НИКУЛИН Ю. Почти серьезно.
[...] Один из ассистентов Леонида Гайдая предложил мне попробоваться в короткометражной комедии "Пес Барбос и необычный кросс".
При первой же встрече, внимательно оглядев меня со всех сторон, Леонид Гайдай сказал:
— В картине три роли. Все главные. Это Трус, Бывалый и Балбес. Балбеса хотим предложить вам.
Кто- то из помощников Леонида Гайдая рассказывал потом:
— Когда вас увидел Гайдай, он сказал: "Ну, Балбеса искать не надо. Никулин — то, что нужно".
Гайдай на первый взгляд казался человеком сухим и неприветливым. Внутреннего человеческого контакта у нас не возникло.
Он не произвел на меня впечатления комедийного режиссера. Мне тогда казалось, что, если человек снимает комедию, он должен непременно и сам быть весельчаком, рубахой-парнем, все время сыпать анекдотами, шутками и говорить, конечно, только о комедии. А передо мной стоял совершенно серьезный человек. Худощавый, в очках, с немножко оттопыренными ушами, придающими ему забавный вид. [...]
В восемь утра мы начинали гримироваться. Особенного грима не требовалось. Накладывали только общий тон и приклеивали ресницы, которые предложил Гайдай.
— С гримом у вас все просто, — говорил Гайдай. — У вас и так смешное лицо. Нужно только деталь придумать. Пусть приклеят большие ресницы. А вы хлопайте глазами. От этого лицо будет выглядеть еще глупее. [...]
По ходу съемок придумал Гайдай и такой трюк: бежим от собаки, и по пути нам встречается шалаш. Пробегает сквозь шалаш Балбес, потом пробегает Бывалый, а затем Трус. Вбегает он в шалаш в брюках, а выбегает в трусах. Оборачивается с недоуменным выражением лица, как бы не понимая, что же произошло, и видит, что из шалаша выходит медведь и держит в лапах его брюки. Всем этот трюк показался смешным.
Когда же стали говорить о медведе с директором картины, тот заявил:
— Медведь?! Только через мой труп. Медведи сметой не предусмотрены. [...]
Нашей картине никакого значения на студии не придавали. Даже фотографа нам не выделили на съемку. Считали: снимается обычная короткометражка, ну и пусть себе снимается. Никто и не предполагал, что будущий десятиминутный фильм положит начало целой серии. [...]
Придумали и еще один эпизод. Бежим по дороге, вбегаем на косогор и с него прыгаем на шоссе. А на шоссе сидит маленькая сухонькая старушка, рядом с ней — большая корзина с яйцами. Первым прыгает с обрыва Бывалый. Он приземляется рядом с корзиной и бежит дальше. Вторым прыгает Трус, который тоже приземляется рядом с корзиной и исчезает. Старушка от страха и удивления обмирает. Третьим прыгает Балбес. Публика, как нам казалось, должна думать — ну, уж этот наверняка угодит в корзину с яйцами! Но нет, Балбес оказывается тоже рядом с корзиной. Отбежал он от старухи, оглянулся, увидел корзину с яйцами, вернулся, влез на косогор, снова спрыгнул вниз и теперь уже попал прямо в корзину.
На просмотре эти сцены вызывали у всех смех. [...]
Съемки закончились по плану, и теперь требовалось как можно скорее смонтировать картину, сдать ее руководству студии.
Наступила зима, я продолжал работать в цирке и время от времени звонил Гайдаю в монтажную.
— Режу, — говорил он, — режу. Так жалко, иногда до слез, но все-таки режу. Вырезал уже эпизод со стадом.
Я ахал. Как же так — прекрасная сцена, а ее вырезают. [...] Гайдай понимал — фильм должен смотреться на одном дыхании. Картина получилась короткой — девять минут сорок секунд — поэтому ее отлично смотрят и воспринимают.
Фильм приобрели все страны. [...] После выхода "Пса Барбоса" на экраны Леонид Гайдай стал признанным комедийным режиссером. [...]
Гайдай вместе с Бровиным написал сценарий фильма "Самогонщики". В лесу, в избушке, живут три алкоголика — самогонщика. Как напьются, так начинают издеваться над своей собакой. Собака не выдерживает и решает их проучить. Она выхватывает зубами из самогонного аппарата самую важную деталь — змеевик и выбегает из избушки. Значительная часть сценария строится на погоне. [...]
После съемки натуры работа над картиной продолжалась в павильоне "Мосфильма", где выстроили двухэтажную декорацию нашей избушки с погребом.
Иногда между нами и Гайдаем возникал спор. Мы по-разному видели некоторые трюки. Но Гайдай разрешал каждому сделать свой актерский дубль. И уже в просмотровом зале мы вместе отбирали лучшие варианты. Как правило, наши дубли, актерские, оказывались хуже.
К моему огорчению, "Самогонщики" на экране не имели такого успеха, как "Пес Барбос". Я думаю, что это вполне объяснимо. "Самогонщики" во многом строились на применении старых, уже использованных приемов. Кроме того, "Самогонщики" шли двадцать минут, а "Пес Барбос" длился около десяти и воспринимался как короткий анекдот. [...]
В своем следующем фильме "Операция “Ы” и другие приключения Шурика" Гайдай снова вернулся к нашей "тройке"... Картина состояла из трех новелл, объединенных одним героем — Шуриком. В новелле "Операция “Ы”" Шурик встречается с тремя жуликами, которых поручено играть нам.
Для эпизода "Бой на рапирах" (Балбес дерется с Шуриком) пригласили преподавателя фехтования, который учил нас драться на рапирах. После нескольких занятий мы дрались как заправские спортсмены. Показали бой Леониду Гайдаю. Он посмотрел со скучающим видом и сказал:
— Деретесь вы хорошо, но все это скучно, а должно быть смешно. У нас же комедия.
Стали искать смешные трюки. Гайдай придумал следующее: когда Шурик протыкает Балбеса шпагой и тот лезет рукой за пазуху, то рука у него оказывается в крови. Звучит похоронная музыка. У Балбеса — печальный вид. Он нюхает руку и вдруг понимает, что это не кровь, а вино. Оказывается, Шурик попал шпагой в бутылку, которую Балбес украл и спрятал за пазуху.
Мне фильм "Операция “Ы”" нравится, хотя, конечно, не все в нем равноценно.
После этой картины Гайдай изменил свое отношение к нашей "тройке".
— Больше отдельных фильмов с Балбесом, Трусом и Бывалым в главных ролях снимать не буду, — сказал он. — Хватит. "Тройка" себя изживает.
И в "Кавказской пленнице", следующей работе Гайдая, нас использовали лишь для оживления фильма.
Я скептически отнесся к сценарию картины и, сознаюсь, в успех ее не верил. Многое в сценарии мне казалось нарочитым. Но фильм получился. [...]
И наша "тройка", на мой взгляд, поработала прилично. [...]
Это был период нашего взлета и одновременно конец нашего совместного выступления на экране. Леонид Гайдай окончательно от нас отказался.
Когда авторы "Операции “Ы”" специально для меня написали комедийный сценарий "Бриллиантовая рука", в цирке мне дали отпуск на полгода. [...]
Сниматься у Леонида Гайдая я люблю. Само общение с этим режиссером, работа на съемочной площадке, репетиции доставляют радость.
Еще не подъехали операторы, реквизиторы, актеры, а на месте съемки уже мечется худощавая, чуть сутуловатая фигура Гайдая. Он примеривается, откуда будет появляться Папанов и куда побежит, спасаясь от него, Семен Семенович. Наконец группа на месте. После нескольких репетиций начинается съемка.
Кончается очередной дубль, и режиссер говорит операторам: "Стоп!" И уже по тому, как это произнесено, я знаю, понравился дубль Гайдаю или нет.
Работалось с Гайдаем легко, интересно. Он никогда не говорил: "Это будет смешно". А всегда как бы предполагал: "Это может быть смешно".
Иногда он звонил ночью:
— Юра, а что если мы попробуем в сцене взрыва сделать...
И мы долго говорили о сцене, которую предполагалось завтра снимать.
Леонид Иович — один из немногих режиссеров, которые точно могут показать, как надо играть актеру. Показывает все, вплоть до мимики, движений и интонаций. После показа становится ясно, чего хочет режиссер.
Усталые, едем мы после трудной натурной съемки. Сидим в машине, а Леонид Иович смотрит сценарий, отмечает снятые кадры и говорит мне:
— Завтра с утра снимаем семью Семена Семеновича и "Графа" в кафе. После ужина приходи ко мне в номер порепетировать. Подумай, какие смешные ситуации могут возникнуть за столом.
Утром мы приезжаем на съемку эпизода "Сцена в кафе". Гайдай сидит в уголке и делает пометки на полях сценария. Рядом его неизменный портфель, в котором всегда бутылка минеральной воды и пожелтевшая пластмассовая чашка, сопровождающая Гайдая на всех фильмах.
Идет подготовка к съемке. Устанавливают камеру, свет, застилают скатертью столик. Потом долго ищут детей, участвующих в съемке, которые без спросу убежали к морю. Только поправили грим актерам, оператор потребовал поднять на пять сантиметров стол, за которым мы сидим с Мироновым. Плотник набил под каждую ножку по деревянной плашке.
Снова провели репетицию. И тут ассистент режиссера заметил, что надо сменить цветы, которые Миронов подает Гребешковой, Цветы сменили. Пока меняли цветы, растаяло мороженое. Послали за ним человека. На это ушло еще двадцать минут. И вот наконец все готово: стол на нужной высоте, свежие цветы качаются в вазе, мороженое принесено. Включили свет, приготовились к съемке, Но за несколько часов подготовки мы настолько устали и разомлели на жаре, что потеряли нужное актерское состояние. И тогда в кадр врывается Гайдай. Он тормошит нас, громко говорит за каждого текст, подбадривает, поправляет у Миронова галстук, а у меня кепочку, и наконец мы слышим его энергичную команду:
— Мотор; начали!
К этому времени мы снова в форме и делаем все, как требуется. [...]
НИКУЛИН Ю. Почти серьезно. М., 1998.
просмотров: 810
Гайдай забраковал 22 Остапа
Когда Гайдай предложил «Госкино» экранизировать «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, ему велели подождать, пока Михаил Швейцер поставит «Золотого теленка». Чтобы не было простоя, Гайдай выпустил комедию «Бриллиантовая рука». Дальше...
ЗАЦЕПИН А. От великого до смешного. Воспоминания о Леониде Гайдае
В общении Гайдай был прекрасным, милым, добрым человеком. Но иногда я приходил на студию часов в пять-шесть вечера и видел: сидит монтажница, мрачная, с заплаканными глазами, и говорит мне: "Не спрашивай его ни о чем, у него сегодня дурное настроение". А я как раз принес эскизы музыки. Встречаю Гайдая, который явно не в духе. "Музыку принес?" Понимаю, что все будет не так, все будет плохо. "Нет, — говорю, — не принес. Не успел. Завтра будет". Дальше...
"Фамильный жест" от Гайдая. От великого до смешного. Воспоминания о Леониде Гайдае
Режиссерский сценарий у Гайдая всегда был вдвое толще напечатанного. Кроме текста и диалогов в нем всегда были рисунки кадров. Иногда сделанные художником, иногда его собственные. Если кадров в картине было пятьсот–шестьсот, то рисунков в три–пять раз больше, потому что в каждом эпизоде были начало, различные его фазы и финал. В этих рисунках точно, но и очень забавно, почти карикатурно было нарисовано то, что предполагалось реализовать на экране. Все это придумывалось, разрабатывалось и выверялось длительное время. Гайдай всегда твердо знал, что и как нужно делать действующим лицам Дальше...
Невеселое дело — комедия. От великого до смешного. Воспоминания о Леониде Гайдае
Я думаю, у Леонида Иовича был дар великого сатирика. Но когда его мучили и убивали за картину "Жених с того света", когда из этой картины, которая шла полтора часа, оставили сорок семь минут, тогда в нем убивали, быть может, кинематографического Салтыкова-Щедрина или Свифта. Дальше...
Один из трех. От великого до смешного. Воспоминания о Леониде Гайдае
Нас свел Иван Александрович Пырьев в году, наверное, 1961-м. С моим соавтором и коллегой Морисом Слободским Гайдай был знаком и раньше — в 1958-м по сценарию Дыховичного и Слободского он снял комедию "Мертвое дело". Фильм получился замечательный, но был подвергнут жесточайшему разносу министра культуры Михайлова, сокращен вдвое, переименован в "Жених с того света" и в абсолютно кастрированном виде выпущен на экраны. Но даже после этого остался смешным. Гайдай на несколько лет был вынужден уйти из комедии, и о совместной работе в это время речь не заходила. Мы встретились у Пырьева в кабинете, начали беседовать, и уже через пятнадцать минут я понял, что это тот режиссер, о котором я мечтал Дальше...
И задача при нем…
В лице Леонида Гайдая советское кино, безусловно, вытянуло свой самый счастливый билет. К билету, однако, прилагалась задача. Совсем как у нерадивого изобретателя Дуба из «Операции Ы…»: «Билет номер такой-то и задача при нем…» Дальше...
15 лет без Гайдая
О смерти самого кассового комедиографа страны передал ТАСС, но похоронили народного артиста СССР не по рангу скромно: не на самом престижном кладбище столицы. Вроде бы даже денег на похороны поначалу не хватало. Впрочем, это не удивительно – на дворе были лихие 1990-е. Дальше...
«Дурик, зачем усы сбрил?»
Комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция «Ы», «Пес Барбос и необычайный кросс» посмотрели 600 миллионов человек.
В свое время они были самыми кассовыми. Фразы из кинофильмов: «Наши люди в булочную на такси не ездят», «Птичку жалко», «Дурик, ты зачем усы сбрил?» цитируют и сегодня. Если бы Гайдай был голливудским режиссером, он стал бы миллионером. А в Советском Союзе жил скромно, но весело. Ничего не скопил. Если появлялись деньги, он тут же просаживал их в автоматы. Даже авто сам не водил. За рулем, как правило, находилась его жена — актриса Нина Гребешкова.
Дальше...
Бульвар Гайдая
— В Глазково застраивается целый район, здесь будет квартал жилых домов и в центре — большой бульвар, — рассказывает бывший главный редактор Восточно-Сибирской студии кинохроники, а ныне преподаватель ИГУ Владимир Березин. — Мы обратились в городскую администрацию с предложением сделать здесь мемориальный комплекс в память режиссера. Почему-то в городе Свободном, где родился великий комедийный режиссер, уже установили памятник. И я видел эту скульптуру — она великолепная. А у нас до сих пор в память о Гайдае ничего нет, это несправедливо. Дальше...
Гайдаевский кросс длиною в 45 лет
Кинорежиссер Леонид Гайдай вполне мог не снять свою знаменитую короткометражку «Пес Барбос и необычный кросс», которой в нынешнем сентябре исполняется, ни много ни мало, 45 лет. Самое страшное, что тогда не появились бы на экранах ни «Самогонщики», ни «Операция «Ы», ни «Кавказская пленница», ни «Бриллиантовая рука» в том виде, в котором мы знаем и любим эти замечательные комедии. Не родилась бы легендарная троица Трус — Балбес — Бывалый, с которой в 60-е годы мало кто мог сравниться. Любимые киногерои страны! Весьма странно представить, что их могло бы не быть. Более того, обычный режиссер мог не стать всесоюзно любимым комедиографом. Дальше...
"Кавказской пленнице" — 40 лет
"Кавказская пленница", снятая Леонидом Гайдаем в 1966 году, в свое время побила все рекорды популярности советского кинопроката. А ведь перед выходом на экраны фильм чуть не зарезали, и только благодаря тому, что он очень понравился Брежневу, "Пленницу" смогли увидеть около 80 миллионов граждан СССР. Дальше...
Одноклассница Гайдая не любит его фильмы
Наталья Иннокентьевна Белых училась в 42-й школе в одном классе с будущим кинорежиссером Леонидом Гайдаем. Сейчас ей 81 год, но выглядит она прекрасно: подтянутая, стройная. В преклонном возрасте сохраняет ясный ум и хорошую память. Наталья Иннокентьевна признается, что фильмы Гайдая ей не очень нравятся. Она помнит его как одноклассника, а не как великого комедийного режиссера. Дальше...
Балбес, Трус и Бывалый родились на иркутском чердаке
Необыкновенно смешная и искрометная советская комедия "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" вышла на экраны страны в 1965 году. Именно с этого фильма начался настоящий успех кинорежиссера Леонида Гайдая. "Операция "Ы" — фильм на все времена, и сейчас, спустя несколько десятилетий, персонажей комедии Балбеса, Труса, Бывалого и самого Шурика знает вся страна.
Дальше...
Гайдай — отец Труса, Балбеса и Бывалого
Комедии, снятые Гайдаем, уже сейчас можно назвать бессмертными. Ушла в вечность эпоха, в которую они рождались, но новое поколение, плохо разбирающееся в реалиях советского времени, с огромным удовольствием наблюдает за приключениями Шурика и напевает песню про зайцев. Автор этого "русского чуда" кинорежиссер Леонид Гайдай — при жизни не имел и десятой доли того признания со стороны киноведов и критиков, которое пришло к нему сегодня.
Дальше...
Письмо брату
Детство и юность Леонида прошли в Иркутске, в Глазковском предместье, в отчем доме по ул. Касьянова, 39. Леонид умел все: с азартом гонял мяч, переплывал в самом широком месте Иркут. Прекрасно ходил на лыжах. На Синюшиной горе прыгал с самого большого трамплина. С детства мечтал научиться играть на скрипке, но мама нашла только балалайку и отвела в клуб железнодорожников в оркестр народных инструментов.
Думаю, что лучше о себе Леонид расскажет сам. Вот что он писал брату Александру Иовичу 21 год тому назад Дальше...
Народный Гайдай Советского Союза или Бабуля, закурить не найдется?
Есть в нашей истории имена, которые не требуют никаких комментариев. Кто-то сказал, что умение смешить, возможно, самый редкий дар среди творческих людей. И, действительно, легче растрогать до слез или напугать. Количество трагиков всегда превышает число комиков, а королей смеха в кино, можно сосчитать по пальцам. Но история жизни этого короля смеха была не простой. Сегодня великому комедиографу исполнился бы 81 год... Дальше...
Сюжеты из старого дома в Глазково
30 января 2003 года исполняется 80 лет со дня рождения Леонида Иовича Гайдая -- известного киномастера, фильмы которого обладают магией неувядаемой молодости и любимы многими поколениями зрителей. В дни юбилея экраны кинотеатров и телевизоров запестрят знакомыми, вызывающими добрые улыбки названиями гайдаевских фильмов: а не взглянуть ли еще разок "Кавказскую пленницу", или "Ивана Васильевича", который "меняет профессию", или "Бриллиантовую руку", полную острот, шуток и вошедших в наш быт метких ироничных изречений... А знаменитая "троица", а "12 стульев", а "Операция "Кооперация", а "Не может быть!". Дальше...
|