Народный Гайдай Советского Союза или Бабуля, закурить не найдется?
Есть в нашей истории имена, которые не требуют никаких комментариев. Кто-то сказал, что умение смешить, возможно, самый редкий дар среди творческих людей. И, действительно, легче растрогать до слез или напугать. Количество трагиков всегда превышает число комиков, а королей смеха в кино, можно сосчитать по пальцам. Но история жизни этого короля смеха была не простой. Сегодня великому комедиографу исполнился бы 81 год...
Он родился в городе Свободный на Дальнем Востоке в семье железнодорожника, был третьим ребенком в семье после брата Александра и сестры Августы. Детство и юность Гайдая прошли в Чите и Иркутске. С детства он хотел стать актером, постоянно играл в постановках сразу двух драмкружков - школьного и клуба железнодорожников. По окончании школы устроился рабочим в областной Иркутский театр. В 1941 году он пошел служить в армию. Вскоре после начала Великой Отечественной войны Гайдая из Монголии перевели на Калининский фронт и направили в разведку, так как в школе он учил немецкий язык. В январе 1944 года рядовой Гайдай из взвода пешей разведки 1263-го стрелкового полка 38-й стрелковой дивизии был тяжело ранен и вышел из госпиталя инвалидом. В 1947 году он окончил театральную студию при Иркутском областном театре, несколько лет играл на сцене местного театра, а в 1949 году он поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Хотя в начале творческого пути Леонида Гайдая поддерживали такие мэтры советского кино, как Иван Пырьев и Михаил Ромм, судьба режиссера складывалась не так просто. Он долго искал свою манеру (сначала как актер), играл в ныне забытых фильмах: музыкальной комедии "Ляна", "Ветер", пока, наконец, получил право снять свою первую комедию "Жених с того света" (1958). И хотя всю жизнь Гайдай упрямо считал этот фильм самым наилучшим и любимым, он, как пишут очевидцы, "был явно пересолен шутками и переперчен эксцентрикой". А цензура после этого фильма назвала Гайдая "антисоветчиком". Однако в 1961 году вышел "Пес Барбос и необычный кросс", и режиссер, как говорится, проснулся знаменитым. Про антисоветчину забыли.
Именно в нем впервые появилась знаменитая троица Бывалый - Трус - Балбес. На волне успеха "Пса Барбоса" режиссер поставил новую короткометражку - "Самогонщики" с той же троицей. Тогда сразу стало понятно, что в наше кино пришел настоящий комедиограф с ярчайшим почерком. Но полнометражную комедию режиссеру удалось снять только в сорок лет. Это были "Деловые люди". Недавно ее снова показали по ТВ, и остается только диву даваться, как она спустя сорок лет сохранила удивительную свежесть и остроту. Конечно, кто-то скажет, что "виноваты" были прежде всего актеры-гении: Р. Плятт, Ю. Никулин, Г. Вицин, А. Смирнов. Но давайте вспомним последние ленты Гайдая, где снимались и Невинный, и Леонов, и Харатьян, и Пуговкин. Можно ли сравнить эти шумные, взбалмошные и, что греха таить, не очень остроумные "За спичками" или "Операцию-кооперацию" с уникальным дуэтом Плятта и Никулина в новелле про ревматизм в левом плече?! Я уже не говорю про "Операцию "Ы" и другие приключения Шурика" и "Кавказскую пленницу" с чудесным и преступно недооцененным артистом Александром Демьяненко в главных ролях! Даже самым завзятым фэнам западного кино нечего будет противопоставить шедеврам Гайдая "Брильянтовая рука" и "Иван Васильевич меняет профессию".
Гайдай умел снимать комедии как никто другой, хотя при жизни его чаще ругали, чем поощряли. Зависть коллег к Гайдаю была исключительно дружной и беспощадной. В это невозможно поверить, но великий комедиограф умер в 1993 году, не получив ни одной награды за свои шедевры, если не считать звание лауреата на Всесоюзном кинофестивале с расплывчатой формулировкой "за режиссуру комедий в 1972 году"…
Однако, не хочется заканчивать эту заметку печально. Поэтому в финале вспомним несколько забавных историй, которые случились на съемках фильмов любимого режиссера. Их запомнил и записал директор "Музея трех актеров" Владимир Цукерман.
История первая. ИЗЮМИНКА
Для отработки эпизода драки Шурика с Балбесом на рапирах пригласили даже преподавателя фехтования. Он учил их драться профессионально. Но Гайдай смотрел скучающим взглядом:
- Деретесь вы, конечно, хорошо, но все это тоскливо. У нас же комедия, надо искать изюминку.
Нашли. Гайдай предложил Шурику проткнуть Балбеса шпагой, и когда тот полезет за пазуху, то рука окажется в крови. Играет похоронная музыка. Балбес опечален. Оказывается, Шурик попал шпагой в бутылку, которую тот спрятал за пазуху. Бутылка разбилась, красное вино разлилось.
История вторая. СКЕЛЕТ
В ходе погони на складе Балбес натыкается на скелет. Было отыграно восемь вариантов. Победил один. Никулин сделал жест, непредусмотренный сценарием: сунул палец между челюстями, скелета, те щелкнули... Первые зрители - это обычно киномеханики студии, народ поднаторевший в кино- хохотали. Значит, получилось...
История третья. ГАЙДАЙ ЛОЖИТСЯ ПОД СОБАКУ
В новелле "Наваждение" в сцене, где Шурик и Лида, обалдевшие от экзаменов, идут вместе, читая один учебник, режиссер добавил новые кадры. Помните, собака-боксер, мимо которой движется парочка, удивленно смотрит ей вслед. Смешно. Но Гайдаю мало. Он ложится под собаку, командует оператору: "Снимай!" - а сам поднимает ей передние лапы, отчего плечи ее шевелятся. Получилось, что она как бы пожимает от удивления плечами, мол, ну и ну!
История четвертая. "Я ВСЕГДА ЗНАЮ, С КЕМ Я, ГДЕ И КОГДА..."
Леонид Гайдай очень любил стихотворение Ярослава Смелякова "Хорошая девочка Лида", читал его на вступительных экзаменах. Проходит двадцать лет, и идет это стихотворение в "Операцию "Ы" - Шурику, очкарику, студенту. Сочинял Гайдай сценарий с товарищами, мучился. Позвал из кухни жену, у которой там что-то жарилось. И все хором спросили: "Нина Павловна, а с вами бывает, что вы куда-то приходите и будто вы когда-то с кем-то здесь уже были?" Понятно, что ответила жена, переживавшая как бы на кухне, что не подгорело. Что ответила, то и вошло... в роль Наташи Селезневой: "Нет, у меня никогда так не бывает. Я всегда знаю, с кем я, где, и когда..."
А на закусь - "Нетленки". Вспомните и улыбнитесь.
Огласите весь список, пожалуйста!
Пробка - подарок из Африки.
Убью, студент!
Граждане, тунеядцы, алкоголики! Кто из вас хочет поработать?
Надо, Федя, надо!
Влип, очкарик.
Где этот чертов инвалид?
Вы не скажете, как пройти в библиотеку?
Бабуля, закурить не найдется?
Я на русалках больше заработаю.
Граждане новоселы! Внедряйте культурку: вешайте кубики на сухую штукатурку! Никакого абстракционизма, никакого модернизма. Сохраняет стены от сырости - вас от ревматизма. Налетай, торопись, покупай, живопись.
Так ведь кражи не будет - все уже украдено до нас.
Любимого режиссера вместе с вами вспоминала
Татьяна Ломе
(31.01.2004)
(C) NewsInfo
просмотров: 1251
Гайдай забраковал 22 Остапа
Когда Гайдай предложил «Госкино» экранизировать «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, ему велели подождать, пока Михаил Швейцер поставит «Золотого теленка». Чтобы не было простоя, Гайдай выпустил комедию «Бриллиантовая рука». Дальше...
ЗАЦЕПИН А. От великого до смешного. Воспоминания о Леониде Гайдае
В общении Гайдай был прекрасным, милым, добрым человеком. Но иногда я приходил на студию часов в пять-шесть вечера и видел: сидит монтажница, мрачная, с заплаканными глазами, и говорит мне: "Не спрашивай его ни о чем, у него сегодня дурное настроение". А я как раз принес эскизы музыки. Встречаю Гайдая, который явно не в духе. "Музыку принес?" Понимаю, что все будет не так, все будет плохо. "Нет, — говорю, — не принес. Не успел. Завтра будет". Дальше...
НИКУЛИН Ю. Почти серьезно.
Один из ассистентов Леонида Гайдая предложил мне попробоваться в короткометражной комедии "Пес Барбос и необычный кросс". Дальше...
"Фамильный жест" от Гайдая. От великого до смешного. Воспоминания о Леониде Гайдае
Режиссерский сценарий у Гайдая всегда был вдвое толще напечатанного. Кроме текста и диалогов в нем всегда были рисунки кадров. Иногда сделанные художником, иногда его собственные. Если кадров в картине было пятьсот–шестьсот, то рисунков в три–пять раз больше, потому что в каждом эпизоде были начало, различные его фазы и финал. В этих рисунках точно, но и очень забавно, почти карикатурно было нарисовано то, что предполагалось реализовать на экране. Все это придумывалось, разрабатывалось и выверялось длительное время. Гайдай всегда твердо знал, что и как нужно делать действующим лицам Дальше...
Невеселое дело — комедия. От великого до смешного. Воспоминания о Леониде Гайдае
Я думаю, у Леонида Иовича был дар великого сатирика. Но когда его мучили и убивали за картину "Жених с того света", когда из этой картины, которая шла полтора часа, оставили сорок семь минут, тогда в нем убивали, быть может, кинематографического Салтыкова-Щедрина или Свифта. Дальше...
Один из трех. От великого до смешного. Воспоминания о Леониде Гайдае
Нас свел Иван Александрович Пырьев в году, наверное, 1961-м. С моим соавтором и коллегой Морисом Слободским Гайдай был знаком и раньше — в 1958-м по сценарию Дыховичного и Слободского он снял комедию "Мертвое дело". Фильм получился замечательный, но был подвергнут жесточайшему разносу министра культуры Михайлова, сокращен вдвое, переименован в "Жених с того света" и в абсолютно кастрированном виде выпущен на экраны. Но даже после этого остался смешным. Гайдай на несколько лет был вынужден уйти из комедии, и о совместной работе в это время речь не заходила. Мы встретились у Пырьева в кабинете, начали беседовать, и уже через пятнадцать минут я понял, что это тот режиссер, о котором я мечтал Дальше...
И задача при нем…
В лице Леонида Гайдая советское кино, безусловно, вытянуло свой самый счастливый билет. К билету, однако, прилагалась задача. Совсем как у нерадивого изобретателя Дуба из «Операции Ы…»: «Билет номер такой-то и задача при нем…» Дальше...
15 лет без Гайдая
О смерти самого кассового комедиографа страны передал ТАСС, но похоронили народного артиста СССР не по рангу скромно: не на самом престижном кладбище столицы. Вроде бы даже денег на похороны поначалу не хватало. Впрочем, это не удивительно – на дворе были лихие 1990-е. Дальше...
«Дурик, зачем усы сбрил?»
Комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция «Ы», «Пес Барбос и необычайный кросс» посмотрели 600 миллионов человек.
В свое время они были самыми кассовыми. Фразы из кинофильмов: «Наши люди в булочную на такси не ездят», «Птичку жалко», «Дурик, ты зачем усы сбрил?» цитируют и сегодня. Если бы Гайдай был голливудским режиссером, он стал бы миллионером. А в Советском Союзе жил скромно, но весело. Ничего не скопил. Если появлялись деньги, он тут же просаживал их в автоматы. Даже авто сам не водил. За рулем, как правило, находилась его жена — актриса Нина Гребешкова.
Дальше...
Бульвар Гайдая
— В Глазково застраивается целый район, здесь будет квартал жилых домов и в центре — большой бульвар, — рассказывает бывший главный редактор Восточно-Сибирской студии кинохроники, а ныне преподаватель ИГУ Владимир Березин. — Мы обратились в городскую администрацию с предложением сделать здесь мемориальный комплекс в память режиссера. Почему-то в городе Свободном, где родился великий комедийный режиссер, уже установили памятник. И я видел эту скульптуру — она великолепная. А у нас до сих пор в память о Гайдае ничего нет, это несправедливо. Дальше...
Гайдаевский кросс длиною в 45 лет
Кинорежиссер Леонид Гайдай вполне мог не снять свою знаменитую короткометражку «Пес Барбос и необычный кросс», которой в нынешнем сентябре исполняется, ни много ни мало, 45 лет. Самое страшное, что тогда не появились бы на экранах ни «Самогонщики», ни «Операция «Ы», ни «Кавказская пленница», ни «Бриллиантовая рука» в том виде, в котором мы знаем и любим эти замечательные комедии. Не родилась бы легендарная троица Трус — Балбес — Бывалый, с которой в 60-е годы мало кто мог сравниться. Любимые киногерои страны! Весьма странно представить, что их могло бы не быть. Более того, обычный режиссер мог не стать всесоюзно любимым комедиографом. Дальше...
"Кавказской пленнице" — 40 лет
"Кавказская пленница", снятая Леонидом Гайдаем в 1966 году, в свое время побила все рекорды популярности советского кинопроката. А ведь перед выходом на экраны фильм чуть не зарезали, и только благодаря тому, что он очень понравился Брежневу, "Пленницу" смогли увидеть около 80 миллионов граждан СССР. Дальше...
Одноклассница Гайдая не любит его фильмы
Наталья Иннокентьевна Белых училась в 42-й школе в одном классе с будущим кинорежиссером Леонидом Гайдаем. Сейчас ей 81 год, но выглядит она прекрасно: подтянутая, стройная. В преклонном возрасте сохраняет ясный ум и хорошую память. Наталья Иннокентьевна признается, что фильмы Гайдая ей не очень нравятся. Она помнит его как одноклассника, а не как великого комедийного режиссера. Дальше...
Балбес, Трус и Бывалый родились на иркутском чердаке
Необыкновенно смешная и искрометная советская комедия "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" вышла на экраны страны в 1965 году. Именно с этого фильма начался настоящий успех кинорежиссера Леонида Гайдая. "Операция "Ы" — фильм на все времена, и сейчас, спустя несколько десятилетий, персонажей комедии Балбеса, Труса, Бывалого и самого Шурика знает вся страна.
Дальше...
Гайдай — отец Труса, Балбеса и Бывалого
Комедии, снятые Гайдаем, уже сейчас можно назвать бессмертными. Ушла в вечность эпоха, в которую они рождались, но новое поколение, плохо разбирающееся в реалиях советского времени, с огромным удовольствием наблюдает за приключениями Шурика и напевает песню про зайцев. Автор этого "русского чуда" кинорежиссер Леонид Гайдай — при жизни не имел и десятой доли того признания со стороны киноведов и критиков, которое пришло к нему сегодня.
Дальше...
Письмо брату
Детство и юность Леонида прошли в Иркутске, в Глазковском предместье, в отчем доме по ул. Касьянова, 39. Леонид умел все: с азартом гонял мяч, переплывал в самом широком месте Иркут. Прекрасно ходил на лыжах. На Синюшиной горе прыгал с самого большого трамплина. С детства мечтал научиться играть на скрипке, но мама нашла только балалайку и отвела в клуб железнодорожников в оркестр народных инструментов.
Думаю, что лучше о себе Леонид расскажет сам. Вот что он писал брату Александру Иовичу 21 год тому назад Дальше...
Сюжеты из старого дома в Глазково
30 января 2003 года исполняется 80 лет со дня рождения Леонида Иовича Гайдая -- известного киномастера, фильмы которого обладают магией неувядаемой молодости и любимы многими поколениями зрителей. В дни юбилея экраны кинотеатров и телевизоров запестрят знакомыми, вызывающими добрые улыбки названиями гайдаевских фильмов: а не взглянуть ли еще разок "Кавказскую пленницу", или "Ивана Васильевича", который "меняет профессию", или "Бриллиантовую руку", полную острот, шуток и вошедших в наш быт метких ироничных изречений... А знаменитая "троица", а "12 стульев", а "Операция "Кооперация", а "Не может быть!". Дальше...
|