baikalarea.ru
О сайте | Иркутск  | Байкал | Прибайкалье | Кругобайкалка | Сибирь | Краеведение | Туризм | История | Иркутский мост |
Бабр
 Фотогалереи
Иркутск день за днем
Иркутск день за днем
Хотите заглянуть в самые укромные уголки Иркутска? Или посмотреть на город с высоты птичьего полета? Каждый день здесь Вас ждет новая фотография.

Иркутяне
Иркутяне
Жители, гости, просто проезжие.

Байкал
Байкал
Хрустальная вода и черный мрак глубин, бездонное небо и свинцовые облака, настоенный на травах жар долин и белые шапки горных вершин.

Кругобайкалка день за днем
Кругобайкалка день за днем
Кругобайкальская железная дорога, Байкал, горы, окружающие озеро, люди, живущие на его берегах, памятники природы, архитектуры и многое другое.

Песнь красоты Байкала
Песнь красоты Байкала
C этой минуты Вы вступили в необычный мир: на нашей планете он единственный в своем роде. Все, что Вы увидете здесь - это лишь малая часть того необьятного и великого пространства воды, овеянного легендами, которое мы называем Байкалом.

 История и архитектура
Кругобайкальская железная дорога
Кругобайкальская железная дорога
Удивительное место есть на берегу озера Байкал - одноколейная тупиковая железная дорога, в народе называемая "Кругобайкалка". Место, где спокойную и размеренную жизнь нарушают только проезжающий два раза в сутки поезд в три вагона, да компании туристов.

 Полезности
Температура в центре г. Иркутска
Температура в Иркутске
Загляните сюда перед тем, как выйти на улицу. А вдруг там уже зима!

 



Патриот золотого края



Множество самых разных событий пережила земля бодайбинская, из недр которой вот уже 160 лет добывают золото. Много человеческих судеб вписано в историю сурового края. Жизнь человека, о котором пойдет рассказ, весьма интересна. Николай Николаевич Мунгалов - бывший геолог, ветеран золотоплатиновой промышленности, ветеран Союззолота, почетный житель Бодайбо - является настоящим патриотом района. Много лет он посвятил изучению истории золотого края, обобщил свои труды в исторических очерках "Ленские золотые прииски", первая часть которых уже опубликована, а вторая книга с одноименным названием готовится к печати.

Семья Мунгаловых берет начало на этой земле от далекого 1910 года, когда в таежный край, уже будучи учителем начальных классов, приехал в поисках лучшей доли отец его, Николай Гаврилович. Поначалу отец работает в шахтах, но уже через четыре года становится заведующим школой на прииске Феодосиевском (ныне - Артемовский), потом работает в других учебных заведениях и вплоть до 1938 года всецело посвящает себя развитию народного образования на Золотой Лене. Николай Гаврилович руководил народным образованием, организовал работу школ, основываясь на учении известного педагога Павла Петровича Блонского. По инициативе Мунгалова в апреле 1914 года состоялся первый съезд учителей приисковых школ. Жена Николая Гавриловича, Ксения Дионисьевна, после окончания Якутской женской гимназии также преподавала.

В этой интеллигентной семье и родился наш герой. А в 1938 году отца "за участие в контрреволюционной организации" арестовали и расстреляли. Реабилитирован он был лишь в 1957 году, посмертно.

После ареста отца половину дома, где проживали Мунгаловы, сразу же отобрали. Вся тяжесть по воспитанию детей легла на плечи Ксении Дионисьевны. Сколько ей, жене "врага народа", пришлось перенести унижений и гонений на работе, как не давали покоя ребятишкам злые языки!.. Но дети ни разу не усомнились в невиновности Николая Гавриловича, доброго, умного, родного человека, который внес в развитие образования в районе большой и неоценимый вклад. Заговорили об этом, безусловно, позже.

Несмотря ни на что, Николай-младший не ожесточился, он был открытым и доброжелательным, любознательным, парнем. После окончания школы юноша мечтал поступить в институт, но помешали обстоятельства, и он поступил на второй курс Бодайбинского горного техникума. А потом с дипломом техника-геологоразведчика пришел в рудную партию.

Карьерный рост Мунгалова начался с должности младшего геолога. Позже работал шахтовым геологом на шахтах № 27, 28, располагавшихся на речке Большой Догалдын.

Разведка Догалдынского жильного поля велась в то время с помощью канав, буровых работ и штолен. Тогда же была построена опытная обогатительная фабрика. На промышленных предприятиях Золотой Лены в полный голос заговорил технический прогресс. Николай поступает на ускоренные курсы подготовки инженеров-геологов в Томский политехнический институт, после окончания которых назначается начальником Верхне-Бодайбинской геологоразведочной партии, затем старшим геологом прииска Артемовского. В 1958 году завершает большую работу по переоценке запасов нижней части речки Большой Догалдын, что позволяет заложить ряд новых шахт с подземной добычей более 8 тонн золота. А когда партию переводят под эгиду Иркутского геологического управления, в Бодайбо появляется новое предприятие - Бодайбинская комплексная экспедиция. Начинаются масштабные работы по переоценке россыпей, ранее отработанных подземным видом добычи, для переработки песков - драгами, и Николай Мунгалов контролирует золотодобывающие объекты треста Лензолото, разведочные партии экспедиции.

В последующем Николай Николаевич работает главным геологом ревизионной партии, старшим геологом тематической партии, осуществляет переоформление запасов по Серговскому дражному полигону с переводом запасов из дражного под раздельный вид добычи металла, затем по россыпи речки Большой Чанчик, где составляет карту разведанности и отработанности верхней части бассейна речки Бодайбо. Ступени роста его на этом не заканчиваются: он становится главным геологом и заместителем директора Лензолота. Переоформление и переутверждение в ГКЗ СССР запасов по речке Маракан, которыми руководил он, позволило списать с баланса 28 тонн металла нереальных запасов. Эта работа заняла три года. В последние годы геологической карьеры Мунгалов в сообществе с тематической группой составляет кадастры на все месторождения, числившиеся на балансе Лензолота, принимает самое активное участие в работе экспертных советов, в геологических совещаниях и семинарах во многих крупных городах Советского Союза в качестве докладчика. На этом трудовая биография Н.Н.Мунгалова не заканчивается, он продолжает работать на производстве и после достижения пенсионного возраста.

А потом Николай Николаевич увлекся историей района, параллельно с основной деятельностью стал по крупицам собирать уже драгоценный исторический материал. Много времени просиживал в архивах, переписывался с музеями, встречался с различными людьми, в итоге собрал богатейший собственный архив. Более ста работ были опубликованы им в районных СМИ. В 1996 году Мунгалов пишет книгу, посвящает ее 150-летию открытия золота в районе. Позже принимает самое активное участие в написании книг "Бодайбо - золотая столица Сибири", посвященной 80-летию Лензолота, "Городу на Витиме - 100 лет".

Выходит в свет книга исторических очерков "Ленские золотые прииски", охватывающая период с 1846-го по 1920 год. Вторая книга, в которой отражены исторические события и факты начиная с 1921 года, тоже подготовлена к печати, в данное время идет подбор фотографического материала. А у неугомонного автора новые задумки - издать книгу о Ленском расстреле, в которой наиболее полно будут отражены трагические события.

Мы встречались с Николаем Николаевичем накануне его очередного дня рождения - 77 лет. Возраст весьма почтенный, но, глядя на него, язык не повернется назвать этого человека пожилым, настолько он энергичен и подвижен!

А поскольку возрасту Николай Николаевич сдаваться не намерен, впереди у него, без сомнения, будет еще немало новых, значимых для района дел, открытий и свершений.

Людмила Карымова, для "Копейки". Использованы материалы книги

номер от 31 января 2007 года

Копейка
просмотров: 1539
 Форум

Ваше имя: где живете:
       e-mail:           www:


Введите код:




 Другие статьи
Гидроузел на р. Мамакан

Состав сооружений: гидроэлектростанция длиной 76,3 м, бетонная плотина длиной 345 м состоит из левобережной глухой плотины длиной 121,75 м, щитовой стенки длиной 58 м, водосбросной плотины длиной 135,5 м и правобережной глухой плотины длиной 31,4 м, ОРУ 110 кВ. Дальше...


Бодайбо. Железная дорога

Очередной пункт "Большой энциклопедии Иркутской губернии" - Бодайбинская железная дорога - наверняка вызовет у некоторых недоумение. "Какая такая дорога?! - воскликнет неверующий читатель. - Известно, что в Бодайбо можно добраться по воде, воздуху и дороге-зимнику". Однако если кто-нибудь бывал в северном городке, то, наверное, слышал, а может и даже видел, настоящий паровоз. Много лет свидетель и непосредственный участник железнодорожной эпопеи покоится на одной из улиц старательского городка. К сожалению, даже местные жители мало что знают о железной узкоколейной дороге, демонтированной в 1967 году по приказу Минцветмета и Лензолота. Дальше...


Среда выживания

Вы когда-нибудь задумывались о том, как порой парадоксальны могут быть российские города. Особенно те, что расположены в сибирской глубинке. Признаться, я и сам над этим голову никогда не ломал, пока редакторской волей не попал в Бодайбо. В город, являющийся центром самого золотого в России района. В город, где на душу населения приходится, пожалуй, максимальное количество », в том числе дорогих, серии 100. В город, где, наверное, самые плохие в области дороги и где отсутствуют какие бы то ни было крупные предприятия, кроме небольшого мясокомбината и разбросанных по всему району приисков. Суровый климат: морозы за 50°С и жара«>за сорок». Люди и техника работают в поистине экстремальных условиях, а инженерная мысль у простых механиков и водителей порой бьет ключом, а взаимовыручка — одно из основных человеческих качеств... Честное слово, на западе России и тем более за границей подобного не встретишь. Да и в Иркутске мало кто представляет, как живут в Бодайбо. А потому, недолго думая, погрузившись в АН-24, который для района все равно что для иркутянина маршрутное такси Центр — Ново-Ленино, я отправился на север Дальше...


Мамаканская ГЭС

Добывать золото на Ленских приисках начали с 1855 года, поначалу используя только мускульную силу. Чтобы получить больше металла, золотодобытчики уже в те времена пытались использовать энергию воды, сооружая русловодные канавы. Первым получить электричество предложил главный управляющий акционерным обществом Лензото Леопольд Фердинандович Грауман. Общее собрание компании выделило 50 тыс. рублей на возведение гидростанции на реке Ныгри, на Павловском прииске. Строительство длилось 5 лет. 30 октября 1896 года Павловская ГЭС мощностью 300 лошадиных сил дала первый ток. Это была первая в России электростанция, способная передавать энергию высокого напряжения (до 10 000 вольт) по воздушным линиям на расстояние до 20 километров Дальше...


Куда идешь, "столица золотая"?

Бодайбо осталось в самом начале прошлого столетия, когда здесь еще не открылась первая в России электрифицированная железная дорога, кое-где загорались электрические лампочки и часто гасли, но были предметом гордости горожан. Сегодня в Бодайбо нет мобильной связи, хороших дорог, не видно общественного транспорта, отвратительная телефонная связь и едва теплящаяся электронная почта. Вечером на улицах темно, как в 19 веке... Но и 100 лет назад в Бодайбо был музей, организованный человеком, радеющим о связи прошлого и будущего. Помимо музея, в первые годы двадцатого столетия горный инженер Тульчинский создал первую в городе библиотеку, реальное училище для мальчиков и прогимназию для девочек. После революции музей сгорел, а его создателя заклеймили именем предателя за участие в Ленских событиях. В 30-е годы Тульчинский то ли умер сам, то ли ему помогли Дальше...


Самый одинокий паровозик

На одной из окраинных улиц Бодайбо, на улице Урицкого, стоит уникальный памятник. Это действующий паровоз, оставшийся без дороги. Собственно, и памятником он в полном смысле не является. Когда узкоколейку демонтировали, он так и остался стоять там, где его застигли деструктивные работы, на обочине одной из улиц Дальше...


Бодайбо — край на золоте и костях

Мы говорим "Бодайбо", подразумеваем "золото". В Бодайбо можно говорить с местным населением на любую тему — она все равно очень скоро упрется в тему бодайбинского золота. Здесь каждая из многочисленных артелей — это градообразующее предприятие. Потому что кроме золотодобычи в Бодайбо заниматься просто нечем, исключая, конечно, "женское" ремесло социальной сферы — магазины, школы, районную администрацию... Дальше...




 Поиск Google  

 
Web baikalarea.ru
 Разделы  

Байкальский край
Прибайкалье
Регионы
Ангарск
Шелехов
Братск
Усть-Илимск
Нижнеудинск
Тайшет
Деревни, поселки
Александровск
Алужино
Алымовка
Ангасолка
Аршан
Ахины
Байкал порт
Байкальск
Баклаши
Балаганск
Балахнинский
Барлук
Батама
Баяндай
Белореченский
Бельск
Березовый
Бильчир
Бодайбо
Фотографии
Большая Речка
Большие коты
Большое Голоустное
Большой луг
Борохал
Бургаз
Бурдаковка
Буреть
Быстрое
Верхнемарково
Веселый
Визирный
Витим
Вихоревка
Воробьево
Голуметь
Горячий ключ
Горяшино
Грановщина
Грудинино
Грязнушка
Ербогачен
Жданово
Железнодорожный поселок
Жердовка
Забитуй
Заводской
Залари
Заречное
Зима
Ивановка
Капсал
Карда
Карлук
Карнаухово
Катанга
Кахинское муниципальное образование
Качуг
Кимилтей
Киренск
Ключи
Ковыкта
Култук
Кутулик
Листвянка
Максимовщина
Мальта
Мама
Манзурка
Мардай
Марково
Мегет
Мельзаны
Мельничная падь
Метляево
Михайловка
Мишелевка
Моты
МРС
Мурино
Нагалык
Нижнеудинск
Новожилкино
Новонукутский
Новоснежый
Нуху-Нур
Обхой
Одинск
Оек
Окунайский
Олонки
Олха
Парамоновка
Патроны
Петрово
Пивовариха
Пихтинск
Подкаменная
Покровка
Половина
Преображенка
Прохоровка
Ревякино
Савватеевка
Саган-Жалгай
Сафроновка
Саянск
Свирск
Селиваниха
Слюдянка
Старая Ангасолка
Суховский
Сухой Ручей
Тайтурка
Тальники
Тельма
Тибельти
Тихоновка
Тулун
Тургеневка
Тыреть
Узкий Луг
Урик
Урик
Усолье-Сибирское
Усть-Алдан
Усть-Куда
Усть-Кут
Усть-Уда
Уталай
Утулик
Хайта
Холмушино
Хор-Тагна
Черемхово
Чуна
Ширяево
Шиткино
Шишкино
Шутхулун
Мангутай
Тугутуй
Петровка
Хохорск
Кеуль
Шаманка
Усть-Орда
Онгурены
Верхоленск
Якурим
Карам
Нюруткан
Средний
Черноруд
Рудовка
Анучинск
Каменка
Заплескино
Воробьевка
Хомутово
Поздняково
Куйтун
Пономарево
Буря
Вершина
Угольник
Большой Кашелак
Вершининск
Еленинск
Старообрядческие поселки
Памятники природы
Горы
Пещеры
Реки
Скальники
Природные явления
Прибайкальский национальный парк

 Бодайбо

1. Бодайбо — край на золоте и костях
2. Самый одинокий паровозик
3. Куда идешь, "столица золотая"?
4. Мамаканская ГЭС
5. Среда выживания
6. Бодайбо. Железная дорога
7. Патриот золотого края
8. Гидроузел на р. Мамакан

  Последние сообщения  

  Реклама  


  Друзья и партнеры  


www.baikalsvet.com Светодиодные технологии. Светодиодные прожекторы, светильники. Ландшафтная и интерьерная подсветка.

  Ссылки  



 
Байкальский край


рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001152209332 (Байкальский край)


102 ms Golden BABR Журнал Вокруг света. Путешествия, приключения, открытия, рассказы, страны, первооткрыватели,
исследователи, география, континенты, сокровища, клады, обои, ссылки, отдых, Крым