15 лет без Гайдая
19 ноября 1993 года не стало Леонида Гайдая. Он скончался в Москве в возрасте 70 лет.
О смерти самого кассового комедиографа страны передал ТАСС, но похоронили народного артиста СССР не по рангу скромно: не на самом престижном кладбище столицы. Вроде бы даже денег на похороны поначалу не хватало. Впрочем, это не удивительно – на дворе были лихие 1990-е.
Внезапная смерть
Леонид Гайдай много курил, не был, выражаясь по-пушкински, врагом бутылки, лечиться не любил, санаториев не признавал. Но, несмотря на некоторые проблемы со здоровьем, в 1993 году он был трудоспособным человеком. Думал об очередном фильме, работал на дачном участке, живо интересовался всем происходящим в стране.
Умер режиссер абсолютно неожиданно. Леонид Гайдай проходил обследование в московской больнице. В этот день к нему пришла жена, актриса Нина Гребешкова. Супруги обсудили самые обыкновенные житейские вещи – что посадить на даче, после чего он стал читать газету и вдруг закашлялся. Да так сильно, что Нина Гребешкова испугалась и побежала за врачами. Гайдай ей сказал: «Ну что ты волнуешься? Все, что надо, я успел сделать». Врачи прибежали, но спасти режиссера было уже невозможно: оторвался тромб, и сердце остановилось.
Спустя некоторое время в Подмосковье сгорела любимая дача Гайдая, а в его московской квартире на улице Черняховского случился потоп – чуть не погибли ценнейшие фотографии и весь домашний архив. Однако супруга спасла драгоценные артефакты, а дачу с помощью верных друзей удалось восстановить. Вскоре на могиле режиссера появился оригинальный, совсем не пафосный памятник.
Леонида Гайдая помнят до сих пор. О нем написаны книги (пусть их пока немного). В Москве несколько лет назад открылся ресторан «Кавказская пленница». Существует частный музей «Три героя» (Трус, Балбес, Бывалый). В Благовещенске установ-лен памятник режиссеру. Лучшие фильмы Гайдая беспрестанно «крутят» по центральному телевидению. Тиражи дисков с картинами «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич», «Пес Барбос», «12 стульев» и т. д. регулярно выпускаются и раскупаются.
Гайдай и Иркутск
О том, что Леонид Гайдай жил в Иркутске, где сохранился его дом, впервые написала Лариса Гайдай – журналист и жена Александра Гайдая, старшего брата создателя легендарной троицы.
Лариса Гайдай неоднократно встречалась со своим знаменитым родственником. Она познакомилась с Леней Гайдаем еще в бытность его актером иркутского драмтеатра и тогда взяла у восходящей звезды интервью для местной газеты. И долгие годы хранила в семейном архиве листки с набросками сценария знаменитого «Пса Барбоса» – будущий знаменитый комедиограф набирал текст на печатной машинке старшего брата. В 2000 году Лариса Гайдай передала листки Нине Гребешковой – требовался материал для документального фильма.
Когда в 1950–80-е годы Леонид Гайдай с супругой и дочерью Оксаной приезжал в Иркутск, он останавливался у жены брата – сначала в маленькой квартирке на улице Российской, потом в трехкомнатной на Карла Маркса. Нина Гребешкова считала Ларису Гайдай близким человеком, ценила ее интеллигентность, доверяла ей больше, чем иным московским коллегам. Об этом свидетельствуют письма актрисы в Иркутск.
Нужен Фонд памяти режиссера
Для Иркутской области знаковыми являются имена декабристов, озеро Байкал. Леонид Гайдай – это бренд российского кино, который тоже мог бы стать символом Иркутска. Но сегодня у нас нет ни памятника, ни музея, ни улицы его имени. А можно было бы организовать и фестиваль комедийного кино, карикатуры и сатирической фотографии, приурочив его хотя бы ко дню рождения режиссера – 30 января.
В 2003 году в Иркутске отмечалось 80-летие Лео-нида Гайдая. Городская администрация собиралась сделать в доме режиссера музей его имени. Потом передумала. Понять чиновников можно: содержать музей – дело затратное. Капитальный ремонт 70-летнего здания сделать надо, экспозицию подготовить надо, зарплату сотрудникам платить надо. Где брать деньги? На билетах в маленький музей их точно не заработать.
Значит, следует искать другие пути! Например, создать общественный Фонд памяти Леонида Гайдая. Пусть он аккумулирует деньги меценатов и тратит их на увековечивание памяти знаменитого земляка – на открытие музея в доме N 35 по улице Касьянова, организацию фестиваля, создание памятника.
Вера Гайдай
19.11.2008
Областная газета
просмотров: 913
Гайдай забраковал 22 Остапа
Когда Гайдай предложил «Госкино» экранизировать «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, ему велели подождать, пока Михаил Швейцер поставит «Золотого теленка». Чтобы не было простоя, Гайдай выпустил комедию «Бриллиантовая рука». Дальше...
ЗАЦЕПИН А. От великого до смешного. Воспоминания о Леониде Гайдае
В общении Гайдай был прекрасным, милым, добрым человеком. Но иногда я приходил на студию часов в пять-шесть вечера и видел: сидит монтажница, мрачная, с заплаканными глазами, и говорит мне: "Не спрашивай его ни о чем, у него сегодня дурное настроение". А я как раз принес эскизы музыки. Встречаю Гайдая, который явно не в духе. "Музыку принес?" Понимаю, что все будет не так, все будет плохо. "Нет, — говорю, — не принес. Не успел. Завтра будет". Дальше...
НИКУЛИН Ю. Почти серьезно.
Один из ассистентов Леонида Гайдая предложил мне попробоваться в короткометражной комедии "Пес Барбос и необычный кросс". Дальше...
"Фамильный жест" от Гайдая. От великого до смешного. Воспоминания о Леониде Гайдае
Режиссерский сценарий у Гайдая всегда был вдвое толще напечатанного. Кроме текста и диалогов в нем всегда были рисунки кадров. Иногда сделанные художником, иногда его собственные. Если кадров в картине было пятьсот–шестьсот, то рисунков в три–пять раз больше, потому что в каждом эпизоде были начало, различные его фазы и финал. В этих рисунках точно, но и очень забавно, почти карикатурно было нарисовано то, что предполагалось реализовать на экране. Все это придумывалось, разрабатывалось и выверялось длительное время. Гайдай всегда твердо знал, что и как нужно делать действующим лицам Дальше...
Невеселое дело — комедия. От великого до смешного. Воспоминания о Леониде Гайдае
Я думаю, у Леонида Иовича был дар великого сатирика. Но когда его мучили и убивали за картину "Жених с того света", когда из этой картины, которая шла полтора часа, оставили сорок семь минут, тогда в нем убивали, быть может, кинематографического Салтыкова-Щедрина или Свифта. Дальше...
Один из трех. От великого до смешного. Воспоминания о Леониде Гайдае
Нас свел Иван Александрович Пырьев в году, наверное, 1961-м. С моим соавтором и коллегой Морисом Слободским Гайдай был знаком и раньше — в 1958-м по сценарию Дыховичного и Слободского он снял комедию "Мертвое дело". Фильм получился замечательный, но был подвергнут жесточайшему разносу министра культуры Михайлова, сокращен вдвое, переименован в "Жених с того света" и в абсолютно кастрированном виде выпущен на экраны. Но даже после этого остался смешным. Гайдай на несколько лет был вынужден уйти из комедии, и о совместной работе в это время речь не заходила. Мы встретились у Пырьева в кабинете, начали беседовать, и уже через пятнадцать минут я понял, что это тот режиссер, о котором я мечтал Дальше...
И задача при нем…
В лице Леонида Гайдая советское кино, безусловно, вытянуло свой самый счастливый билет. К билету, однако, прилагалась задача. Совсем как у нерадивого изобретателя Дуба из «Операции Ы…»: «Билет номер такой-то и задача при нем…» Дальше...
«Дурик, зачем усы сбрил?»
Комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция «Ы», «Пес Барбос и необычайный кросс» посмотрели 600 миллионов человек.
В свое время они были самыми кассовыми. Фразы из кинофильмов: «Наши люди в булочную на такси не ездят», «Птичку жалко», «Дурик, ты зачем усы сбрил?» цитируют и сегодня. Если бы Гайдай был голливудским режиссером, он стал бы миллионером. А в Советском Союзе жил скромно, но весело. Ничего не скопил. Если появлялись деньги, он тут же просаживал их в автоматы. Даже авто сам не водил. За рулем, как правило, находилась его жена — актриса Нина Гребешкова.
Дальше...
Бульвар Гайдая
— В Глазково застраивается целый район, здесь будет квартал жилых домов и в центре — большой бульвар, — рассказывает бывший главный редактор Восточно-Сибирской студии кинохроники, а ныне преподаватель ИГУ Владимир Березин. — Мы обратились в городскую администрацию с предложением сделать здесь мемориальный комплекс в память режиссера. Почему-то в городе Свободном, где родился великий комедийный режиссер, уже установили памятник. И я видел эту скульптуру — она великолепная. А у нас до сих пор в память о Гайдае ничего нет, это несправедливо. Дальше...
Гайдаевский кросс длиною в 45 лет
Кинорежиссер Леонид Гайдай вполне мог не снять свою знаменитую короткометражку «Пес Барбос и необычный кросс», которой в нынешнем сентябре исполняется, ни много ни мало, 45 лет. Самое страшное, что тогда не появились бы на экранах ни «Самогонщики», ни «Операция «Ы», ни «Кавказская пленница», ни «Бриллиантовая рука» в том виде, в котором мы знаем и любим эти замечательные комедии. Не родилась бы легендарная троица Трус — Балбес — Бывалый, с которой в 60-е годы мало кто мог сравниться. Любимые киногерои страны! Весьма странно представить, что их могло бы не быть. Более того, обычный режиссер мог не стать всесоюзно любимым комедиографом. Дальше...
"Кавказской пленнице" — 40 лет
"Кавказская пленница", снятая Леонидом Гайдаем в 1966 году, в свое время побила все рекорды популярности советского кинопроката. А ведь перед выходом на экраны фильм чуть не зарезали, и только благодаря тому, что он очень понравился Брежневу, "Пленницу" смогли увидеть около 80 миллионов граждан СССР. Дальше...
Одноклассница Гайдая не любит его фильмы
Наталья Иннокентьевна Белых училась в 42-й школе в одном классе с будущим кинорежиссером Леонидом Гайдаем. Сейчас ей 81 год, но выглядит она прекрасно: подтянутая, стройная. В преклонном возрасте сохраняет ясный ум и хорошую память. Наталья Иннокентьевна признается, что фильмы Гайдая ей не очень нравятся. Она помнит его как одноклассника, а не как великого комедийного режиссера. Дальше...
Балбес, Трус и Бывалый родились на иркутском чердаке
Необыкновенно смешная и искрометная советская комедия "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" вышла на экраны страны в 1965 году. Именно с этого фильма начался настоящий успех кинорежиссера Леонида Гайдая. "Операция "Ы" — фильм на все времена, и сейчас, спустя несколько десятилетий, персонажей комедии Балбеса, Труса, Бывалого и самого Шурика знает вся страна.
Дальше...
Гайдай — отец Труса, Балбеса и Бывалого
Комедии, снятые Гайдаем, уже сейчас можно назвать бессмертными. Ушла в вечность эпоха, в которую они рождались, но новое поколение, плохо разбирающееся в реалиях советского времени, с огромным удовольствием наблюдает за приключениями Шурика и напевает песню про зайцев. Автор этого "русского чуда" кинорежиссер Леонид Гайдай — при жизни не имел и десятой доли того признания со стороны киноведов и критиков, которое пришло к нему сегодня.
Дальше...
Письмо брату
Детство и юность Леонида прошли в Иркутске, в Глазковском предместье, в отчем доме по ул. Касьянова, 39. Леонид умел все: с азартом гонял мяч, переплывал в самом широком месте Иркут. Прекрасно ходил на лыжах. На Синюшиной горе прыгал с самого большого трамплина. С детства мечтал научиться играть на скрипке, но мама нашла только балалайку и отвела в клуб железнодорожников в оркестр народных инструментов.
Думаю, что лучше о себе Леонид расскажет сам. Вот что он писал брату Александру Иовичу 21 год тому назад Дальше...
Народный Гайдай Советского Союза или Бабуля, закурить не найдется?
Есть в нашей истории имена, которые не требуют никаких комментариев. Кто-то сказал, что умение смешить, возможно, самый редкий дар среди творческих людей. И, действительно, легче растрогать до слез или напугать. Количество трагиков всегда превышает число комиков, а королей смеха в кино, можно сосчитать по пальцам. Но история жизни этого короля смеха была не простой. Сегодня великому комедиографу исполнился бы 81 год... Дальше...
Сюжеты из старого дома в Глазково
30 января 2003 года исполняется 80 лет со дня рождения Леонида Иовича Гайдая -- известного киномастера, фильмы которого обладают магией неувядаемой молодости и любимы многими поколениями зрителей. В дни юбилея экраны кинотеатров и телевизоров запестрят знакомыми, вызывающими добрые улыбки названиями гайдаевских фильмов: а не взглянуть ли еще разок "Кавказскую пленницу", или "Ивана Васильевича", который "меняет профессию", или "Бриллиантовую руку", полную острот, шуток и вошедших в наш быт метких ироничных изречений... А знаменитая "троица", а "12 стульев", а "Операция "Кооперация", а "Не может быть!". Дальше...
|