Гайдаевский кросс длиною в 45 лет
Кинорежиссер Леонид Гайдай вполне мог не снять свою знаменитую короткометражку «Пес Барбос и необычный кросс», которой в нынешнем сентябре исполняется, ни много ни мало, 45 лет. Самое страшное, что тогда не появились бы на экранах ни «Самогонщики», ни «Операция «Ы», ни «Кавказская пленница», ни «Бриллиантовая рука» в том виде, в котором мы знаем и любим эти замечательные комедии. Не родилась бы легендарная троица Трус — Балбес — Бывалый, с которой в 60-е годы мало кто мог сравниться. Любимые киногерои страны! Весьма странно представить, что их могло бы не быть. Более того, обычный режиссер мог не стать всесоюзно любимым комедиографом.
А между тем после неудачи фильма «Трижды воскресший» Гайдаю, еще далекому от всесоюзной популярности, предложили снять фильм на историко-революционную тему. Вот это было действительно смешно. Режиссер предпочел тихо уехать к своим родителям, жившим в селе под Иркутском, и вот там-то на чердаке нашел старый номер газеты «Правда», в котором был напечатан стихотворный фельетон украинского сатирика Степана Олейника «Пес Барбос». Родилась идея — снять немую короткометражку, абсолютно эксцентрическую, в духе Чаплина, Линдера, Ллойда, только на отечественной почве.
Героям, советским рыбным браконьерам, которых в фельетоне звали Николами и Гаврилой, Леонид Иович придумал клички, сразу придав им беспроигрышную разницу характеров и типажей. Они стали Бывалым, Трусом и Балбесом. С Георгием Вициным Гайдай уже работал, поэтому довольно-таки быстро пригласил его на роль Труса. Бывалым могли стать Михаил Жаров, Игорь Ильинский, Иван Любезнов, Балбесом — Сергей Филиппов и Борис Новиков. Но режиссер Иван Пырьев, руководивший тогда «Мосфильмом», посоветовал Гайдаю обратить внимание на малоизвестного актера Евгения Моргунова, который молодым засветился в «Молодой гвардии» у Герасимова, а потом снимался без особого успеха. Действительно, Моргунов стал классическим Бывалым, а в дальнейшем очень быстро превратился в одного из главных толстяков страны (неслучайно сыграл даже в «Трех толстяках» по произведению Юрия Олеши). А вот Юрий Никулин появился в картине благодаря Вицину — именно тот направил мысли Гайдая в цирк на Цветном бульваре, где работал своеобразный клоун. Они встретились. Режиссер показался Никулину мрачноватым для комедиографа, а по поводу артиста-клоуна Гайдай изрек фразу, быстро ставшую легендарной и цитируемую до сих пор: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин — то, что нужно. И грим особый не понадобится. У него лицо и так глупое».
Снимали короткометражку в подмосковных Снегирях. Вставали в шесть утра, в восемь гримировались, в девять начинали съемку. Что было хорошо для артистов: в фильме не было ни слова, так что текст учить не пришлось, все строилось на трюках. Куда важнее было наладить хорошие взаимоотношения с псом Брехом, исполнявшим роль Барбоса. С Брехом очень серьезно работал дрессировщик, что не мешало псине срывать дубли. То «динамит» в кадре уронит, то в лес неожиданно убежит, то смотрит не туда, куда надо, а на дрессировщика или, того хуже, цапнет за ногу Моргунова. Кстати, в дальнейшем Евгений Моргунов с этой собакой не на шутку конфликтовал, они даже рычали друг на друга.
Ну и, конечно, песик периодически ногу поднимал у пенька, понятное дело, вместо того, чтобы выполнять приказы Гайдая и дрессировщика. А актеры знай себе бегали энное количество дублей. Кстати, именно во время бега возникли первые неувязки с троицей. По замыслу Вицин должен был вырываться вперед, но во время съемок Моргунов его все время обгонял, объясняя, что его «живот вперед несет». Моргунов уже тогда отличался непростым характером, в дальнейшем, после «Кавказской пленницы», его пути с Гайдаем разойдутся навсегда, хотя Никулин и Вицин продолжат сниматься у Леонида Иовича.
Многие трюки придумывались на ходу, но от очень многого приходилось по тем или иным причинам отказываться. Например, против появления в кадре медведя возражали инженеры по технике безопасности, и, вообще, содержание медведя было дорогим удовольствием. Тогда из цирка привезли чучело медведя, в которое влез сам Гайдай, но на съемках режиссер в медвежьей шкуре выглядел весьма фальшиво, и от косолапого отказались, оставив только кадр, где Вицин в ужасе выбегает из шалаша без брюк. Убрали и эпизод со стадом животных, где должны были фигурировать коровы, козы и быки. Так что «Веселых ребят» в данном случае не получилось.
Очень многое Гайдай вырезал при монтаже, в частности, сцену, где герои прыгают мимо корзинки с яйцами. Режиссер, по его образному выражению, плакал, но шел на такие жертвы, чтобы сделать короткометражку короткой и смешной. Такой она и получилась — девять минут, сорок секунд.
Фильм «Пес Барбос и необычный кросс», вошедший в киноальманах «Совершенно серьезно», приняли на ура. Отметили на международном кинофестивале в Сан-Франциско и Лондоне, его закупили более ста стран.
На гребне успеха Гайдай снял продолжение — короткометражку «Самогонщики», которая шла уже двадцать минут. Снимали там же, снова с троицей ВиНиМор и с тем же псом Брехом, которого потом заменила овчарка по кличке Рекс. Кстати, она тоже невзлюбила «противного» артиста Моргунова.
«Самогонщики», практически полностью повторившие по стилистике «Пса Барбоса», были встречены кинозрителями с меньшим восторгом. Гайдай посчитал, что миссия троицы в его биографии исчерпана, и начал снимать «Деловых людей» по новеллам О. Генри. Там были Никулин и Вицин, но не было Балбеса, Труса и Бывалого.
Но позднее сценаристы «Операции «Ы» Костюковский и Слободской уговорили Гайдая все же не расставаться с троицей, и легенда о том, что комедийную троицу не разлить водой, продолжила свое существование, герои продолжали жить в народном сознании отнюдь не по отдельности. Хотя в реальности у них практически не было точек соприкосновения.
Юрий Никулин чувствовал себя на особом положении, был не только автором многих трюков, но и исполнителем (он же клоун, ему по чину положено!). Моргунов ревновал Гайдая к Никулину, считая, что режиссер уделяет его партнеру непомерно много внимания. Георгий Вицин держался сам по себе, занимался йогой и, что страшно себе представить, не пил. Когда его спрашивали: «Третьим будешь?» — он обычно загадочно отвечал: «Я всегда четвертый» — и отказывался. Был, однако, и прогресс. В «Псе Барбосе» троица была немой, в «Самогонщиках» — запела, в «Операции «Ы» — заговорила.
Да, не мог, никак не мог режиссер Леонид Гайдай разобраться с троицей Вицин — Никулин — Моргунов, хотя он их породил, он их собирался и «убить». Как бы не так — случись это, зрители бы убили самого Гайдая. Гайдая, которому надоело к тому времени показывать на экранах браконьеров, жуликов, тунеядцев и законченных алкашей. Но они все равно лезли на первый план, никакого с ними не было сладу.
Первая Крымская
25.09.2006
Источник
просмотров: 617
Гайдай забраковал 22 Остапа
Когда Гайдай предложил «Госкино» экранизировать «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, ему велели подождать, пока Михаил Швейцер поставит «Золотого теленка». Чтобы не было простоя, Гайдай выпустил комедию «Бриллиантовая рука». Дальше...
ЗАЦЕПИН А. От великого до смешного. Воспоминания о Леониде Гайдае
В общении Гайдай был прекрасным, милым, добрым человеком. Но иногда я приходил на студию часов в пять-шесть вечера и видел: сидит монтажница, мрачная, с заплаканными глазами, и говорит мне: "Не спрашивай его ни о чем, у него сегодня дурное настроение". А я как раз принес эскизы музыки. Встречаю Гайдая, который явно не в духе. "Музыку принес?" Понимаю, что все будет не так, все будет плохо. "Нет, — говорю, — не принес. Не успел. Завтра будет". Дальше...
НИКУЛИН Ю. Почти серьезно.
Один из ассистентов Леонида Гайдая предложил мне попробоваться в короткометражной комедии "Пес Барбос и необычный кросс". Дальше...
"Фамильный жест" от Гайдая. От великого до смешного. Воспоминания о Леониде Гайдае
Режиссерский сценарий у Гайдая всегда был вдвое толще напечатанного. Кроме текста и диалогов в нем всегда были рисунки кадров. Иногда сделанные художником, иногда его собственные. Если кадров в картине было пятьсот–шестьсот, то рисунков в три–пять раз больше, потому что в каждом эпизоде были начало, различные его фазы и финал. В этих рисунках точно, но и очень забавно, почти карикатурно было нарисовано то, что предполагалось реализовать на экране. Все это придумывалось, разрабатывалось и выверялось длительное время. Гайдай всегда твердо знал, что и как нужно делать действующим лицам Дальше...
Невеселое дело — комедия. От великого до смешного. Воспоминания о Леониде Гайдае
Я думаю, у Леонида Иовича был дар великого сатирика. Но когда его мучили и убивали за картину "Жених с того света", когда из этой картины, которая шла полтора часа, оставили сорок семь минут, тогда в нем убивали, быть может, кинематографического Салтыкова-Щедрина или Свифта. Дальше...
Один из трех. От великого до смешного. Воспоминания о Леониде Гайдае
Нас свел Иван Александрович Пырьев в году, наверное, 1961-м. С моим соавтором и коллегой Морисом Слободским Гайдай был знаком и раньше — в 1958-м по сценарию Дыховичного и Слободского он снял комедию "Мертвое дело". Фильм получился замечательный, но был подвергнут жесточайшему разносу министра культуры Михайлова, сокращен вдвое, переименован в "Жених с того света" и в абсолютно кастрированном виде выпущен на экраны. Но даже после этого остался смешным. Гайдай на несколько лет был вынужден уйти из комедии, и о совместной работе в это время речь не заходила. Мы встретились у Пырьева в кабинете, начали беседовать, и уже через пятнадцать минут я понял, что это тот режиссер, о котором я мечтал Дальше...
И задача при нем…
В лице Леонида Гайдая советское кино, безусловно, вытянуло свой самый счастливый билет. К билету, однако, прилагалась задача. Совсем как у нерадивого изобретателя Дуба из «Операции Ы…»: «Билет номер такой-то и задача при нем…» Дальше...
15 лет без Гайдая
О смерти самого кассового комедиографа страны передал ТАСС, но похоронили народного артиста СССР не по рангу скромно: не на самом престижном кладбище столицы. Вроде бы даже денег на похороны поначалу не хватало. Впрочем, это не удивительно – на дворе были лихие 1990-е. Дальше...
«Дурик, зачем усы сбрил?»
Комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция «Ы», «Пес Барбос и необычайный кросс» посмотрели 600 миллионов человек.
В свое время они были самыми кассовыми. Фразы из кинофильмов: «Наши люди в булочную на такси не ездят», «Птичку жалко», «Дурик, ты зачем усы сбрил?» цитируют и сегодня. Если бы Гайдай был голливудским режиссером, он стал бы миллионером. А в Советском Союзе жил скромно, но весело. Ничего не скопил. Если появлялись деньги, он тут же просаживал их в автоматы. Даже авто сам не водил. За рулем, как правило, находилась его жена — актриса Нина Гребешкова.
Дальше...
Бульвар Гайдая
— В Глазково застраивается целый район, здесь будет квартал жилых домов и в центре — большой бульвар, — рассказывает бывший главный редактор Восточно-Сибирской студии кинохроники, а ныне преподаватель ИГУ Владимир Березин. — Мы обратились в городскую администрацию с предложением сделать здесь мемориальный комплекс в память режиссера. Почему-то в городе Свободном, где родился великий комедийный режиссер, уже установили памятник. И я видел эту скульптуру — она великолепная. А у нас до сих пор в память о Гайдае ничего нет, это несправедливо. Дальше...
"Кавказской пленнице" — 40 лет
"Кавказская пленница", снятая Леонидом Гайдаем в 1966 году, в свое время побила все рекорды популярности советского кинопроката. А ведь перед выходом на экраны фильм чуть не зарезали, и только благодаря тому, что он очень понравился Брежневу, "Пленницу" смогли увидеть около 80 миллионов граждан СССР. Дальше...
Одноклассница Гайдая не любит его фильмы
Наталья Иннокентьевна Белых училась в 42-й школе в одном классе с будущим кинорежиссером Леонидом Гайдаем. Сейчас ей 81 год, но выглядит она прекрасно: подтянутая, стройная. В преклонном возрасте сохраняет ясный ум и хорошую память. Наталья Иннокентьевна признается, что фильмы Гайдая ей не очень нравятся. Она помнит его как одноклассника, а не как великого комедийного режиссера. Дальше...
Балбес, Трус и Бывалый родились на иркутском чердаке
Необыкновенно смешная и искрометная советская комедия "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" вышла на экраны страны в 1965 году. Именно с этого фильма начался настоящий успех кинорежиссера Леонида Гайдая. "Операция "Ы" — фильм на все времена, и сейчас, спустя несколько десятилетий, персонажей комедии Балбеса, Труса, Бывалого и самого Шурика знает вся страна.
Дальше...
Гайдай — отец Труса, Балбеса и Бывалого
Комедии, снятые Гайдаем, уже сейчас можно назвать бессмертными. Ушла в вечность эпоха, в которую они рождались, но новое поколение, плохо разбирающееся в реалиях советского времени, с огромным удовольствием наблюдает за приключениями Шурика и напевает песню про зайцев. Автор этого "русского чуда" кинорежиссер Леонид Гайдай — при жизни не имел и десятой доли того признания со стороны киноведов и критиков, которое пришло к нему сегодня.
Дальше...
Письмо брату
Детство и юность Леонида прошли в Иркутске, в Глазковском предместье, в отчем доме по ул. Касьянова, 39. Леонид умел все: с азартом гонял мяч, переплывал в самом широком месте Иркут. Прекрасно ходил на лыжах. На Синюшиной горе прыгал с самого большого трамплина. С детства мечтал научиться играть на скрипке, но мама нашла только балалайку и отвела в клуб железнодорожников в оркестр народных инструментов.
Думаю, что лучше о себе Леонид расскажет сам. Вот что он писал брату Александру Иовичу 21 год тому назад Дальше...
Народный Гайдай Советского Союза или Бабуля, закурить не найдется?
Есть в нашей истории имена, которые не требуют никаких комментариев. Кто-то сказал, что умение смешить, возможно, самый редкий дар среди творческих людей. И, действительно, легче растрогать до слез или напугать. Количество трагиков всегда превышает число комиков, а королей смеха в кино, можно сосчитать по пальцам. Но история жизни этого короля смеха была не простой. Сегодня великому комедиографу исполнился бы 81 год... Дальше...
Сюжеты из старого дома в Глазково
30 января 2003 года исполняется 80 лет со дня рождения Леонида Иовича Гайдая -- известного киномастера, фильмы которого обладают магией неувядаемой молодости и любимы многими поколениями зрителей. В дни юбилея экраны кинотеатров и телевизоров запестрят знакомыми, вызывающими добрые улыбки названиями гайдаевских фильмов: а не взглянуть ли еще разок "Кавказскую пленницу", или "Ивана Васильевича", который "меняет профессию", или "Бриллиантовую руку", полную острот, шуток и вошедших в наш быт метких ироничных изречений... А знаменитая "троица", а "12 стульев", а "Операция "Кооперация", а "Не может быть!". Дальше...
|