркое, самобытное, неповторимое. Размеренная жизнь русской провинции несколько столетий не вместила бы тех страстей и трагедий, которыми полна история северного края. Краеведческий музей в двухэтажном особняке купца Якова Фризера, уроженца Баргузина, золотодобытчика, писателя и историка, на пятистах квадратных метров расположил свою экспозицию подлинных документов, фотографий, предметов труда и быта. Уникальность собрания музея определяется временностью жизни старателей на севере. Сезон, от силы два, трудилось здесь множество приезжих в надежде на "фарт". Большинство из них возвращалось на родину: Украину, Белоруссию, в центральные районы России. А значит, жилища устраивались временные, и все, что составляло жизнь старателя, так же мгновенно растворялось во времени, как и мечты о богатстве.

Золото добывалось тяжким, непосильным трудом и влекло за собой болезни, увечья, ранние смерти. Музей же, благодаря усилиям своего основателя, успел собрать и сохранить подлинные вещи -- свидетелей старательской жизни. Главный здесь, конечно, лоток -- небольшое корытце, на дне которого при промывке оседали редкие крупицы тяжелого золота. Не последнее место принадлежит тачке с тремя деревянными колесами и бадье в половину человеческого роста -- с их помощью золотоносные пески доставляли к речке на промывку лотками. Есть здесь одежда старателя: праздничная рубаха с яркой красно-белой вышивкой, скорее всего, принадлежащая выходцу с Западной Украины. К рубахе надевались широченные шаровары и яркий полосатый кушак. Судя по фотографиям, особым шиком считались часы на цепочке и непременная шляпа с полями. Шляпа была уместной как на празднике, так и в шахтерском забое. В музее устроен фрагмент шахты с нехитрым набором инструментов, которым дробились скалы под землей. Лица золотодобытчиков, сохранившиеся на сотнях музейных фотографий, несут печать достоинства и силы. Конечно, недюжинную силу нужно было иметь, чтобы руками с помощью кайлы и лопаты рыть землю на десятки метров, перемывать ее по песчинке тысячами кубометров ради нескольких крупиц золота. Справедливости ради стоит сказать, что и сегодня старателю каждый грамм золота дается тяжелым трудом. Но это уже другая история.

Сотрудники музея разработали и провели первое занятие со школьниками по эвенкийскому костюму. И работы впереди непочатый край. Нужно непременно восстановить историческую справедливость и отдать должное купцам-золотопромышленникам Сибиряковым, Трапезниковым, Басниным, которые построили в недоступном крае железную дорогу, электростанцию, открыли пароходство, сделали много для образования первых коренных бодайбинцев. Стоит изучить и роль священников в освоении северной территории, ведь храм или часовня обязательно стояли на каждом прииске. Да и современность тоже непроста, и осмыслить ее нам удастся не сразу.

Выживать, а тем более развиваться на собственные средства музею в небольшом городе, где приезжих туристов мало, а своих заходит по одному-два в день, да и то, если каждую неделю новые выставки и мероприятия организовывать, -- невозможно. Надежды свои музейщики возлагают на новоявленных меценатов-золотопромышленников, которые до наших дней являются полноправными владельцами и распорядителями всех северных богатств. От того, чьими наследниками ощущают себя председатели артелей на этой земле -- временщиков или купцов-меценатов, которые сделали невозможное для развития и благоустройства города на вечной мерзлоте, по большому счету, зависит будущее Бодайбо и, в частности, судьба его музея со столетней историей. А пока видишь разруху в стенах музея, где ремонта не было уже 20 лет, на ум приходят мрачные мысли...

Источник
просмотров: 1192
 Форум


 Другие статьи

Гидроузел на р. Мамакан

Состав сооружений: гидроэлектростанция длиной 76,3 м, бетонная плотина длиной 345 м состоит из левобережной глухой плотины длиной 121,75 м, щитовой стенки длиной 58 м, водосбросной плотины длиной 135,5 м и правобережной глухой плотины длиной 31,4 м, ОРУ 110 кВ. Дальше...


Патриот золотого края

Множество самых разных событий пережила земля бодайбинская, из недр которой вот уже 160 лет добывают золото. Много человеческих судеб вписано в историю сурового края. Жизнь человека, о котором пойдет рассказ, весьма интересна. Николай Николаевич Мунгалов - бывший геолог, ветеран золотоплатиновой промышленности, ветеран Союззолота, почетный житель Бодайбо - является настоящим патриотом района. Много лет он посвятил изучению истории золотого края, обобщил свои труды в исторических очерках "Ленские золотые прииски", первая часть которых уже опубликована, а вторая книга с одноименным названием готовится к печати. Дальше...


Бодайбо. Железная дорога

Очередной пункт "Большой энциклопедии Иркутской губернии" - Бодайбинская железная дорога - наверняка вызовет у некоторых недоумение. "Какая такая дорога?! - воскликнет неверующий читатель. - Известно, что в Бодайбо можно добраться по воде, воздуху и дороге-зимнику". Однако если кто-нибудь бывал в северном городке, то, наверное, слышал, а может и даже видел, настоящий паровоз. Много лет свидетель и непосредственный участник железнодорожной эпопеи покоится на одной из улиц старательского городка. К сожалению, даже местные жители мало что знают о железной узкоколейной дороге, демонтированной в 1967 году по приказу Минцветмета и Лензолота. Дальше...


Среда выживания

Вы когда-нибудь задумывались о том, как порой парадоксальны могут быть российские города. Особенно те, что расположены в сибирской глубинке. Признаться, я и сам над этим голову никогда не ломал, пока редакторской волей не попал в Бодайбо. В город, являющийся центром самого золотого в России района. В город, где на душу населения приходится, пожалуй, максимальное количество », в том числе дорогих, серии 100. В город, где, наверное, самые плохие в области дороги и где отсутствуют какие бы то ни было крупные предприятия, кроме небольшого мясокомбината и разбросанных по всему району приисков. Суровый климат: морозы за 50С и жара«>за сорок». Люди и техника работают в поистине экстремальных условиях, а инженерная мысль у простых механиков и водителей порой бьет ключом, а взаимовыручка — одно из основных человеческих качеств... Честное слово, на западе России и тем более за границей подобного не встретишь. Да и в Иркутске мало кто представляет, как живут в Бодайбо. А потому, недолго думая, погрузившись в АН-24, который для района все равно что для иркутянина маршрутное такси Центр — Ново-Ленино, я отправился на север Дальше...


Мамаканская ГЭС

Добывать золото на Ленских приисках начали с 1855 года, поначалу используя только мускульную силу. Чтобы получить больше металла, золотодобытчики уже в те времена пытались использовать энергию воды, сооружая русловодные канавы. Первым получить электричество предложил главный управляющий акционерным обществом Лензото Леопольд Фердинандович Грауман. Общее собрание компании выделило 50 тыс. рублей на возведение гидростанции на реке Ныгри, на Павловском прииске. Строительство длилось 5 лет. 30 октября 1896 года Павловская ГЭС мощностью 300 лошадиных сил дала первый ток. Это была первая в России электростанция, способная передавать энергию высокого напряжения (до 10 000 вольт) по воздушным линиям на расстояние до 20 километров Дальше...


Самый одинокий паровозик

На одной из окраинных улиц Бодайбо, на улице Урицкого, стоит уникальный памятник. Это действующий паровоз, оставшийся без дороги. Собственно, и памятником он в полном смысле не является. Когда узкоколейку демонтировали, он так и остался стоять там, где его застигли деструктивные работы, на обочине одной из улиц Дальше...


Бодайбо — край на золоте и костях

Мы говорим "Бодайбо", подразумеваем "золото". В Бодайбо можно говорить с местным населением на любую тему — она все равно очень скоро упрется в тему бодайбинского золота. Здесь каждая из многочисленных артелей — это градообразующее предприятие. Потому что кроме золотодобычи в Бодайбо заниматься просто нечем, исключая, конечно, "женское" ремесло социальной сферы — магазины, школы, районную администрацию... Дальше...




 Поиск Google  

 
Web tmidea.ru
 Разделы  

Байкальский край
Прибайкалье
Регионы
Ангарск
Шелехов
Братск
Усть-Илимск
Нижнеудинск
Тайшет
Деревни, поселки
Александровск
Алужино
Алымовка
Ангасолка
Аршан
Ахины
Байкал порт
Байкальск
Баклаши
Балаганск
Балахнинский
Барлук
Батама
Баяндай
Белореченский
Бельск
Березовый
Бильчир
Бодайбо
Фотографии
Большая Речка
Большие коты
Большое Голоустное
Большой луг
Борохал
Бургаз
Бурдаковка
Буреть
Быстрое
Верхнемарково
Веселый
Визирный
Витим
Вихоревка
Воробьево
Голуметь
Горячий ключ
Горяшино
Грановщина
Грудинино
Грязнушка
Ербогачен
Жданово
Железнодорожный поселок
Жердовка
Забитуй
Заводской
Залари
Заречное
Зима
Ивановка
Капсал
Карда
Карлук
Карнаухово
Катанга
Кахинское муниципальное образование
Качуг
Кимилтей
Киренск
Ключи
Ковыкта
Култук
Кутулик
Листвянка
Максимовщина
Мальта
Мама
Манзурка
Мардай
Марково
Мегет
Мельзаны
Мельничная падь
Метляево
Михайловка
Мишелевка
Моты
МРС
Мурино
Нагалык
Нижнеудинск
Новожилкино
Новонукутский
Новоснежый
Нуху-Нур
Обхой
Одинск
Оек
Окунайский
Олонки
Олха
Парамоновка
Патроны
Петрово
Пивовариха
Пихтинск
Подкаменная
Покровка
Половина
Преображенка
Прохоровка
Ревякино
Савватеевка
Саган-Жалгай
Сафроновка
Саянск
Свирск
Селиваниха
Слюдянка
Старая Ангасолка
Суховский
Сухой Ручей
Тайтурка
Тальники
Тельма
Тибельти
Тихоновка
Тулун
Тургеневка
Тыреть
Узкий Луг
Урик
Урик
Усолье-Сибирское
Усть-Алдан
Усть-Куда
Усть-Кут
Усть-Уда
Уталай
Утулик
Хайта
Холмушино
Хор-Тагна
Черемхово
Чуна
Ширяево
Шиткино
Шишкино
Шутхулун
Мангутай
Тугутуй
Петровка
Хохорск
Кеуль
Шаманка
Усть-Орда
Онгурены
Верхоленск
Якурим
Карам
Нюруткан
Средний
Черноруд
Рудовка
Анучинск
Каменка
Заплескино
Воробьевка
Хомутово
Поздняково
Куйтун
Пономарево
Буря
Вершина
Угольник
Большой Кашелак
Вершининск
Еленинск
Старообрядческие поселки
Памятники природы
Горы
Пещеры
Реки
Скальники
Природные явления
Прибайкальский национальный парк

 Бодайбо

1. Бодайбо — край на золоте и костях
2. Самый одинокий паровозик
3. Куда идешь, "столица золотая"?
4. Мамаканская ГЭС
5. Среда выживания
6. Бодайбо. Железная дорога
7. Патриот золотого края
8. Гидроузел на р. Мамакан

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


1989 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым