Самый одинокий паровозик
В Бодайбо стоит действующий паровоз, ставший памятником самому себе
На одной из окраинных улиц Бодайбо, на улице Урицкого, стоит уникальный памятник. Это действующий паровоз, оставшийся без дороги. Собственно, и памятником он в полном смысле не является. Когда узкоколейку демонтировали, он так и остался стоять там, где его застигли деструктивные работы, на обочине одной из улиц.
Паровоз ничем особенным себя в истории Бодайбо не прославил — никто не помнит даже его марки. О нем известно только, что он немецкого производства, привезли его сюда во времена английской концессии в двадцатых годах прошлого столетия, а машинистом на нем работал некто Захаров. Стоит он в том месте, где раньше были поселок железнодорожников и депо, здания которого не сохранилось. Там он стоял во время демонтажа дороги, потом некоторое время был беспризорным.
После краткого обдумывания ситуации в начале 70-х годов районная администрация приняла решение обновить его, покрасить и оставить в виде памятника славному прошлому местной золотодобывающей промышленности. Так с тех пор он и стоит как памятник самому себе. Зрелище для туриста сюрреалистическое — гуляешь по тихим улицам, и вдруг видишь припарковавшийся у здания водонапорной башни на тротуаре черно-красный паровоз.
Железная дорога работала в Бодайбо семьдесят лет. В 1895 году ее открыли при большом скоплении взволнованных артельщиков. Первое время она использовалась как трамвай — единственная ветка была проложена по городу и составляла меньше тридцати километров.
К 1916 году ее длина составляла уже восемьдесят три километра, и от Бодайбо ветка шла к расположенным рядом с ним приискам. В Гражданскую войну проложили еще 15 км, когда золото нашли на Дагалдыне.
Железная дорога сыграла свою роль в истории Бодайбо. В 1925 году советское правительство сдало "железку" и все прииски на двадцать лет английской концессии с уговором, что английские промышленники улучшат условия жизни и работы бодайбинских старателей. Главное условие — не пользоваться изматывающим старательским методом добычи золота вручную, ввести посменную работу, построить драги.
Англичане это условие не выполнили, уже через три года перешли к добыче золота старательским методом и построили всего одну драгу. В результате прииски и железную дорогу у них отобрали в 1930 году, и в 1932-м появился трест Лензолото, который существует и поныне.
Однако в 1967 году администрация треста решила, что дорога нерентабельна и ее демонтировали. Однако дороги к приискам в точности повторяют путь старой узкоколейки — их проложили поверх железнодорожных насыпей.
Источник
Берт Корк
просмотров: 1125
Гидроузел на р. Мамакан
Состав сооружений: гидроэлектростанция длиной 76,3 м, бетонная плотина длиной 345 м состоит из левобережной глухой плотины длиной 121,75 м, щитовой стенки длиной 58 м, водосбросной плотины длиной 135,5 м и правобережной глухой плотины длиной 31,4 м, ОРУ 110 кВ.
Дальше...
Патриот золотого края
Множество самых разных событий пережила земля бодайбинская, из недр которой вот уже 160 лет добывают золото. Много человеческих судеб вписано в историю сурового края. Жизнь человека, о котором пойдет рассказ, весьма интересна. Николай Николаевич Мунгалов - бывший геолог, ветеран золотоплатиновой промышленности, ветеран Союззолота, почетный житель Бодайбо - является настоящим патриотом района. Много лет он посвятил изучению истории золотого края, обобщил свои труды в исторических очерках "Ленские золотые прииски", первая часть которых уже опубликована, а вторая книга с одноименным названием готовится к печати. Дальше...
Бодайбо. Железная дорога
Очередной пункт "Большой энциклопедии Иркутской губернии" - Бодайбинская железная дорога - наверняка вызовет у некоторых недоумение. "Какая такая дорога?! - воскликнет неверующий читатель. - Известно, что в Бодайбо можно добраться по воде, воздуху и дороге-зимнику".
Однако если кто-нибудь бывал в северном городке, то, наверное, слышал, а может и даже видел, настоящий паровоз. Много лет свидетель и непосредственный участник железнодорожной эпопеи покоится на одной из улиц старательского городка. К сожалению, даже местные жители мало что знают о железной узкоколейной дороге, демонтированной в 1967 году по приказу Минцветмета и Лензолота. Дальше...
Среда выживания
Вы когда-нибудь задумывались о том, как порой парадоксальны могут быть российские города. Особенно те, что расположены в сибирской глубинке. Признаться, я и сам над этим голову никогда не ломал, пока редакторской волей не попал в Бодайбо. В город, являющийся центром самого золотого в России района. В город, где на душу населения приходится, пожалуй, максимальное количество », в том числе дорогих, серии 100. В город, где, наверное, самые плохие в области дороги и где отсутствуют какие бы то ни было крупные предприятия, кроме небольшого мясокомбината и разбросанных по всему району приисков. Суровый климат: морозы за 50С и жара«>за сорок». Люди и техника работают в поистине экстремальных условиях, а инженерная мысль у простых механиков и водителей порой бьет ключом, а взаимовыручка — одно из основных человеческих качеств... Честное слово, на западе России и тем более за границей подобного не встретишь. Да и в Иркутске мало кто представляет, как живут в Бодайбо. А потому, недолго думая, погрузившись в АН-24, который для района все равно что для иркутянина маршрутное такси Центр — Ново-Ленино, я отправился на север Дальше...
 |
Мамаканская ГЭС
Добывать золото на Ленских приисках начали с 1855 года, поначалу используя только мускульную силу. Чтобы получить больше металла, золотодобытчики уже в те времена пытались использовать энергию воды, сооружая русловодные канавы. Первым получить электричество предложил главный управляющий акционерным обществом Лензото Леопольд Фердинандович Грауман. Общее собрание компании выделило 50 тыс. рублей на возведение гидростанции на реке Ныгри, на Павловском прииске. Строительство длилось 5 лет. 30 октября 1896 года Павловская ГЭС мощностью 300 лошадиных сил дала первый ток. Это была первая в России электростанция, способная передавать энергию высокого напряжения (до 10 000 вольт) по воздушным линиям на расстояние до 20 километров Дальше...
Куда идешь, "столица золотая"?
Бодайбо осталось в самом начале прошлого столетия, когда здесь еще не открылась первая в России электрифицированная железная дорога, кое-где загорались электрические лампочки и часто гасли, но были предметом гордости горожан. Сегодня в Бодайбо нет мобильной связи, хороших дорог, не видно общественного транспорта, отвратительная телефонная связь и едва теплящаяся электронная почта. Вечером на улицах темно, как в 19 веке... Но и 100 лет назад в Бодайбо был музей, организованный человеком, радеющим о связи прошлого и будущего. Помимо музея, в первые годы двадцатого столетия горный инженер Тульчинский создал первую в городе библиотеку, реальное училище для мальчиков и прогимназию для девочек. После революции музей сгорел, а его создателя заклеймили именем предателя за участие в Ленских событиях. В 30-е годы Тульчинский то ли умер сам, то ли ему помогли Дальше...
Бодайбо — край на золоте и костях
Мы говорим "Бодайбо", подразумеваем "золото". В Бодайбо можно говорить с местным населением на любую тему — она все равно очень скоро упрется в тему бодайбинского золота. Здесь каждая из многочисленных артелей — это градообразующее предприятие. Потому что кроме золотодобычи в Бодайбо заниматься просто нечем, исключая, конечно, "женское" ремесло социальной сферы — магазины, школы, районную администрацию... Дальше...
|