Леонид Харитонов
Леонид Харитонов родился 18 сентября 1933 года в небольшом селе Голуметь Иркутской области. Мальчика воспитывала одна мама. Своего отца он не помнит, знает только, что тот ушел на фронт и пропал без вести. В Голумети во время войны Леня получил начальное образование — научился писать, читать и немножко считать. Времена были очень тяжелыми. Продолжать учебу в родном селе не представлялось возможным. К счастью, в Иркутске открылось ПТУ (ныне лицей ! 46) для мальчиков-сирот и детей из неблагополучных и неполных семей. Так в 14 лет Леня оказался в столице Восточной Сибири.
В ПТУ Леня учился на сварщика. Занятия проходили в мастерских на первом этаже, а жили мальчишки в импровизированном общежитии, в комнатах на втором.
Кругом царили разруха и голод. Кормили ребят изо дня в день одним и тем же блюдом — похлебкой. Хотя даже похлебкой варево из мерзлых капустных листьев назвать было сложно. Но за неимением другого радовались и этому.
Его величество случай
Так как в ПТУ учились дети из необеспеченных семей (а у кого и вовсе родных не было), то и помощи ждать было неоткуда. Но мама Лени никогда не забывала о единственном сыночке — хлеб, харчи немудреные, когда возможность была, отправляла. А однажды Леня получил перевод — пять рублей, настоящее богатство по тем временам! Взяв в руки деньги, от переполнявшего сердце счастья парень во весь голос затянул "Вдоль по Питерской...", и эту песню души услышал проходивший мимо воспитатель. "Леня!" — окликнул он мальчика. Испугавшись, что запел слишком громко, нарушил дисциплину и теперь у него отберут деньги, Леня кинулся бежать. Воспитатель рванул за ним, однако пацан был проворнее. Он удрал и спрятался. В засаде просидел больше часа, а когда решил выйти, то нос к носу столкнулся с недавним преследователем.
Но наказывать парня никто не собирался и отбирать деньги тоже. Оказалось, воспитателя поразил голос Лени и он хотел, чтобы тот еще что-нибудь спел. Этот момент и можно считать началом творческой карьеры ныне прославленного оперного певца и лучшего в России исполнителя романсов — Леонида Харитонова.
Сон на филармонической лавочке
В 17 лет не без помощи своего воспитателя Леня Харитонов устроился артистом в Иркутскую филармонию. Жить парню было негде, поэтому ночевал там же, где и работал. Спал на лавочке в здании филармонии, по-прежнему не ел досыта и не носил дорогой одежды, но на жизнь никогда не жаловался. Спустя четыре года твердо решил ехать покорять Москву. В филармонии желанию парня противиться не стали и даже написали очень хорошую характеристику.
В столице Леню практически сразу же взяли работать в Московскую филармонию, где он трудится до сих пор. Приложив все мыслимые и немыслимые усилия, Леонид поступил в консерваторию. Сделать это было очень непросто, ведь у сибиряка не было даже аттестата зрелости. Однако вступительные экзамены он все-таки сдал. Возможно, в этом ему помог его Божий дар — сильный голос.
Долгое время Леонид Харитонов солировал в Краснознаменном ансамбле песни и пляски Советской армии под руководством народного артиста СССР, дирижера и композитора, Бориса Александрова. Но однажды Александров сказал: "Леня, я очень тебя ценю и уважаю. Но нам тесно в одном коллективе". После этих слов Харитонов из ансамбля ушел. Без обид и истерик. Понял, что действительно — тесно.
Возвращая храму душу
К сожалению, свою малую родину Леонид Михайлович посещает не так часто. Но, когда приезжает в Сибирь, первым делом едет в родное село Голуметь, а там обязательно идет в храм.
Леонид Михайлович — человек набожный. Несколько лет назад с его помощью в Свято-Никольский храм Голумети была возвращена икона святителя Николая Чудотворца, вынужденно покинувшая его 70 лет назад. Икону обнаружила мать Леонида Михайловича у своей сестры. Лик был очень старым, краска облупилась. В Москве Харитонов договорился с лучшим реставратором икон — Андреем Вохмятиным. Тот согласился отреставрировать икону, но категорически отказался брать за работу деньги. Леонид Михайлович оплатил лишь расходы на краску и кисти. А потом новенький лик Николая Чудотворца отправил туда, где ему и положено быть, — в Свято-Никольский храм в Голуметь.
Это не единственная заслуга Леонида Харитонова. Именно благодаря ему началось восстановление голуметского храма, некогда разрушенного большевиками. В качестве помощи на восстановление Леонид Михайлович регулярно дает благотворительные концерты, а все сборы от выступлений пересылает в родное село.
просмотров: 1200
Есть такое село -- Голуметь
Чем сто лет назад отличались богатые села от бедных? Правильно, храмами. Только зажиточные прихожане могли построить каменную церковь. В селениях присаянской стороны только в Голумети осилили такую дорогостоящую идею и воздвигли "тщанием прихожан", в основном на средства купцов, которых проживало здесь более десяти (а одна бабушка, моя собеседница, сказала, что сорок человек). Известно, что строили долго, занимались этим купцы Мажаев, Изотов, Семенов, Блаженский, богатые крестьяне, учитель и священник прежней, деревянной, церкви. Дальше...
История фамилии
Тогда в районе нынешнего села Голуметь жил один беглый каторжник, которого власти никак поймать не могли. Со временем его ловить перестали, он основал там заимку, начал плестии продавать рыболовные сети, которые тогда назывались словом "гольмь", от которого и произошло название той деревни, когда заимка начала разростаться. Дальше...
В селе Голуметь восстанавливают Свято-Никольский храм
Возрождается из руин. В селе Голуметь Черемховского района всем миром восстанавливают уникальный памятник архитектуры и настоящую православную святыню - Свято-Никольский храм. О людях, которые совершают доброе дело - в нашем репортаже. Дальше...
Голуметь - село сорока восьми купцов
Село Голуметь Черемховского района за всю свою долгую историю пережило немало событий и изменений. Издавна оно считалось одним из самых зажиточных поселений не только в округе, но и во всей губернии. Именно здесь некогда проживали 48 купцов, половину из которых составляли купцы I гильдии. У каждого из них был свой завод или фабрика. В селе об их зажиточности говорили двухэтажные дома. Сейчас единственным напоминанием о том времени остались только архивные данные да уцелевшие дома двух купцов, в одном из которых обосновался магазин, другой же остался заброшенным Дальше...
Пенсионер спроектировал парк "Мое село"
В старинном, богатом на историю селе Голуметь живет примечательный человек — Георгий Петрович Романенко. Он всякий день встречает новой идеей. Чего только не придумывает! Построил бутафорский городок — сказочный теремок, горку, торговые ряды. Заброшенный кинотеатр стал у него видным магазинчиком, собственный дом — художественной мастерской, где живет чрезвычайно доброе искусство: пейзажи, деревянные поделки. Сейчас художник горит новой идеей — построить парк "Мое село". Что и говорить, проект по-сельски радикальный. В парке поселятся акации, беседки, качели и дорожки, мощеные булыжником, а увенчает композицию фонтан. "Приезжайте, к осени я обязательно управлюсь", — зовет в гости Георгий Петрович. Дальше...
Георгия Романенко называют чудаком, а он просто хочет, чтобы его деревня жила хорошо
Местные жители называют его чудаком. Георгию Петровичу Романенко 79 лет. В селе Голуметь живет только третий год, а уже прославился на всю округу. Предприниматель с двумя классами образования, он из заброшенного кинотеатра сделал преуспевающий магазин. А дом бывшего детского сада приспособил под собственное жилище, где обустроил художественную мастерскую. Живописью занялся полтора года назад. Специального образования не имеет, однако написал более 50 картин: иконы, работы на военную тему, сказочные мотивы. Но больше всего - пейзажей Дальше...
Перелетный творец
Где-то звенели ведра, жена художника занималась домашними делами. А он с улыбкой рассказывал о своих приключениях, как однажды собрал молодых музыкантов и организовал вокально- инструментальный ансамбль в клубе. Народ до сих пор вспоминает те вечера. Ни до Петровича, ни после него такого интересного коллектива не было. И в порту Байкал его помнят по-хорошему. Есть у него пейзажи, написанные в тех местах Дальше...
|